Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:11, реферат
Основой культурологи является история культуры, поскольку развитие культуры
тесно связано с историческим развитием. При этом история культуры относится
к низшему эмпирическому или факто логическому уровню культурологии, тогда как философия культуры — это мета теоретический уровень.
идеологии. Детерминисты исходили из наличия “ведущих” и “определяющих” начал
в эволюции — либо материальных, либо духовных. “Плюралисты” полагают
необходимым учитывать взаимодействие разных факторов.
На протяжении XIX и XX вв. продолжалось противостояние
эволюционистских или же прогрессистских концепций и подходов, утверждавших
многообразие исторического развития. Сторонники первых опирались на
свидетельства
роста и совершенствования
научных и политических сторон жизни и отстаивали принципы универсальности и
необратимости смены стилей и форм духовной жизни, отражающей поступательное
развитие. Принципиально иная линия опиралась на свидетельства устойчивого
разнообразия культур, отнюдь не сводимых к “пройденному этапу” единого
образца, за который неизменно принималась западная цивилизация. В этом
подходе культура представала как воплощение многообразия и как разные потоки
истории, протекающие в “другое” время и по своим стадиям. Этот второй подход
породил теорию цивилизаций, в рамках которой были созданы выдающиеся труды
Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Эйзенштадта и др. Позднее, уже в 70—80-х
гг., этот подход привел к созданию плодотворной теории самобытности,
противостоящей
концепции западного
подходов отнюдь не сошел на нет, а был использован в концепции модернизации,
а позднее в “мир - системной” теории, получившей развитие в 80-е гг. в работах
Ф. Броделя, И. Уоллерстайна, Г. Франка и других западных ученых.
Критика не опровергла существенных постулатов эволюционизма. На более позднем
этапе сторонники эволюционизма, отрекаясь от целостного (холистского)
понимания развития,
формулируют положение о
многообразия различного рода факторов, вступающих в противоречие друг с
другом. Такой эволюционизм оказывается частным, “партикуляристским” и требует
рассмотрения отдельных частей и компонентов культуры. Возникло и разделение
между пониманием эволюции как процесса, обусловленного внутренними
(эндогенными) либо внешними (экзогенными) причинами. Отвергая однофакторный
детерминизм в развитии общества, не эволюционисты стали утверждать
вероятностный (стохастический) подход, позволяющий определить суммарную
тенденцию большого количества различных изменений.
Таким образом, логика развития этого подхода привела к ограничению его
притязаний, в результате чего вполне принятым стало положение о том, что
эволюция — это процесс, через который реализуется внутренняя мера, скрытый
потенциал явления
через его изменение при
начала. Такой подход означал переход к проблеме соотношения изменений и
преемственности, роли традиций и самобытности в регуляции общества и его
культуры.
Детальное изучение
первобытных культур
методологического арсенала культурологических исследований. Вслед за
эволюционным стали использоваться структурный, функциональный и системный
подходы.
Структурный метод ориентирован на исследование структуры культурной системы
и взаимосвязей между элементами системы, скажем, между наукой и религией.
Функциональный метод нацелен на исследование функций данной культуры, т. е.
значение, которое имеет культурный феномен, к примеру религия, в жизни
общества. Согласно функциональному подходу, в понимании Б. Малиновского,
каждая культура должна рассматриваться не в соотношении с другими, а как
внутренне само - достаточная и целостная система, состоящая из набора элементов,
связанных между собой функциональными отношениями. При функциональном подходе
основное внимание уделяется способам удовлетворения потребностей, запросов,
интересов людей, при этом каждый культурный элемент выполняет особую
функцию. Этот метод нацелен на выявление общих функций бытия с точки зрения
ее функционирования в системе общественных отношений.
Структурно-функциональный метод формируется в начале XX в. в ходе
расширяющегося взаимодействия западных обществ с культурами различных стран и
народов. Методология
эволюционизма оказалась
освоения того качественно нового эмпирического материала, который стал в
изобилии накапливаться антропологами в результате полевых исследований.
Идея рассмотрения объектов как интегрированных, взаимовлияющих, выполняющих
жестко установленные функции, заданные целостностью систем, входила в обиход
в общечеловеческих дисциплинах под названием функционализма.
