Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 15:51, реферат
Еще недавно о Китае знали совсем мало, для многих он до сих пор остается неведомой страной. Для одних Китай - это экзотическая страна с тысячелетней историей и культурой, для других - муравейник, обитатели которого грозятся заполонить весь мир, для третьих - новый гигант в мировой экономике и яркий пример успешного проведения реформ, для прочих - страна, еще недавно пережившая Культурную революцию и сохранившая черты социалистической системы.
Введение 3
1. Культура и цивилизация Китая на ранних этапах его развития.
4
2. Основные источники духовной культуры Китая: даосизм, конфуцианство, легизм.
15
3. Особенности менталитета китайского общества.
4. Специфика художественной культуры Китая.
20
Заключение 25
Список используемой литературы
Содержание
Введение | 3 |
|
4 |
|
15 |
|
20
|
Заключение | 25 |
Список используемой литературы | 25 |
Введение.
Древняя
легенда о "Персиковом источнике",
пересказанная китайским поэтом
Тао Юань Мином, жившем полторы тысячи
лет назад, рассказывает: "Один рыбак
решил попытать счастья далеко от
родной деревни. Он плыл и плыл по извилистой
реке и скоро он заблудился в речных
рукавах и притоках. Река, на которую
он попал, все суживалась. На ее берегах
появились персиковые деревья, усыпанные
цветами. Лепестки все плотнее устилали
поверхность реки. Все прекраснее
становился путь рыбака. Вдруг вдалеке
блеснул яркий сноп света. Подъехал
рыбак поближе и увидел, что
этот свет исходит из расщелины в
горе. Там путешественник нашел незнакомую
страну, в которой мирно и счастливо
жили люди. Они поселились вдали
от смут и несправедливостей…". В
этой легенде воспевается
Еще недавно о Китае знали совсем мало, для многих он до сих пор остается неведомой страной. Для одних Китай - это экзотическая страна с тысячелетней историей и культурой, для других - муравейник, обитатели которого грозятся заполонить весь мир, для третьих - новый гигант в мировой экономике и яркий пример успешного проведения реформ, для прочих - страна, еще недавно пережившая Культурную революцию и сохранившая черты социалистической системы.
Китай
пробудился, но, вопреки предсказанию
Наполеона, мир не содрогнулся. Пекин
сегодня вторгается в чужие пределы
при помощи товаров, а не солдат.
Вместе с ними в наши дома приходит
представление о древних
Но основой Китая является единообразие, единообразие языка, расы, обычаев и верований, которым подчиняются пятьдесят пять малочисленных народов. Это видно в храмах, мечетях и монастырях в любом уголке страны, и особенно видно в религиозной веротерпимости, родившейся в результате тысячелетнего сосуществования даосизма, конфуцианства и буддизма. Столетиями огромная территория Китая, сравнимая по размерам с целым континентом, была перекрестком дорог, людей, идей и верований, приходивших из Сибири и Монголии, из Азии и Индии. А в таких городах, как Гонконг и Макао, Тяньцзинь и Циндао, китайская культура тесно соприкасалась с европейской, в результате чего родился совершенно новый стиль жизни.
Сегодня
стремящийся к модернизации и
богатству Китай не забывает о
своих корнях и традициях, восстанавливает
древние памятники, разрушенные
во времена культурной революции
и, вследствие реформ Дэн Сяопина, доступные
сейчас. Об этом должен помнить тот, кто
хочет понять эту страну. Именно это стремление
приводит китайцев к новому пониманию
конфуцианского прагматизма, в котором
национализм легко уживается со свободным
рынком, а чинопочитание с мечтой о всеобщем
благосостоянии.
Культура
Китая
Со
стародавних времен эта страна пленяла
воображение, приковывала внимание
и очаровывала своей
В сказке «Соловей» Андерсена есть фраза: «В Китае, как ты знаешь, и сам император, и все его подданные — китайцы». Может быть, в этом и состоит особенность всего жизненного уклада и культуры Китая. Конечно, на территории, которую сейчас занимает Китай, проживали другие племена и народности, но с XIV века до н.э. формирующееся здесь государство раздвигает границы, покоряя все, что враждебно, силой. У завоевателей возникает представление о других народах, как о варварах, причем в это понятие вкладывается враждебный смысл. Пожалуй, только для греков в более поздний период слово «варвар» обозначало человека, говорящего не на греческом языке. В Китае же некитайцев вплоть до конца XIX века унижали открыто: даже послы великих держав должны были стоять перед императором на коленях. Только в 1873 году после того, как посол Англии возмутился этим ритуалом и таким отношением к себе и к своей стране, этот обычай был отменен.
