Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:10, реферат
Думается, театр – это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий – начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер – это не просто обладатель определенной профессии, это – просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая. По крайней мере, так было еще совсем недавно.
Введение……………………………………………………………………………………..стр.2
Глава 1. Основные этапы развития театра в России……………………………………..стр.3
1.Дочернии студии Московского Академического Театра…………………..стр.13
Глава 2. История Нижегородского государственного академического театра драмы им. М.Горького…………………………………………………………………………………стр.18
1.История XIX века……………………………………………………………..стр.18
2.История XX века……………………………………………………………..стр.20
3.Сегодняшний день театра…………………………………………………….стр.21
Глава 3. История Нижегородского Театрального Училища им. Е.А.Евстигнеева…....стр.23
Заключение...........................................................................................................................стр.27
Список литературы……………………………
Дочернии студии Московского Художественного театра
– театральные студии, возникшие при Московском Художественном театре, организационно и творчески с ним связанные. Возникновение студий было необходимостью проведение экспериментальной работы, а также подготовки актеров, воспитанных в принципах искусства МХТ. Студии МХТ осуществили идею К.С.Станистлавского о создании творческих лабораторий, сочетающих учебно-педагогическую работу с поисками новых форм спектакля и новых методов воспитания актера.
В 1912 году К.С.Станиславским и Л.А.Сулержицким создана Первая Студия МХТ (открытие студии – 1913г.) для воспитания молодежи МХТ по системе Станиславского. В 1924 году эта студия реорганизована в Московский Художественный театр Второй (МХТ 2-й). Вторая студия МХТ создана в 1916 году режиссером В. Л. Мчеделовым. В 1924 году актеры, воспитанные этой студией, вошли в состав труппы МХАТ (О. Н. Андровская, К. Н. Еланская, А. П. Зуева, А. К. Тарасова, М. Н. Кедров, М. И. Прудкин, В. Я. Станицын, Н. П. Хмелев, М. М. Яншин и др.)
В 1920 году наименование Третьей студии МХАТ получила студия Вахтангова, на основе которой создан театр имени Евгения Вахтангова.
Четвертая студия МХАТ образовалась в 1921 году из группы актеров Художественного театра, руководимой Г. С. Бурджаловым, В. В. Лужским и Е. М. Раевской. В 1924 году эта студия была реорганизована в театр «Четвертая студия», переименованный в 1927 году в Реалистический театр. В 1919 году возникла Музыкальная студия МХТ под руководством В. И. Немировича-Данченко, задачей которой было внедрение реалистических начал в оперное искусство и освобождение его от штампов и рутины. Вместе с Немировичем-Данченко режиссерскую работу здесь вели В.В.Лужский, Л.В.Баратов; дирижировали П.Р.Бакалейников, О.М.Брон, выступали актеры МХАТ и его 2-й студии (Н. А. Подгорный, А. А. Гейрот, Н. П. Хмелев, О. Н. Андровская и др.). В 1926 году студия была реорганизована в Музыкальный театр имени В. И. Немировича-Данченко.
Студия на Бородинской – опытно-экспериментальная школа, созданная В.Э.Мейерхольдом в 1913 году в Петербурге (с 1914г. на Бородинской улице). Существовала до 1917 года. Основной дисциплиной в студии было сценическое движение, классом которого руководил Мейерхольд. Движение и пантомима утверждались здесь как основа театрального искусства. Студийцы изучали комедию дель арте, вопросы вещественного оформления сцены. Преподавателями студии были (помимо Мейерхольда) В.Н.Соловьев, М.Ф.Гнесин, Е.М.Мунт.
В феврале 1915 года студия показала итоги своей учебной работы. Программа показа состояла из интермедий, пантомим, этюдов, клоунад и т.п.; был разыгран также «немой» сценарий двух сцен из «Гамлета» («мышеловка» и «Офелия»). В студии были заложены многие принципы, определившие впоследствии творческую систему Мейерхольда (биомеханика, «игра с вещами», мастерство мизансцены и др.). Среди участников студии – А.Л.Грипич, К.К.Тверской, С.Э.Радлов, А.М.Смирнов и др.
Лабораторный характер носила деятельность Театра-студии на Поварской, созданного в 1915 году В.Э.Мейерхольдом.
Студия Завадского - театральная студия, существовавшая в Москве в 1924-36 гг. Организована Ю. А. Завадским. Возникла, как и ряд других молодых театральных коллективов, на волне студийного движения 20-х гг."Нам казалось тогда, -писал Завадский,- что новое слово в искусстве может и должен сказать молодой театр. который возьмет от MXAT его мудрость и глубину, от Вахтангова - зоркость, страстность, экспериментаторский жар и вечную неудовлетворенность, а также вкус к театру, отвергающему дурную театральность и жадному к театральности подлинной". Несмотря на искреннее стремление к новаторскому выражению современности, студия порой приходила к формальному пониманию своих задач.
