Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:10, реферат
Думается, театр – это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий – начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер – это не просто обладатель определенной профессии, это – просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая. По крайней мере, так было еще совсем недавно.
Введение……………………………………………………………………………………..стр.2
Глава 1. Основные этапы развития театра в России……………………………………..стр.3
1.Дочернии студии Московского Академического Театра…………………..стр.13
Глава 2. История Нижегородского государственного академического театра драмы им. М.Горького…………………………………………………………………………………стр.18
1.История XIX века……………………………………………………………..стр.18
2.История XX века……………………………………………………………..стр.20
3.Сегодняшний день театра…………………………………………………….стр.21
Глава 3. История Нижегородского Театрального Училища им. Е.А.Евстигнеева…....стр.23
Заключение...........................................................................................................................стр.27
Список литературы……………………………
С 1968 — Горьковский Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени М. Горького
С 1990 — Нижегородский Государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени М. Горького
История XIX века
Первая труппа театра состояла из более чем ста крепостных актёров помещика Ардатовского уезда князя Николая Григорьевича Шаховского. Под театр был перестроен один из городских домов князя на углу Большой и Малой Печерских улиц (сейчас на этом месте находится Речное училище). В нём имелось 27 лож, 50 кресел, партер на 100 человек и верхняя галерея на 200 человек. Небольшая площадь перед зданием, — одна из двух в городе, вымощенных камнем, — стала называться Театральной. Репертуар театра не отличался от столичного и включал кроме комедий и трагедий оперы и балеты. А. С. Гацисский писал:
«это было мрачное неуклюжее строение, с запахом лампового масла, с толстыми, без всяких затей, выбеленными бревнами, связывавшими стойлообразные ложи, поддерживавшими крышу, с почерневшей от ветхости и копоти от ламп дверкой за кулисы… По обеим сторонам занавеса имелись две огромные и засаленные дыры, в которых во время антрактов постоянно виднелись чьи-нибудь глаза, даже иногда с носом, сопровождаемые двумя пальцами, облегчавшими наблюдения, виднелась кудрявая голова рабочего, имевшего обязанность поднимать передний занавес и патриархально высовывавшего иногда из-за косяка с лирами эту кудрявую голову…».
Со смертью князя в 1824 году дела театра пошли хуже, так как наследники Шаховского не любили сценического дела. В 1827 году два богатых театрала Распутин и Климов купили театр, включая декорации и труппу, за 100 тысяч рублей. Этот блестящий период в истории театра продолжался до 1838 года, когда началась череда смен хозяев театра. Качество игры упало, убытки от содержания театра росли. В 1853 году театр сгорел.
Место под новый театр было запланировано на Верхне-Волжской набережной ещё в 1846 году, но Николай I определил место для Театральной площади на Большой Покровской. Отсутствие у города средств на выкуп земли у частных владельцев и строительство постоянно отодвигало реализацию проекта.
1 декабря 1855 года театр открылся вновь на Благовещенской площади (Минина и Пожарского) в доме, построенном Петром
Егоровичем Бугровым (на месте
Дом Бугова, второй этаж арендовал театр, нач. 1890-х,
фото М. Дмитриева
современного Дома труда). Бугров предполагал использовать здание в качестве доходного дома, но большой любитель театра губернатор князь М. А. Урусов попросил сдать его под театр. Дела театра шли плохо, антрепренёры менялись, аренда платилась неисправно, и сын Бугрова Александр потребовал выселения театра. В 1862 году здание было выкуплено губернским предводителем А. А. Турчаниновым, и после его смерти в 1863 году снова сдано под театр.
