Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:10, реферат
Думается, театр – это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий – начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер – это не просто обладатель определенной профессии, это – просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая. По крайней мере, так было еще совсем недавно.
Введение……………………………………………………………………………………..стр.2
Глава 1. Основные этапы развития театра в России……………………………………..стр.3
1.Дочернии студии Московского Академического Театра…………………..стр.13
Глава 2. История Нижегородского государственного академического театра драмы им. М.Горького…………………………………………………………………………………стр.18
1.История XIX века……………………………………………………………..стр.18
2.История XX века……………………………………………………………..стр.20
3.Сегодняшний день театра…………………………………………………….стр.21
Глава 3. История Нижегородского Театрального Училища им. Е.А.Евстигнеева…....стр.23
Заключение...........................................................................................................................стр.27
Список литературы……………………………
В тесном родстве с народным театром, но во многом особым путем развивался театр «охочих комедиантов», заложивший основы будущего русского профессионального театра. Репертуар этого театра состоял из шутовских (пародийных) комедий и интермедий.
Сценические приемы шутовских комедий и интермедий родственны народному театру и старинным праздничным игрищам. Расцвет театра «охочих комедиантов» приходится на 30 – 50-е годы XVIII века.
После смерти Петра I феодальная знать попыталась вернуть старые порядки, но потерпела крах. Защитником петровских реформ выступило дворянство, оно добилось еще больших привилегий и по сути дела освободило себя от всяких обязанностей перед государством.
Дворянская молодежь воспитывается в специальных учебных заведениях, самым крупным из них был Шляхетский корпус. В 40 – 60-е годы происходит некоторая демократизация состава его воспитанников. Сюда начинают попадать юноши из обедневших дворянских семейств, Они проявляют интерес к литературе, устраивают театральные представления. В Шляхетском корпусе получают образование известные русские драматурги – А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин.
К драматическим спектаклям иностранных трупп придворный зритель проявляет мало интереса. Зачастую знаменитые гастролеры играют при полупустом зале. Куда более охотно посещаются оперно-балетные спектакли, они и являлись основой репертуара придворного театра.
Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства (СПГАТИ) — старейшее театральное училище России, ведёт свою историю от Петербургской театральной школы, созданной в 1779 году на базе танцевальной школы.[4]
В 1738 году в Петербурге открылась первая русская танцевальная школа. Ее возглавил балетмейстер Ж.-Б. Ланде, преподаватель танцев Шляхетского корпуса, Вскоре воспитанники этой школы стали принимать участие в спектаклях иностранных трупп, а в 1742 году показали первое самостоятельное представление. Тогда же на сцене впервые появился русский танец.
Оперно-балетные спектакли сыграли немалую роль в развитии русской театральной культуры, сценической техники декорационной живописи. Но Россия остро нуждалась в развитии общедоступного театра, рассчитанного на широкие демократические круги. Такой театр и вырос из представлений «охочих комедиантов». Труппы таких театров существовали не только в Москве и Петербурге – они были и в Ярославле, Пензе и других городах. Такие труппы формировались из учащихся различных школ, канцеляристов, ремесленников, рабочих, солдат.
Многими важнейшими событиями ознаменована история русского государства во второй половине XVIII века. Победа в войне с Турцией и Швецией, присоединение к России придунайских, донских и причерноморских земель, включение в состав Российской империи Украины и Белоруссии.
До предела обострились классовые противоречия. Вершиной протеста народных масс стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Активизации антикрепостнических тенденций способствовали также исторические события, происходившие за пределами России. Французская буржуазная революция 1789 – 1794 годов и связанное с ней просветительство способствовали распространению прогрессивных идей.
Передовые деятели русской культуры XVIII века уделяли театру огромное внимание. Театр был самым демократическим видом искусства. Стихийно возникающие представления устной народной драмы не могли оказаться вне поля зрения правительства. В связи с этим решено было открыть официальные «народные театры», предназначенные для широкой публики. Артистами здесь были любители, получавшие плату за выступления от государства. Но «народные театры», дозволенные правительством, просуществовали недолго. Подозрительным становилось скопление простого люда и на этих представлениях. В начале 70-х годов они были запрещены.
Правительственным указом от 30 августа 1756 года в Петербурге был учрежден Русский публичный театр для представления трагедий и комедий. Директором его был назначен Александр Сумароков. В отличие от ранее существовавших государственных театров, этот театр был платным и общедоступным.
Однако у широких слоев городского населения по-прежнему большой популярностью пользовался театр «охочих комедиантов». Такие театры функционировали не только в столицах, но и вдали от них. Одним из самых крупных был театр, созданный Федором Григорьевичем Волковым (1728 – 1763). Волков был первым профессиональным актером Русского публичного театра. Его ярославские сподвижники также вошли в качестве ведущих актеров в труппу государственного театра в Петербурге.
