Организация сценической атмосферы и решение пространства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

На данный момент вопрос о взаимозависимости социально психологического климата (СПК) и театральной атмосферы фактически не был рассмотрен. Хотя атмосфера и СПК является одними из главных элементов в формировании творческого коллектива. И режиссер, несомненно, влияет на создание особой атмосферы, которая влияет на СПК в театральном коллективе.

Содержание

Введение
I глава
1.1 Атмосфера как часть выразительных средств. Понятие атмосферы
1.2 Виды атмосфер
1.3 Функции атмосферы
II глава Способы создания атмосферы в спектакле
2.1. Как создается сценическая атмосфера
2.2. Как создают атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене
2.3 Влияние атмосферы на зрителя
Ш Организация сценической атмосферы и решение пространства
3.1 Атмосфера как способ репетирования
3.1.1 Упражнения для создания атмосферы в спектакле
3.2 Реализация режиссерского замысла
3.2.1. Режиссерский литературно-критический разбор пьесы
3.2.2. Идейно-тематический анализ
3.2.3. Режиссерская экспликация спектакля
3.2.4. Постановочный план

Работа содержит 1 файл

Атмосфера.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение

I глава 

1.1 Атмосфера  как часть выразительных средств.  Понятие атмосферы 

1.2 Виды атмосфер

1.3 Функции атмосферы

II глава Способы  создания атмосферы в спектакле

2.1. Как создается  сценическая атмосфера

2.2. Как создают  атмосферу режиссеры за кулисами и на сцене

2.3 Влияние атмосферы  на зрителя

Ш Организация  сценической атмосферы и решение  пространства

3.1 Атмосфера  как способ репетирования

3.1.1 Упражнения  для создания атмосферы в спектакле 

3.2 Реализация  режиссерского замысла

3.2.1. Режиссерский литературно-критический разбор пьесы

3.2.2. Идейно-тематический  анализ

3.2.3. Режиссерская  экспликация спектакля

3.2.4. Постановочный  план

Введение

Обоснование актуальности выбранной  темы.

На данный момент вопрос о взаимозависимости социально  психологического климата (СПК) и театральной атмосферы фактически не был рассмотрен. Хотя атмосфера и СПК является одними из главных элементов в формировании творческого коллектива. И режиссер, несомненно, влияет на создание особой атмосферы, которая влияет на СПК в театральном коллективе.

Режиссерское  искусство заключается в творческой организации всех элементов спектакля  с целью создания единого, гармонически целостного художественного произведения. Этой цели режиссер достигает только в том случае если в процессе создания творческого коллектива, в последствии создание целостного художественного произведения присутствует благоприятная атмосфера.

Цель

Исследовать процесс  формирования социально - психологического климата как творческой атмосферы  в театральном коллективе.

Задачи  исследования

1. Выявить специфику  функций и задач театрального  режиссёра.

2. Раскрыть соотношение  социально психологического климата  как творческой атмосферы (творческой  атмосферы).

3. Рассмотреть  особенности методов и приёмов  воспитательного воздействия как средство формирования социально - психологического климата (творческой атмосферы).

Объект  Театр

Предмет театральная  атмосфера

Методико-методологические основы

Методы исследования.

1. Общелогический, это анализ, синтез, сравнение, обобщение использованных источников.

2. Наблюдение (включённое).

3. Практическая  значимость. Результаты данного  исследования могут быть использованы  режиссёрами театра, а так же  студентами режиссёрских отделений  вузов искусств и культуры.

Научную новизну  и практическую значимость

Характеристику  основных источников и литературы по теме

Обзор литературы.

Кажется, нет  более загадочного и неуловимого  понятия в режиссерской технологии, чем атмосфера. С другими элементами театрального спектакля как будто  проще -- их можно определить и почти сразу проверить на площадке с той или другой степенью точности. С атмосферой все обстоит иначе. Она создается постепенно и, что самое трудное, складывается из множества элементов, заданных автором и сочиненных режиссером. Теоретически в этом вопросе тоже нет достаточной ясности. Это понятие почти невозможно определить, уложить в словесные формулы. Оно ускользает от однозначной прямолинейности, дразнит своей изменчивостью, непостоянством и зыбкостью.

М. А. Чехов в  своей книге «О технике актера» признает за атмосферой главенствующее положение в сценической иерархии элементов, считая ее душой и сердцем театрального произведения. Более того, он полагает, что «отдельные актеры с их чувствами не больше как часть целого. Они должны быть объединены и сгармонизированы, и объединяющим началом в этом случае является атмосфера спектакля.

