Основные этапы развития естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 07:36, реферат

Описание работы

Концепция современного естествознания - новый предмет в системе высшего образования. Насколько же нужно знать современную науку человеку, который скорее всего, никогда сам не будет работать в ней?
Ответом на этот вопрос могут служить строчки из введения к новому учебнику по «Концепции современного естествознания»: «В наши дни ни один человек не может считаться образованным, если он не проявляет интереса к естественным наукам. Дело в том, что наука - это не только собрание фактов об электричестве и т.п. Это одно из наиболее важных духовных движений наших дней.
Наука - это не только совокупность знаний. Науке можно учить, как увлекательнейшей части человеческой истории - как быстро развивающемуся росту смелых гипотез, контролируемых экспериментом и критикой. Преподаваемая, как часть истории «естественной философии» и истории проблем и идей, она могла бы стать основой нового свободного университетского образования, целью которого было бы готовить, по крайней мере, людей, которые могли бы отличить шарлатана от специалиста».

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
1. Основные этапы развития естествознания…………………………………….3
1.1. Древнегреческий период………………………………………………………4
1.2. Эллинистический период……………………………………………………..6
1.3. Древнеримский период античной натурфилософии………………………..8
1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания…………………………9
1.5. Естествознание в средневековой Европе……………………………………10
1.6. Этап, называемый «научной революцией»………………………………..10
2.Возникновение античной науки………………………………………………..12
2.1. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности…14
3.Естествознание эпохи средневековья………………………………………….22
3.1. Возникновение научного эксперимента, как метода исследования……..25
3.2. Революции в естествознании………………………………………………..27
Заключение………………………………………………………………………..31

Работа содержит 1 файл

КСЕ.docx

— 65.04 Кб (Скачать)

     Наука античного мира обязана Галену (130-200 гг.) систематизацией знания в области медицины. Он обобщил анатомические исследования, полученные медиками александрийского Музея; осмыслил элементы зоологии и биологии, воспринятые от Аристотеля; теорию элементов, качеств и жидкостей системы Гиппократа. К этому можно добавить его телеологическую концепцию.

     1.4. Вклад Арабского мира в развитие естествознания

     В эпоху Средних веков возросло влияние церкви на все сферы жизни  общества.

     Европейская наука переживала кризис вплоть до XII-XIII вв. В это время эстафету движения научной мысли Древнего Мира и античности перехватил Арабский мир, сохранив для человечества выдающиеся труды ученых тех времен. Ф. Шиллер писал, что арабы как губка  впитали в себя мудрость античности, а затем передали его Европе, перешедшей из эпохи варварства в эпоху Возрождения.

     Ислам, объединив всех арабов, позволил им потом в течение двух-трех поколений создать огромную империю, в которую помимо Аравийского полуострова вошли многие страны Ближнего Востока, Средней Азии, Северной Африки, половина

     Пиренейского  полуострова. Развитие исламской государственности  в VIII--XII вв. оказало благотворное влияние  на общемировую культуру. К Х в. сформировались наиболее крупные культурные центры Арабского мира: Багдад и  Кордова. В этих городах было много  общественных библиотек, книжных магазинов, существовала мода и на личные библиотеки.

     Арабский  мир дал человечеству много выдающихся ученых и организаторов науки. Так, например, Мухаммед, прозванный аль-Хорезми (первая половина IX в.) был выдающимся астрономом и одним из создателей алгебры; Бируни (973-1048) - выдающийся астроном, историк, географ, минералог; Омар Хайям (1201- 1274) - философ и ученый, более известный как поэт; Улугбек (XV в.) - великий астроном и организатор науки, один из наследников Тимура, а также Джемшид, Али Кушчи и многие другие ученые. Аль-Хорезми значительно улучшил таблицы движения планет и усовершенствовал астролябию - прибор для определения положения небесных светил. Бируни со всей решительностью утверждал, что Земля имеет шарообразную форму, и значительно уточнил длину ее окружности. Он также допускал вращение Земли вокруг Солнца. Омар Хайям утверждал, что Вселенная существует вечно, а Земля и другие небесные тела движутся в бесконечном пространстве. 

