Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:10, реферат
Думается, театр – это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий – начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер – это не просто обладатель определенной профессии, это – просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая. По крайней мере, так было еще совсем недавно.
Введение……………………………………………………………………………………..стр.2
Глава 1. Основные этапы развития театра в России……………………………………..стр.3
1.Дочернии студии Московского Академического Театра…………………..стр.13
Глава 2. История Нижегородского государственного академического театра драмы им. М.Горького…………………………………………………………………………………стр.18
1.История XIX века……………………………………………………………..стр.18
2.История XX века……………………………………………………………..стр.20
3.Сегодняшний день театра…………………………………………………….стр.21
Глава 3. История Нижегородского Театрального Училища им. Е.А.Евстигнеева…....стр.23
Заключение...........................................................................................................................стр.27
Список литературы……………………………
Заведует студией режиссер Советского городского театра Ю.В.Соболев (впоследствии известный театровед, доктор исторических наук, профессор Государственного института театрального искусства, автор многих книг по истории театра). Преподаватели студии – ведущие артисты Городского театра: П.П.Званцев, И.В.Лозановский, П.Д.Муромцев, З.М.Богданова, К.Н.Вертышев, И.А.Калантар, В.Д.Королев, П.И.Леонтьев, Н.Б.Лещинская, В.П.Рокотов, М.П.Смелков, М.Ф.Сычев, О.М.Трофимова-Чайка.
В 1922 году студия получает постоянное помещение и именуется Нижегородским государственным театральным техникумом. В 1923 году художественно-педагогическим советом техникума избирается в качестве временно исполняющего обязанности директора, а затем и директора, Георгий Апполинарьевич Яворовский. Яворовский обладал способностью привлекать интересных преподавателей из числа ведущих артистов театра и лучших учителей города.
Имена Н.А.Савина, Е.Н.Писарева, А.А.Дымского, Л.И.Гостевой, А.С.Любош, А.П.Хованского, Г.И.Горелова навсегда вписаны в историю Нижегородского театрального училища. С 1928 года свою жизнь с училищем связывает великолепный драматический артист Николай Александрович Левкоев.
Учащиеся играли свои спектакли на сцене Городского театра, в клубе Подбельского (площадь Свободы), в воинских частях, на сценах клубов города Нижнего Новгорода, строящегося Автозавода, в районных центрах и селах Нижегородского края. Дипломный спектакль по пьесе М.Горького «На дне» (режиссер А.П.Хованский) в 1927 году стал первым в череде спектаклей театральной школы по пьесам великого земляка.
В 1928 году выпускниками техникума был сыгран спектакль «Красный пакет» по пьесе Г.Брониковского и Ю.Брошат, созданный по инициативе художественного руководителя театра, народного артиста РСФСР Николая Ивановича Собольщикова-Самарина, и положивший начало существованию театра юного зрителя имени Н.К.Крупской. Часть учащихся выпуска 1928 года стали актерами ТЮЗа. Техникум продолжал выпускать полноценные кадры для театров города и области. В 1929 году происходит объединение музыкального и театрального техникумов. В 1937 году театральный техникум вновь обретает самостоятельность.
Выпуск 1941 года, воспитанный Г.В.Моисеевым (выпускник техникума 1927 год), должен был стать межрайонным театром Горьковской области имени Ленинского комсомола во главе c другим выпускником Виталием Александровичем Лебским. Но Великая Отечественная война разрушила все планы. Училище временно закрывается. И, вопреки трагическим событиям, театр востребован более, чем когда-либо – театрам требуются молодые артисты. Вновь открываются студии при Театре драмы, Горьковской филармонии. Большинство педагогов – выпускники студий военной поры: народная артистка РСФСР Эра Суслова, народная артистка РСФСР Галина Демина, заслуженный артист РСФСР Глеб Писарев хорошо известны публике.
В 1946 году училище вновь продолжает воспитывать молодых артистов. Штат педагогов украсили как ранее работавшие в училище, так и ряд новых молодых специалистов: Ю.И.Волчек, М.Н.Гладкова, Ю.И.Кагарлицкий, И.О.Капралов, С.М.Лемберская, В.М.Подтынкова, И.А.Фогельсон, Л.А.Булюбаш.
С новым курсом 1948 года работают С.А.Марголин, И.В.Вишневский и Т.П.Рождественская. Большую роль в налаживании учебного процесса играет заведующий учебной частью училища М.Н.Гладкова. Горьковское театральное училище живет напряженной творческой жизнью – многие выпускники тех лет стали известны и популярны у зрителей тогдашнего СССР.
