Организация сценической атмосферы и решение пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

На данный момент вопрос о взаимозависимости социально психологического климата (СПК) и театральной атмосферы фактически не был рассмотрен. Хотя атмосфера и СПК является одними из главных элементов в формировании творческого коллектива. И режиссер, несомненно, влияет на создание особой атмосферы, которая влияет на СПК в театральном коллективе.

Содержание

Введение
I глава
1.1 Атмосфера как часть выразительных средств. Понятие атмосферы
1.2 Виды атмосфер
1.3 Функции атмосферы
II глава Способы создания атмосферы в спектакле
2.1. Как создается сценическая атмосфера
2.2. Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене
2.3 Влияние атмосферы на зрителя
Ш Организация сценической атмосферы и решение пространства
3.1 Атмосфера как способ репетирования
3.1.1 Упражнения для создания атмосферы в спектакле
3.2 Реализация режиссерского замысла
3.2.1. Режиссерский литературно-критический разбор пьесы
3.2.2. Идейно-тематический анализ
3.2.3. Режиссерская экспликация спектакля
3.2.4. Постановочный план

Работа содержит 1 файл

Атмосфера.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Атмосфера в  театре, на репетициях -- без этого  ничего не добьетесь. Это что же -- надо учиться дипломатии? Да, и ей! Режиссеры, даже самые талантливые  и мудрые, не всегда дипломатичны в  осуществлении самых благородных  задач. Сергей Королев, создатель космического корабля, "обладал немалым умением сам создавать себе недругов и -- что бывало еще досаднее -- ссориться с друзьями..." -- рассказывал летчик-испытатель Марк Галлай.

Георгий Александрович  Товстоногов на съезде ВТО взволнованно говорил о значении морального климата в театре, о нравственной атмосфере, утрате патриотизма к своему коллективу. Это имеет в театре огромное значение, потому что, независимо от желания театральных работников, они выносят свою внутреннюю жизнь на публичное рассмотрение. В наши дни личностные качества и профессионализм неразрывны, они сливаются друг с другом и передаются зрительному залу. Станиславский заявил категорически: "Я могу работать только в чистой атмосфере!"

Упражнения

Представьте себе пространство вокруг вас наполненным атмосферой (как оно может быть наполнено светом или запахом). Представляйте вначале простые, спокойные атмосферы, например: уют, благоговение, одиночество, предчувствие (радостное или печальное) и т.п. не прибегайте ни к каким отвлекающим ваше внимание воображаемым обстоятельствам, якобы создающим данную атмосферу. Представляйте себе непосредственно то или иное чувство разлитым вне вас в вашем окружении. Продолжайте это с целым рядом различных атмосфер.

Выберите одну атмосферу. Сделайте легкое движение рукой в гармонии с окружающей вас атмосферой. Повторяйте это простое движение, пока вы не почувствуете: ваша рука пронизана атмосферой и в движении своем выражает и отражает ее.

Остерегайтесь возможных ошибок; не “играйте”  вашим движением атмосферу. Повторяя упражнение, терпеливо ждите результатов. Ваше чутье подскажет вам правильный путь. Не старайтесь также почувствовать атмосферу. Представляйте себе ее с возможной ясностью. Когда она появится в вашем окружении -- вы почувствуете ее. Она пробудит также постепенно ваши индивидуальные чувства.

Перейдите к  более сложным движениям: встаньте, сядьте, лягте, возьмите предмет, положите его и т.п. Добивайтесь тех же результатов, что и в предыдущем случае.

Произнесите одно слово (сначала без движения) в  созданной вами атмосфере. Следите за тем, чтобы оно прозвучало в гармонии с ней. Произнесите короткую фразу в определенной атмосфере. Соедините эту фразу с соответствующим ей простым движением. Проделайте это упражнение в различных атмосферах.

Снова проделайте все вариации описанного выше упражнения с такими атмосферами, как экстаз, отчаяние, паника, ненависть, пламенная любовь и т.п.

Перейдите к  следующему варианту упражнения. Окружите себя атмосферой. Вживитесь в нее. Найдите простое движение, органически  вытекающее из атмосферы. Проделайте его несколько раз. Перейдите к более сложному движению, исходя из той же атмосферы. Выполните простое бытовое действие. Присоедините к нему слова. Сделайте их более сложными и продолжайте упражнение, пока оно не примет вид законченной импровизации.

Создайте вокруг себя атмосферу и, побыв в ней  некоторое время. Вызовите в своей  памяти соответствующие ей образы из жизни. Атмосфера душевного холода, например, может вызвать образ  официального учреждения и т.п.

Читайте пьесы  и литературные произведения, интуитивно (не рассудочно) определяя атмосферы, сменяющие одна другую. Создайте мысленно “партитуру” следующих одна за другой атмосфер.

