Основные этапы развития естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:36, реферат

Описание работы

Концепция современного естествознания - новый предмет в системе высшего образования. Насколько же нужно знать современную науку человеку, который скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?
Ответом на этот вопрос могут служить строчки из введения к новому учебнику по «Концепции современного естествознания»: «В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. Дело в том, что наука - это не только собрание фактов об электричестве и т.п. Это одно из наиболее важных духовных движений наших дней.
Наука - это не только совокупность знаний. Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории - как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой. Преподаваемая, как часть истории «естественной философии» и истории проблем и идей, она могла бы стать основой нового свободного университетского образования, целью которого было бы готовить, по крайней мере, людей, которые могли бы отличить шарлатана от специалиста».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Основные этапы развития естествознания…………………………………….3
1.1. Древнегреческий период………………………………………………………4
1.2. Эллинистический период……………………………………………………..6
1.3. Древнеримский период античной натурфилософии………………………..8
1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания…………………………9
1.5. Естествознание в средневековой Европе……………………………………10
1.6. Этап, называемый «научной революцией»………………………………..10
2.Возникновение античной науки………………………………………………..12
2.1. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности…14
3.Естествознание эпохи средневековья………………………………………….22
3.1. Возникновение научного эксперимента, как метода исследования……..25
3.2. Революции в естествознании………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

КСЕ.docx

— 65.04 Кб (Скачать)

     Идеи  атомистики получили своё развитие в  учении Эпикура (341-- 270 гг. до н.э.). Эпикур разделял точку зрения Демокрита, согласно которой мир состоит из атомов и пустоты, а все существующее во Вселенной возникает в результате соединения атомов в различных комбинациях. Вместе с тем Эпикур внес в описание атомов, сделанное Демокритом, некоторые поправки: атомы не могут превышать известной величины, число их форм ограничено, атомы обладают тяжестью и т. д. Но самое главное в атомистическом учении Эпикура - это попытка найти какие-то внутренние источники жизни атомов. Он высказал мысль, что изменение направления их движения может быть обусловлено причинами, содержащимися внутри самих атомов. Это был шаг вперед по сравнению с Демокритом, в учении которого атом непроницаем, не имеет внутри себя никакого движения, никакой жизни.

     Одним из наиболее известных натурфилософов-атомистов  Древнего Рима был Тит Лукреций Кар (Лукреций), живший в I веке до н. э. Его  философская поэма «О природе  вещей» является важным источником, содержащим много интересных сведений об атомистических воззрениях Демокрита и Эпикура (поскольку из сочинений последних до нас дошли лишь немногие отрывки). Лукреций высказал мысль о вечности материи. Вещи временны, они возникают и исчезают, распадаясь на атомы - свои первичные составные части. Атомы же вечны, и их количество во Вселенной всегда остается одним и тем же. Отсюда вытекал вывод о вечности материи, которую Лукреций отождествлял с атомами.

     Одним из величайших ученых и философов  античности, чья деятельность совпала  с афинским периодом развития древнегреческой  натурфилософии, был Аристотель.

     В круг естественнонаучных интересов  Аристотеля входили математика, физика, астрономия, биология. Среди естественных наук ему удалось достичь наибольших успехов в изучении живой природы. Он определил жизнь как способность  к самообеспечению, а также к независимому росту и распаду. В своих исследованиях он упоминает несколько сот различных животных. Причем описывает многих из них с такой точностью и столь детально, что не оставляет сомнения в том, что это - его собственные наблюдения. Многие факты, изложенные Аристотелем, были «переоткрыты» в последующие века. Ему было известно, например, что киты - живородящие животные, он различал хрящевых рыб и позвоночных, описывал развитие куриного яйца вплоть до появления цыпленка и т. д.

     Вместе  с тем у Аристотеля было немало наивных и даже ложных представлений  о явлениях природы. Следуя своему учителю - Платону, он, например, приписывал движению некоторое «врожденное» свойство, заставляющее все на Земле стремиться к своему «естественному месту». Поэтому, считал он, дым поднимается вертикально вверх, а камень падает вертикально вниз.

