Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:51, реферат
Еще недавно о Китае знали совсем мало, для многих он до сих пор остается неведомой страной. Для одних Китай - это экзотическая страна с тысячелетней историей и культурой, для других - муравейник, обитатели которого грозятся заполонить весь мир, для третьих - новый гигант в мировой экономике и яркий пример успешного проведения реформ, для прочих - страна, еще недавно пережившая Культурную революцию и сохранившая черты социалистической системы.
Введение 3
1. Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития.
4
2. Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм.
15
3. Особенности менталитета китайского общества.
4. Специфика художественной культуры Китая.
20
Заключение 25
Список используемой литературы
Учение Конфуция не сразу входит в жизненную практику Китая: уж слишком высок был предложенный уровень отношений, но его ученики и последователи на протяжении более столетия утверждали основы конфуцианства в проповедях, просветительской и воспитательной деятельности. Это создало целый слой культуры, где центральным звеном становится этика, строгое соблюдение норм почитания старших в семье и обществе, верность идеалам, излагаемым учителем в своей школе, где он готовил будущих чиновников, которые должны были стать справедливыми помощниками правителя, способными добиться добродетели и гармонии в государстве.
Как
видим, мысль мудрецов Китая клонилась
к вопросам организации государства.
Государство было той основой, которая
цементировала все стороны
Он считал себя учеником древних, к словам которых он ничего не прибавил, а передавал их в первоначальной и первозданной неизменности. Все новое принималось в Китае только как хорошо забытое старое. И поэтому статичность составляет ядро всех последующих наслоений культуры в искусстве, религии, политике.
Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), известная также как «Школа законников» (кит. 法家, фацзя; англ. Legalists).
Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты печально прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания. Основной вопрос разногласий между легистами: нужны ли вообще награды, или достаточно суровых наказаний? Если награды нужны, то должны ли они быть щедрыми или символическими? Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»).
Основные идеи школы: Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Шан Ян рекомендовал выдвигать в первую очередь тех, кто доказал свою преданность государю на службе в войске. Успеха в политике достигает только тот, кто знает обстановку в стране и использует точные расчеты.
Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности».
Для политики очень важна экономическая ситуация в стране.
В
области управления предлагалось сосредоточить
всю полноту власти в руках
верховного правителя, лишить наместников
властных полномочий и превратить их
в обыкновенных чиновников. Умный
правитель, говорится в трактате
«Шан цзюнь шу», «не потворствует
смуте, а берет власть в свои руки,
устанавливает закон и с
Чтобы
обеспечить представительство зажиточных
слоев в государственном
Шан Ян предъявлял к чиновникам лишь одно требование — слепо повиноваться государю.
Предполагалось ограничить общинное самоуправление, подчинить семейные кланы и патронимии местной администрации. Предлагалось также установить единые для всего государства законы. Под законом понималась репрессивная политика (уголовный закон) и административные распоряжения правительства.
Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана.
За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа.
Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн.
Более поздние последователи Шан Яна отказались от наиболее одиозных положений учения и, наполняя легизм моральным содержанием, сближали его с даосизмом и конфуцианством.
Основные деятели и направления:
Вэй Ляо-цзы
— сторонник придания легизму
большей гуманности в конфуцианском
духе, остался теоретиком, считал что
нужно запретить все ремёсла,
не имеющие отношения к
Принц
Хань Фэй и Ли Сы — сторонники
сочетания легизма с даосскими
идеями естественности (государство
не должно мешать жить своим жителям).
Их идеи были приняты на вооружение
Цинь Ши Хуаном.
Особенности китайского менталитета общества.
В
современном Китае, безусловно, существует
мощное влияние западного
Думать по-китайски – это значит думать метафорами, типовыми ситуациями, которые находятся в сознании в форме пословиц, поговорок, устойчивых словообразований и в большинстве своем восходят к историческому опыту. Менталитет обычного китайца проявляется в том, что он нетороплив в суждениях, выводах, старается контролировать свое мышление и не искать прямых путей. Он уделяет больше внимания разуму, а не чувствам. Особенность же менталитет, например, в том, что китайцы, в отличие от русских, обычно реально понимают, в чем разница между общественным и частным.
В целом общественная сознательность людей в Китае достаточно высокая. Отчасти по причине того, что любая организация, любое сообщество автоматически устраивается как семья, по семейному типу. По принципу семейности устроено все китайское общество. По этой же причине у китайцев явно выражено высокое уважение к социальному статусу как таковому, поскольку издревле культ почитания старших культивируется не только в семье, но и в социальных отношениях.
Имеется и безболезненно воспринимается существование верхов и низов, а отсюда большое уважение не только к власти как таковой, но и к ее носителям, даже на самых низовых уровнях. В современной России не так много людей, которые уважают, предположим, милиционеров или налоговых служащих. В Китае такое уважение – это всеобщая норма. При этом люди, имеющие какие-либо официальные должности, вполне осознают себя облеченными властью, отдают себе реальный отчет. Они воспринимают власть как некую высшую субстанцию, которую человек, наделенный ею, проводит через себя. Если некто в коллективе получил власть, то у него повышается мера ответственности за людей, над которыми он эту власть осуществляет.
