Основные этапы развития естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:36, реферат

Описание работы

Концепция современного естествознания - новый предмет в системе высшего образования. Насколько же нужно знать современную науку человеку, который скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?
Ответом на этот вопрос могут служить строчки из введения к новому учебнику по «Концепции современного естествознания»: «В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. Дело в том, что наука - это не только собрание фактов об электричестве и т.п. Это одно из наиболее важных духовных движений наших дней.
Наука - это не только совокупность знаний. Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории - как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой. Преподаваемая, как часть истории «естественной философии» и истории проблем и идей, она могла бы стать основой нового свободного университетского образования, целью которого было бы готовить, по крайней мере, людей, которые могли бы отличить шарлатана от специалиста».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Основные этапы развития естествознания…………………………………….3
1.1. Древнегреческий период………………………………………………………4
1.2. Эллинистический период……………………………………………………..6
1.3. Древнеримский период античной натурфилософии………………………..8
1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания…………………………9
1.5. Естествознание в средневековой Европе……………………………………10
1.6. Этап, называемый «научной революцией»………………………………..10
2.Возникновение античной науки………………………………………………..12
2.1. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности…14
3.Естествознание эпохи средневековья………………………………………….22
3.1. Возникновение научного эксперимента, как метода исследования……..25
3.2. Революции в естествознании………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

КСЕ.docx

— 65.04 Кб (Скачать)

     Средневековой арабской науке принадлежат и  наибольшие успехи в химии. Опираясь на материалы александрийских алхимиков I века и некоторых персидских школ, арабские химики достигли значительного  прогресса в своей области. В  их работах алхимия постепенно превращалась в химию. А уже отсюда (благодаря, главным образом, испанским маврам) в позднее средневековье возникла европейская химия.

     В XI веке страны Европы пришли в соприкосновение  с богатствами арабской цивилизации, а переводы арабских текстов стимулировали  восприятие знаний Востока европейскими народами.

     Большую роль в подъеме западной христианской науки сыграли университеты (Парижский, Болонский, Оксфордский, Кембриджский и др.), которые стали образовываться начиная с XII век. И хотя эти университеты первоначально предназначались для подготовки духовенства, но в них уже тогда начинали изучаться предметы математического и естественнонаучного направления, а само обучение носило, более чем когда-либо раньше, систематический характер.

     XIII век характерен для европейской  науки началом эксперимента и  дальнейшей разработкой статики  Архимеда. Здесь наиболее существенный  прогресс был достигнут группой ученых Парижского университета во главе с Иорданом Неморарием (вторая половина XIII в.). Они развили античное учение о равновесии простых механических устройств, решив задачу, с которой античная механика справиться не могла, - задачу о равновесии тела на наклонной плоскости.

     В XIV веке в полемике с античными  учеными рождаются новые идеи, начинают использоваться математические методы, т. е. идет прогресс подготовки будущего точного естествознания. Лидерство  переходит к группе ученых Оксфордского университета, среди которых наиболее значительная фигура - Томас Брадвардин (1290-1349). Ему принадлежит трактат «О пропорциях» (1328 г.), который в истории науки оценивается как первая попытка написать «Математические начала натуральной философии» (именно так почти триста шестьдесят лет спустя назовет свой знаменитый труд Исаак Ньютон).

     Все вышесказанное свидетельствует  о том, что на протяжении многовековой, довольно мрачной эпохи, именуемой  средневековьем, интерес к познанию явлений окружающего мира все  же не угасал, и процесс поиска истины продолжался. Появлялись все новые  и новые поколения ученых, стремящихся, несмотря ни на что, изучать природу. Вместе с тем научные знания этой эпохи ограничивались в основном познанием отдельных явлений  и легко укладывались в умозрительные  натурфилософские схемы мироздания, выдвинутые еще в период античности (главным образом в учении Аристотеля). В таких условиях наука еще  не могла подняться до раскрытия  объективных законов природы. Естествознание - в его нынешнем понимании - еще не сформировалось. Оно находилось в стадии своеобразной «преднауки». 

     3.1. Возникновение научного эксперимента, как метода исследования 

     Основной  метод исследований Нового времени - научный эксперимент, который отличается от всех возможных наблюдений тем, что предварительно формулируется гипотеза, а все наблюдения и измерения направлены на ее подтверждение или опровержение.

