Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:26, шпаргалка
Вопросы к зачету по дисциплине "Культурология" с ответами
Вопросы к зачету для потока М1 2009 – 2010 уч. г.
Культурология
Культурология (лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание; др.-греч. λόγος — мысль, причина) — наука о культуре, изучающая наиболее общие закономерности ее развития.
Культурология — наука, изучающая сущность, функционирование и развитие культуры, как специфический человеческий способ жизнедеятельности
В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов ее функционирования, а также анализ феномена культуры как системы.
Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке.
Термин
«культурология» был предложен
в 1946 году известным американским антропологом
Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения
новой научной дисциплины как
самостоятельной науки в
Культурология является общетеоретической дисциплиной, представляет собой синтез различных областей гуманитарного знания. Ее предмет во многом определяется как методологическими принципами, используемыми для изучения различных аспектов культуры, так и эмпирическим материалом различных явлений культуры. Это означает, что предметом культурологии является совокупность вопросов происхождения, функционирования и развития культуры как специфически человеческого способа жизни, отличного от мира живой природы. Она призвана изучать наиболее общие закономерности развития культуры, формы ее проявления. Присутствующие во всех известных культурах человечества.
Задачи и цели:
Основные задачи:
Цели:
Предмет
культурологии, ее задачи и цели определяют
лишь общие контуры культурологии как
науки. Каждый из них в свою очередь требует
более углубленного исследования, чем
занимаются отдельные структурные разделы
культурологии.
Объект и предмет культурологии
Закономерности
становления и развития различных субъектов
культуры, сущность и содержание процессов
сохранения, трансляции, освоения и изменения
традиций, ценностей, норм. Предметная
область, подлежащая изучению и регулированию
в рамках культурологич. подхода, включает
условия и механизмы оптимизации культур,
процессов на общенациональном.
уровне (в рамках государственной культур,
политики); региональном (в деятельности
территориальных органов управления и
учреждений культуры и досуга); на уровне
социально-культур.
общности (в форме непосредственного
руководства процессами становления и
развития самодеятельных групп, объединений,
клубов, ассоциаций, движений). Профессиональными
задачами специалиста, работающего в сфере
прикладной культурологии, является создание
условий для саморазвития культур, жизни,
поддержка приоритетных направлений и
видов культур, деятельности, имеющих
общественную и личностную значимость,
способствующих оптимизации худ., духовно-нравственной,
политич. жизни, развитию ист., экологической
культуры личности, созданию духовно насыщенного
"культур, пространства" как естественной
среды становления и развития человека.
Методы культурологии
- Диахронический - требует изложения явлений, фактов, событий мировой и отечественной культуры в хронологической последовательности.
- Синхронистический - исследование, в т.ч. сравнительное, связанное с изучением объектов в одном выбранном промежутке времени без обращения к исторической перспективе, но с разных сторон.
- Сравнительный - область культурологических исследований, которая занимается историческим изучением двух или нескольких национальных культур в процессе взаимодействия, взаимовлияния, установление закономерностей, их своеобразия и сходства. Раскрываются в основном внешние связи культуры, обращенные к инонациональной сфере, выявляются общее и особенное в нац. культуре.
- Археологический - совокупность материальных предметов, добытых в результате раскопок. Она дает возможность археологу делать выводы об общем состоянии культуры.
- Типологический - метод предполагает изучение структур системы культуры путем восхождения от абстрактного к конкретному и выявления на этой основе типологической близости и историко-культурного процесса.
- Биографический - в литературоведении истолкование литературы как отражение биографии и особенностей личности писателя. Впервые этот метод применил фр. Критик Ш.О. Сент-Бёв. Абсолютизация этого метода может привести к умалению роли духовно-исторической атмосферы, стиля эпохи, влияния традиции. В научном литературоведении - один из принципов исследования. Особенности данного метода - в работе с текстами.
- Семиотический - метод, основанный на учении о знаках, позволяет изучить знаковую структуру (систему) текста или любого другого культурного объекта.
- Психологический - подход, который ориентирует исследователя на изучение субъективных механизмов деятельности культуры, индивидуальных качеств, бессознательные психические процессы. Этот метод очень важен при исследованиях особенностей национальных культур.
3.Становление
и определение понятия
«культура». Характеристика
научных подходов к
определению и пониманию
культуры.
Понятие
«культура» является центральным в
социальной и культурной антропологии.
Это понятие в его современном
значении начало применяться в Европе
в XVIII в. благодаря работам таких мыслителей,
как Дж. Вико, И. Г. Гердер, Ш. Монтескье.
В этот период волна географических экспансий,
как неоднократно бывало и прежде в истории,
привела к обострению интереса людей к
сравнению собственных культурных ценностей,
стереотипов, образа жизни с теми, что
свойственны другим странам; к дискуссиям
о правомерности культурного многообразия.
Со второй половины XIX в. понятие «культура» постепенно приобретает статус научной (а не только философской) категории. Оно практически утрачивает прогрессивистский оценочный оттенок, индуцированный идеями Просвещения, и перестает означать «высокий» уровень развития общества. Понятие «культура» стало пересекаться с категориями цивилизации, общественно-экономической формации, глобальной регионолизации. Его стали определять как «биологически ненаследуемую память человечества»; через системы локальных стереотипов поведения и представлений, через наборы антропологических и «эволюционных» универсалий и т
В XX в.
из научных представлений о
Материальная
культура основана на рациональном,
репродуктивном типе деятельности, выражается
в объективно-предметной форме, удовлетворяет
первичной потребности человека.
Состав материальной культуры:
• культура труда (техника и орудия труда, источники энергии, производственные сооружения, системы коммуникаций и энергетическая инфраструктура);
• культура повседневности – материальная сторона человеческого быта (одежда, мебель, утварь, бытовая техника, коммунальное хозяйство, пища);
• культура
топоса или места поселения (тип
жилища, структура и особенности
населенных пунктов).
Духовная
культура основана на рациональном,
творческом типе деятельности, выражается
в субъективной форме, удовлетворяет вторичные
потребности человека.
Состав духовной культуры:
• религиозная
культура (систематизированные
• нравственная культура (этика как теоретическое осмысление нравственности, мораль как общественное ее выражение, нравственность как личностная норма);
• правовая культура (судопроизводство, законодательство, исполнительная система, законопослушание);
• политическая культура (традиционный политический режим, идеология, нормы взаимодействия субъектов политики);
• педагогическая культура (идеалы и практика образования и воспитания);
• интеллектуальная культура (философия, история, наука).
Следует
обратить внимание, что к понятию
«духовная культура» относятся
и материальные объекты, включающие
в себя мир духовной культуры: библиотеки,
музеи, театры, кинотеатры, концертные
залы, учебные заведения, суды и пр.
Информация о работе Ответы на вопросы к зачету по культурологии