Сторонники
структурно-функционального
историзма и эволюционизма в объяснении общественных явлений. Они
рассматривали культуру как подсистему целостной социально-культурной
структуры, каждый элемент которой выполняет как бы служебную роль в общей
системе регуляции.
В рамках этого направления англо-
антропологическая школа (А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, Б. Эванс-Причард и
др.) накопила большой материал, описывающий обычаи, нравы, образ жизни так
называемых примитивных народов: индейцев Северной и Южной Америки,
австралийских аборигенов, африканских племен. Позднее были проведены
исследования малых народов Индии, стран Юго-Восточной Азии и т.д. Обобщение
этого материала в работах английских ученых: культуролога Б. Малиновского и
этнографа А. Радклифф-Брауна — выразилось в основных постулатах
функционализма:
1. Существует общее функциональное единство общества, выражающееся во
взаимосвязи социальных и культурных структур. Культура представляет собой
интегрированную целостность, в которой каждый элемент отвечает определенной
потребности всей целостности (или тех или иных ее компонентов), выполняя
конкретную часть работы.
2. Дифференциация
функций поддерживается
складывающихся в упорядоченную систему.
3. Именно постоянное поддержание всех элементов культуры (производственные
навыки, ритуалы, нормы и т.д.) обеспечивает единство общества.
Эти положения разрабатывались в основном в рамках культурной антропологии,
имевшей дело с обществами, которые, казалось, навеки застыли в своем социо-
культурном облике, постоянно воспроизводя, но не изменяя свою социальную
организацию, формы поведения, материальные и духовные атрибуты быта.
Методология функционализма неизбежно вела к тому, что объект исследований
(этническая
общность или городская группа)
рассматривался вне
времени, как замкнутая система, не изменяющаяся и не развивающаяся, а лишь
постоянно воспроизводящая свою собственную структуру. На базе разработанных
в культурной антропологии функционалистских моделей оказалось невозможным
подняться до макроструктуры сложных национальных обществ, от статического
описания социальных связей и функций до теоретического охвата социальной
динамики.
Выявилось, что даже системы и связи родства, считавшиеся устойчивой основой
социальной организации, сами претерпевают заметные изменения и все глубже
интегрируются
в систему более широких
или культурных отношений. Меняются также символы, нормы и представления.
Дальнейшая разработка общей системно-функциональной теории в применении к
сложным социальным обществам считается заслугой в основном крупных
американских теоретиков Т.Парсонса (1902—1979) и Р.Мертона (р. 1910)
совместно с другими социологами. Конечно, целостное рассмотрение этих
концепций — сфера общей социологии, но ее существенным компонентом стал
анализ нормативно-ценностных и символических средств регуляции социальной
жизнедеятельности, т.е. того, что относится к сфере социологии культуры. Как
мы увидим в дальнейшем, существенные стороны концепций Парсонса и Мертона
встроены в общую теорию социологии культуры. Однако важно видеть, в каком
направлении происходило совершенствование и усложнение функционального
анализа.
Функционализм помог избавиться от того идеологического неприятия
неевропейских культур, которое получало оправдание, характеризуя их как
“примитивные” и “слаборазвитые”, и давало тем самым оправдание для режима
колониального управления. С цивилизованной точки зрения подлежали
бесспорному осуждению и устранению различные “предрассудки”, “отжившие”
нормы, “нелепые и вредные” ритуалы колдовства, преследования ведьм, кастовые
ограничения и т.д. Избавление от всякого рода “пережитков” дает возможность
введения иных, альтернативных и более действенных способов достижения
реального эффекта. Развитие здравоохранения, просвещения, изменение быта и
повышение статуса низших каст, отмена полигамии и паранджи должны
осовременить общество, придать ему цивилизованный характер.
В опровержение такого рода поверхностного подхода функционалисты показывали
действительное значение различных факторов культурной регуляции. Обычным
примером в культурной антропологии или религии введении стали ритуалы,
посвященные вызыванию дождя, повышению плодородия или исцелению от болезни,
поклонение
священным предметам или
здравого смысла подобные верования и основанные на них действия —
Информация о работе Основные методы культурологических исследований