     В истории науки Аристотель известен так же как автор космологического учения, которое оказало огромное влияние на миропонимание многих последующих столетий. Космология Аристотеля - геоцентрическое воззрение: Земля, имеющая форму шара, неподвижно пребывает в центре Вселенной. Шаровидность Земли Аристотель выводит из наблюдений, сделанных им во время лунных затмений. Эти наблюдения показали круглую форму земной тени, надвигающейся на диск Луны. Только шаровидное тело, каким является Земля, объяснял Аристотель, может отбрасывать в сторону, противоположную Солнцу, тень, которая представляется темным кругом на лунном диске. К этому же выводу - о шаровидности Земли - ведет, по мнению Аристотеля, и свойственное Земле тяготение к центру Вселенной. Как результат этого тяготения должна была получиться шарообразная форма.

     Аристотель  разделял мир на две области, качественно  отличающиеся друг от друга: область  Земли и область Неба. Область  Земли имеет в своей основе четыре элемента: землю, воду, воздух и  огонь (это те же четыре «стихии», о  которых говорили представители  натурфилософии доаристотельского периода). Область Неба имеет в своей основе пятый элемент - эфир, из которого состоят небесные тела. Самые совершенные из них - неподвижные звезды. Они состоят из чистого эфира и настолько удалены от Земли, что недоступны никакому воздействию четырех земных элементов. Иное дело -- Луна и планеты. Они также состоят из эфира, но в отличие от неподвижных звезд подвержены некоторому влиянию, по крайней мере, одного из элементов, образующих Землю. По мнению Аристотеля, за оболочкой воздуха вокруг Земли находится наиболее легкий из земных элементов - огонь, который помещается в пространстве между Землей и Луной и соприкасается с границей эфира.

     В отличие от космологических воззрений  Демокрита, космология Аристотеля включала представление о пространственной конечности мироздания. В этой конечной протяженности космоса расположены твердые кристально-прозрачные сферы, на которых неподвижно закреплены звезды и планеты. Их видимое движение объясняется вращением указанных сфер. С крайней («внешней») сферой соприкасается «Перводвигатель Вселенной», являющийся источником всякого движения. Он нематериален, ибо это есть Бог (Аристотель рассматривает Бога как разум мирового масштаба, дающий энергию «перводвигателю»).

     Геоцентристская космология Аристотеля была впоследствии математически оформлена и обоснована Клавдием Птолемеем (прибл. 90-168 гг. н. э.). Большую часть своей жизни Птолемей провел в Александрии и фактически может считаться древнегреческим ученым. Но его научная деятельность протекала в период, когда Римская империя находилась в состоянии расцвета и включала в себя территорию Древней Греции. Птолемей по праву считается одним из крупнейших ученых античности. Он серьезно занимался математикой, увлекался географией, много времени посвящал астрономическим наблюдениям. Главный труд Птолемея, носивший название «Математическая система», определил дальнейшее развитие астрономии более чем на тысячелетие. В период упадка александрийской школы греческий оригинал этого сочинения был утерян. Сохранился только его арабский перевод, который много позднее, уже в XII веке, был переведен на латинский язык. Поэтому книга Птолемея дошла до нас под арабским латинизированным названием «Альмагест».

     В этой книге нашла отражение колоссальная работа, проделанная Птолемеем по созданию первой математической теории, описывающей движение Солнца и Луны, а также пяти известных тогда  планет на видимом небосводе. В своем  «Альмагесте» Птолемей рисует следующую  схему мироздания: в центре Вселенной  находится неподвижная Земля. Ближе  к Земле находится Луна, а затем  следуют Меркурий, Венера, Солнце, Марс, Юпитер и Сатурн. Объясняя данный порядок  планет, Птолемей исходил из предположения, что чем быстрее движется планета, тем ближе к Земле она расположена.

