Мировой опыт и возможные сценарии содействия формированию толерантности в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:48, доклад

Описание работы

Целью данной работы является предложение возможных путей развития межэтнического и межкультурного взаимодействия в Санкт-Петербурге (понятие «толерантность» будет рассматриваться в первую очередь с позиции проблем межнациональных отношений, обостряющихся на фоне миграционных потоков), преодоления острого взаимонепонимания среди молодежи разных национальностей, воспитания культуры общения друг с другом в двустороннем порядке (не только со стороны коренного населения Санкт-Петербурга, но и со стороны приезжих), формирования знаний друг о друге, позволяющих создавать продуктивные и лишенные неприязненного оттенка контакты между представителями различных народов и культур.

Содержание

Содержание Стр.
1 Введение 2
2 Крупный современный город и диаспоры 4
3 Успешная в прошлом интеграция иммигрантов: опыт США 8
4 Неуспешная интеграция иммигрантов: опыт Европейского союза 13
5 Ситуация на территории России 19
6 Санкт-Петербург и процесс формирования толерантности в обществе 27
6.1. Увеличение числа мигрантов и проблема рабочих мест. 29
6.2. Санитарно-эпидемиологическая проблема. 31
6.3 Низкий уровень владения русским языком среди молодежи и детей из числа приезжих и отсутствие взаимных знаний о культуре и образе жизни между местным населением и мигрантами. 33
6.4. Растущая исламизация Санкт-Петербурга, агрессивное поведение иммигрантов и выходцев из исламских регионов России и растущая отрицательная реакция на него со стороны местных жителей. 37
7 Выводы 40
8 Заключение 42
9 Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Мировой опыт и возможные сценарии содействия формированию толерантности в Санкт-Петербурге.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

         В то же время,  не менее часто встречается ситуация когда такие дети сами не желают ни учить русский язык,  ни находить контакты со своими сверстниками – не земляками, ни учиться в школе. Этому способствует схожая ситуация во взаимоотношениях взрослых, предпочитающих общению с русским населением Петербурга общество своих земляков и по причине не устранённого языкового барьера, и из-за взаимного неприятия культурных традиций. Способствовать устранению данной ситуации, с одной стороны,  будет уже называвшееся уменьшение числа иностранных рабочих на территории Санкт-Петербурга с помощью квот, с другой стороны – устранение в первую очередь языкового барьера,  препятствующего интеграции мигрантов в местную среду и способствующего существованию крупных диаспор. Отсутствие существенных барьеров в понимании языка и окружающей культуры несомненно ослабит традиционное влияние диаспор. Но не менее важной могла бы быть просветительская деятельность за рубежом.

         Существенно увеличить знания о России  (о принятом в ней образе жизни и поведении) в странах СНГ могли бы созданные и активно функционирующие там в первую очередь молодежные организации, устанавливающие дружеские контакты с зарубежными учебными заведениями, школами и училищами. Функционирование центров изучения русского языка и регулярное проведение среди учащихся в странах бывшего СССР, аналогичных вышеназванным бесед,  семинаров и дискуссий дало бы значительный положительный эффект. Особенно важным направлением для подобной деятельности являются страны, этнокультурно сильно отличающиеся от России. Молодые люди из соседних стран смогли бы избавиться от большого количества бытовых стереотипов и элементарного незнания разных аспектов друг о друге. Совместно с широким изучением русского языка подобные меры привели бы к появлению информационного базиса,  на котором строились бы гораздо более толерантные отношения между жителями России (в том числе Санкт-Петербурга) и стран СНГ.

         Просвещение и наличие общего для общения языка являются основой для построения прочных контактов между россиянами и жителями стран СНГ,  близость которых обусловлена как историческими,  так и современными экономическими условиями. Рассматривать Санкт-Петербург обособленно не имеет смысла,  поскольку только согласованные на межгосударственном уровне действия по формированию толерантности получат соответствующие финансирование и поддержку. Укреплению и расширению созданных молодежными организациями контактов могло бы поспособствовать формирование международной системы летних развлекательно-образовательных лагерей,  спонсируемых правительствами стран СНГ. При достижении массовости такое начинание принесет реальную практическую пользу,  устранив у обширных групп молодежи из разных  стран лишних барьеров в общении и имевшихся стереотипов друг о друге. 
     
     
     
     

    1. Растущая исламизация Санкт-Петербурга,  агрессивное поведение иммигрантов и выходцев из исламских регионов России и растущая отрицательная реакция на него со стороны местных жителей.

