Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:26, шпаргалка
Вопросы к зачету по дисциплине "Культурология" с ответами
По мнению 
некоторых культурологов, существуют 
виды культуры, которые невозможно 
однозначно отнести только к материальной 
или духовной области. Они представляют 
собой «вертикальное сечение» культуры, 
пронизывающее всю ее систему. Это такие 
виды культуры, как экономическая, экологическая, 
эстетическая и др. Более того, материальная 
и духовная культура практически всегда 
присутствуют одновременно в конкретном 
объекте культуры и отнесение его к той 
или иной стороне зав 
   Задачи 
культуры 
- Основная (человекотворческая) Человек живет не в природе, а в культуре. В ней он сам себя познает. Здесь есть и моменты миропонимания, формирования, воспитания и социологизации человека. Иначе она еще называется преобразующей функцией, поскольку освоение и преобразование окружающей действительности являются фундаментальной потребностью человвеку.
- Информационная. Обеспечивает процесс культурной преемственности и различные формы исторического прогресса. Проявляется в закреплении результатов социокультурной деятельности, накоплении, хранении и систематизации информации. Особо оценивается представителями семиотического подхода к культуре. Знания о мире и о себе. Передача знаний, коммуникация. Выделяется специальная
- Познавательная функция. Потребность в ней вытекает из стремления любой культуры создать свою картину мира. Существуют как теоретические, так и практические формы познания, в результате которых человек получает новое знание о мире и самом себе. а также в связи с информационной выделяется
- Коммуникативная функция. Коммуникация - это процесс обмена информацией между людьми с помощью знаков и знаковых систем. Культура продуцирует конкретные правила и способы коммуникации.
- Нормативная (регулятивная или защитная функция) - является следствием необходимости поддержания определенного сбалансированного отношения человека и окружающей среды, как природной так и социальной. Также обусловлена необходимостью поддерживать равновесие и порядок в социуме, приводить в соответствие с общественными потребностями и интересами действия различных социальных групп и индивидов. Культура создает нормы - юридические, технические, этические, экологические и др. Устанавливает табу. Позволяет регулировать формы отношений. Законы, порядок. История нормативных актов - это часть исторической культуры.
- Знаковая Знаки - вербальные и невербальные системы образов культур народов. Их знание и прочтение - семиотическая функция.
- Ценностная (Аксиологическая) Культура показывает значимость или ценность того, что в одной культуре ценно, в другой таковым не является.
- Духовно-нравственная - воспитательные роли культуры.
- 
Потребительская 
(релаксационная) Функция снятия стресса, 
напряжения. Долгое время эта функция 
недооценивалась. Форма трансляции познавательного 
социального опыта. 
6) Трансцендентальная 
концепция: культура была превнесена 
из вне по средствам импульса или замысла 
(божественного). Разрабатывали ее 
Кант и Соловьев. Существует абсолютный 
Бог, который вкладываетсвой замысел к 
нам в подсознание. Игровая: самые 
глубокие пласты истории и культуры – 
игровые. В основе культуры игра и она 
присутствует во всех сферах. Она предложена 
И. Хейзингой. Социальная: нисколько 
труд, а умение организовать жизнь в коллективе 
по средствам языка и мышления. Разработана 
Малиновским. Эволюционная: неживая 
природа развиваясь дает живыю природу 
и та развиваясь приводит к возникновению 
человека. Историческая: Рассматриваются 
проблемы исторической типологии культуры. 
Главными для данной темы являются вопросы, 
что такое типологизация, какие критерии 
и принципы могут быть положены в ее основу, 
какое значение она имеет в научном исследовании 
культуры. Ключевые понятия этой темы 
- "культурно-исторический тип", "этническая", 
"национальная", "западная", 
"восточная культура", "европоцентризм". 
