Ответы на вопросы к зачету по культурологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:26, шпаргалка

Описание работы

Вопросы к зачету по дисциплине "Культурология" с ответами

Работа содержит 1 файл

Культурология2.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

Вопросы к зачету для потока М1 2009 – 2010 уч. г.

Культурология

  1. Культурология как наука, ее цели, задачи и структура. Объект и предмет культурологии.
  2. Место культурологии в системе других наук. Методы культорологических исследований.
  3. Становление и определение понятия «культура». Характеристика научных подходов к определению и пониманию культуры.
  4. Формы культуры и задачи культуры.
  5. Функции культуры.
  6. Теории культурогенеза: историческая, трансцендентальная, игровая, социальная, инволюционная и их сущность.
  7. Теории культурогенеза: формационная, гуманистически-демиургическая, космологическая, игровая, орудийно-трудовая, магическая и их сущность.
  8. Миф как явление культуры. Категории мифов.
  9. Культура и природа. Концепции натурализма. Энергетическая концепция культуры на примере теории пассионарности Л.Н Гумилева.
  10. Культура и язык. Современная классификация языков.
  11. Культура и цивилизация, их соотношения.
  12. Процессы инкультурации и социализации. Культурная идентичность.
  13. Культура и наука. Классический, неклассический и постнеклассический этапы развития науки.
  14. Культура и религия. Ранние формы религии (анимизм, фетишизм, тотемизм, магия). Мировые и национальные религии.
  15. Историческая, формационная и цивилизационная типологии культур. Теория «вызова-и-ответа» А. Тойнби.
  16. Коммуникативная и линейная типология культур. Понятие и сущность «осевого времени» К. Ясперса.
  17. Традиционные и модернизированные культуры. Западный и восточный типы культур.
  18. Элитарная культура. Массовая культура. Китч.
  19. Доминирующая культура, ее сущность и исторические образцы. Субкультура, ее отличительные черты. Контркультура, ее место и роль в обществе.
  20. Мировая, национальная и этническая культуры.
  21. Место и роль России в мировом пространстве культуры. Поликультурность России.
  22. Основные этапы развития отечественной культуры.
  23. Циклическая модель (форма) динамики культуры. Инверсионная и волновая разновидности.
  24. Линеарная модель (форма) динамики культуры (эволюционизм, реверсивность, девиантность).
  25. Социально-синергетическая модель (форма) динамики культуры.
  26. Типы и факторы культурной динамики.
  27. Понятие «межкультурная коммуникация», ее уровни и виды.
  28. Аккультурация и ее основные формы. Стресс аккультурации.
  29. Стереотипы, предрассудки и конфликты в межкультурной коммуникации.
  30. Толерантность как результат кросскультурной коммуникации.
  31. Актуальные черты развития культуры на современном этапе.
  32. Постмодернизм.
  33. Предпосылки возникновения и сущность культурной универсализации, ее положительные и отрицательные стороны.

 

  1. Культурология как наука, ее цели, задачи и структура. Объект и предмет  культурологии.
 

   Культурология (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука о культуре, изучающая  наиболее общие закономерности ее развития.

   Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности

   В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение  наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.

   Оформилась  в самостоятельную дисциплину культурология  в XX веке.

   Термин  «культурология» был предложен  в 1946 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения  новой научной дисциплины как  самостоятельной науки в комплексе  социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии, культуры и искусствоведения.

   Культурология является общетеоретической дисциплиной, представляет собой синтез различных областей гуманитарного знания. Ее предмет во многом определяется как методологическими принципами, используемыми  для изучения различных аспектов культуры, так и эмпирическим материалом различных явлений культуры. Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления. Присутствующие во всех известных культурах человечества.

   Задачи  и цели:

   Основные  задачи:

    • Наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности. Содержания, признаков и функций;
    • Изучение генезиса культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре;
    • Определение места и роли человека в культурных процессах;
    • Разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры;
    • Взаимодействие с другими науками, изучающих культуру;
    • Изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры;
    • Исследование развития отдельных культур.