     Экспериментальный метод начал готовить к разработке еще Леонардо да Винчи (1452-1519). Но Леонардо жил за сто лет до этой эпохи, и  у него не было соответствующих технических  возможностей и условий. Не разработана  была также логическая структура  экспериментального метода. Эксперименту Леонардо да Винчи недоставало строгости  определений и точности измерений, но можно только восхищаться универсальностью ума этого человека, которой восторгались его современники и которая поражает сегодня нас. С методологической точки зрения Леонардо можно считать предшественником Галилея. Помимо опыта он придавал исключительное значение математике. «Лучше маленькая точность, чем большая ложь», - утверждал он.

     Начало  экспериментальному методу Нового времени  положило изобретение двух важнейших  инструментов: сложного микроскопа (ок. 1590 г.) и телескопа (ок. 1608 г.). Уже древние греки были знакомы с увеличительной силой линзовых стекол. Но сущность и микроскопа, и телескопа заключается в соединении нескольких увеличительных стекол. По-видимому, первоначально такое соединение произошло случайно, а не под влиянием какой-нибудь руководящей теоретической идеи. Первый микроскоп изобрел, по всей видимости, голландский шлифовальщик стекол Захарий Янсен, первую подзорную трубу - голландский оптик Франц Липперстей.

     С появлением телескопов развитие астрономии поднялось на качественно новый уровень. Были открыты (еще Галилеем) четыре наиболее крупных спутника Юпитера, множество новых, не видимых невооруженным взглядом, звезд; было достоверно установлено, что туманности и галактики являются огромным скоплением звезд. Кроме того, были обнаружены темные пятна на Солнце, которые вызвали особые возражения и даже ярость руководителей католической церкви.

     К середине XVII в. выдающийся астроном Гевелий изготовил первую карту Луны. Именно он впервые предложил принятые в настоящее время названия темных пятен Луны -- океаны и моря. Гевелию удалось наблюдать девять больших комет, что положило начало их систематическому исследованию.

     В конце века Тихо Браге усовершенствовал технику наблюдений и измерений  астрономических явлений, достигнув  предела возможностей использованного  им оборудования. Он также ввел, как  отмечалось выше, в практику наблюдения планет во время их движения по небу.

     В Новое время, во многом благодаря  экспериментальному методу, были объяснены  многие довольно простые явления, над  которыми человечество задумывалось в  течение многих веков, а также  были высказаны идеи, определившие научные поиски на века вперед.

     - Законы функционирования линз  удалось объяснить Кеплеру;

     - Проблему «почему вода в насосах  не поднимается выше 10,36 м» -Торричелли сумел связать с давлением атмосферы на дно колодца.

     - Правильные объяснения приливов  и отливов в морях и океанах,  дали Кеплер (начало рассуждений)  и Ньютон.

     - Причина цветов тел была установлена  Ньютоном. Его теория цветов представляет  собой одно из выдающихся достижений  оптики, сохранившее значение до  настоящего времени. Ньютон также  начал разработку эмиссионной  и волновой теорий света, современный  фундамент которой создал Гюйгенс.

     В XVI-XVII вв. наблюдается бурный расцвет анатомических исследований. В 1543-1544 гг. А. Везалий опубликовал книгу «О строении человеческого тела», которая была прекрасно иллюстрирована и сразу же получила широкое распространение. Она считается первым скрупулезным описанием анатомии из всех известных человечеству. Но это было, если так можно выразиться, развитием статических представлений о человеческом теле.У. Гарвей (1578-1657) продвинул дело гораздо дальше, начав развитие биологических аспектов механистической философии. Он заложил основы экспериментальной физиологии и правильно понял основную схему циркуляции крови в организме. Гарвей воспринимал сердце как насос, вены и артерии - как трубы. Кровь он рассматривал как движущуюся под давлением жидкость, а работу венозных клапанов уподоблял клапанам механическим. В спорах со своими коллегами Гарвей утверждал, что «никакого жизненного духа» (эфирного тела) ни в каких частях организма не обнаружено. 
 

     3.2. Революции в естествознании 

     В истории естествознания процесс  накопления знаний сменялся периодами  научных революций, когда происходила  ломка старых представлений и  взамен их возникали новые теории.

     Крупные научные революции связаны с  такими достижения человеческой мысли, как:

     - учение о гелиоцентрической системе  мира Н. Коперника,

     - создание классической механики  И. Ньютоном,

     - ряд фундаментальных открытий  в биологии, геологии, химии и  физике в первой половине XIX столетия, подтвердившие процесс эволюционного  развития природы и установившие  тесную взаимосвязь многих явлений  природы,

     - крупные открытия в начале  XX столетия в области микромира, создание квантовой механики и теории относительности.

     Рассмотрим  эти основные достижения.