Типологизация - это причисление изучаемого 
предмета к какому-либо типу. Европоцентризм 
- это мировоззренческая установка, согласно 
которой Европа, присущий ей духовный 
уклад является центром мировой культуры 
и цивилизации, эталоном для всего остального 
мира. Культура как поступательный единый 
прогрессивный процесс. Рассматривалась 
Тайлером, Спенсером 
и Морганом. 
 Гуманистически-
 
Мифы этиологические (букв. «причинные», т. е. объяснительные) — это мифы, объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. В принципе, этиологическая функция присуща большинству мифов и специфична для мифа как такового. Практически под этиологическими мифами понимаются прежде всего рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Подобные мифы широко распространены у первобытных народов, они часто слабо сакрализованы. Как особую разновидность этиологических мифов можно выделить мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия. В случае эзотеричности культового мифа, он может быть сильно сакрализован. (отчего у медведя нет хвоста, как возник цветок Гиацинт и т. п.).
Мифы астральные — о Звёздах и планетах. В архаических мифологических системах звёзды или целые созвездия часто представляют в виде животных, реже деревьев, в виде небесного охотника, преследующего зверя, и т. п. Ряд мифов заканчивается перемещением героев на небо и превращением их в звёзды или, напротив, изгнанием с неба не выдержавших испытания, нарушивших запрет (жён или сыновей жителей неба).
Мифы солярные и лунарные в принципе являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа и жены, реже родителя и ребёнка. Луна и Солнцетипичные персонажи дуалистических мифов, построенных на противопоставлении мифологических символов, причём Луна (Месяц) большей частью маркирована отрицательно, а Солнце — положительно.
Мифы близнечные — о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев. Истоки близнечных мифов прослеживаются в представлениях о неестественности близнечного рождения, которое у большинства народов мира считалось уродливым.
   Мифы 
героические фиксируют важнейшие моменты 
жизненного цикла, строятся вокруг биографии 
героя и могут включать его чудесное рождение, 
испытания со стороны старших родичей 
или враждебных демонов, поиски жены и 
брачные испытания, борьбу с чудовищами 
и другие подвиги, смерть героя. 
Этнос у Л.Н.Гумилева — понятие с весьма эластичными и дрейфующими понятийными границами. Поэтому Гумилев, чтобы наиболее полно раскрыть этот смысл дает несколько определений, рассматривающих этнос с разных сторон. Этнос, как он считает не только исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией, где термин «этническая общность» близок понятию «народ» в этнографическом смысле.
Этнос в более широком понятии это явление, лежащее на границе биосферы и социосферы и имеющее весьма специальное назначение в строении биосферы Земли. То есть Гумилев рассматривает этнос как не только как социальное явление. Он пишет «Этнос — феномен биосферы или системная целостность дискретного типа, работающая на геобиохимической энергии живого вещества, в согласии с принципом второго начала термодинамики, что подтверждается диахронической хронологией исторических событий»
Дальше Гумилев характеризует этнос как устойчивый, естественно сложившийся коллектив особей, противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени, выделяющий себя из всех прочих коллективов.
Пассионарность 
- это характерологическая 
Пассионарность 
отдельного человека может сопрягаться 
с любыми способностями: высокими, средними, 
малыми; она не зависит от внешних 
воздействий, являясь чертой психической 
конституции данного человека; она 
не имеет отношения к этике, одинаково 
легко порождая подвиги и преступления, 
творчество, разрушения, благо и зло, исключая 
только равнодушие; она не делает человека 
"героем", ведущим "толпу", ибо 
большинство пассионариев находятся в 
составе "толпы", определяя ее потентность 
в ту или иную эпоху развития этноса. 
В широком 
смысле, пассионарность, — генетически 
предопределённая количественная характеристика, 
определяющая способность индивида 
(и группы индивидов) потреблять и 
перерабатывать энергию. 
В культурологии существует довольно сильное течение, противопоставляющее культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эти традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».
В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.
Информация о работе Ответы на вопросы к зачету по культурологии