Слово «Китай» пришло в Россию через тюркские языки по созвучию с названием одного из племен — кидань. Сами китайцы называли свою страну иначе: Тянься (Поднебесная), Чжэнь-дань (Восточная заря), Чжун-хуа (Срединный цветок), Чжунго (Срединное государство). Все, кто жил за пределами Срединного государства, считались варварами, и их различали только по сторонам света: восточные, западные, южные и северные, все они считались вассалами Китая и обязаны были платить дань императору — Сыну неба. Но культура Китая возникла гораздо раньше, чем появилось государство.Считается, что на земле Китая возникла одна из первичных культур. Уже в VI—V тысячелетиях до н. э. в долинах рек были поселения, обнесенные рвами, существовали и некоторые ремесла. В этих местах в IV—III тысячелетиях до н. э. создавались керамические изделия. Предметы из местности Яншао были выполнены на гончарном круге или вручную. Некоторые из них по своей форме похожи на амфоры, но в отличие от них имеют разноцветный орнамент, выполненный фиолето-Бронзовый сосуд с драконами. Именно это изящество и утонченность отличают китайское искусство от других искусств древности. Исследователи китайской культуры полагают, что орнаменты на керамических изделиях связаны с древнейшими верованиями Китая, представлениями о разных силах природы, магическими действиями. Некоторые сосуды сохранили свою ритуальную роль на многие века.
Несколько позже (III — начало II тысячелетия до н.э.) возникла и другая культура. Она носит название Лупшаньской и тоже связана с изготовлением керамических изделий, черные, блестящие, без всякой росписи, очень тонкие сосуды, изящные и разнообразные по форме бокалы, кубки, кружки и пр. Удивительно то, что вся керамика этого периода подвергалась обжигу в специальных печах с температурой свыше 1000 С.
Таким образом, уже культура неолита в Китае демонстрирует высокий уровень достижений. В это время возделывались и злаковые растения (например, чумиза), имелись одомашненные животные (например, свинья), служившие средством жизнеобеспечения.
В
бронзовом веке (II тысячелетие до
н.э.) в Китае появляется письменность.
В этот период возникают первые государства,
строятся пышные дворцы и гробницы,
появляются удивительно сложная
отделка различной утвари, резьба
по камню, формируются все основные
религиозно-философские
Китайские легенды говорят о том, что история Китая началась с правления последовательно пяти мудрейших и справедливейших правителей, один из них — Юй считается основателем всех последующих династий. Легенды говорят и о том, что золотой век мудрости держался до тех пор, пока к власти не пришел недобродетельный монарх Цэе, который «лишился морального права управлять Поднебесной, — тогда он был побежден добродетельным иньским Чэн Таном, основавшим новую династию» .
Эти легенды обнаруживают важное качество китайской культуры: ее связь с цивилизацией, взаимодействие с властью, а у власти — обязательность авторитета и моральное право на правление страной. Соблюдалось это право или нет — это вопрос истории, но вся последующая культура в различных формах его утверждала и обосновывала.
Самое раннее государство Китая — Инь (а иногда Шан), по названию тех этнических групп, которые его образовали. Раскопки дают представление о городе-государстве, а надписи — возможность понять, как было организовано такое государство и даже в какой-то мере определить образ жизни и менталитет людей того времени. Несмотря на то, что эти сведения разрозненны, многое из того, что составляло основу первых государств, сохранилось в первоначальном виде во все последующие эпохи, меняясь более по форме, чем по существу.
Китайское государство всегда имело единоличное правление монарха, иногда ограниченное советом знати или общим собранием, но чаще всего абсолютное. В руках правителя в государстве Ипь (Шан) была сосредоточена гражданская, военная власть, а также верховная власть жреца. Правитель назывался «ван», и в более поздних государствах этот титул передавался по наследству, пока в III веке до н.э. не возникла империя, возглавлявшаяся императором. Это была империя Ципь, от наименования которой и сложились все западноевропейские названия Китая: латинское — Sinae, немецкое — China, а также аналогичные названия в английском и французском языках. Древние книги и надписи говорят о том, что уже тогда существовало разделение общества по имущественному признаку и управляли людьми чиновники: они должны были заботиться об урожае, мелиоративных и других работах, следить за наличием инструментов, организовывать труд ремесленников, а также решать вопросы военного характера. В Китае существовала крестьянская община, обрабатывавшая свои поля и общественную землю, урожай с которой шел в казну и предназначался для содержания административного аппарата.
Следовательно,
уже в XIII—XII веках до н.э. закладывались
основы того типа чиновничье-бюрократического
устройства общества, которое сохранилось
практически до нашего времени. Еще
одно обстоятельство этой эпохи лежит
в, основании многих будущих феноменов
китайской культуры — это культ
предков. На ранних этапах развития общества
он был связан с обрядами жертвоприношений,
даже с человеческими. Раскопки продемонстрировали
миру огромные по размерам (около 340 кв-м)
гробницы с подземными камерами, украшенными
росписями, наполненными различными вещами,
созданными специально для нее и
содержащие множество останков принесенных
в жертву рабов, преимущественно
военнопленных. Одна из надписей на кости
гласит: «Принести в жертву предку
Дину 300 цян» (цян — одно из соседних
племен, подвергавшихся нападениям со
стороны иньцев). В одном из стихотворений
отражен обычай хоронить вместе с
правителем и его сподвижников [62,
с. 271]: Желтым пташкам порхать хорошо.
Зеленые ветви — отрадный кров.
Кто с государем в последний
путь? Чжун-хан, богатырь, Чжун-хан, исполин.
