Особенности культуры Китая

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:51, реферат

Описание работы

Еще недавно о Китае знали совсем мало, для многих он до сих пор остается неведомой страной. Для одних Китай - это экзотическая страна с тысячелетней историей и культурой, для других - муравейник, обитатели которого грозятся заполонить весь мир, для третьих - новый гигант в мировой экономике и яркий пример успешного проведения реформ, для прочих - страна, еще недавно пережившая Культурную революцию и сохранившая черты социалистической системы.

Содержание

Введение 3

1. Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития.
4
2. Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм.
15
3. Особенности менталитета китайского общества.

4. Специфика художественной культуры Китая.

20

Заключение 25
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

КУЛЬТУРОЛОГИЯ 2.docx

— 67.42 Кб (Скачать)

 Архитектура

      История развития китайского зодчества неразрывно связана  с  развитием  всех видов искусства Китая и особенно живописи. И  архитектура  и  живопись  этой эпохи  являлись  как  бы  различными  формами   выражения   общих   идей   и представлений о  мире,  сложившихся  ещё  в  глубокой  древности.  Однако  в архитектуре существовали ещё более  давние  правила  и  традиции,  нежели  в живописи. Основные из  них  сохранили  своё  значение  на  протяжении  всего периода средневековья и образовали совершенно особый,  непохожий  на  другие страны торжественный и вместе с тем необычайно  декоративный  художественный стиль,  который  отразил  жизнерадостный  и  одновременно  философский  дух, свойственный в целом искусству Китая. Китайские зодчий был таким  же  поэтом и мыслителем, отличался тем же возвышенным и обострённым  чувством  природы, что и живописец- пейзажист.

      Горы, высоко  вздымающиеся  скалы,  сады  и  другие   части   природы

составляют  панораму для здания. Китайский  зодчий  похож  на  художника.  Он высматривает место и прикидывает что будет  сочетаться  с  этим  местом.  Он никогда не построит здания,  если  оно  не  будет  сочетаться  с  окружающим массивом. Один из художников- пейзажистов в  своём  поэтическом  трактате  о живописи  передал  то  ощущение  естественной  взаимосвязи   архитектуры   и пейзажа, которое свойственно этому  времени:  «Вверх  башни  храмовой  пусть будет у небес: не следует показывать строений. Как  будто  есть,  как  будто нет... Когда на ровном месте высятся храмы и террасы, то надо  бы  как  раз, чтоб ряд высоких ив стал против человеческих жилищ; а  в  знаменитых  горных храмах и молельнях достойно очень дать причудливую ель, что  льнёт  к  домам иль башням... Картина летом: древние деревья кроют небо,  зелёная  вода  без волн; а водопад висит, прорвавши тучи; и здесь, у  ближних  вод  -  укромный тихий дом».

      О том какие архитектурные  замыслы сложились ещё в глубокой  древности, свидетельствует одно из самых старых, уцелевших до наших дней  сооружение  - Великая  китайская  стена.  Это  великое  произведение   человеческих   рук, стоившееся  с  IV  -  III  веков  до   н.э.,   является   одним   из   самых величественных памятников мирового  зодчества.   Выстроенная   по   северной границе Китая для защиты страны от кочевников и прикрытия  полей  от  песков пустыни,  стена  первоночально  простиралась  на  750   км,   затем,   после многовековых достроек она превысила 3000 км. Китайские зодчие строили  стену лишь только по самым  крутым  хребтам.  Поэтому  в  некоторых  местах  стена описывает настолько резкие повороты, что стены  почти  соприкасаются.  Стена имеет в ширину от  5  до  8  метров,  а  ввысоту  от  5  до  10  метров.  По поверхности  стены  идут  зубцы  и  дорога,   по   которой   солдаты   могли передвигаться. По всему периметру проставылены башенки, через каждые  100  - 150 метров, для светового оповещения  о приближении врага.  Стена сначала была собрана из утрамбованного леса и  камыша,  затем  её  облицевали  серым кирпичом.

      Памятников древнего и раннего  искусства до  на  дошло  крайне  мало .