     Польский  астроном Н. Коперник в труде «Об обращении небесных сфер» предложил гелиоцентрическую картину мира вместо прежней птолемеевой (геоцентрической). Она явилась продолжжением космологических идей Аристотеля, и на нее опиралась религиозная картина мира. Заслуга Н. Коперника состояла также в том, что он устранил вопрос о «перводвигателе» движения во Вселенной, так как, согласно его учению, движение является естественным свойством всех небесных и земных тел. Вполне понятно, что его учение не соответствовало мировоззрению католической церкви, и с этого времени начинается противостояние науки и церкви по главным вопросам, касающимся природы. «Трудно переоценить значение и влияние гелиоцентрической картины мира на все естественные науки. Это было поистине яркое событие в истории естествознания: вместо прежнего неверного каркаса мироздания была введена истинная система координат околоземного космоса».

     Сравнимые по масштабу перемены в теоретической физике произошли в XVII в. Был осуществлен переход от аристотелевой физики к ньютоновой, которая господствовала в западной науке в течение трех столетий. Используя эту модель, физика достигла прогресса и выгодно отличалась от других дисциплин. Ее законы приобрели математическую формулировку, она доказала свою эффективность при решении многих проблем. С тех пор западная наука добилась крупных успехов и стала мощной силой, преобразующей мир. К тому же она определенным образом формировала мировоззрение ученых. Вступала в силу механистическая картина мира.

     Говоря  о создании механики Ньютоном, нельзя не упомянуть имя Галилео Галилея, который стоял у ее истоков. Его принцип инерции был крупнейшим достижением человеческой мысли: предложив его миру, он решил фундаментальную проблему - проблему движения. Уже одного этого открытия было бы достаточно для того, чтобы Галилей стал выдающимся ученым Нового времени. Однако его научные результаты разнообразны и глубоки. Он исследовал свободное падение тел и установил, что скорость свободного падения тел не зависит от их массы (в отличие от Аристотеля) и траектория брошенного тела представляет собой параболу. Известны его астрономические наблюдения Солнца, Луны, Юпитера. В работе «Диалог о двух системах мира - Птолемеевой и Коперниковой» он доказал правильность гелиоцентрической картины мира, утверждению которой способствовали передовые ученые того времени.

     Первый  закон механики Ньютона - это принцип инерции, сформулированный Галилеем. Во втором законе механики Ньютон утверждает, что ускорение, приобретаемое телом, прямо пропорционально приложенной силе и обратно пропорционально массе этого тела. И третий закон механики Ньютона есть закон действия и противодействия: действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и противоположны по направлению. И еще один закон, предложенный Ньютоном, закон всемирного тяготения, звучит так: все тела взаимно притягиваются прямо пропорционально их массам и обратно пропорционально квадрату расстояния между ними. Это - универсальный закон природы, на основе которого была построена теория Солнечной системы.

     «Механика Ньютона поражает своей простотой. Она имеет дело с материальными  точками и расстояниями между  ними и, таким образом, является идеализацией реального физического мира. Но благодаря  этой простоте стало возможным построение замкнутой механической картины  мира. Его теория использовала строгий  математический аппарат и опиралась  на научный эксперимент. Именно такая  тенденция наметилась в физике после  его работ».

       Благодаря трудам Галилея и Ньютона XVIII век считается началом того длительного периода времени, когда господствовало механистическое мировоззрение.

     Развитие  биологии в XVIII веке также не обходилось без революционных открытий в то время шло своим путем:

     - Г. Мендель (1822-1884) открыл законы  наследственности, скрещивая семена  гороха в течение восьми лет.

     - Исследуя бактерии, Л. Пастер показал,  что они присутствуют в атмосфере,  распространяются капельным путем  и их можно разрушить высокой  температурой. В XIX в. микробиология помогала побеждать инфекционные болезни.

     Итогом  развития эволюционной концепции стала работа Ч. Дарвина (1809- 1882) «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859). Эта теория имела такое же влияние на умы людей, какое в свое время имела теория Коперника. Это была научная революция в области биологии. Можно сказать, что коперниковская революция указала место человека в пространстве, а теория Дарвина определила место человека во временной шкале мира.

     Следующая научная революция, после которой  резко изменилась система взглядов и подходов, также связана с  физикой. Это произошло в конце XIX - начале XX столетия. Толчком к построению новой физической картины мира послужил ряд новых экспериментальных фактов, которые не могли быть описаны в рамках старых теорий, как это обычно бывает в науке. К таким фактам относятся прежде всего:

Информация о работе Основные этапы развития естествознания