Вживаясь в  различные атмосферы, старайтесь осознать динамику, волю каждой из них. Начните  двигаться в гармонии с этой динамикой. Постепенно усложняя ваши движения, перейдите к импровизации.

Если вы упражняетесь не один, делайте импровизации двоякого рода:

1. Все участники,  охваченные определенной атмосферой, живут индивидуальными чувствами,  родственными атмосфере.

2. Один из  участников живет чувствами, противоположными  общей атмосфере.

С группой партнеров  приготовьте небольшой отрывок. При работе над ним старайтесь исходить из атмосферы не только в  игре, но и в выборе мизансцен. Обсудите с партнерами возможные декорации, свет и сценические эффекты, соответствующие атмосфере отрывка.

Старайтесь в  повседневной жизни замечать атмосферы, в сферу которых вы вступаете. Слушайте их, как музыку.

(О технике  актера М.Чехов АТМОСФЕРА Второй  способ репетирования)

Этюды могут быть следующего содержания:

1. Пришел в  музей, осматриваю экспонаты,  записываю названия и авторов  интересующих меня картин, ухожу.

2. Собираю ягоды  или цветы (разработать точный  рисунок движения).

3. Пришел домой,  положил портфель на стол, снял  пиджак, повесил его на спинку стула, сел за стол, открыл портфель, достал книгу и тетрадь и начал делать выписки.

Скорость и  темп

4. фотограф

5. Художник

Разработать точный рисунок движения.

Студентам предлагается выполнить этюды со строгим соблюдением  пластического рисунка заранее определенных ими движений в трех разных скоростях: медленно, нормально, быстро. Сочиняемые студентами этюды могут быть сольными, парными и групповыми. Их исполнение свидетельствует также о наличии воображения и отзывчивости природы студента. Эти этюды очень полезны, они подтверждают, как важно актерам уметь двигаться в определенных скоростях. Нарушение актером заданного темпа сцены или всего спектакля может исказить не только художественный, но и идейный замысел роли и спектакля.

Смысл работы над этими этюдами заключается не только в воспитании пластической культуры актера, но и в доказательстве того, что действие, выполняемое в трех разных скоростях, утверждает активное влияние физического поведения на внутреннее состояние, воздействует на весь эмоциональный строй, создает определенную атмосферу. Несмотря на один и тот же пластический рисунок движения во всех трех вариантах, перед нами фактически три разных этюда.

СОЧЕТАНИЕ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ И  ГРОМКОСТИ РЕЧИ

Смысл этого  упражнения заключается в способности актера органически сочетать скорость движения с звучанием -- громкостью -- речи. Эта способность особенно важна для создания соответствующей атмосферы при построении массовых сцен.

Наряду с шестью известными нам, постепенно нарастающими скоростями движения, от медленного до быстрого, студентам предлагается найти шесть степеней громкости речи от шепота (он должен быть слышен) до предельно громкой речи (но не кричать). Сначала студенты сидят на своих местах и тренируются в громкости звучания импровизированного ими диалога или разговора, в котором может участвовать неограниченное количество человек. В результате они должны достигнуть одинаковой громкости звучания, при которой слышен шум речи, а не обязательно отдельные фразы. Таким образом, устанавливается шесть градаций громкости звучания. После этого студентам предлагается равномерно распределиться по залу, и преподаватель называет определенный номер скорости движения и громкости звучания. Студенты начинают двигаться и разговаривать в соответствии с заданием преподавателя. Возникают самые разнообразные варианты. Движение Речь

1 -- Скорость  первая. Громкость первая.

-- Скорость вторая. Громкость вторая.

3 -- Скорость  третья. Громкость третья.

* Скорость четвертая.  Громкость четвертая.

Практическая часть

5. Скорость пятая.

6. Скорость шестая.

Громкость пятая. Громкость шестая.

В этих вариантах  скорость и громкость звучания совпадают. Начиная с первой скорости и громкости, постепенно наращивая скорость и  звучание, действие оживляется, доходя до кульминации.

Подобного рода слаженность актеров дает возможность  режиссеру добиваться определенной атмосферы при решении той  или иной сцены. Например, при первой или второй скорости движения и соответствующей  громкости звучания создается атмосфера  торжественности.

Реализация  режиссерского замысла

I.РЕЖИССЕРСКИЙ  ЛИТЕРАТУРНО- КРИТИЧЕСКИЙ  РАЗБОР ПЬЕСЫ.

1. Первое эмоциональное  впечатление.

2.Обоснование  выбора пьесы.  Актуальность.

Люди реже смотрят  на звезды, в связи с развитием  технического прогресса. Перевести внимание от плодов технического прогресса на живое человеческое общение.