Города  состоявшие из лёгких  деревянных  построек,  сгорали  и  разрушались, пришедшие к власти правители уничтожали старые  дворцы  и  возводили  на  их места новые. В настоящее время  трудно  показать  последовательную   картину развития   архитектуры. Значительно  лучше

сохранились культовые сооружения - пагоды, строившиеся  из кирпича и камня. В спокойных и строгих кирпичных пагодах  танского  времени  всё  дышит монументальной простотой. В них почти отсутствуют  какие-либо  архитектурные украшения. Выступающие углы многочисленных крыш  образуют  прямые  и  чёткие линии. Самой известной пагодой танского времени является Даяньта  (  Большая пагода диких  гусей),  выстроенная  в  пределах  тогдашней  столицы  Чанъань (современная Сиань) в 652 - 704 годах. Расположенная на фоне  горной  гряды, словно составляющей всему  городу  обрамление,  Даяньта  видна  на  огромном расстоянии и высится над всем окрестным  ландшафтом.  Тяжёлая  и  массивная, напоминающая крепость в близи  (её  размеры:  25м.  в  основании  и  60м.  в высоту).  Погода  благодаря  гармонии   и   вытянутости   пропорций   издали производит  впечатление  большой  легкости.  Квадратная  в   плане ( что

характерно  для этого времени), Даяньта состоит  из 7 равномерно  суживающихся к  верху  и  повторяющих  друг  друга   совершенно   одинаковых   ярусов   и соответственно уменьшающихся окон, расположенных по одному в центре  каждого яруса.  Подобное  расположение  создаёт  у   зрителя,   захваченного   почти математическим ритмом пропорций  пагоды,  иллюзию  ещё  большей  её  высоты.

     Возвышенный духовный порыв и разум словно сочетались в благородной  простоте и ясности этого сооружения, в котором зодчий  в  простых,  прямых  линиях  и повторяющихся объёмах, так свободно устремлённых  к  верху  сумел  воплотить величавый дух своего времени.

      Далеко не все китайские пагоды  подобны  Даяньта.  Более   утончённые  и

противоречивые  вкусы  сунского  времени   сказались   тяготении   к   более

изысканным  и  лёгким  формам.  Сунские  пагоды,   обычно   шестигранные   и восьмигранные, так же удивительно красивы. Они  и  поныне,  располагаясь  на самых высоких точках, венчают своими стройными вершинами  такие  живописные, тонущие в зелени и окружённые горами города, как  Ханчжоу  и  Сучжоу.  Очень многообразные по своим формам и архитектурному  орнаменту,  они  то  покрыты глазурованными плитами, то отделаны узором из кирпича и камня,  то  украшены многочисленными изогнутыми крышами, отделяющими ярус от яруса. Нарядность  и стройность сочетаются в них с удивительной простотой  и  свободой  форм.  На фоне яркой синевы южного неба и сочной зелени листвы эти огромные, сорока  и шестидесятиметровые  светлые  сооружения  кажутся  воплощением  и   символом сияющей красоты окружающего мира.

      Так же логическая ясность  ощущается и в архитектуре  китайских  городов и  планировке  городских   ансамблей.   Наибольшее   количество   деревянных городских сооружений сохранилось до наших дней начиная с XV  -  XVII  веков, когда  после  изгнания  монголов  начиналось   усиленное   строительство   и востоновлению  разрушенных  городов.  С   этого   времени   столицей   Китая становится Пекин. Сохранивший и сей день многие из архитектурных  памятников древности. Кстати, Пекин -  по-  китайски  Бэйцзин  (Северная  столица)  - существует уже более 3000 лет. И не изменил планировки. В Пекине  правильное расположение улиц. В виде сетки. Техника симметрии  в  китайской  планировки города тоже присуща и не изменена со временем.  Искусственно  вырытые  озёра симметричны друг другу. Дома в Пекине выстроены фасадом на юг,  а  с  севера на юг идет магистраль, завершающаяся у северной  границы  города.   Огромные крепостные стены с могучими каменными надвратными башнями и воротами в  виде длинных туннелей замыкали город со всех сторон.  Каждая  пересекающая  город магистральная улица упиралась в подобные ворота,  расположенные  симметрично друг  против  друга.  Древнейшая   часть   Пекина   называется   «Внутренний город»,она, в свою очередь,  отделена  от  расположенного  к  югу  «Внешнего города» стеной и воротами.  Однако  общая  магистраль  связывала  обе  части столицы.  Все  главные  сооружения  выстроены  по  этой  прямой  оси.  Таким образом,  все   огромное   пространство   столицы   являлось   объединённым, организованным  и подчинённым единому замыслу.

