Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:10, реферат
Думается, театр – это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий – начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер – это не просто обладатель определенной профессии, это – просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая. По крайней мере, так было еще совсем недавно.
Введение……………………………………………………………………………………..стр.2
Глава 1. Основные этапы развития театра в России……………………………………..стр.3
1.Дочернии студии Московского Академического Театра…………………..стр.13
Глава 2. История Нижегородского государственного академического театра драмы им. М.Горького…………………………………………………………………………………стр.18
1.История XIX века……………………………………………………………..стр.18
2.История XX века……………………………………………………………..стр.20
3.Сегодняшний день театра…………………………………………………….стр.21
Глава 3. История Нижегородского Театрального Училища им. Е.А.Евстигнеева…....стр.23
Заключение...........................................................................................................................стр.27
Список литературы……………………………
Реферат
по культурологии:
« Нижегородский вклад в историю развития театра в России »
г.Нижний Новгород 2009
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основные этапы развития театра в России……………………………………..стр.3
1.Дочернии студии Московского Академического Театра…………………..стр.13
Глава 2. История Нижегородского государственного академического театра драмы им. М.Горького……………………………………………………
1.История XIX века……………………………………………………………..
2.История XX века……………………………………………………………..
3.Сегодняшний день театра…………………………………………………….
Глава 3. История Нижегородского Театрального Училища им. Е.А.Евстигнеева…....стр.23
Заключение....................
Список литературы……………………………………………………
Введение
«Театр начинается с вешалки». Кажется, на свете просто не отыскать более расхожего выражения. Но все же, если серьезно, с чего начинается театр?
Думается, театр – это, прежде всего, актеры. Именно на них приходит зритель, на них возложена миссия донести до зрительного зала мысли драматурга, именно в них вкладывают труд мастера многочисленных театральных профессий – начиная с режиссера, художника, композитора, балетмейстера и заканчивая гримерами, парикмахерами, костюмерами. Исторически так сложилось в России, что человек, работающий на сцене и носящий гордое звание актер – это не просто обладатель определенной профессии, это – просветитель, трибун, бунтарь, для зрителей фигура почти мистическая. По крайней мере, так было еще совсем недавно.
Безусловно, время вносит свои коррективы. Рухнувший железный занавес ознаменовал собой начало нового времени, новых перспектив, новых возможностей. Да, мы во много отстаем пока от так называемых развитых стран. Да, их опыт, безусловно, может быть нам полезен. Но, все же, не стоит рубить с плеча, перекраивая жизнь на западный лад.
Я считаю данную тему очень актуальной, ведь каждый человек должен знать историю развития культуры своей страны. Культура России, а именно театральное искусство, во многом отстаёт от европейской, но всё-таки игра русских актёров восхитительна и это нельзя оспорить. Её хотят освоить многие иностранные актёры, но только человек, обладающий широтой души способен так искренне передавать чувства, переживания героев, которых он играет на сцене.
В нашей Нижегородской области в городе Нижний Новгород есть Нижегородское театральное училище им. Е.А.Евстигнеева. Как-то проходя мимо этого училища и увидев выходящих из него учеников, меня заинтересовал вопрос о том, как давно было основано данное учебное заведение? Кто был его основателем и какая вообще история развития у этого училища?
В ходе знакомства с историей Нижегородского театрального училища, меня заинтересовала также история развития театра в России в целом.
Глава 1. Основные этапы истории развития театра в России.
Первый государственный профессиональный театр России был создан во второй половине XVII века. К этому времени произошло объединение и экономическое слияние княжеств и земель вокруг Москвы, было создано централизованное Русское государство. С началом становления русской нации складываются элементы национальной культуры.
В верхах феодального общества шло довольно интенсивное освоение достижений европейской культуры и приспособление их к национальным потребностям. Новые веяния не только проникают в быт бояр и дворян, но и нарушают домостроевский уклад жизни купечества и чиновников-дьяков. Царь Алексей Михайлович, был любителем развлечений и зрелищ. При нем возрастают пышность, великолепие придворных церемоний и обрядов, придворных празднеств и приемов, отличавшихся театральностью.