В 1894 году в преддверии Всероссийской промышленно-художественной выставки городская Дума собиралась отремонтировать здание театра, пострадавшее от нескольких пожаров. Но гласный Думы Николай Александрович Бугров, не желавший видеть театр в доме, построенном его дедом, по соображениям старообрядческого благочестия, предложил 200 тысяч рублей для постройки нового здания на Большой Покровской. Дума добавила от себя 50 тысяч, испросила субсидию в правительстве, и через два года новый театр был построен. Автором проекта был главный архитектор императорских театров академик В. А. Шретер, а работами руководил молодой нижегородский архитектор П. П. Малиновский. Театр открылся в день коронования их императорских величеств 15 мая 1896 года парадным спектаклем — оперой М. И. Глинки «Жизнь за царя» с участием молодого Ф. И. Шаляпина.
По ходатайству городской думы «Высочайшего соизволения на присвоение вновь выстроенному нижегородскому городскому театру наименование „Николаевский“, в благодарное воспоминание блаженной памяти в бозе почивающего императора Николая I, собственноручно начертавшего в городском плане место для постройки здания», театр получил имя Николаевский.
1 сентября 1896 года драматическая труппа, возглавляемая Н. И. Собольщиковым-Самариным, открыла новый сезон драмой А. И. Сумбатова-Южина «Листья шелестят».
Собольщиков-Самарин писал о новом театре:
«Я был в восторге от нового здания. Все в нём радовало меня. Мне казалось, что в этом прекрасном здании, залитом электрическим светом, я забуду тернистый путь провинциального актёра, что здесь осуществятся все мои радужные мечты о настоящем художественном театре. Каждый раз, когда я входил в новый театр, меня охватывал какой-то трепет и я ловил себя на том, что проходил по его коридорам на цыпочках, благоговейно.»
С 1798 года Нижегородский театр возглавляли:
1798—1824 князь Н. Г. Шаховской
1824—1827 наследники князя
1827—1839 антрепренеры И. А. Распутин и Климов
1847—1877 Ф. К. Смольков (снискал себе известность невероятной скупостью)
1877—1881 разные антрепренеры
1881—1891 Д. А. Бельский
Николаевский городской театр, 1913 год, фото М. Дмитриева
На сцене театра начинали артистическую деятельность великие русские актёры Л. П. Никулина-Косицкая, П. А. Стрепетова, А. П. Ленский. На его подмостках блистали легендарные М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, В. Ф. Комиссаржевская, В. Н. Давыдов, К. С. Станиславский и другие.
История XX века
Выдающийся русский актёр, режиссёр и антрепренёр Н. И. Собольщиков-Самарин, работал на нижегородской сцене в 1892-99 годах и с 1924 по 1945 год (до конца жизни). Николай Иванович развивал систему Станиславского и одновременно «левый театр». Особым успехом пользовались его постановки горьковской драматургии. При нём определились основные творческие принципы театра, сложился интересный репертуар, сформировалась актёрская труппа в составе которой были замечательные артисты: А. Н. Самарина, Н. А. Левкоев, Т. П. Рождественская, В. И. Разумов, М. К. Высоцкий, В. П. Голодкова, П. Д. Муромцев, П. Б. Юдин, Е. Н. Агуров, М. М Белоусов, В. Ф. Васильев, А. Н. Горянская, А. А. Дубенский, О. Д. Кашутина, М. А. Прокопович, В. А. Соколовский, С. В. Юренев и другие.
С 1928 по 1945 год был поставлен 191 новый спектакль, из них советские пьесы составили 102 спектакля, русская классика — 62 спектакля, западноевропейская классика — 22 и пьесы современных зарубежных авторов — 5 спектаклей.
В 1942—1956 годах художественное руководство театра возглавлял талантливый актёр и режиссёр Н. А. Покровский. Этот яркий период в жизни творческого коллектива был отмечен, главным образом, глубокими постановками горьковской драматургии. Одним из лучших спектаклей Покровского были «Варвары». С 1946 по 1956 год было дано 95 премьер, из них 51 спектакль — по советским пьесам.