     Геоцентрическая система мира Аристотеля-Птолемея просуществовала чрезвычайно долго - вплоть до опубликования знаменитого труда Н.Коперника, заменившего эту систему на гелиоцентрическую.

     Древнегреческая натурфилософия прославилась вкладом  ее представителей в формирование и  развитие математики. Здесь прежде всего следует отметить знаменитого древнегреческого мыслителя Пифагора. Помимо всем известной «теоремы Пифагора» на счету этого античного ученого имеется и ряд других научных достижений. К их числу относится, например, открытие того факта, что отношение диагонали и стороны квадрата не может быть выражено целым числом и дробью. Тем самым в математику было введено понятие иррациональности. Имеются упоминания о том, что Пифагор придерживался мнения о шарообразности Земли, ее вращения вокруг собственной оси. Вместе с тем в своих космологических воззрениях Пифагор был геоцентристом, т. е. считал Землю центром Вселенной.

     Важной  отличительной чертой миропонимания  Пифагора было учение о числе как  основе Вселенной, «Самое мудрое в мире - число», - учил он. Считая, что мир состоит из пяти элементов (земли, огня, воздуха, воды и эфира), Пифагор увязал их с пятью видами правильных многогранников, с тем или иным числом граней. Так, Земля, по его мнению, состоит из частиц кубической формы, огонь - из частиц, имеющих форму четырехгранной пирамиды (тетраэдров), воздух - из восьмигранников (октаэдров), вода - из двадцатигранников (икосаэдров), а эфир - из двенадцатигранников (додекаэдров).

     До  нашего времени дошел рассказ  позднеримского философа Боэция (480-524 гг. н. э.) о том, каким образом Пифагор пришел к своей основной идее, что число - основа всего существующего. Как-то, проходя мимо кузницы, Пифагор заметил, что совпадающие удары не одинаковых по весу молотов производят различные гармоничные созвучия. Вес молотов можно измерить. И, таким образом, качественное явление - созвучие - точно определяется через количество. Отсюда Пифагор сделал вывод, что «число владеет вещами».

     Положив в основу космоса число, Пифагор  придал этому старому слову обыденного языка новое значение. Это слово  стало обозначать упорядоченное  числом мироздание.

     Весьма  плодотворным для древнегреческой  науки оказался последний ее период - примерно с 330 по 30 г.г. до н.э., - завершившийся с возвышением Древнего Рима.3 Одним из крупнейших ученых-математиков этого периода был Евклид, живший в III веке до н.э. в Александрии. В своем объемистом труде «Начала» он привел в систему все математические достижения того времени. Состоящие из пятнадцати книг «Начала» содержали не только результаты трудов самого Евклида, но и включали достижения других древнегреческих ученых. В «Началах» были заложены основы античной математики. Созданный Евклидом метод аксиом позволил ему построить здание геометрии, носящей по сей день его имя.

     Указанный период в древнегреческой науке  характеризовался также и немалыми достижениями в области механики. Первоклассным ученым, математиком  и механиком этого периода  был Архимед (287-212г.г. до н.э.). Он решил ряд задач по вычислению площадей поверхностей и объемов, определил значение числа тс (представляющего собой отношение длины окружности к своему диаметру). Архимед ввел понятие центра тяжести и разработал методы его определения для различных тел, дал математический вывод законов рычага. Ему приписывают «крылатое» выражение: «Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю». Архимед положил начало гидростатике, которая нашла широкое применение при проверке изделий из драгоценных металлов и определении грузоподъемности кораблей.

     Широчайшую  известность получил закон Архимеда, касающийся плавучести тел. Согласно этому  закону, на всякое тело, погруженное  в жидкость, действует поддерживающая сила, равная весу вытесненной телом  жидкости, направленная вверх и приложенная  к центру тяжести вытесненного объема. Если вес тела меньше поддерживающей силы, то тело всплывает на поверхность, причем степень погруженности плавающего на поверхности тела определяется соотношением удельных весов этого тела и жидкости. Если вес тела больше поддерживающей силы, то оно тонет. В случае же, когда  вес тела равен поддерживающей силе, это тело плавает внутри жидкости (как рыба или подводная лодка).

