Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа
На данный момент вопрос о взаимозависимости социально психологического климата (СПК) и театральной атмосферы фактически не был рассмотрен. Хотя атмосфера и СПК является одними из главных элементов в формировании творческого коллектива. И режиссер, несомненно, влияет на создание особой атмосферы, которая влияет на СПК в театральном коллективе.
Введение
I глава
1.1 Атмосфера как часть выразительных средств. Понятие атмосферы
1.2 Виды атмосфер
1.3 Функции атмосферы
II глава Способы создания атмосферы в спектакле
2.1. Как создается сценическая атмосфера
2.2. Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене
2.3 Влияние атмосферы на зрителя
Ш Организация сценической атмосферы и решение пространства
3.1 Атмосфера как способ репетирования
3.1.1 Упражнения для создания атмосферы в спектакле
3.2 Реализация режиссерского замысла
3.2.1. Режиссерский литературно-критический разбор пьесы
3.2.2. Идейно-тематический анализ
3.2.3. Режиссерская экспликация спектакля
3.2.4. Постановочный план
В работе над горьковским спектаклем все компоненты были подчинены раскрытию того смысла, ради которого писал Горький свои пьесы. А смысл этот заключается в его жестоком, беспощадном отношении ко всяческой мерзости, в мужественной любви к нравственному здоровью человека.
С.102 Товстоногов.
Огромную роль играет художественное оформление в создании сценической атмосферы, и здесь важно понять, что оно отнюдь не обязательно должно впрямую выражать эту атмосферу, звучать в унисон с происходящим.
В Англии я видел спектакль «Вестсайдская история», в котором действие любовной сцены происходило на чердачной лестнице, рядом висело белье, и ничего поэтического в этой обстановке не было, но вся сцена от такого решения художником места действия обретала особую остроту и выразительность.
186-187
Товстоногов.
Что такое «второй план»?
Для меня -- это высший идеал в сцене, куске, акте, в спектакле, конечная цель любого искусства. Я всегда связываю второй план с эмоциональным ощущением, которое вызывает произведение в целом и которое можно выразить такими словами, как «прозрачно», «душно» и т. д. Это -- атмосфера, но не в бытовом ее понимании, а в чувственном, некий эмоциональный смысл спектакля, который делает его произведением искусства.
Второй план предполагает Гармонию всех составных частей спектакля. Он возникает из жизненного процесса, происходящего на сцене, из развития конфликта, из всего действенного течения спектакля, из бытовой его атмосферы, из всех средств сценической выразительности -- световых, оформительских, музыкальных.
Конечно, второй план может быть найден только в настоящем, художественно высоком, полноценном драматургическом произведении. Иногда он возникает и независимо от качества пьесы, но это происходит чаще всего случайно.
Я вынужден пользоваться примерами из собственной практики, но это вовсе не означает, что в создания.
В первом акте «Трех
сестер» празднуются именины. А
второй план этого акта я определял
как панихиду. Все веселятся, все
хотят создать праздничную
С.149спектаклях, о которых пойдет речь, действительно присутствует второй план. Я буду говорить лишь о том, к чему стремился в процессе их
Нужно очень точно определить функцию и место зрительных впечатлений в создании художественного образа спектакля. Само по себе, вне спектакля оформление может и не представлять собой художественной ценности. Важно, что оно «зазвучало» в полную силу в сопряжении с общим замыслом, со сценическим решением спектакля, с его атмосферой, с действующим на сцене живым человеком.
С.185
Товстоногов
Материал для образного воплощения--актеры, мизансцены, многообразие темно-ритмов, композиция, атмосфера, свет и музыка, декорация и бутафория...-- широкий комплекс театральных выразительных средств. Сценическое косноязычие мешает полноценному диалогу со зрителем, рас-
плывчатость формы свидетельствует о пассивности режиссера, неясности его идейных намерений.
С.18
«...Сегодня театр предлагает залу разнообразнейшую палитру выразительных средств, сложную жанровую и стилевую образность. Сложные сценические метафоры, символы, гиперболы, смещения времени, монтаж эпизодов и их ассоциативный контекст, игра декорационного оформления, многообразие пространственных решений»4, -- такая полифония сценического языка, считает Товстоногов, должна исходить из авторского и режиссерского замысла.
Малочевская выразительные средства
Атмосфера -- это воздух спектакля, «силовое поле», которое создается в спектакле усилиями'- всего коллектива. Сам актер, мир, окружающий его в спектакле: тишина, пауза, звуки, спет в темнота (организованные темпо-ритмически режиссером), напряжение борьбы между персонажами, мизансцены, цвет И костюмы, декорация и музыка-- все, что излучает пространство сцены, создает атмосферу спектакля. Атмосфера о многом рассказывает зрителям, вместе с тем Она является важным стимулом творчества актера. Атмосфера -- понягие-результатшшае. Верно построенная жизнь пьесы -- преж-де всего через актера--условие рождения нужной атмосферы. Являясь мощным выразительным средством спектакля, сценическая атмосфера требует от режиссера верного определения исходного предлагаемого обстоятельства, поскольку оно имеет решаю-щее значение в создании атмосферы.
Музыка все чаще становится активным эмоциональным началом, она практически связана с действием, атмосферой спектакля и призвана раскрывать и дополнять сущность драмы. Таким образом, способность актера и режиссера чувствовать эмоциональный и ритмический строй музыкального произведения, способность и умение строить мизансцену, действовать и двигаться в музыке и с музыкой приобретают очень важное значение.
Весьма распространенный прием: снимать на время монолога свет со сцены, оставляя героя в луче.
Молодые режиссеры, однако, иногда не слишком разборчи-во пользуются этим приемом. В спектаклях, где свет несет на себе функцию художественной краски, помогает передать ат-мосферу жизни, время суток, погоду, этот прием пресловут, безвкусен. Он вносит режиссерскую суету, на месте гораздо более тонких выразительных средств мы видим режиссерскую указку.
С.74
Мочалов
Информация о работе Организация сценической атмосферы и решение пространства