В 1956—1962 годах главным режиссёром театра был ученик и последователь выдающегося режиссёра А. Я. Таирова, народный артист РСФСР, Лауреат Государственной премии СССР М. А. Гершт. Гершт сочетал в своем творчестве яркую зрелищность, масштабность и остроту формы с психологической глубиной и философским проникновением в драматургию. При нём труппа пополнилась многими ныне широко известными артистами, такими как Л. С. Дроздова, В. В. Вихров, Н. Г. Волошин, В. Я. Дворжецкий, В. Я. Самойлов, В. И. Кузнецов.
В 1968 году спектакль «На дне» М. Горького и трое его создателей — режиссёр Б. Д. Воронов, художник В. Я. Герасименко, народный артист РСФСР Н. А. Левкоев, исполнитель роли Луки, — удостоены Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского.
В 1968 году ведущей актрисе театра А. Н. Самариной было присвоено почетное звание народной артистки СССР за выдающиеся творческие достижения. Многие творческие работники театра удостоены почетных званий России, а также являются лауреатами премии Нижнего Новгорода.
В 1993 году на Российском теватральном фестивале имени М. Горького спектакль «Зыковы»по пьесе М. Горького получил Главный приз за лучшую режиссуру (засл. деят искс. РФ Г. Г. Михайлов)
Нижегородский театр драмы — единственный в стране, на сцене которого начиная с 1901г. поставлены все пьесы М. Горького и отдельные инсценировки его прозы. «Слава Нижегородского театра издавна определялась глубиной разработки характеров, точностью психологических мотивировок, сочным актёрским юмором… Традиции театра складывались под прямым воздействием драматургии писателя, чье имя он носит», — писал журнал «Театр» в 1965 г.
Сегодняшний день театра
Театр возглавляют:
директор: Б. П. Кайнов — заслуженный работник культуры РФ, награжденный нагрудным знаком Министерства культуры РФ «За достижения в культуре».
художественный руководитель: Г. С. Демуров — известный в Нижнем Новгороде и в России народный артист РФ, лауреат премий им. Н. И. Собольщикова-Самарина.
Театр успешно принимает участие в международных и всероссийских театральных фестивалях и форумах.
1993 год - Всероссийский театральный фестиваль в Нижнем Новгороде — спектакль «Зыковы» (режиссёр — заслуженный артист РФ Г. Г. Михайлов) был удостоен Гран-при за лучшую режиссуру.
Здание Нижегородского государственного
академического театра драмы им. М.Горького. Современный вид.
Исполнительница роли Софьи заслуженная артистка РСФСР Т. Ю. Кириллова получила приз «За лучшую женскую роль».
2002 год, фестиваль «Старейшие театры России» в Калуге — спектакль «Лес» А. Н. Островского (режиссёр — заслуженный деятель искусств РФ В. Ф. Богомазов). Дипломами фестиваля были отмечены народный артист РФ В. В. Никитин (роль Несчастливцева) за верность традициям русского реалистического театра и заслуженный артист РФ А. В. Мюрисеп (роль Милонова) за лучшее исполнение роли второго плана.
2004 год, V международный Волковский фестиваль в Ярославле — спектакль «Тартюф, или обманщик» Ж.-Б. Мольера (режиссёр — народный артист РФ, лауреат Государственной премии А. Иванов) получил приз «Хрустальный колокол»
2004 год, II международный театральный форум «Золотой витязь» в Москве — тот же спектакль получил диплом «За лучшую сценографию» (художник Е. М. Воронина).
2006 год, IV Международный фестиваль «Славянские театральные встречи» в Брянске — показан спектакль по пьесе Петра Гладилина «Вышел ангел из тумана»
2008 год, III Всероссийский театральный фестиваль «Старейшие театры России» в Калуге — участвовал тот же спектакль.
2008 год — II межрегиональный театральный фестиваль имени Н. Х. Рыбакова г. Тамбов Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты» Демуров Г. С. — звание «Актер России» и премия Н. Х. Рыбакава. Диплом Лауреата «За лучший актерский состав»,В. Омётов — «Надежда Союза» премия и диплом Лауреата СТД РФ.