      Основным сооружением Пекина, расположенного  в  центре  «  Внутреннего города»,  является  императорский  дворец,  замкнутый  высокими  стенами   и названный «Запретным городом». Широкие площади  мощённые  светлым  кирпичом, закованными в белый мрамор каналы, яркие и  торжественные  дворцовые  здания раскрывают своё сказочное великолепие перед взором тех,  кто,  пройдя  рядом массивных крепостных ворот, начиная  от  площади  Тяньаньмынь,  проникает  в пределы  дворца.  Весь  ансамбль  состоит  из  соединённых  друг  с   другом просторных  площадей   и   дворов,   окружённых   разнообразными   парадными помещениями,  представляя  зрителю  смену  всё  новых  и  новых  впечатлений нарастающих по  мере  его  продвижения.  Весь  Запретный  город,  окружённый садами и парками, .то целый  лабиринт  с  бесчисленным  количеством  боковых ответвлений, в котором узкие коридоры выводят  в  тихие  солнечные  дворы  с декоративными деревьями, где парадные  здания  сменяются  в  глубине  жилыми постройками и живописными беседками.  По  основной  оси,  пересекающей  весь Пекин,  расположены  в  стройном  порядке  самые   значительные   постройки, выделяющиеся среди  остальных  зданий  Запретного  города.  Эти  сооружения, словно вознесённые над землёй высокими  платформами  из  белого  мрамора,  с резными пандусами и лестницами, составляют ведущую,  торжественную  анфиладу комплекса. Ярким сочным лаком своих колон и двойными изогнутыми  крышами  из

золотистой  обливной черепицы, силуэты которых   повторяются  и  варьируются, центральные павильоны  образуют  общую  торжественную  ритмическую  гармонию всего  ансамбля.  Главное  здание  дворца  -  Тайхэдянь  -  павильон  высшей гармонии, подобно всем дворцовым деревянным павильонам, чрезвычайно  наряден и в тоже время  отличается  большой  простотой  и  логичностью  конструкции. Высокие,  покрытые  лаком  простые  круглые  колонны  и  покоящиеся  на  них расписные балконы вместе  с системой деревянных  узорных  кронштейнов  «доу- гун» поддерживают словно парящую над зданием  двойную  крышу.  Эта  крыша  с широкими, загнутыми к верху краями является как бы основой всего здания.  Её широкие выносы предохраняют помещение от беспощадного летнего зноя  так  же, как и от чередующихся с ним  обильных  дождей.  Лёгкие  стены  состоящие  из ажурных деревянных перегородок, служат как бы ширмами и  не  имеют  опорного значения. В павильоне Тайхэдянь, как  ив  остальных  центральных  сооружений дворца, изгибы крыш, как бы облегчающие  их  тяжесть  и  ширину,  отличаются плавным спокойствием. Они придают всему зданию ощущение большой  лёгкости  и

равновесия, скрадывают его подлинные размеры. Величие  масштабов  сооружения ощущается,  главным  образом,  в  интерьере  Тайхэдянь,  где   прямоугольное помещение заполнено лишь двумя рядами гладких колон и вся его  протяжённость и ясная простота предстают ничем не скрытыми от глаза.