Среди них: народные артисты СССР Евгений Евстигнеев, народные артисты РСФСР: Людмила Хитяева и их однокурсники: Александр Белявский и Владимир Вихров; народный артист России Александр Палеес; заслуженная артистка России Нина Разумова и Нина Славинская; заслуженный работник культуры России Валерий Соколоверов.
В период до 1952 года Нижегородская государственная драматическая студия, техникум, театральное училище осуществило 21 выпуск, дало городу и стране 290 актеров драмы, эстрады, режиссеров театров и телевизионных режиссеров, руководителей самодеятельности.
В 1952 году Совет Министров РСФСР принимает решение о ликвидации ряда периферийных театральных училищ в стране. Было ликвидировано и Горьковское училище. Но обучение молодежи, тем не менее, продолжалось. По-прежнему театры нуждались в пополнении трупп молодыми артистами. Столичные ВУЗы с этой задачей не справлялись. При всех нижегородских театрах открылись студии, где педагоги училища продолжали свою деятельность.
В 1961 году Горьковское театральное училище возрождается вновь. Кроме драматического в училище открывается отделение по специальности «актер театра кукол». Возглавляют училище попеременно директора: Лира Ивановна Смирнова и Виталий Александрович Лебский.
В 1966 году Нижегородское театральное училище получает здание на ул. Варварской (Фигнер), д. 3а, там, где в 1930-е годы находился музыкально-театральный техникум. Усилиями директора Смирновой был сделан сложнейший ремонт (заменено печное отопление, реконструированы аудитории и так далее). В училище открывается 2 новых отделения (в 1972 году – театрально-декорационное; в 1993 году – хореографическое), организован попечительский совет, внесший серьезный вклад в жизнь училища. Крупнейшим событием в жизни училища явилось открытие в 1996 году «Учебного театра». Родился новый городской театр, где студенты получают актерскую практику. В последние десятилетия расширились границы гастрольной деятельности, началось активное участие будущих артистов во всевозможных российских и международных фестивалях, конкурсах.
Выросло новое поколение актеров, успешно работающих в кино, на телевидении, в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и других городах России. Среди них драматические актеры и актеры театра кукол, артисты балета и художники-декораторы, бутафоры. Также выпускниками училища являются: виднейшие педагоги нашей страны по сценической речи (сегодня – хранители чистоты русской речи): профессор Валерий Галендеев, профессор Евгения Кириллова (город Санкт-Петербург); директора театров: Марк Варшавер (Театр имени Ленинского комсомола под управлением Марка Захарова) и многие-многие другие. Руководство Нижегородских театров драмы и театра кукол, основной артистический персонал театров – также выпускники Нижегородского театрального училища.
В 2001 году по итогам Всероссийского конкурса «Окно в Россию» училище признано победителем и названо «Лучшим институтом искусств года». Училище неоднократно являлось победителем Всероссийских фестивалей дипломных спектаклей театральных училищ России, Международных театральных студенческих конкурсов в городе Москве (1993 год), Франции (1992 год), Финляндии (1999 год), городах Санкт-Петербурге (2004 год), Иванове (2008 год).
Многие преподаватели училища являются известными специалистами в области театральной педагогики на территории всей России: Р.Я.Левите – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии имени К.С.Станиславского, премии имени Н.И.Собольщикова-Самарина, премии им. М.Горького; Л.С.Белов – заслуженный деятель искусств РФ, лауреат премии Нижнего Новгорода и другие. Преподавательский состав училища всегда состоял из интереснейших имен и ярких личностей – представителей культурной интеллигенции Нижнего Новгорода. На протяжении многих лет, включая настоящее время, творческие показатели, результативность обучения студентов высоко оценивалась, и оценивается Председателями выпускных государственных экзаменационных комиссий. Критерии оценки всегда выставлялись самые высокие. Ежегодно для студентов и преподавателей училища профессорами Школы-студии МХАТ, Санкт-Петербургской академии театрального искусства, Школой пения Галины Вишневской проводятся мастер-классы по специальным предметам: актерскому мастерству, сценической речи, вокалу, движению.
