Особенности культуры Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:51, реферат

Описание работы

Еще недавно о Китае знали совсем мало, для многих он до сих пор остается неведомой страной. Для одних Китай - это экзотическая страна с тысячелетней историей и культурой, для других - муравейник, обитатели которого грозятся заполонить весь мир, для третьих - новый гигант в мировой экономике и яркий пример успешного проведения реформ, для прочих - страна, еще недавно пережившая Культурную революцию и сохранившая черты социалистической системы.

Содержание

Введение 3

1. Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития.
4
2. Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм.
15
3. Особенности менталитета китайского общества.

4. Специфика художественной культуры Китая.

20

Заключение 25
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2.docx

— 67.42 Кб (Скачать)

золотистого песчаника и был высечен старинный  буддийский монастырь.   Юньган ( Храм заоблачных высот). Огромные пятнадцати- и семнадцати метровые  фигуры «великого учителя» Будды и поныне  заполняют  тесные  ниши  его  пещер.  Они сидят и стоят, срастаясь с массивом скал, эти созданные не то  природой,  не то  людьми  фантастические  гиганты  с  поднятой  в  жесте  поучения  рукой,

застывшей улыбкой на чётко высеченных губах  и  устремлёнными  вдаль  широко раскрытыми глазами. Вокруг них вся поверхность скалы  и  снаружи  и  изнутри испещрена мелкими  и  крупными  рельефами  и  статуями,  покрывающими  стены храма, словно каменный ковёр. Никакой системы в расположении пещер не  было. Они высекались в разное время и в разных местах. Это целый город -  лабиринт в горах со множеством огромных гротов и крошечны  ниш,  многие  из  которых,

помещались  на гигантской высоте, соединялись  прежде  висячими  балконами  и недоступны сейчас для человека.  Люди  изваяли  из  камня  целые  повести  и легенды, мифологические и религиозные притчи о жизни Будды и  его  учеников. Но и  там,  где  скала  ни  чем  не  заполнена,  дикий  камень,  округлённый выветренный  временем,  воспринимается  как  скульптура,  так  он  мягок   и осязаем. По средине огромных пещер  высятся  изваянные  из  камня  китайские пагоды, служащие опорными столбами, покрытые  сетью скульптур и рельефов. Каждое, даже маленькое, пространство использовано  для скульптуры. В пещерах на потолках изображены индийские боги, змеиные  головы,  что присущи , скорее, индийской культуре,  нежели  китайской.  Особенно  периоду Сун. Изображение индийские святых говорит о том, что скульптура Китая  много взяла из индийской скульптуры и культуры. Хотя начиная с  средневековья,  мы

наблюдаем постепенную ассимиляцию иноземных образов, можно прочесть  историю сложения нового скульптурного стиля Китая.

Уже в V - начале VI века рядом с огромными  и  тяжеловесными  фигурами Будды появляются стройные  и  изящные,  вычерченные  смелой  рукой  опытного китайского мастера графические рельефы. Здесь в буддийских  легендах,  можно уже лица китайского типа. Китайские по  рисунку  одежды,  мягкими  линейными складками напоминающие живописный  метод  Гу  Кай-чжи,  облекают  бесплотные

тела. Всё  здесь исполнено с тем блестящим  мастерством и изяществом  владения ритмом линий, которым так  славились  рельефы  Древнего  Китая  и  станковая живопись.  Чужие  образы  постепенно  становятся   своими,   чужие   легенды рассказываются на китайский лад. Еще больше это  родство  со  старым  Китаем чувствуется в пещерах храма Лунмынь ( Ворота дракона),  расположенного  близ второй Вэйской столицы -  Лояна. На стенах  его  гротов,  относящихся  к  VI

веку, изображены в рельефах из мягкого известняка  то  царственные  дарители храма в роскошных китайских одеждах с китайскими  лицами  и  причёсками,  то лёгкие и гибкие фигуры крылатых гениев, несущихся,  подобно  духам  ханьских рельефов,  окутанных  острыми  складками  длинных  одежд  и   развевающимися шарфами.  Если  близко  подойти  к  стене,   можно   разглядеть   и   совсем миниатюрные, прочерченные  на  ней  рельефы,  поражающие  красотой  линий  и

законченностью  каждой детали.