Заметную роль в театральной жизни Петербурга играл созданный в 1779 году театр на Царицыном лугу (ныне Марсово поле), принадлежавший Карлу Книпперу. Труппу этого частного театра составляли молодые актеры, обученные в школе при московском воспитательном доме. В воспитательный дом брали «незаконнорожденных» детей и детей бедноты. Обучали их ремеслам и художествам. В начале 70-х годов в школе ввели драматические и танцевальные классы. Самое активное участие в работе труппы Книппера принимал ближайший сподвижник Волкова И. А. Дмитревский. Он продолжил обучение молодых артистов, готовил с ними спектакли.
В 1756 году в культурной жизни Москвы произошло важное событие – начал функционировать Университетский театр. Вскоре при нем были открыты классы, в которых обучали драматическому искусству. Вчерашние любители-студенты превратились в профессиональных актеров. Эта первая московская профессиональная труппа была создана в 1759 году и стала называться Русским театром. В организации ее принимал участие Волков. в дальнейшем помощь и внимание театру оказывали Дмитревский и Сумароков, который руководил постановкой своих пьес.
Но особенно значительную роль в развитии московского театрального дела сыграл Петровский театр (названный так по месту расположения – на улице Петровке, там, где сейчас находится Большой театр). Открылся он в 1780 году. Создателем и антрепренером его был англичанин Меккол Медокс. Зал этого общедоступного театра вмещал около тысячи зрителей. Посещали театр все слои населения Москвы.
На репертуар, манеру исполнения, на творческие принципы Петровского театра оказывал влияние Московский университет. Солидно выглядел репертуар театра, разнообразны были представления. Здесь показывали комедии Д. И. Фонвизина «Бригадир» и «Недоросль», впервые в России была осуществлена постановка «Женитьбы Фигаро» Бомарше. С успехом ставились пьесы Лессинга, Княжнина, Николаева.
При театре было нечто вроде художественного совета. В него входили актеры, драматурги, знатоки искусства. На этом совете распределялись роли, утверждались новые спектакли. На генеральную репетицию приглашались драматурги, друзья театра. Они совместно решали вопрос о возможности показа спектакля зрителям.
В 1805 году Петровский театр сгорел. В том же году московские театры потеряли самостоятельность: они перешли в ведение дирекции императорских театров.
Во второй половине XVIII века получают развитие провинциальные и крепостные театры.
Провинциальные театры были в таких крупных городах, как Харьков, Казань, Саратов, Нижний Новгород, но существовали они и в маленьких городках, как, например, в Богородицке и даже на далекой окраине страны – в Иркутске. Провинциальный театр способствовал широкой профессионализации актерского творчества. Из среды провинциальных актеров вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе великий М. С. Щепкин.
Русские магнаты – владельцы сотен тысяч крепостных душ – не желали отставать от императорского двора. При своих усадьбах они воздвигали роскошные театры, картинные галереи, пиршественные залы. Столичному дворянству в свою очередь подражало провинциальное дворянство. Были крепостные театры, которые по широте репертуара, одаренности актеров, сценической технике, роскоши костюмов соперничали с императорской сценой. Такими были театры Шереметевых, Юсупова. При них содержались огромные драматические, оперные и балетные труппы, оркестры, штат декораторов и учителей актерского искусства.
Из среды крепостной интеллигенции вышло много одаренных мастеров – художников, архитекторов, композиторов, актеров. Трагична была их судьба. талант и мастерство не спасали их от телесных наказаний, унижений, угрозы быть проданными, разлученными с семьей.
Во второй половине XVIII начинает формироваться национальная исполнительская школа, намечается самобытная манера актерской игры, сценического поведения. Русское исполнительское искусство с первых шагов было отмечено самобытными чертами. Его представители стремились вносить новое в сложившиеся театрально-художественные системы, по-своему истолковывать пьесы и образы.
Не «потешника», а художника-просветителя и воспитателя общества видели теоретики классицизма в театре. Рядом с классицизмом в драматургии вскоре зарождается сентиментализм («мещанская» драма и «слезная» комедия) и появляются элементы критического реализма. Эти формирующиеся художественные системы также воздействуют на театральное искусство. Активно влияют на игру первых профессиональных артистов России исполнительские традиции школьного театра, театра «охочих комедиантов». Есть свидетельства современников о творческом освоении Ф. Волковым и его последователями наследия искусства скоморохов.
Вслед за Сумароковым первые русские актеры-профессионалы отрицали правила французской декламации, которые во многих театрах Европы считались эталоном для исполнителей классицистской трагедии. Кроме того, актеры, выступавшие в «высоких» трагических ролях, могли выходить на сцену и в «низкой» трагедии.