В последние годы в Китае проходило немало громких дел, связанных с коррупцией. Приговоры были очень суровыми вплоть до расстрелов и пожизненных заключений. И все же для национального менталитета коррупция, особенно на низовом и среднем уровне чиновников, скорее явление не свойственное, наносное. Оно родилось с появление частного бизнеса и находится в основном в этих кругах. Об этом свидетельствует такой факт, что в Китае не принято давать взятки полицейским, дорожным инспекторам, таможенникам и т.д. Коррупция развита прежде всего в верхнем эшелоне власти.
Вообще понятие взятки в Китае особое, не такое как на Западе. Зачастую люди своих «благодетелей» стараются отблагодарить вовсе не деньгами, а как-то иначе. И если чиновнику прямо предложить деньги за решение какого-либо вопроса, то он может даже обидеться. И это тоже особенность китайского менталитета. Характерный пример, подчеркивающий его проявление, - это то, что в китайских ресторанах не приняты чаевые. Хотя, конечно, деньги могут взять, но с недоумением будут смотреть на того, кто их дал.
В
Китае очень позитивное отношение
к государственной службе и к
служению вообще. Общий принцип здесь:
«Государь управляет, а чиновник,
слуга служит». В Китае, например,
большим престижем пользуется служба
в армии. И не только в качестве
офицерского состава, но даже обычным
рядовым. Особенно это стало ощутимо,
после того как армия начала переходить
на контрактную систему службы. К
тому же отслужившим в армии
Но
чувство собственного достоинства
есть не только у тех служб, что
пользуются популярностью и авторитетом.
Оно имеется практически у
любого работника: у уборщика туалета,
стюарда, официанта. С вами, например,
легко может заговорить носильщик
в гостинице (если, конечно, Вы говорите
на китайском языке или он на английском).
Без подобострастия, но и без вальяжности,
а просто с интересом. То есть сегодня
китайцы в достаточной мере дистанцируют
себя от своей работы, от профессии.
Могут осознавать себя как личность.
У каждого своя работа, но завтра
она может смениться. Если сегодня
человек работает продавцом, то это
вовсе не означает, что в этом
его сущность. Завтра он может стать
пекарем или менеджером, оставаясь
при этом тем же человеком, который
работал продавцом. При этом китайцы
в основном очень уважительно
относятся к тому, что они делают.
Они, как правило, гордятся своей
профессией и стараются ее не менять.
Хотя, справедливости ради следует
отметить, что еще недавно, по меркам
исторического времени, в годы «культурной
революции» иностранный наблюдатель
за китайской жизнью мог бы увидеть
совсем иную картину.
Для китайцев важна культивация скромности. Если человек сильный (в любом из проявлений силы), то это не означает, что он непременно будет силу демонстрировать. Считается, что человек, который себя выставляет, гордится, кичится, в конечном счете всегда потерпит поражение. Продемонстрируем это на примере. Как бы мог поступать человек, который играл в бильярд, а проходящий мимо мужчина зацепил его кий и сорвал ответственный удар? Можно предположить все что угодно, кроме, пожалуй, одного – что игрок, у которого сорвали удар, извинится. Но в реальной жизненной ситуации, свидетелем которой был один из авторов, китайский игрок в бильярд повернулся с виноватой улыбкой к тому, кто ему помешал и попросил прощения!
В
Китае у людей значительно
развито чувство долга. Это, по-видимому,
связано с устройством системы
воспитания в целом. Они остро
ощущают взаимосвязь всех процессов:
между людьми своего рода, своей
страны, между живыми и мертвыми,
между всеми живущими на этой планете.
И это все очень логично
и здраво объяснено еще в древних
трактатах. Это часть их культуры.
Любой китаец знает, что такое
ритуал, зачем он нужен и почему
следует поступать нравственно.
Изначально это понимание закладывается
через атмосферу, царящую в семье,
а затем имеет свое логическое
продолжение в системе
Специфика
художественной культуры Китая.
Китай - страна древней цивилизации: на его территории выявлены остатки первобытной культуры времен раннего палеолита и бронзового века. В ХІХ в до н э сформировалось первое рабовладельческое государство Инь. В инскую эпоху зародилась культура, которая дала начало китайской цивилизации во всей ее специфике. Был сложен в основных чертах месячный календарь и изобретено письмо-праобраз современной иероглифической каллиграфии.
Древний Китай есть родиной таких изобретений как компас, спидометр, сейсмограф, порох, книгопечатание, фарфор. В отрасли математики был открыт метод развязывания уравнений первой степени с двумя и тремя неизвестными, вычисления отношения длины круга и его диаметра. В отрасли астрономии китайцы знали, как высчитывать время затмения Солнца, сложили один из первых каталогов звезд, вели наблюдения за пятнами на солнце и др.
На
весь мир славится китайская медицина,
которая имеет 3000-летнюю историю. В
Древнем Китае впервые было написано
"Фармакологию", впервые стали
проводить хирургические