Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 02:26, шпаргалка
Вопросы к зачету по дисциплине "Культурология" с ответами
Коммуникативная(маклюэн) - основывается на идее, что средоточием культуры являются средства общения.
Выделяются:
Дописьменный - передача опыта устной
речью; ритуалы, пророчества, гадания.(слух)
Письменный(4 в. до н.э.) - письмо, опирающееся
на разные языки, разные культурные традиции
и формы духовной культуры; изобретение
книгопечатания, развитие техники и промышленной
революции.(зрение)
Информационный(экранный) - господство
электроники, средств массовой коммуникации,
переход от книги к экрану.(глобальное
объятие)
Линейная типология Ясперса основанная
на идее "осевого времени"(осевое
время фиксирует момент в мировой истории
6 в. до н.э.).Он настаивает на идее единства
мирового исторического процесса."Осевое
время" культуры по Ясперсу-это своего
рода "центр" истории; основывается
на вере, объединяющей всё человечество(Я
сперс убеждён-философская вера, рождение-800
и 200 гг. до н.э.).Разделяет всю историю на
3 периода:
Доисторический(первобытный) - доосевой
тип(завершился в конце 6 в. до н.э.), человек
не выделял себе из природы, осваивал язык,
объединение и общение людей, начало формиролвания
шумерской, египетской, эгейской культур
древности.
Исторический - осевой - заложены основвы
научных и философских знаний, искусства,
мировой религии; постижение человека
себя как личности.
Мировая история - единая мировая культура.
Элитарная культура– это творческий авангард, лаборатория искусства, где постоянно создаются новые виды и формы искусства. Её ещё называют высокой культурой, т.к. она создаётся элитой общества, либо по её заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия её среднеобразованным человеком, широкими массами. Творцы элитарной культуры как правило и не рассчитывают на широкую аудиторию. Чтобы понимать эти произведения надо владеть особым языком искусства. Так, произведения абстракционистов в виде цветовых композиций сложны для восприятия человеком, не знакомым с законами живописи, символическими цветовыми образами. Девиз элитарной культуры “Искусство ради искусства”. В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).
Массовая культура– это культура общедоступная, которая не выражает изысканных вкусов аристократов или духовных поисков народа. Наибольший её размах начинается с середины XX века, когда средства массовой информации проникли в большинство стран. Это искусство для каждого и оно обязано учитывать вкусы и запросы потребителей, которые платят своими деньгами за его коммерческую выгодность. Как правило, массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная и народная. Она быстро меняется, подвержена моде и реагирует на любое новое событие. В ней много подражательного, стандартизированного, она черпает свои сюжеты в элитарной и народной культуре, но основана на стереотипах. Если для представителей элитарной культуры основным стремлением является полное самовыражение и художественное воплощение своих идей, то для творцов массовой культуры важным является коммерческая выгода, прибыльность того или иного произведения.
Китч
(нем. Kitsch), кич — термин, обозначающий
одно из явлений массовой культуры, синоним
псевдоискусства, в котором основное внимание
уделяется экстравагантности внешнего
облика, крикливости его элементов. Особое
распространение получил в различных
формах стандартизованного бытового украшения.
Как элемент массовой культуры — точка
максимального отхода от элементарных
эстетических ценностей и одновременно
— одно из наиболее агрессивных проявлений
тенденций примитивизации и опошления
в популярном искусстве.
19.Доминирующая
культура, ее сущность
и исторические образцы.
Субкультура, ее отличительные
черты. Контркультура,
ее место и роль в обществе.
Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества, называется господствующей, или доминирующей, культурой.
Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости от того, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.
Этническая
культура — совокупность черт культуры,
касающихся преимущественно обыденной
жизнедеятельности, бытовой культуры.
Она имеет ядро и периферию. Этническая
культура включает орудия труда, нравы,
обычаи, нормы обычного права, ценности,
постройки, одежду, пищу, средства передвижения,
жилище, знания, верования, виды народного
искусства. Специалисты различают в этнической
культуре два слоя:
• исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами;
• исторически
поздний (верхний), состоящий из новообразований,
современных культурных явлений.
Структура национальной культуры сложнее этнической.
Национальная
культура включает наряду с традиционно-бытовой,
профессиональной и обыденной также специализированные
области культуры. А поскольку нация охватывает
общество, а общество имеет стратификацию
и социальную структуру, то понятие национальной
культуры охватывает субкультуры всех
больших групп, которых может не быть у
этнической. Более того, этнические культуры
входят в состав национальной. Взять такие
молодые нации, как США или Бразилию, прозванные
этническими котлами. Американская национальная
культура крайне гетерогенна, она включает
ирландскую, итальянскую, немецкую, китайскую,
японскую, мексиканскую, русскую, еврейскую
и другие этнические культуры. Большинство
современных национальных культур полиэтничны.
