Ответы на вопросы к зачету по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:26, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету по дисциплине "Культурология" с ответами

Работа содержит 1 файл

Культурология2.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

По мнению некоторых культурологов, существуют виды культуры, которые невозможно однозначно отнести только к материальной или духовной области. Они представляют собой «вертикальное сечение» культуры, пронизывающее всю ее систему. Это такие виды культуры, как экономическая, экологическая, эстетическая и др. Более того, материальная и духовная культура практически всегда присутствуют одновременно в конкретном объекте культуры и отнесение его к той или иной стороне зав 

   Задачи  культуры 

  1. Функции культуры.
 

- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.

- Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная

- Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется

- Коммуникативная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.

- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.

- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.

- Ценностная (Аксиологическая) Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.

- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.

- Потребительская  (релаксационная) Функция снятия стресса, напряжения. Долгое время эта функция недооценивалась. Форма трансляции познавательного социального опыта. 

  1. Теории  культурогенеза: историческая, трансцендентальная, игровая, социальная, инволюционная и  их сущность.

 

6) Трансцендентальная концепция: культура была превнесена из вне по средствам импульса или замысла (божественного). Разрабатывали ее Кант и Соловьев. Существует абсолютный Бог, который вкладываетсвой замысел к нам в подсознание. Игровая: самые глубокие пласты истории и культуры – игровые. В основе культуры игра и она присутствует во всех сферах. Она предложена И. Хейзингой. Социальная: нисколько труд, а умение организовать жизнь в коллективе по средствам языка и мышления. Разработана Малиновским. Эволюционная: неживая природа развиваясь дает живыю природу и та развиваясь приводит к возникновению человека. Историческая: Рассматриваются проблемы исторической типологии культуры. Главными для данной темы являются вопросы, что такое типологизация, какие критерии и принципы могут быть положены в ее основу, какое значение она имеет в научном исследовании культуры. Ключевые понятия этой темы - "культурно-исторический тип", "этническая", "национальная", "западная", "восточная культура", "европоцентризм". Типологизация - это причисление изучаемого предмета к какому-либо типу. Европоцентризм - это мировоззренческая установка, согласно которой Европа, присущий ей духовный уклад является центром мировой культуры и цивилизации, эталоном для всего остального мира. Культура как поступательный единый прогрессивный процесс. Рассматривалась Тайлером, Спенсером и Морганом. 

  1. Теории культурогенеза: формационная, гуманистически-демиургическая, космологическая, игровая, орудийно-трудовая, магическая и их сущность.

 Гуманистически-демилургическая: если человек сотворен по образу и подобию Бога, то он тоже должен иметь творческие начала, и поэтому культура может рассматриваться как 8 день творения. Предложил ее Бердяев. Орудийно-трудовая: необходимость трудиться привела к развитию языка и мышления. Труд является культурным источником. Разрабатывал эту концепцию Энгельс. Космологическая: культура возникла из космоса. В мире во вселенной рассеяны семена жизни из космоса (теория панспермии). Теория Вернадского. Магическая: возможность влияния на деятельность человека по средствам магии. В «золотой век» люди не разделяли реальный и идеальный мир, и поэтому они считали, что по средствам слов и действий могут повлиять на действия человека. Основана Фрейдом. Игровая: самые глубокие пласты истории и культуры – игровые. В основе культуры игра и она присутствует во всех сферах. Она предложена И. Хейзингой. В основе формационного подхода лежит понятие «общественно-экономическая формация» (почему подход и назван «формационным, которая призвана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производственных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан Марксом. К.Маркс разработал теорию общственно-экономических формаций. История человечества - это история формаций: Первобытно-общинный строй; Рабовладельческая; Феодальная; Капталистическая; Коммунистическая, к которой придет человечество в будущем. 
 

  1. Миф как явление культуры. Категории мифов.

   Мифы  этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) — это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, они часто слабо сакрализованы. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован. (отчего у медведя нет хвоста, как возник цветок Гиацинт и т. п.).

   Мифы  астральные — о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. п. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звёзды или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жён или сыновей жителей неба).

   Мифы  солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка. Луна и Солнцетипичные персонажи дуалистических мифов, построенных на противопоставлении мифологических символов, причём Луна (Месяц) большей частью маркирована отрицательно, а Солнце — положительно.

   Мифы  близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым.

   Мифы  героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя. 

  1. Культура  и природа. Концепции  натурализма. Энергетическая концепция культуры на примере теории пассионарности Л.Н Гумилева.
 

Этнос у Л.Н.Гумилева — понятие с  весьма эластичными и дрейфующими  понятийными границами. Поэтому  Гумилев, чтобы наиболее полно раскрыть этот смысл дает несколько определений, рассматривающих этнос с разных сторон. Этнос, как он считает не только исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, где термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле.

Этнос в более широком понятии это  явление, лежащее на границе биосферы и социосферы и имеющее весьма специальное назначение в строении биосферы Земли. То есть Гумилев рассматривает этнос как не только как социальное явление. Он пишет «Этнос — феномен биосферы или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической хронологией исторических событий»

   Дальше  Гумилев характеризует этнос  как устойчивый, естественно сложившийся  коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени, выделяющий себя из всех прочих коллективов.

Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной). Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников. 

Пассионарность  отдельного человека может сопрягаться  с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних  воздействий, являясь чертой психической  конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество, разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находятся в составе "толпы", определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса. 

В широком  смысле, пассионарность, — генетически  предопределённая количественная характеристика, определяющая способность индивида (и группы индивидов) потреблять и  перерабатывать энергию. 

  1. Культура и язык. Современная классификация языков
 
    1. генетическая  К. я. — по признаку родства, т. е. общего происхождения (см. Генеалогическая  классификация языков). Родство каких-либо языков признаётся доказанным, если обнаружено общее происхождение значительной части морфем этих языков, всех грамматических аффиксов (если они есть) и многих корней (в т. ч. в тех частях лексики, которые обычно отличаются особой устойчивостью: местоимения, названия некоторых частей тела, слова со значением «вода», «огонь», «солнце», «быть», «дать», «есть», «пить» и пр.)
    2. Типологическая К. я. (см. также Морфологическая классификация языков) возникла на основании данных морфологии независимо от генетической или пространственной близости, опираясь исключительно на свойства языковой структуры. Типологическая К. я. стремится охватить материал всех языков мира, отразить их сходства и различия и при этом выявить возможные языковые типы и специфику каждого языка или группы типологически сходных языков. Современная типологическая К. я. опирается на данные не только морфологии, но и фонологии, синтаксиса, семантики. Основанием для включения языка в типологическую К. я. является тип языка, то есть характеристика основополагающих свойств его структуры
 
  1. Культура  и цивилизация, их соотношения.

В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

Информация о работе Ответы на вопросы к зачету по культурологии