     1.5. Естествознание в средневековой Европе

     В то же самое время в Европе читали, главным образом, Библию, предавались  рыцарским турнирам, войнам, походам. Была распространена куртуазная литература, посвященная прекрасным дамам и  рыцарской любви. Только единицы  имели склонность к философии  и серьезной литературе времен античности. Однако естествознание развивалось  и в средневековой Европе, причем его развитие шло по самым разным путям. Особо необходимо упомянуть  поиски алхимиков и влияние университетов, которые были чисто европейским  порождением. Огромное число открытий в алхимии было сделано косвенно. Недостижимая цель (философский камень, человеческое бессмертие) требовала  конкретных шагов, и, благодаря глубоким знаниям и скрупулезности в исследованиях, алхимики открыли новые законы, вещества, химические элементы. С XIII в. в Европе начинают появляться университеты. Самыми первыми были университеты в Болонье и Париже. Благодаря университетам возникло сословие ученых и преподавателей христианской религии, которое можно считать фундаментом сословия интеллектуалов.

     1.6. Этап, называемый «научной революцией»

     Периодом  «научной революции» иногда называют время между 1543 и 1687 гг.

     Первая  дата соответствует публикации Н. Коперником работы «Об обращениях небесных сфер»; вторая - И. Ньютоном «Математические начала натуральной философии».

     Все началось с астрономической революции  Коперника, Тихо Браге, Кеплера, Галилея, которая разрушила космологию Аристотеля - Птолемея, просуществовавшую около полутора тысяч лет. Коперник поместил в центр мира не Землю, а Солнце; Тихо Браге - идейный противник Коперника - движущей силой, приводящей планеты в движение, считал магнетическую силу Солнца, идею материального круга (сферы) заменил современной идеей орбиты, ввел в практику наблюдение планет во время их движения по небу; Кеплер, ученик Браге, осуществил наиболее полную обработку результатов наблюдений своего учителя: вместо круговых орбит ввел эллиптические, он количественно описал характер движения планет по этим орбитам; Галилей показал ошибочность различения физики земной и физики небесной, доказывая, что Луна имеет ту же природу, что и Земля, и формируя принцип инерции. Обосновал автономию научного мышления и две новые отрасли науки: статику и динамику. Он «подвел фундамент» под выдающиеся обобщения Ньютона, которые мы рассмотрим далее.

     Данный  ряд ученых завершает Ньютон, который  в своей теории гравитации объединил  физику Галилея и физику Кеплера. В течение этого периода изменился  не только образ мира. Изменились и  представления о человеке, о науке, об ученом, о научном поиске и  научных институтах, об отношениях между наукой и обществом, между  наукой и философией, между научным  знанием и религиозной верой. Выделим во всем этом следующие основные моменты:

     1. Земля, по Копернику, - не центр Вселенной, созданной Богом, а небесное тело, как и другие. Но если Земля - обычное небесное тело, то не может ли быть так, что люди обитают и на других планетах?

     2. Наука становится не привилегией отдельного мага или просвещенного астролога, не комментарием к мыслям авторитета (Аристотеля), который все сказал. Теперь наука - исследование и раскрытие мира природы, ее основу теперь составляет эксперимент. Появилась необходимость в специальном строгом языке.

     3. Наиболее характерная черта возникшей науки - ее метод. Он допускает общественный контроль, и именно поэтому наука становится социальной.

     4. Начиная с Галилея наука намерена исследовать не что, а как, не субстанцию, а функцию.

     Научная революция порождает современного ученого-экспериментатора, сила которого - в эксперименте, становящемся все более и более точным, строгим благодаря новым измерительным приборам. Новое знание опирается на союз теории и практики, который часто получает развитие в кооперации ученых, с одной стороны, и техников и мастеров высшего разряда (инженеров, художников, гидравликов, архитекторов и т.д.) - с другой.

     Возникновение нового метода исследования - научного эксперимента оказало огромное влияние  на дальнейшее развитие науки. 
 

     2.Возникновение античной науки 

     Первой  в истории человечества формой существования  естествознания была так называемая натурфилософия (от лат. natura - природа), или философия природы. Последняя характеризовалась чисто умозрительным истолкованием природного мира, рассматриваемого в его целостности. Считалось, что философии - в ее натурфилософской форме - отведена роль «науки наук», «царицы наук», ибо она является вместилищем всех человеческих знаний об окружающем мире, а естественные науки являются лишь ее составными частями.

     Натурфилософское  понимание природы содержало  много вымышленного, фантастического, далекого от действительного понимания  мира. Появление натурфилософии в  интеллектуальной истории человечества и очень длительное ее существование  объясняется рядом неизбежных обстоятельств.

     Когда естественнонаучного знания (в его  нынешнем понимании) еще практически  не существовало, попытки целостного охвата, объяснения окружающей действительности были единственным и оправданным  способом человеческого познания мира.

     Вплоть  до XIX столетия естествознание было слабо  дифференцировано, отсутствовали многие его отрасли. Еще в XVIII веке в качестве сформировавшихся, самостоятельных  наук существовали лишь механика, математика, астрономия и физика. Химия, биология, геология находились лишь в процессе становления. В такой ситуации натурфилософия, строя общую картину природы, стремилась заменить собой отсутствующие  естественные науки.