Возникновение
контркультуры на самом деле —
явление вполне обычное и распространенное.
Доминирующая культура, которой противостоит
контркультура, упорядочивает только
часть символического пространства данного
общества. Она не способна охватить все
многообразие явлений. Оставшееся делят
между собой суб- и контр культуры. Те и
другие крайне важны доминирующей культуре,
хотя на одних она смотрит с недоверием,
а на других — с враждебностью. Контркультурами
были раннее христианство в начале новой
эры, затем религиозные секты, позже средневековые
утопические коммуны, а затем идеология
большевиков.
В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема "официальной" культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. То есть субкультура — это подкультура или культура в культуре.
Под субкультурой
часто понимается культура какой-либо
социальной или демографической
группы; выделяются также субкультуры
основных этапов жизненного цикла: детская,
молодежная, культура пожилых.
Этническая
культура — совокупность черт культуры,
касающихся преимущественно обыденной
жизнедеятельности, бытовой культуры.
Этническая культура — это культура людей,
связанных между собой общностью происхождения
(кровным родством) и совместно осуществляемой
хозяйственной деятельностью, единством,
так сказать, «крови и почвы», почему она
и меняется от одной местности к другой.
Местная ограниченность, жесткая локализация,
обособление в сравнительно узком социальном
пространстве (племя, община, этническая
группа) — одна из основных черт этой культуры.
В ней господствует сила традиции, привычки,
раз и навсегда принятых обычаев, передающихся
из поколения к поколению на семейном
или соседском уровне. Структура национальной
культуры (государственной) сложнее этнической.
Национальная культура включает наряду
с традиционно-бытовой, профессиональной
и обыденной также специализированные
области культуры. А поскольку нация охватывает
общество, а общество имеет стратификацию
и социальную структуру, то понятие национальной
культуры охватывает субкультуры всех
больших групп, которых может не быть у
этнической. Этнические культуры входят
в состав национальной. В отличие от
этнической, национальная культура объединяет
людей, живущих на больших пространствах
и необязательно связанных кровно-родственными
отношениями. Обязательным условием появления
национальной культуры специалисты считают
новый тип , социальной коммуникации, связанный
с изобретением письменности, с моментом
рождения литературного языка и национальной
литературы. Таким образом культура - это
единство общечеловеческого и национального.
Высшие достижения национальной культуры
становятся достижениями всего человечества.
Мировая культура - это синтез лучших
достижений всех национальных культур.
При определении
места и роли России в мировом
сообществе и в мировой политике
важно учитывать основные тенденции,
действующие в современном
1. Укрепление экономических и политических
позиций значительного числа государств
и их интеграционных объединений, развитие
глобализации, совершенствование механизмов
многостороннего управления международными
процессами, формирование многополярного
мира. При этом все более значительную
роль играют экономические, политические,
научно-технические, экологические и информационные
факторы.
2. Усиление стремления к созданию системы
международных отношений, основанной
на доминировании в мире развитых западных
стран при лидерстве США, рассчитанной
на односторонние, прежде всего военно-силовые,
решения ключевых проблем мировой политики
в обход норм международного права.
3. Возрастание конкурентной борьбы в мире
за перераспределение и контроль над сырьевыми
ресурсами планеты, стремление ряда государств
усилить свое влияние на мировую политику,
в том числе путем создания оружия массового
уничтожения.
Все эти процессы не могут обойти стороной
Россию - крупнейшую державу мира, всегда
игравшую огромную роль в мировой политике.
Этому способствует ее политический, экономический,
духовный и военный потенциал.
В политическом плане Россия выступает
державой с многовекторными глобальными
интересами и общепризнанным международным
авторитетом. Являясь постоянным членом
Совета Безопасности (СБ) ООН, представителем
других влиятельных международных организаций,
она активно участвует в развитии и укреплении
на демократической основе содружества
наций, реформировании модели международных
отношений в соответствии с новыми политическими
реалиями.
Принципиальным показателем положения
России в мировом сообществе остается
состояние и уровень ее отношений с США
как наиболее могущественным государством
мира. В своем стремлении к многополярному
миру Россия не одинока и находит все больше
поддержки среди ведущих стран Европы,
что обусловило одну из политических причин
усиления ее популярности в европейском
сообществе. Более того, участие и позиция
России в различных европейских форумах
усиливает значимость всей Европы в глобальных
процессах.