3. Изучение автора  и пьесы.

Сергей Григорьевич  Козлов родился 22 августа 1939 года в  Москве. Свои первые стихи (о летчике) он написал, когда учился в восьмом  классе. В юности занимался в литературном объединении "Магистраль". Окончил Литературный институт имени М.Горького, в качестве дипломной работы представив рукопись книги стихов. До того как стать профессиональным писателем, Сергей Козлов был рабочим в типографии, работал токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское. Поэт и сказочник Сергей Козлов - автор любимых детьми и взрослыми историй про Ежика и его друзей ("Ежик в тумане", "Ежик и море", "В сладком морковном лесу", "Как Ежик с Медвежонком протирали звезды", "Как Ослик шил шубу" и т.д.), а также историй про Львенка и Черепаху, которые пели песню: "Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу..." У писателя вышли книги "Ежик в тумане" (1989), "Как Львенок и Черепаха пели песню" (1992), "Правда, мы будем всегда?" (1997), "Облака" (2000), "Цыпленок вечером" (в соавт. С Л.Шульгиной; 1993). Как автор сценария он принимал участие в создании таких мультипликационных фильмов для детей: "Осенняя рыбалка" (1968), "Страшный, серый, лохматый" (1971). "Как Львенок и Черепаха пели песню" (1974), "В порту" (1975), "Ежик в тумане" (1975), "Как Ежик и Медвежонок встречали Новый год" (1975), "Трям! Здравствуй!" (1980), "Поросенок в колючей шубке" (1981), "Зимняя сказка" (1981) и многих других.

Поэт и сказочник  Сергей Григорьевич Козлов -- автор  любимых детьми и взрослыми историй  про Ёжика и его друзей («Ёжик  в тумане», «Ёжик и море», «В сладком  морковном лесу», «Как Ёжик с Медвежонком  протирали звёзды», «Как Ослик шил шубу» и т.д.), а также историй про Львёнка и Черепаху, которые пели песню: «Я на солнышке сижу, я на солнышко гляжу…»

Самому Сергею Григорьевичу в детстве нравились  книги «Робинзон Крузо» Даниеля  Дефо и «Служу Родине!» Ивана Кожедуба -- военного лётчика, трижды Героя Советского Союза. Теперь, не забывая о прежних привязанностях, Сергей Козлов любит прозу Бунина и Бабеля, стихи Есенина и Пастернака.

Свои первые стихи (конечно, о лётчике) он написал, когда учился в восьмом классе. В юности занимался в литературном объединении «Магистраль». Литературный институт окончил с рукописью книги стихов в качестве дипломной работы. Но до того, как стать профессиональным писателем, -- был рабочим в типографии, токарем, учителем пения, кочегаром на паровозе, ездил в геологические экспедиции и водил экскурсии в пушкинском музее-заповеднике Михайловское.

Сказки для  детей Сергей Козлов начал писать в шестидесятые годы, тогда же придумал Медвежонка, Зайца и Ёжика. Истории  о них он сочиняет до сих пор, так  что постепенно появляется целый сказочный мир -- или лес.

Там каждый зверёк (зверок, зверик) живёт в своём  доме, запасает еду и дрова, топит  печку, смотрит на огонь, слушает  дождь и ветер. Когда захотят, зверьки ходят, друг к другу в  гости, угощают друг друга грибами, яблоками и чаем с мёдом, если погода тёплая -- гуляют возле реки и до темноты сидят у кого-нибудь на крыльце -- сумерничают.

В лесу медленно и чудесно сменяются времена  года. Лес для тех, кто понимает, -- всегда очарованный. Вот он весь в  снегу, среди чёрных древесных стволов видны полуоблетевшие огненные осинки и золотые клёны. Снег всё падает и падает. Ёжик с Медвежонком стоят на опушке, как два крошечных деревца, заметённых снегом.

Вот Ёжик весной на горке встречает рассвет, но, не дождавшись, сворачивается клубочком и засыпает. Рассвет приходит синий-синий, в белых клочьях тумана, дует на Ёжика, и тот шевелит иголками.

Вот Заяц сидит  посреди поляны, до краёв залитой  светом луны, и играет на свирели. Ему  так хорошо, что он чувствует себя прозрачным, будто лунный луч.

А вот Ёжик с  Медвежонком у обрыва греются  на тусклом осеннем солнышке. Река уводит за поворот тяжёлую тёмную воду. Трава на лугу поёт свою последнюю  осеннюю песню, а в сумрачной  чаще, во мху, сидит, поджав коленки, маленький  золотой гриб-лисичка.

Информация о работе Организация сценической атмосферы и решение пространства