Среди актеров второй половины века первое место принадлежит Ивану Афанасьевичу Дмитревскому (1734 – 1821). Свой сценический путь он начал в Ярославском театре, вместе с Волковым прибыл в Петербург, пополнял знания в Шляхетном корпусе и в первом профессиональном русском театре стал одним из ведущих актеров. После смерти Ф. Волкова он возглавил труппу.
Дмитревский был одним из образованнейших людей своего времени. Он дважды побывал за рубежом, где знакомился с творчеством мастеров театра. В 1802 году Дмитревский, первым из актеров, был удостоен звания члена Академии наук.
Он занимался переводами пьес, был режиссером, педагогом, постоянным другом и советчиком начинающих актеров. С именем Дмитревского связана первая постановка «Недоросля» Фонвизина: он являлся режиссером спектакля и исполнителем роли Стародума.
Лучшие роли Дмитревского – Синав и Дмитрий Самозванец в трагедиях А. П. Сумарокова, Добросердов в комедии В. И. Лукина «Мот, любовью исправленный».
Другой видный актер второй половины века – Яков Данилович Шумский (год рождения неизвестен, умер в 1806 году). Шумский также прибыл в столицу с Ярославской труппой. Он был талантливым комедийным актером, обладал богатой мимикой, живым сценическим темпераментом. Великолепно исполнял роли слуг – проворных, решительных и смекалистых. В «Недоросле» он играл роль Еремеевны и немало способствовал своей игрой успеху спектакля.
Незаурядным талантом отмечено искусство первых русских актрис. Татьяна Михайловна Троепольская (умерла в 1774 году) начала выступать на сцене московского Университетского театра, а затем в числе лучших его актрис была принята в труппу петербургского придворного театра. Обладая выигрышными внешними данными, красивым, мелодичным голосом, она стала лучшей исполнительницей главных ролей в трагических спектаклях: Ильмены в «Синаве и Труворе», Ксении в «Дмитрии Самозванце» и др. С не меньшим успехом играла она в комедийных спектаклях и в «мещанских» драмах.
Разносторонней актрисой была Аграфена Михайловна Мусина-Пушкина, по мужу Дмитревская (1740 – 1782). Она обычно играла бойких, озорных и лукавых служанок, но выступала и в серьезных ролях, например в «Прибежище добродетели» А.П. Сумарокова. Уже в молодые годы талантливо исполняла роли старух.
Среди крупных актеров второй половины века можно назвать и такие имена, как В. П. Померанцев, Я. Е. Шушерин, А. М. Крутицкий, П. А. Плавильщиков, В. Ф. Рыкалов, А. Е. Пономарев, С. Н. Сандунов.
Исторические события, Общественно-политическая жизнь первой четверти столетия ставят перед театром новые задачи, предлагают новые темы и способствуют формированию новых художественных стилей.
Война 1812 года внесла резкий перелом в национальное самосознание всех сословий России. Офицеры русской армии, участвовавшие в освобождении Европы от нашествия Наполеона, имели возможность близко познакомиться с процессами ломки феодально-абсолютистского строя в европейских государствах.
В среде дворян все шире распространяется убеждение в необходимости государственного переустройства России, отмены крепостного права. Классовые противоречия, социальный состав зрительного зала оказывают воздействие на репертуар театра, на манеру актерского исполнения. С одной стороны, ставятся спектакли, соответствующие вкусам придворно-аристократической публики, с другой – все больше появляется пьес, отвечающих запросам демократических низов.
В 1806 году классы изящных искусств преобразованы в Московское театральное училище. Класс инструментальной музыки существовал до 1865, вокальный класс (оперный) до 1880-х гг. Здесь велось обучение танцам, музыке и драматическому искусству. В числе педагогов были М. С. Щепкин, И. В. Самарин и др. Среди воспитанников - В. И. Живокини, С. В. Шумский, Н. М. Медведева, П. В. и С. В. Васильевы, Г. Н. Федотова, Н. А. Никулина, М. Н. Ермолова. В 1871 драматический класс училища был закрыт. Борьбу за возобновление его работы вели прогрессивные русские театральные деятели (во главе с А. Н. Островским), утверждавшие воспитательное и общественнное значение театрального образования. В 1888 году были открыты драматические курсы, где преподавали крупнейшие актеры Малого театра (А. П. Ленский, М. П. Садовский, Г. Н. Федотова, О. А. Правдин) и представители передовой части профессуры Московского университета. Драматические курсы окончили актеры Н. К. Яковлев, А. А. Остужев, П. М. Садовский, Е. Д. Турчанинова, В. Н. Пашенная, В. Н. Рыжова, В. О. Массалитинова и др. В 1907 году прием учеников на драматические курсы был прекращен, в результате чего в 1909 году курсы были закрыты. Деятельность их возобновилась лишь после Октябрьской революции, в 1918 году.
Информация о работе Нижегородский вклад в историю развития театра в России