Параллельно с развитием новых отношений
со странами Запада, Россия активизировала
свои отношения со странами Востока. Наша
страна стремится вернуть себе былой авторитет
и строить взаимовыгодные отношения с
крупнейшими государствами этого региона.
В свою очередь, ряд наиболее динамично
развивающихся стран Азии нуждаются в
политической и экономической поддержке
России, что усиливает их международный
статуе.Россия как евразийская держава
объективно претендует на важнейшее место
геополитического моста и роль активного
игрока и посредника в отношениях между
странами Запада и Востока
Отечественная
культура на протяжении всех веков
ее формирования неразрывно связана
с историей России. Наше культурное
наследие складывалось в процессе становления
и развития национального самосознания,
постоянно обогащалось собственным и
мировым культурным опытом. Оно дало миру
вершины художественных достижений, вошло
неотъемлемой частью в мировую культуру.
Особенности формирования российской
культуры видятся в таких основных факторах:
необходимость освоения огромного географического
пространства, на котором соединялись
и взаимодействовали многочисленные этнические
группы и народности; утверждение православия
как особой ветви христианства, сосредоточенной
на духовности, приверженности устоявшимся
традициям; длительная временная изолированность
развития от западноевропейских цивилизационных
процессов и напряженная борьба за преодоление
такой замкнутости; превалирование идеи
приоритета государственности над личностными
интересами, подчинение интересов личности
интересам государства. Существует несколько
этапов развития: 1. языческий этап; 2. этап
принятия христианства (период Средневековья,
до правления Петра I, Переходный 17 век);
3. культура нового времени(18век-начало
19); 4. Советский период; 5. культура России
на современном этапе
Циклические теории
представляют культурную динамику как
последовательность определённых
этапов изменения и развития определены,
которые закономерно следуют одна за др.
(по аналогии с человеческой жизнью - рождение,
детство ит.д.), каждая культура рассматривается
как уникальная. Некоторые из них уже завершили
свой цикл, др.существуют, находясь на
разных фазах развития. Поэтому нельзя
говорить об общей, универсальной истории
человечества, нельзя сравнивать и оценивать
культуру как примитивные или высокоразвитые
- они просто др.. В современной науке родоначальником
циклических теорий, возникших ещё в античности,
стал Данилевский Н.. За ним следовали
Шпенглер О., Тойнби А., Сорокин П.А., Гумилёв
Л.Н. и др.
В линеарной концепции проявляется архетип Пути, когда дороги развития разные, но Путь один. Происходит унификация социальных и культурных явлений. Поэтому, кто первым распознает цель, тот и будет в выигрыше. Наблюдается ориентация на интеллегибельные (умопостигаемые) способы постижения социокультурной динамики. Цель бытия необходимо «прозреть» разумом. Такая модель предполагает, что каждая культура может быть оценена с точки зрения будущего совершенного состояния, которого она должна достигнуть. Поэтому складывается сценарий «догоняющей культуры», где выделяется паттерн – более развитая культура, которая должна служить образцом для остальных. Время же становится своеобразным резервом подчинения всех культур. Такой сценарий получил название «культурного миссионизма». Высокоразвитым культурам предоставляется право оказывать воздействие на ускорения развития остальных. Стратегии такого ускоренного развития приобретают форму ассимиляции, аккультурации, сегрегации или модернизации. Последняя стратегия в современном мире пользуется особым вниманием. Разрабатывается и стратегия «вторичной культурной идентичности», когда «отстающая» культура сама выбирает, кого она берет в качестве партнера для помощи. Достаточно популярна на сегодняшний день концепция, предложенная Ж.-Ж. Руссо и получившая название «реверсивной». Она представляет собой своеобразную стратегию выхода из состояния кризиса, который определяется сбоями в культурной динамике. Существуют конкретные формы проявления данного кризиса, а именно: параметр среды – изменение ритма, внешнее давление на культуру, дефицит природных ресурсов, демографический спад, качественное обеднение населения; изменение языка (гендерная спецификация культуры). Эти факторы приводят культуру к необходимости совершить так называемый «реверс», то есть перейти в состояние самодостаточности. Такое состояние неестественно, а потому долго длиться не может. Но именно оно должно привести к накоплению сил, средств для следующего скачка этой культурной системы. Реверсивная модель ориентирована на значимость роли Личности, которая определяет выбор стратегии. Именно такая Личность выражает Дух времени.
Информация о работе Ответы на вопросы к зачету по культурологии