Спектакль, лишенный атмосферы, неизбежно несет отпечаток  механичности», -- продолжает свою мысль  великий русский актер и педагог. «Дух в произведении искусства -- это его идея. Душа -- атмосфера. Все же, что видимо и слышимо, -- его тело.» Определение, несмотря на всю его метафоричность, совершенно точно отражает значимость атмосферы в общем строе спектакля.

Более сухо, технологичнее  пытается определить этот элемент А. Д. Попов: «Через взаимодействие человека с окружающими людьми и обстановкой возникает сценическая атмосфера. Характер мышления человека, темпо-ритм его жизни, и, наконец, психофизическое самочувствие способствуют выделению атмосферы времени, в котором он живет...»

Но даже здесь  речь идет, скорее, о том, какими средствами можно приблизиться к ней, чем  определяется само понятие.

Примеры такого рода можно было бы продолжить, но дело не в этом. В конечном счете, не так  уж важна точная, строгая формулировка. Да и возможна ли она? Сейчас нам интересно понять причины такой неуловимости. А они, пожалуй, заключаются в тончайших и легко разрушаемых внутренних процессах актера на сцене, в множественности его связей с окружающим пространством и партнерами, в сложнейшей соотнесенности человека-артиста со временем. Причем, это последнее совсем не следует понимать только как темпо-ритмическую окраску спектакля. Скорее -- это «время историческое» (термин Г. А. Товстоногова), включающее в себя социальный опыт артиста, то есть знания прошлого, сиюминутность настоящего и предощущение будущего.

(О. Л. Кудряшев  СЦЕНИЧЕСКАЯ АТМОСФЕРА И «ЛИЦО  АВТОРА»)

Понятие атмосферы

Она дает им вдохновение  и силу на будущее. В ней они  чувствуют себя артистами, даже когда  зрительный зал пуст и тишина царит на ночной сцене. 
И не только театр, но и концертный зал, и цирк, и балаган, и ярмарка исполнены волшебной атмосферой. Она одинаково волнует и актера и зрителя. Разве не ходит публика, в особенности молодая, в театр часто только для того, чтобы побыть в этой атмосфере нереальности?

(О технике  актера М.Чехов АТМОСФЕРА Второй  способ репетирования)

В театр понятие  атмосферы пришло из жизни. А в  жизни оно сопутствует нам  каждую минуту. Атмосфера - явление  глубоко человеческое, и в центре ее находится человек, пристрастно вглядывающийся в мир, действующий, мыслящий, чувствующий, ищущий. Сложный комплекс взаимоотношений с окружающей действительностью, мир наших мыслей, чувств, желаний, настроений, мечтаний, фантазий, то без чего немыслимо было бы наше существование, это и есть атмосфера жизни, без нее наша жизнь была бы обескровлена, автоматична, а человек напоминал бы робота.

В жизни каждому  сопутствует своя атмосфера, и она  никогда не бывает однозначна, в  ней всегда происходит борьба различных  мотивов, тенденций. Это закономерно: в жизни всегда происходит «борьба атмосфер», различные люди несут различные атмосферы, наша личная может подчиняться общественной и т.д.

Две атмосферы.

Две различные  атмосферы не могут существовать одновременно. Одна (сильнейшая) побеждает или видоизменяет другую. Представьте себе старинный заброшенный замок, где время остановилось много веков назад и хранит невидимо былые деяния, думы и жизнь своих забытых обитателей. Атмосфера тайны и покоя царит в залах, коридорах, подвалах и башнях. В замок входит группа людей. Извне они принесли с собой шумную, веселую, легкомысленную атмосферу. С ней тотчас же вступает в борьбу атмосфера замка и либо побеждает ее, либо исчезнет сама. Группа вошедших людей может принять участие в этой борьбе атмосфер. Своим настроением и поведением они могут усилить одну и ослабить другую, но удержать их обе одновременно они не могут. Борьбу атмосфер и неизбежную победу одной из них надо признать сильным средством художественной выразительности на сцене.

М.Чехов АТМОСФЕРА  Второй способ репетирования)

На сцене мы иногда видим спектакли, в которых  отсутствует эта многообразная, многоликая атмосфера, а вместо нее  господствует от начала до конца однообразное, примитивное настроение. Для режиссера  чрезвычайно важно умение замечать и запоминать атмосферу.

Атмосфера - это  как бы материальная среда, в которолй живет, существует актерский образ. Сюда входят звуки, шумы, ритмы, характер освещения, мебель, вещи, все, все...