Царские «потехи» - соколиная и псовая охота – проводятся по специально разработанным руководствам, своеобразным сценариям, роскошно изданным и иллюстрированным.
Стремление к театрализации обрядов захватывает и духовенство. Особенно выделялось «Пещное действо». Этот обряд – инсценировка библейской легенды о царе «Навходоносоре», возомнившем себя выше всех богов. Навходоносор повергает в горящую «пещь» трех отроков, которые отказались поклоняться идолу – «образу злату», так как исповедуют христианскую веру.
В определенный момент утренней службы халдеи – палачи – выводили отроков, облаченных в белые одежды. Затем отроков вводили в печь и метали из железных трубок «плавучую траву», дававшую вспышки пламени. Раздавался гром (сотрясение железного листа). Сверху спускалась фигура ангела. Пораженные чудом халдеи падали ниц. Отроки выходили из «пещи» и под песнопения уходили в алтарь.
Обряд этот, вошедший в церковный обиход в XVI веке и утверждавший победу церкви над царем, упраздняется во второй половине XVII века, в связи с усилением царской власти.
Своеобразными культурными центрами Москвы были Печатный двор и Посольский приказ. Посольский приказ приобрел особое значение в культурной жизни двора с 1671 года, после того как его начальником стал один из талантливых государственных деятелей – боярин Артемон Сергеевич Матвеев. Именно Матвеев был вдохновителем и организатором московского придворного театра, хотя мысль о его создании высказывалась еще в 1660 году Алексеем Михайловичем, наслышанном от послов о западном театре.
Непосредственная же история придворного театра начинается весной 1672 года, когда «в чердаках, что на дворе боярина Ильи Даниловича Милославского», начали готовить помещение, где «быть комедии»[1]. В то же время немцу, полковнику фон Стадену было дано распоряжение привезти с собой в Москву людей, «которые умели бы всякие комедии строить».[2] Но эта попытка не удалась, и царь приказал найти подходящих людей в Немецкой слободе в Москве и поручить подготовку первого спектакля пастору Иоганну Готфриду Грегори. Он должен был «учинити комедию, а на комедии действовати из Библии “Книгу Есфирь”».[3] Грегори вместе с помощниками приходилось писать пьесу, набирать и обучать труппу и готовит спектакль.
Семнадцатого октября 1672 года, после нескольких месяцев напряженной работы, в новоотстроенной «комедийной хоромине» в селе Преображенском – летней резиденции царя – был сыгран спектакль «Артаксерксово действо». Увлеченный пышностью постановки и игрой актеров, царь смотрел спектакль в течение десяти часов.
После открытия придворного театра спектакль «Артаксерксово действо» неоднократно показывался в «комедийных хороминах» в Москве и в селе Преображенском.
Придворные спектакли ставили с большой роскошью. Костюмы действующих лиц шились из дорогих русских и привозных тканей и были весьма разнообразны.
В спектаклях использовались музыка, пение, танцы. Нередко звучали орган, трубы и другие инструменты. Сохранились ноты музыки, написанной к спектаклю «Юдифь», - псалмов и солдатских песен.
Оба театральных здания – и «комедийная хоромина» в Преображенском и «комедийная палата» в Кремле – имели обширные и хорошо оборудованные сцены, отделенные от зрительного зала перилами. Переднего занавеса не было, но был задний занавес, который по необходимости отделял от «большой» сцены «малую».
В изобразительных средствах спектакли русского театра не уступали западноевропейским. Каждый спектакль имел специальное оформление, писались подъемные декорации и боковые кулисы. Сценическая техника по тому времени была довольно высокой и позволяла применять различные эффекты. Например, в «Егорьевской комедии» появлялось движущееся чудище – змий. Не менее сложной была и бутафория, широко используемая в спектаклях: отрубленная голова Олоферна («Иудифь»), голова и руки Голиафа («Комедия о Давиде с Голиафом»), маска Бахуса («Комедия о Бахусе с Венусом»).