1924 – 1927 годы - период учебы, в эти годы подготовлен первый спектакль - изящная ироническая комедия Мюссе "Любовью не шутят". Педагогическую работу в студии, кроме Завадского, вели актеры и режиссеры MXАТа и Театра им. Вахтангова - Н. П. Хмелев, Е. С. Телешова, Н. С. Соколова, А. А. Орочко и др. В 1927 студия была реорганизована в Театр-студию под руководством Ю. А. Завадского. Театр открылся спектаклем "Простая вещь" по Лавреневу (пост. Ю. А. Завадского, Н. П. Хмелева и Б. А. Мордвинова). В дальнейшем основу репертуара Театра-студии составили русские классич. и зарубежные произв. - "Компас, или Деловой человек" ("Делец") Газенклевера (1928), "Мое!" ("Вольпоне") Бена Джонсона (1932), "Ученик дьявола" Шоу (1933), "Волки и овцы" Островского (1934), "Школа неплательщиков" Вернея (1935) и др. Находясь под воздействием творческих экспериментов Вахтангова, Завадский переносил из спектакля в спектакль приемы сценического гротеска и иронии. Вольно обращаясь с текстом, меняя место и время действия, трансформируя характеры, театр то добивался яркого и свежего прочтения классики, то попадал в плен ложно понимаемого новаторства.
Завадский в работе с молодежью пропагандировал систему Станиславского, добивался психологической тонкости и правды в сценической трактовке образов, требовал виртуозного перевоплощения. Работа в Театре-студии явилась серьезной школой для молодых актеров и режиссеров - В. П. Марецкой, Н. Д. Мордвинова, Р. Я. Плятта, О. Н. Абдулова, Д. П. Фивейского, И. С. Вульф, М. П. Чистякова, А. П. Алексеевой, Ю. А. Шмыткина, Н. И. Бродского и др. В 1936 студия была направлена в Ростов, составив основу труппы Ростовского театра им. Горького.
Студия Дикого - театральный коллектив в Москве, существовавший в 1931- 1936 гг. Организован режиссером А. Д. Диким при участии М. Ф. Андреевой и А. Н. Тихонова (Сереброва). До 1935 года назывался театрально-литературной мастерской, в 19357 году был переименован в "Театр-студию под руководством Алексея Дикого". В основу воспитания молодого актера студии было положено глубокое изучение литературы. Спектакли студии Дикого были отмечены самобытной индивидуальностью А. Д. Дикого, утверждавшего на сцене искусство яркой красочной театральности, опиравшейся на раскрытие человеческой психологии. Дикий учил находить для каждого автора, каждой пьесы единственную, неповторимую, предельно убедительную сценическую форму. Первое публичное выступление студии Дикого - спектакль "Интермедии" Сервантеса ("Саламанкская пещера", "Ревнивый старик", "Два болтуна", 1935). В дальнейшем театр показал "Леди Макбет Мценского уезда" по Лескову (1935), "Бедность не порок" (1935). Среди актеров студии Дикого - Л. Н. Горячих, Г. П. Менглет, А. В. Миропольская, О. П. Солюс, Г. Д. Степанова, А. Г. Ширшов, О. И. Якунина и др.
Многонациональный советский театр, возникший в результате победы
Октябрьской революции, явился новой ступенью в истории русского театрального искусства. Развиваясь на основе метода социалистического реализма, советский театр наследует лучшие, передовые традиции дореволюционного реалистического искусства.
Декретом Совета Народных Комиссаров 9 (22) ноября 1917г. театры были переданы в ведение Отдела искусств Госкомиссии по просвещению. Бережное отношение к лучшим традициям прошлого и поддержка ростков нового, революционного искусства обеспечили развитие театрального искусства, обретение им нового содержания.
В развитии этого процесса большое значение имело творческое взаимодействие между крупнейшими театрами (Малый театр, Московский Художественный театр), определившими свои художественные традиции ещё до 1917г., выделенными в 1919 году в особую группу академических театров, и новыми театрами, созданными в первые годы Советской власти: Театр имени Вахтангова, Театр имени Маяковского, Театр имени Моссовета.
Возникают театры для детей: в 1918 – Детский театр Моссовета, в 1921 –Московский театр для детей, в 1922 – Театр юных зрителей в Петрограде. В первые годы Советской власти на Украине, В Грузии, Армении, Азербайджане, Татарии были объединены и укреплены профессиональные труппы, находившиеся ранее в крайне тяжёлом положении; театры были приняты на госбюджет и им оказана действенная помощь. В 1919 году создан Киевский драматический театр, в 1920 году– театр в Казани, Первый белорусский драматический театр в Минске, украинский театр имени Франко в Виннице, Азербайджанский драматический театр в Баку и Грузинский театр имени Руставели в Тбилиси, в 1922 году – театр «Березиль» в Киеве.
Созданию спектаклей политически острых, проникнутых духом революционной романтики, способствовало развитие массового агитационного театра. Своеобразной формой явились так называемые «инсценировки» и массовые представления, ставившиеся на улицах и площадях городов.
Важное значение имело обращение театра к произведениям классической драматургии.