(А.Д. Попов  «Спектакль и режиссер», ВТО, 1972)

«...атмосфера -понятие  динамическое,а не статическое, она  меняется в зависимости от перемены предлагаемых обстоятельств и событий.» (попов о худ. Целостности спектакля  стр.68)

«Атмосфера - это  воздух времени и места, в котором  живут люди, окруженные целым миром звуков и всевозможных вещей.» (попов о худ. Целостности спектакля стр.68)

«Каждому делу, месту и времени присуща своя атмосфера, связанная именно с этим делом, местом и временем.» (попов  о худ. Целостности спектакля  стр.67)

М.Чехов говорил: “Дух в произведении искусства - это его идея. Душа - атмосфера. Всё, что видимо и слышимо, - его тело” [С. 88].

Чехов о технике актера

Атмосфера - не внешний  компонент, не окраска театральной  постановки, она как и земная атмосфера, как воздух, пронизывает и наполняет всю ее структуру.

(Ремез Азбука  режиссуры,1976)

Атмосфера ж. окружающий шар земной или иное небесное тело воздух, со всеми природными примесями  его: испарениями, облаками и пр., | Круг или пространство испарения или  действия какого-либо тела, вещества. Атмосфера человека или цветка, магнита; околица. Атмосферный, атмосферический воздух, коим мы дышим. Атмосферные перемены, погода, ведро и ненастье и все, что к тому относится. Атмосферное давление, тяжесть воздуха мироколицы, лежащей на известной площади; вес воздушного столба данного основания. Вес этот, по погоде глядя, изменчив, на чем и основано устройство погодника, барометра. Атмосферология ж. наука об атмосфере и обо всех ее изменениях.

(Толковый словарь  Даля)

АТМОСФЕРА, -ы, ж. 1. Газообразная оболочка, окружающая Землю, нек-рые другие планеты, Солнце и звезды. А. Земли. Солнечная а. 2. перен. Окружающие условия, обстановка. Товарищеская а. А. доверия. В атмосфере дружбы. 3. Единица давления. || прил. атмосферический, -ая, -ое (к 1 знач.) и атмосферный, -ая, -ое (к 1 знач.). Атмосферное давление.

(Словарь Ожегова  толковый словарь русского языка)

Нужно отыскать тот эмоциональный возбудитель, который поможет найти среду, атмосферу, максимально выражающую процесс внутреннего течения  «жизни человеческого духа». В этом сопряжении среды и внутренней жизни человека и проявится убедительность или неубедительность замысла.

Для этого непременно нужно найти точное сочетание  происходящего с жизнью, идущей до, после и параллельно развивающемуся действию, либо в контрасте с тем, что происходит, либо в унисон. Это сочетание, сознательно организованное, и создает атмосферу.

Возьмите контраст действий у Пушкина в «Пире  во время чумы». События пьесы  не имеют никакого отношения к  чуме, но то, что действие происходит во время чумы, создает неожиданную атмосферу трагического.

Вне атмосферы  не может быть образного решения. Атмосфера -- это эмоциональная окраска, непременно присутствующая в решении  каждого момента спектакля.

С.148-149

Г. ТОВСТОНОГОВ  Зеркало сцены 1. О профессии режиссера

И, наконец, необходимо отличать второй план от атмосферы  спектакля, сцены, куска. Атмосфера -- тоже понятие конкретное, она складывается из реальных предлагаемых обстоятельств. Второй план -- из эмоциональных оттенков, на основе которых должна строиться реальная бытовая атмосфера на сцене.

С.150

Г. ТОВСТОНОГОВ  Зеркало сцены 1. О профессии режиссера

Атмосфера как часть выразительных  средств

Размышляя о  выразительных средствах спектакля, следует помнить о том, что  искусство познает жизнь в  логике закономерных неожиданностей, поэтому режиссер должен быть контрапунктистом в организации света, звуков, « ритмов спектакля, всех его компонентов, только тогда пьеса зазвучит как симфония, будет переливаться «перламутром красок».

Малочевская выр  средства с.21

Решая, таким  образом, сценическое пространство, я преследовал одну цель -- включить и этот компонент спектакля в  концепцию общего решения. Вроде  бы это обычная комната, но поскольку  стен нет, то дом -- уже не просто дом, а частица огромного мира.

Этим же определялось и значение звуков. И хрип граммофона, и скрип двери, которую надо бы починить, да никак не соберутся, и бой часов -- не просто натуралистические звуки, нужные для атмосферы, но еще и детали, символизирующие жизнь, которая течет в мире этого дома.

Информация о работе Организация сценической атмосферы и решение пространства