Первыми исполнителями пьес, шедших на сцене придворного театра, были подростки и юноши – дети иноземцев из Немецкой слободы. Но уже менее чем через год руководителю театра Иоганну Грегори было поручено обучить 26 русских детей из мещан и подьячих, которые должны были составить профессиональную русскую труппу.
Положение иноземных и русских актеров в придворном театре было неодинаковым. Первые получали различные милости от царя: он удостаивал их своим приемом, одаривал наградами, чинами, дорогими подарками. А вторые находились в крайне униженном положении.
Путь первого русского профессионального театра был недолог: его фактическое существование прекратилось после смерти Алексея Михайловича, в 1676 году.
На Руси в XVII веке возникают также школьная драма и школьный театр, которые в своем развитии опирались на опыт высокоразвитого школьного театра на Украине. В борьбе с влиянием римско-католической церкви украинские ученые-монахи использовали средства борьбы своих противников иезуитов, в том числе школьный театр. Но если спектакли иезуитов, отличавшиеся пышностью, тяготели к сценическим произведениям эпохи Возрождения, то украинскому школьному театру были свойственны приемы средневековой драмы.
В представлениях школьного театра использовались и элементы театра народного: между действиями серьезной драмы исполнялись интермедии, обычно представлявшие собой небольшие комические сценки из народного быта.
Зарождение русской школьной драмы связано с именем одного из воспитанников Киевско-Могилянской академии – ученого-монаха, политического деятеля, просветителя и поэта Симеона Полоцкого.
Русский театр XVII века, как придворный, так и школьный, положил начало развитию театрального дела в России. Создание «Комедийной хоромины» открывает собой исторически необходимый и закономерный процесс формирования национального сценического искусства при опоре на достижения мировой театральной культуры.
Основание государственного театра означало официальное признание сценического искусства и вызвало необходимость в открытии театральной школы для создания кадров профессиональных актеров.
Формирование театра XVIII века связано с ростом национального самосознания, с теми огромными общественными и культурными преобразованиями, которые происходили в стране.
Профессиональный театр в России утверждается первоначально как придворный театр – драматический и оперно-балетный одновременно. Но отечественная театральная культура широко представлена и народным театром, школьным и университетским театрами, государственным публичным театром и театром частных антреприз.
В 1702 году в Москве открылся государственный публичный театр, где играла немецкая труппа под руководством сначала И. Кунста, затем О. Фюрста. Через некоторое время труппа пополнилась русскими актерами, которые проходили обучение при этом же театре.
Репертуар театра состоял из произведений немецких авторов XVII века, а также Кальдерона и Мольера в тяжеловесных переводах. Спектакли давались чаще всего на немецком языке. Русские актеры, отданные в обучение иностранцам, жаловались царю на нерадение, халатность своих наставников. В 1706 году театр прекратил свое существование.
Не оправдал надежд и немецкий театр И. Манна, в 1719 году выступавший в Петербурге. В его репертуаре преобладали грубые комедии и трагедии с кровопролитием и убийствами.
Одно из ведущих мест в русской культуре XVIII века занимает школьный театр. Школьный театр допетровского периода был связан главным образом с религиозной тематикой. Произведя реформу школы, Петр способствовал появлению школьного театра, который не был связан с церковными учебными заведениями и откликался на события современности.
Но стремление широких масс к искусству, к выражению своих мыслей и чувств в сценических образах воплощал народный театр. Его аудитория была самой многочисленной. Представления народного театра давались на городских и сельских площадях, в больших избах. Пьесы народного театра были устными, их текст не фиксировался. Исполнители вносили в структуру пьесы новые эпизоды, диалоги, песни, отдельные реплики, связанные с событиями текущей жизни. Одной из самых популярных устных пьес была драма «Царь Максимильян». Эта пьеса возникла в эпоху Петра I и оставалась в репертуаре народного театра в течении 200 лет, вплоть до Великой Октябрьской Революции. Возникла драма как отклик на конфликт Петра I с сыном, царевичем Алексеем. В основе ее – библейский сюжет, Но народный театр придавал этому сюжету современный смысл.
Информация о работе Нижегородский вклад в историю развития театра в России