2008 год — Театральный фестиваль «У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ» г. Владимир Спектакль «На всякого мудреца довольно простоты».
2008 год — IX Международный театральный фестиваль им. Ф. Волкова в Ярославле. Спектакль «Женитьба». С. В. Блохин — Совет критиков IX Международного Волковского фестиваля отметил лучшие актерские работы дипломами и призами: Заслуженного артиста РФ Блохина Сергея Валерьевича за роль Яичницы в спектакле «Женитьба» Н. Гоголя
2009 год — XVII Международный фестиваль «Славянские театральные встречи» г. Брянск. Спектакль «Женитьба» Н. Гоголя. Диплом лауреата «Лучшая мужская роль» — Заслуженный артист РФ Блохин, Сергей Валерьевич за роль Яичницы
Премии Нижнего Новгорода, присуждаемой администрацией города за работы, имеющие большое научное, экономическое или социальное значение, удостаивались
спектакли
«Ромео и Джульетта» У. Шекспира (режиссёр В. Ф. Богомазов, 1994 г.),
«Похождения г-на Ч.» М. Булгакова по поэме Н. Гоголя «Мертвые души» (режиссёр Л. С. Белявский, 2002 г.)
актёры
М. П. Алашеева, В. В. Никитин, Г. С. Демуров, С. В. Блохин, Т. Ю. Кириллова, Ю. М. Котов, Е. А. Суродейкина.
Новое руководство, оставаясь верным классике, взяло курс на обновление репертуара, осуществляется программа возвращения горьковской драматургии на сцену театра.
Возрождается практика публичных обсуждений премьер.
Глава 3. История Нижегородского театрального училища им. Е.А.Евстигнеева.
Театральное образование в России – ровесник русскому национальному театру и насчитывает две с половиной сотни лет. Становление его было далеко непростым, но к концу XIX века уже возникли постоянно действующие театральные школы в обеих столицах с превосходной выучкой своих воспитанников. Связаны они были с именами корифеев императорских театров Малого, Александринского и Московского Художественного театра. На периферии таких школ не было. Только с изменением организации театрального дела, начиная с 1918-го года, в провинциальных городах стали возникать студии. Такая драматическая студия и возникла в городе Нижнем Новгороде при городском театре. С этого момента началась история Нижегородского театрального училища имени Евгения Александровича Евстигнеева. Нижегородскому театральному училищу в октябре 2008 года исполнилось 90 лет.
Со дня основания училище осваивало опыт лучших театральных школ России. Сегодня училище:
■ это самостоятельная школа с колоссальным опытом и укоре
нившимися традициями, школа, исповедующая традиции русского
психологического театра, обеспечивающая сценические подмост
ки высокопрофессиональными специалистами;
■ это четыре отделения училища:
– драматическое,
– кукольное,
– хореографическое,
– художественно-декорационное;
■ это (с 1921 года) – почти 1900 выпускников;
■ это высококвалифицированный педагогический коллектив, единый в своем устремлении к раскрытию творческих возможностей учащихся, к воспитанию образованных, интеллигентных молодых людей, подготовке их к самостоятельной жизни в искусстве.
Нижегородское театральное училище имени Е.А.Евстигнеева – частица истории культуры города Нижнего Новгорода, истории театральной жизни России.
Своим рождением Нижегородское театральное училище обязано замечательному театральному деятелю, высокообразованному человеку, провинциальному антрепренеру, актеру и режиссеру, русскому интеллигенту Николаю Дмитриевичу Лебедеву. В 1918 году, когда антрепризный театр уходил в прошлое, а на смену ему шел театр государственный, Н.Д.Лебедев – первый директор Нижегородского городского советского театра – объявил набор в драматическую студию при руководимом им театре. С этого момента Нижегородское театральное училище и ведет свой отсчет. Через год студия обретает статус государственной.
Информация о работе Нижегородский вклад в историю развития театра в России