Он стоил сотни в битве один.
В сраженье враг от него бежал, А
перед могилой он сам задрожал.
Синее небо! Закон твой суров. Неумолима
твоя высота. Могила все еще не сыта.
Живыми закапываем смельчаков. Каждый
из них нам дороже ста. (Перевод
В. Микушевича). Возле входа в гробницу
обычно зарывали убитых лошадей и
собак, считая, что собаки будут охранять,
а лошади — везти колесницу
в загробном мире. Характерной
особенностью древнекитайских захоронений
было то, что на поверхности гробницы
не было никакой постройки. Древние
китайцы верили в зависимость
жизни живых от покровительства
умерших предков . У каждого рода
было свое тотемное животное, поэтому
гробницы украшались причудливыми изображениями
животных, в которых фантазия художника
переплетала их с другими символическими
мотивами и магическими знаками.
В погребениях оставляли не только
культовые предметы, но и утварь,
и оружие. Все они тщательно отделаны,
независимо от их назначения, украшены
нефритом или выполнены из него, бронзовые
сосуды различных размеров: от огромных,
весом свыше 600 кг, до самых маленьких,
имеющих высоту в несколько сантиметров.
Росписи насыщены сплетениями орнамента,
символическими стилизованными изображениями
людей и животных, а часто полулюдей-полуживотных,
воплощающих силы стихии. Чаще всего это
птица и дракон как символы урожая или
бык и баран, сулящие благополучие. Самыми
важными покровителями людей в Китае считались
дракон, тигр и баран, поэтому они не только
изображены на ритуальных предметах, но
сами предметы: сосуды, шкатулки и прочие
— имеют форму различных животных. Мир
для древнего иньца был населен огромным
количеством духов, добрых и злых, и вся
утварь должна была охранять и живых, и
мертвых от нежелательных воздействий.
«Каждый из ритуальных сосудов..., повествуя
о силах природы, не только составлял часть
ритуального комплекса, но сам являлся
комплексом, олицетворяя своеобразную
модель мира» [18, с. 19]. Так складывается
образ мира, который отражается в китайской
культуре не только в искусстве, но во
всем мировосприятии: в каждом явлении
культуры, как в фокусе, концентрируется
то общее, что составляет особенность
всего массива культуры. Любое явление
для китайского менталитета полно глубокого
смысла, связано со всей природой, с основой
мира. Необходимо отметить некоторые основные
точки отсчета достижений на пути становления
и развития китайской культуры. Одна из
них, повлиявшая на всю будущую культуру,
— открытие способов плавления и обработки
железа. Эта ступень всегда выступает
как поворот к качественно новому уровню
развития. Железные орудия труда, появившиеся
в первой половине I тысячелетия до н. э.,
усовершенствовали земледелие, которое
позволило расширить обрабатываемую территорию;
появились более совершенные гидротехнические
сооружения, давшие возможность ввести
поливное земледелие, которое становится
главным фактором развития китайского
общества. С появлением железа начинается
чеканка монет, развиваются города с торгово-ремесленным
населением, составлявшим до полумиллиона
жителей. Последующие события истории
и политической жизни общества были наполнены
военными противостояниями, борьбой различных
властителей за сферы влияния, сменой
правителей-ванов, появлением новых династий,
реформами и восстаниями. Это было время
бурных событий и перемен, но в этот период
вырабатывается общая письменность, общий
язык, обычаи, верования, религиозно-философские
системы, возникает представление о превосходстве
людей данного этноса над другими, «варварами»
севера, юга, востока и запада. Представления
о мире еще несли на себе отпечаток мифологии,
но тем не менее в VII веке до н.э. был создан
лунно-солнечный календарь, а в IV веке
до н.э. — звездный каталог. В это время
в культуре Китая окончательно складывается
культ обожествленного правителя, связанный
с представлениями о мире. Согласно им
весь мир являл собой первоначально хаос,
состоящий из мельчайших частиц, которые
в конце концов разделились на легкие
и светлые, олицетворявшие мужское начало,
— они поднялись вверх, и тяжелые, темные,
связанные с женским началом, — они опустились
вниз. Легкие, светлые частицы — ян образовали
небо, тяжелые, темные — инь — землю. Небо
для китайцев было и осталось верховным
божеством: правитель, ван, считался сьшом
Неба, которому оно вручило разрешение
на царство, нечто вроде небесной грамоты,
Повеления, которое называлось "1 яиь-мин
и вручалось только по-настоящему добродетельному
человеку. Падение царства Инь китайские
представления связывали с тем, что последний
иньский правитель утратил право на власть
из-за своей недобропорядочности. Это
была первая социально-политическая теория,
согласно которой не сила завоевателей,
а именно моральные качества становились
основанием для получения власти, поэтому
власть становится неоспоримой: она дана
Небом за мудрость и доброту [16,т.1, с. 187].
Так в политическую систему организации
китайского общества с ранних пор его
существования привносится моральное
начало, которое декларируется и сохраняется
во все последующие времена, во всех последующих
философских теориях, даже если они не
только не совпадают, но и прямо противоречат
друг другу.