Однако,  несмотря  на  известное  сближение  средневековой  и  древней

скульптуры,  при  их  сопоставлении  ощущается  та  гигантская   разница   в мировосприятии, которая и  является  основным  рубежом,  отделяющим  древнее искусство от  феодального.  Ханьские  рельефы  сосредоточивают  внимание  на действии. Человеческие чувства в них  почти  не  затрагиваются.  В  рельефах Юньгана и Луньмыня  особенно  ощущается  стремление  к  передаче  духовного, возвышенного состояния человека. Грубые и  тяжеловесные,  парой  примитивные формы  сочетаются  в  скульптуре  этих  храмов  с   образами,   исполненными необычайной чистоты и целомудрия.

     В пору  когда  создавались  храмы,  скульпторы  расписывались  нежными минеральными красками. Сейчас их следов почти не видно.  Однако  о  принятой те времена манере сочетать во едино скульптуру и  живопись  можно  и  теперь узнать из ознакомления со скальными пещерами  знаменитого  храма  Цаньфодун. 
 

Заключение.

   

  Изучение  Китая началось сравнительно  недавно, лишь в конце  XIX  века.

Однако  долгое время истинное лицо  великой  китайской  культуры,  вызывающей чувство глубочайшего уважения, оставалось  нераскрытым.  В  настоящее  время гигант, сбросивший  с  себя  оковы  многовекового  рабства  и  достигший  за короткие годы таких значительных успехов во многих областях, привлёк к  себе внимание  и  величественная  история,  всепобеждающая  сила  его  древней  и самобытной культуры являются как бы ключом к современному  Китаю.  Огромный, прекрасный и ещё малоизвестный нам  мир  культуры  Китая  дополнил  собой  и бесконечно  обогатил  наше  представление  об   искусстве.   Китай   сегодня осваивает бывшие  многие  столетия  недоступным  ему  достижения  Запада,  и

вместе  с тем он бережно сохраняет  те  ценности,  которые  созданы  трудом  и талантом его народа. Настоящее этой грандиозной  страны  нельзя  понять,  не зная её прошлого.

Со стародавних  времен эта страна пленяла воображение, приковывала внимание и очаровывала  своей необыкновенной культурой, традициями. Еще тысячи лет назад, когда Европа была во власти варваров, эта страна уже имела водопровод, тончайшие  шелковые платья, а также целый  мир конфуцианской мудрости.. Китай  сумел создать одну из наиболее впечатляющих культур, отразив ее в своих традициях, выразительных постройках и трудолюбивых людях. 

Поедем, я готов: куда бы вы, друзья,

Куда б ни вздумали, готов за вами я

Повсюду следовать, надменной убегая:

К подножию ль стены  далекого Китая,

В надменный  ли Париж…

(А.С.Пушкин) 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

  1. Быстрова  А.Н.  Мир культуры  (Основы культурологии) – М.: ИВЦ «Маркетинг», 2000.-680 с.
  2. Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы: Пер. с древнекит. - М.: Вост. лит. РАН, 1994. - 415 с.
  3. Баранов И.П. Верования и обычаи китайцев. - М.: ИД Муравей-Гайд, 1999. - 304 с.
  4. Васильев    Л. С.    Проблемы    генезиса    китайской    мысли    (формирование    основ мировоззрения и менталитета). - М., 1989.
  5. Гулик, Роберт Ван. Сексуальная жизнь в Древнем Китае/Пер. с англ. А.Кабанова – СПб.: Петерб.востоковедение, 2000.-399 с.
  6. Гордиенко А. Н., Куделев П. Е., Перзашкевич О. В. Китай. История, культура, искусство. Иллюстрированная энциклопедия. М.: — ЭКСМО, 2008.- 543 с.
  7. Иванов А.И. Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912; Исследования и перевод. М.,
  8. Древнекитайская философия. Т. 2. М., 1973;
  9. Кравцова М.Е. Поэзия древнего Китая. Опыт культурологического анализа. Антология художественных переводов. - СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1994. -543с.
  10. Кравцова М.Е. История культуры Китая. – СПб.: Лань, 1999. – 415 с.
  11. Лао цзы. Обрести себя с Дао. - М.: Республика, 1999. - 445 с.
  12. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М.: Изд-во Астрель, 2000.-632 с.
  13. Малявин В. Конфуций. - М.: Молодая гвардия, 1992. - 335 с.
  14. Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. — М: 1981. — 331 с.
  15. Ткаченко Г .А. Культура Китая: Словарь-справочник. - М.: ИД «Муравей», 1999. - 384с.
  16. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. - СПб.: Лань, 1998. - 448с.
  17. Фицджеральд С. Китай: Краткая история культуры/Пер. с англ. Р.В. Костенко. – СПб.: Евразия, 1998. – 455 с.

Информация о работе Особенности культуры Китая