     Отрывочному знанию об объектах, явлениях природы, которое давало тогдашнее естествознание, натурфилософия противопоставляла  свои умозрительные представления  о мире. В этих представлениях не известные еще науке причины  и действительные (но пока непознанные) связи явлений заменялись вымышленными, фантастическими причинами и  связями. Для истолкования непонятных явлений натурфилософы обычно придумывали  какую-нибудь силу (например, жизненную  силу) или какое-нибудь мифическое вещество (флогистон, электрическая жидкость, эфир и т. п.). Разумеется, действительные пробелы в естественнонаучном знании восполнялись при этом лишь в воображении. Это было вынужденное положение, которое, однако, не могло продолжаться бесконечно.

     Когда в XIX веке естествознание достигло достаточно высокого уровня развития и был накоплен и систематизирован большой фактический материал, т. е. когда были познаны действительные причины явлений, раскрыты их реальные связи между собой, существование натурфилософии потеряло всякое историческое оправдание. А в связи с этим понимание философии как «науки наук» также прекратило свое существование. Вместе с уходом с исторической арены старой натурфилософии сама философия, так же как и различные отрасли естествознания, наконец-то обрела свой предмет. Однако тесная двусторонняя связь между философией и естествознанием сохраняется по сей день.

     Впервые наука в истории человечества возникает в Древней Греции в VI веке до н. э. Под наукой понимается не просто совокупность каких-то отрывочных, разрозненных сведений, а определенная система знаний, являющаяся результатом деятельности особой группы людей (научного сообщества) по получению новых знаний. В отличие от ряда древних цивилизаций (Египта, Вавилона, Ассирии) именно в культуре Древней Греции обнаруживаются указанные характеристики науки. При этом древнегреческие мыслители были, как правило, одновременно и философами, и учеными-естествоиспытателями. Господство натурфилософии обусловило такие особенности древнегреческой науки, как абстрактность и отвлеченность от конкретных фактов. Каждый ученый стремился представить все мироздание в целом, нимало не беспокоясь об отсутствии достаточного фактического материала о явлениях природы. Вместе с тем достижения античных мыслителей в математике и механике навечно вошли в историю науки. 

     2.1. Миропонимание и научные достижения натурфилософии античности 

     В ранней древнегреческой натурфилософии господствовала идея о некоторых  исходных первоначалах, лежащих в  основе мироздания. К таким первоначалам, из которых якобы создается весь окружающий мир, относили либо так называемые четыре «стихии» (воду, воздух, огонь, землю), либо какое-то мифическое первовещество. Подобное первовещество, придуманное древнегреческим натурфилософом Анаксимандром и названное им «апейрон» (в переводе «беспредельное», «неопределенное»), первоначально представляло собой неопределенную туманную массу, находившуюся в постоянном круговом вращении, из которой, в конце концов, произошло все многообразие мира.

     Но  уже в этот период на смену подобным представлениям о мире приходит стройное по тому времени атомистическое учение о природе. Выдающимся представителем новой натурфилософской идеологии  атомизма был Демокрит. Основные принципы его атомистического учения можно свести к следующим положениям.

     Вся Вселенная состоит из мельчайших материальных частиц - атомов и незаполненного пространства - пустоты. Наличие последней является обязательным условием для осуществления перемещения атомов в пространстве.

     Атомы неуничтожимы, вечны, а потому и вся  Вселенная, из них состоящая, существует вечно.

     Атомы представляют собой мельчайшие, неизменные, непроницаемые и абсолютно неделимые частицы - последние, образно говоря, «кирпичики мироздания».

     Атомы находятся в постоянном движении, изменяют свое положение в пространстве.

     Различаются атомы по форме и величине. Но все они настолько малы, что  недоступны для восприятия органами чувств человека. Форма их может  быть весьма разнообразной. Самые малые  атомы имеют, например, сферическую  форму. Это, по выражению Демокрита, «атомы души и человеческой мысли».

     Все предметы материального мира образуются из атомов различных форм и различного порядка их сочетаний (подобно тому, как слова образуются из букв).

     Представляет  интерес учение Демокрита о строении Вселенной. Из атомов, считал он, образуются не только окружающие нас предметы, но и целые миры, которых во Вселенной бесчисленное множество. При этом одни миры еще только формируются, другие - находятся в расцвете, а третьи уже разрушаются. Новые тела и миры возникают от сложения атомов. Уничтожаются они от разложения на атомы.

Информация о работе Основные этапы развития естествознания