     Архимеда  отличали ясность, доступность научных  объяснений изучаемых им явлений. Нельзя не согласиться с древнегреческим  мыслителем Плутархом, который писал: «Если бы кто-либо попробовал сам  разрешить эти задачи, он ни к  чему не пришел бы, но, если бы познакомился с решением Архимеда, у него тотчас бы получилось такое впечатление, что  это решение он смог бы найти и сам - столь прямым и кратким путем ведет нас к цели Архимед».

     Научные труды Архимеда находили приложение в общественной практике. Многие технические  достижения того времени связаны  с его именем. Ему принадлежат  многочисленные изобретения: так называемый «архимедов винт» (устройство для подъема  воды на более высокий уровень), различные  системы рычагов, блоков, полиспастов  и винтов для поднятия больших  тяжестей, военные метательные машины. Во время второй Пунической войны  Архимед возглавлял оборону своего родного города Сиракузы, осажденного  римлянами. Под его руководством были изготовлены весьма совершенные по тому времени машины, метавшие снаряды и не позволявшие римлянам овладеть городом. Когда же осенью 212 года до н. э. Сиракузы были все же взяты римлянами, Архимед погиб. Существует легенда, что перед смертью он сказал собиравшемуся его убить римскому солдату: «Только не трогай моих чертежей».

     Архимед был одним из последних представителей естествознания Древней Греции. К  сожалению, его научное наследие долго не получало той оценки, которой  оно заслуживало. Лишь спустя более полутора тысяч лет, в эпоху Возрождения, труды Архимеда были оценены по достоинству и получили дальнейшее развитие. Первый перевод трудов Архимеда был сделан в 1543 году -- в том же году, когда вышел в светосновополагающий труд Николая Коперника, совершившего переворот в миропонимании.  

     3.Естествознание  эпохи средневековья 

     Эпоха средних веков характеризовалась  в Европе закатом классической греко-римской  культуры и резким усилением влияния  церкви на всю духовную жизнь общества. Вот что пишет об этой эпохе  Ф. Энгельс: «Догматы церкви стали одновременно и политическими аксиомами, а  библейские тексты получили на всяком суде силу закона... Это верховное  господство богословия во всех областях умственной деятельности было в то же время необходимым следствием того положения, которое занимала церковь  в качестве наиболее общего синтеза  и наиболее общей санкции существующего  феодального строя».

     В эту эпоху философия тесно  сближается с теологией (богословием), фактически становится ее «служанкой». Возникает непреодолимое противоречие между наукой, делающей свои выводы из результатов наблюдение опытов, включая и обобщение этих результатов, и схоластическим6 богословием, для которого истина заключается в религиозных догмах.

     Пока  европейская христианская наука  переживала длительный период упадка (вплоть до ХП-ХШ вв.), на Востоке, наоборот, наблюдался прогресс науки. Со второй половины VIII в. научное лидерство  явно переместилось из Европы на Ближний  Восток. В IX веке, наряду с вышеупомянутым трудом Птолемея («Альмагест»), на арабский язык были переведены «Начала» Евклида  и сочинения Аристотеля. Таким  образом, древнегреческая научная  мысль получила известность в  мусульманском мире, способствуя  развитию астрономии и математики. В истории науки этого периода известны такие имена арабских ученых, как Мухаммед аль-Баттани (850-929 гг.), астроном, составивший новые астрономические таблицы, Ибн-Юнас (950-1009 гг.), достигший заметных успехов в тригонометрии и сделавший немало ценных наблюдений лунных и солнечных затмений, Ибн аль-Хайсам (965-1020 гг.), получивший известность своими работами в области оптики, Ибн-Рушд (1126-1198 гг.), виднейший философ и естествоиспытатель своего времени, считавший Аристотеля своим учителем.

Информация о работе Основные этапы развития естествознания