      Архитектурные  сооружения  XVIII  -  XIX  веков  продолжая   развивать

традиции  прошлого  вместе  с  тем  отличаются  от   более   строгого   духа

предшествующих  периодов значительно возросшей  пышностью,  большей  связью  с декоративными видами искусства. Загородный парк Ихэюань  расположенный  близ Пекина,  весь  застроен  лёгкими  причудливыми  беседками,   многочисленными орнаментальной  скульптурой.  Стремление   к   орнаментации,   к   детальной разработке отдельных мотивов архитектуры, слияние  декоративно-прикладных  и монументальных  форм  постепенно  подготавливают  отход  от  монументального характера зодчества прошлых периодов. Однако в это время были проведены  ещё многочисленные  восстановительные  работы.  Был  восстановлен   Храм   неба, реставрирован Запретный город,  сохранившие  свой  первоначальный  величавый

дух. В  этот же период  строятся  такие  красивые  совершенные  по  формам  и живописные постройки, как галерея Чанлан (длинная галерея) в парке  Ихэюань, горбатые мраморные мосты,  образующие  словно  замкнутое  кольцо  вместе  со своим отражением, и т.д. Однако уже  к  концу  XIX  -  началу  XX  века  всё растущие вычурность и прихотливость узоров привели  к  утрате  органического соединения орнамента и формы здания. XIX век явился заключительным этапом  в развитии блестящей и своеобразной архитектуры Китая. 

        Скульптура

     Когда мы говорим о скульптуре Китая, перед нашим мысленным взором  возникают, словно полные безудержного движения, терракотовые фигуры  танского  времени: мчащиеся  или  вздыбленные  кони,  юные   девушки-танцовщицы,   взмахивающие длинными рукавами,  тонкие  и  одухотворённые  лица  буддийских  божеств  из пещерных храмов или занимательные фантастические рельефы ханьского  времени.

Зная  высокий уровень этих произведений, трудно поверить, что в  самом  Китае и в древности и в средние века скульптура считалась не  видом  искусства,  а всего лишь ремеслом. И если о живописи  эпохи  феодализма  было  написано  в средние века множество книг,  то  о  скульптуре  Китая  человечество  смогло узнать только тогда, когда в XIX  -  XX  веках  постепенно  были  обнаружены

сохранившиеся памятники, которые дали богатый  материал для исследования.  До недавнего  времени  заброшенные,  многие  буддийские  пещеры  храмы   теперь открыли науке новую эпоху в изучении скульптуры, стеной  живописи  и  легенд средневекового Китая. Скульптура феодального  Китая  имела,  пожалуй,  не  менее  длительные традиции, чем живопись. Однако древнюю скульптуру от средневековой  отделяет значительно более трудный путь исканий и преобразований,  чем  тот,  который за это же время совершила станковая живопись. Скульптура,  так  же  как  и  древняя,  была  связана  с  религиозными культами. Но если  рельефы  ханьского  времени  с  их  повествовательностью, бесконечными историческими анекдотами, соединением фантастических и  бытовых жанров мотивов имели скорее светский характер и были порождением собственно китайской мифологии, то скульптура возникла одновременно с  распространением буддизма в  Китае  и  отразило  новые  темы,  новы  чужды  Китаю  образы  и религиозные  представления.  Эти  новые  образы,  столкнувшись  со  старыми, сильными  и  устойчивыми  традициями  Китайской  культуры,  лишь  постепенно слились с ней и стали её частью уже по прошествии длительного времени.

     Буддийские  монастыри,  строительство  которых  началось   с   большой интенсивностью в IV - V веках близ столиц и торговых  путей,  не  облагались налогами и вскоре начали играть крупную политическую и экономическую роль  в государстве. Лучшие художники, резчики и мастера-ремесленники  как  местные, так и выписанные  из  Индии  и  центральной  Азии  создавали  там  буквально бесчисленное множество скульптур. В  пустынных  и  каменистых,  выжженных  солнцем  окрестностях  города Пинчэна, где летом синие безоблачное небо  освещает  высохшие  русла рек  и гряды горных  вершин,  с  далёкого  расстояния  открывалось  паломникам  или путникам  протянувшаяся  на  сотни  метров  скала,  прорезанная   нишами   и пещерами. В её мягкой  и  зернистой,  словно  бархатной,  поверхности  серо-

Информация о работе Особенности культуры Китая