   Цели:

    • Изучение культуры, на основе которой формируется ее понимание.
    • Анализ фактов культуры, составляющих в совокупности систему культурных феноменов;
    • Анализ связей между элементами культуры;
    • Анализ динамики культурных систем;
    • Способы производства и усвоения культурных феноменов;
    • Культурные коды и коммуникации между ними

   Предмет культурологии, ее задачи и цели определяют лишь общие контуры культурологии как науки. Каждый из них в свою очередь требует более углубленного исследования, чем занимаются отдельные структурные разделы культурологии. 
 

   Объект  и предмет культурологии 

    Закономерности становления и развития различных субъектов культуры, сущность и содержание процессов сохранения, трансляции, освоения и изменения традиций, ценностей, норм. Предметная область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологич. подхода, включает условия и механизмы оптимизации культур, процессов на общенациональном. уровне (в рамках государственной культур, политики); региональном (в деятельности территориальных органов управления и учреждений культуры и досуга); на уровне социально-культур. общности (в форме непосредственного руководства процессами становления и развития самодеятельных групп, объединений, клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными задачами специалиста, работающего в сфере прикладной культурологии, является создание условий для саморазвития культур, жизни, поддержка приоритетных направлений и видов культур, деятельности, имеющих общественную и личностную значимость, способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной, политич. жизни, развитию ист., экологической культуры личности, созданию духовно насыщенного "культур, пространства" как естественной среды становления и развития человека. 

  1. Место культурологии в  системе других наук. Методы культорологических исследований.

   Методы  культурологии 

   - Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.

   - Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.

   - Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.

   - Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.

   - Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.

   - Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.

   - Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.

   - Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.

    3.Становление и определение понятия «культура». Характеристика научных подходов к определению и пониманию культуры. 

   Понятие «культура» является центральным в  социальной и культурной антропологии. Это понятие в его современном значении начало применяться в Европе в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей, как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье. В этот период волна географических экспансий, как неоднократно бывало и прежде в истории, привела к обострению интереса людей к сравнению собственных культурных ценностей, стереотипов, образа жизни с теми, что свойственны другим странам; к дискуссиям о правомерности культурного многообразия.  

   Со  второй половины XIX в. понятие «культура» постепенно приобретает статус научной (а не только философской) категории. Оно практически утрачивает прогрессивистский оценочный оттенок, индуцированный идеями Просвещения, и перестает означать «высокий» уровень развития общества. Понятие «культура» стало пересекаться с категориями цивилизации, общественно-экономической формации, глобальной регионолизации. Его стали определять как «биологически ненаследуемую память человечества»; через системы локальных стереотипов поведения и представлений, через наборы антропологических и «эволюционных» универсалий и т

   В XX в. из научных представлений о культуре уходят обертоны романтизма, придающие  им сопутствующие значения уникальности, творческого порыва, духовности, освобождения от бремени повседневности. Как отмечал  Ж- П. Сартр, культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она — дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней он узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо.  

  1. Формы культуры и задачи культуры.
 

Материальная  культура основана на рациональном, репродуктивном типе деятельности, выражается в объективно-предметной форме, удовлетворяет первичной потребности человека. 

Состав  материальной культуры:

• культура труда (техника и орудия труда, источники  энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);

• культура повседневности – материальная сторона  человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);

• культура топоса или места поселения (тип  жилища, структура и особенности населенных пунктов). 

Духовная  культура основана на рациональном, творческом типе деятельности, выражается в субъективной форме, удовлетворяет вторичные потребности человека. 

Состав  духовной культуры:

• религиозная  культура (систематизированные религиозные учения, традиционные конфессии и деноминации, современные культы и учения, этнографическая религиозность);

• нравственная культура (этика как теоретическое  осмысление нравственности, мораль как  общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);

• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);

• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);

• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);

• интеллектуальная культура (философия, история, наука).

Следует обратить внимание, что к понятию  «духовная культура» относятся  и материальные объекты, включающие в себя мир духовной культуры: библиотеки, музеи, театры, кинотеатры, концертные залы, учебные заведения, суды и пр.  

Информация о работе Ответы на вопросы к зачету по культурологии