Произведения советской драматургии, определившие новый этап в истории русских советских театров, во многом способствовали развитию театров союзных республик. В конце 20-х – 30-х значительно расширяется сеть театров. Создаются постоянные русские театры в столицах союзных республик.
В начале 30-х создаются театры для сельского зрителя – так называемые колхозно-совхозные театры, формируются первые театры Красной Армии. Растёт число театров для детей, широкое развитие получили театры кукол.
Развитие советской режиссуры определялось творческими принципами К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, направленными на раскрытие «жизни человеческого духа», как основы сценического образа.
В 1939-40 г. количество театров СССР увеличилось: к ним присоединились театральные коллективы Западной Украины, Западной Белоруссии, Латвии, Литвы, Эстонии.
В годы Отечественной войны деятели театра приняли активное участие в борьбе советского народа против фашистского нашествия. Героический патриотический пафос и глубокая народность, характерные для советского театра, ярко проявились в лучших спектаклях этих лет: «Нашествие» Л. М. Леонова, «Русские люди» К.М. Симонова, «Фронт» А. Е. Корнейчука.
В послевоенные годы советский театр продолжил работу над спектаклями, отражающими жизнь и борьбу народов СССР. Создание образа советского патриота – участника Великой Отечественной войны определило пафос таких произведений театрального искусства, как героико-эпическая постановка «Молодой гвардии» по одноимённому роману А.А. Фадеева (1947), «За тех, кто в море!» Б.А. Лавренева (1947), «Макар Дубрава» А.Е. Корнейчука (1948).
Работая над современной тематикой, театры ставили также исторические и историко-революционные пьесы: «Ярослав Мудрый» И.А. Кочерги (1947), «Утро Востока» Э. Мамедханлы (1947).
Главное направление советского театра в 50 – 70-е – воплощение тем современности находит выражение в спектаклях, утверждающих высокие морально-этические нормы: «Иркутская история» А. А. Арбузова, «В добрый час!» и «В день свадьбы» В. С. Розова. В репертуаре театров значительное место начинает занимать современная драматургия – пьесы Б. Брехта, Э. Де Филиппо, А. Миллера. В этот период выдвигается плеяда режиссёров и актёров более молодого поколения, занявшая видное место в советском театре.
К концу 80-х годов в жизнь страны вошла перестройка. Для многих театров эти годы стали периодом тяжелого кризиса как в административной, так и в творческой жизни. Одной из главных причин был уход из театра старшего поколения, тех, для кого правда жизни, глубина чувств, школа перевоплощения были основой творчества. Метафоричность, символика, поиски вторых и третьих планов, предельная условность сценографии, грима, костюмов стали приметой театра 80 – 90-х годов. Стала модной интерпретация произведений искусства вплоть до абсурда.
Театр нового времени представляет собой довольно пеструю картину. Наиболее успешно положение театров в столице, где наряду со старыми, известными театрами, как грибы после дождя, возникают новые – коммерческие, муниципальные, театры-студии. Столь же разнообразны и художественные методы. Многие провинциальные театры поставлены на грань выживания. В целом же, Г. Греф, предложивший пресловутый закон о театре, продемонстрировал позицию правительства – театр, по их мнению, не особо нужен России.
В настоящее время в России существует большое количество театральных учебных заведений, только в Москве их несколько десятков. Среди них: Российская Академия театрального искусства (ГИТИС), высшее театральное училище им. М. С. Щепкина при государственном академическом Малом театре РФ, Высшее театральное училище им. Щукина, школа-студия МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко при театре им. А. П. Чехова и др.
Глава2. История Нижегородского государственного
академического театра драмы им. М.Горького.
Нижегородский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени М. Горького — один из старейших русских театров. История создания театра восходит к 1798 году, когда князь Н. Г. Шаховской открыл в Нижнем Новгороде публичный театр. 7 февраля состоялся первый публичный спектакль по комедии Д. И. Фонвизина «Выбор гувернера».
В 1948 году Нижегородскому государственному театру драмы было присвоено имя Максима Горького.
В 1949 году в связи со 150-летием со дня основания театр награждён орденом Трудового Красного Знамени.
В 1968 году театру присвоено звание «академический» — второму из периферийных театров России.
Театр носил следующие названия:
С 1798 — Нижегородский театр князя Шаховского (Городской и Ярмарочный)
С 1824 — Нижегородский театр
С 1896 — Николаевский Нижегородский драматический театр
С 1918 — Нижегородский советский городской театр
С 1923 — 1-й Государственный театр
С 1926 — Нижегородский Государственный театр
С 1932 — Первый Горьковский драматический театр
С 1934 — Горьковский краевой театр драмы
С 1937 — Горьковский областной театр драмы
С 1940 — Горьковский Государственный театр драмы
С 1944 — Горьковский Государственный театр драмы имени М. Горького
С 1949 — Горьковский Государственный ордена Трудового Красного Знамени театр драмы имени М. Горького
Информация о работе Нижегородский вклад в историю развития театра в России