С 1970 года училищем руководит заслуженный деятель искусств РФ, Почетный гражданин Нижнего Новгорода, лауреат премии имени Н.И.Собольщикова-Самарина, премии Фонда О.П.Табакова, обладатель Почетного знака «Общественное признание», медали ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени, член Методического Совета по театральному образованию при Министерстве культуры РФ Татьяна Васильевна Цыганкова.
Заключение:
Русская театральная школа – явление уникальное. Недаром ее с таким рвением осваивают актеры других стран. И не могут до конца понять. Потому что школа эта – часть самой земли, на которой она появилась. Театр всегда занимал особое место в сердцах россиян. На протяжении многих веков он был предметом гордости, отдушиной, утешителем. Именно игра русских, а затем советских, актеров всегда отличалась особой душевностью, проникновенностью и правдивостью.
Для российского театра никогда не было «простых» времен. Ни при царизме, ни при советах, ни в новое время. Вот, кажется, наступившее время свободы должно бы дать новый толчок его развитию, но этого не произошло.
Многие провинциальные театры находятся практически на грани вымирания. Неумолимо падает престиж профессии. Труппы практически повсеместно неукомплектованы. Создание труппы – это долгий кропотливый труд, сродни селекции. Поэтому в труппе должны присутствовать артисты всех возрастов и амплуа. Конечно, профессия актера с годами становится все более синтетической, да и понятия амплуа со временем стирается. Но все же необходимо, при бережном сохранении старых мастеров, каждые 5-7 лет обновлять труппу, приглашая в нее новых, молодых артистов.
Это дало бы возможность сохранить преемственность поколений, молодым актерам работать вместе с признанными корифеями сцены, получать незаменимый опыт и, по большому счету, сохранять неповторимую школу.
К сожалению, обновлять провинциальные труппы становится очень проблематично. Это в прежние времена актеры имели возможность показывать себя в разных городах, искать свой театр, своего режиссера. Теперь элементарное отсутствие средств заставляет их всю жизнь проводить в одном театре, порой не смотря на отсутствие достойных ролей. Это приводит к весьма напряженным отношениям в творческом коллективе. А иногда и весьма комичным ситуациям, когда зрители видят на сцене в ролях молодых героев актеров весьма почтенного возраста.
Провинциальные театры подчас лишены возможности приглашать молодых специалистов со стороны – нет возможности обеспечить их жильем. В этой ситуации в более выигрышном положении оказываются театры, имеющие в своем городе собственные театральные учебные заведения.
Именно такое учебное заведение возникло в городе Нижнем Новгороде при городском театре. С этого момента началась история Нижегородского театрального училища имени Евгения Александровича Евстигнеева.
Список литературы:
1. Бояджиев Г. Н. Студийные театры, в кн.: Очерки истории русского советского драматич. театра, т. l. – M., 1954.
2. Русский драматический театр/ под редакцией профессора Б. Н. Асеева и профессора А. Г. Образцовой. – М.: «Просвещение», 1976.
3. Алексеева А. Н. Культурное строительство Горьковской области 1917—1957. Сборник. — Горьковское книжное издательство, 1957г.
4. Театральная энциклопедия./ Гл. ред. П. А. Марков, т. 2. — М.: Советская энциклопедия, 1963.
5. Официальный сайт правительства Нижегородской области: http://www.government.nnov.ru/
2
[1] Богоявленский С. К. «Московский театр при царях Алексее и Петре» М., 1914, с.1
[2] Богоявленский С. К. «Московский театр при царях Алексее и Петре» М., 1914, с.1
[3] Богоявленский С. К. «Московский театр при царях Алексее и Петре» М., 1914, с.8
[4] В 1918 году на основе драматических курсов, учреждённых в 1888 году, была открыта школа актёрского мастерства (ШАМ). В 1922 году школа актёрского мастерства была объединена с курсами мастерства сценических постановок (Курмасцеп) при Наркомпросе, институтом ритма, драматической школой Сорабис и хореографическим техникумом в единое учреждение — Институт сценических искусств (ИСИ). В 1926 году ИСИ был переименован в Техникум сценических искусств (ТСИ). В 1936 году ТСИ объединён со средними театральными учебными заведениями при ленинградских театрах в Центральное театральное училище (ЦТУ). В 1948 году институту было присвоено имяА. Н. Островского. В 1962 году институт получил новое название — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). В 1984 институту было присвоено имя Н. К. Черкасова. В 1993 году институт преобразован в Академию театрального искусства.
Информация о работе Нижегородский вклад в историю развития театра в России