         Традиционно Санкт-Петербург был религиозно толерантным городом с уверенным преобладанием православия над прочими религиями,  при безусловном главенстве в обществе светской этики с начала XX века. В современных реалиях,  когда не менее 20% жителей города являются приезжими и большинство из них – мусульмане, перемены неизбежны. Безусловно, стремительно выросшее количество мусульман не могло не вызывать замешательства среди жителей Петербурга,  которые были шокированы массовыми молитвами верующих в публичных местах во время исламских праздников (которых к молитве созывали через громкоговорители), к тому сопровождающихся дикими с точки зрения местных петербуржцев обрядами вроде ритуального убийства барана на праздник Курбан Байрам. С течением времени ситуация несколько смягчилась: под давлением общественности публичные убийства животных были запрещены,  что,  в свою очередь,  вызвало возмущение уже в среде мусульман, нередко тоже как минимум не понимающих смысла христианских обрядов. Но особенно остро проблема проявилась в нехватке в городе мечетей и помещений для молитв,  попытки строить или оборудовать которые вызвали и вызывают неприятие окружающими не из числа мигрантов. Председатель Совета муфтиев Росси Равиль Гайнутдин высказал следующее мнение по этому вопросу: «Мы абсолютно не хотим разногласий с большинством, мы не хотим разногласий с горожанами, которые исповедуют другую религию. Мы хотим, чтобы они понимали, что если мусульмане не будут молиться на улицах, в подъездах, на тротуарах, где ходят наши горожане, им же, горожанам, будет удобнее»12.

         Данная проблема решается, с одной стороны,  уменьшением  влияния исламского духовенства на жизнь своей паствы в светском городе, ослаблением религиозного фундаментализма с помощью просвещения.  С другой стороны – создания равных с прочими религиями возможностями для мусульман посещать религиозные заведения. Молельные дома и необходимое в пропорции к численности верующих количество мечетей является необходимой реалией.

         К сожалению, СМИ создали стойкую ассоциативную связь между терроризмом и мусульманами. Необходимо объяснение разницы между традиционным исламом и ваххабизмом,  с привлечением информационных ресурсов. Такие действия позволят снять социальную напряженность вокруг мусульманских праздников и строительства молельных домов.

         Не менее остро стоит вопрос об агрессивном поведении выходцев из среды мигрантов из исламских регионов,  как находящихся на территории России,  так и за ее пределами – в первую очередь,  с Кавказа. Неприятие этой социальной группы большим количеством петербуржцев объясняется в первую очередь вызывающим поведением некоторых представителей этого региона,  проживающих в городе,  идущим вразрез с принятыми нормами,  во вторую – совокупным негативом,  накопившимся с начала 1990-х годов и получившим устойчивое развитие из-за череды терактов,  совершенных на территории России экстремистами.  Постоянным источником разжигания вражды является и регулярное отсутствие с точки зрения местных жителей справедливости,  вызванное несовершенством судебной системы. В ситуациях,  когда официальные СМИ регулярно акцентируют внимание почти целиком на русских националистах и их противоправных действиях, не поднимая тему аналогичных действий со стороны националистов кавказских,  говорить об успешном формировании толерантности в Санкт-Петербурге трудно. Единственным адекватным решением подобной проблемы является необратимость законного возмездия без учета национальности совершившего то ли иное преступление. В рамках Мирового политического форума в Ярославле 8 сентября 2011 года президент России Д.А. Медведев высказал следующее мнение:  "Конечно, все должны соблюдать законные нормы элементарного приличия, с уважением относиться к обычаям других людей. Тот, кто, прибывая на новое место, ведет себя неподобающе или тем более совершает преступление, должен быть наказан, как и тот, кто ущемляет права меньшинств. Но обеспечение порядка и законности не может быть поводом для дискриминации меньшинства или большинства по национальному признаку"13. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

  1. Выводы

         Создание гармоничных отношений между разными культурами и разными народами требует немалых двусторонних усилий.

         В их число входят:

    -  Совершенствование миграционного  законодательства и уменьшение  предоставляемых квот на иностранных рабочих. Возникающий недостаток трудоспособного населения можно компенсировать за счет содействия внутренней миграции и специализированного привлечения из-за рубежа высокопрофессиональных кадров,  с обязательным созданием условий в виде муниципального жилья и социальной защищенности;

    - Создание  широкой сети языков курсов  в рамках введения обязательного  изучения русского языка для желающих работать в Санкт-Петербурге, как наиболее действенное средство преодоления культурного барьера и появления закрытых этнических объединений. Содействие инициативам со стороны сообществ иммигрантов, направленных на изучение языка для их недавно приехавших в город земляков;

    - Контроль  за соблюдением закона в судебных  процессах,  связанных с происшествиями  на почве межнациональной розни. Борьба с проявлениями экстремизма не только со стороны местного населения,  но и из числа выходцев из иных стран и регионов;

    - Создание  и развитие молодежных организаций,  способствующих изучению русского  языка в странах СНГ и распространению знаний о культуре России. Создание возможностей массового взаимодействия заинтересованной молодежи из России и СНГ для устранения межкультурного барьера и установления успешного диалога в рамках летних лагерей, участия в волонтерских проектах;

    - Повышение роли СМИ в распространении положительного опыта межнационального и культурного общения. Создание специализированных печатных и электронных изданий, действующих в странах СНГ,  для облегчения преодоления культурного барьера;

    - Увеличение  роли образовательных учреждений в процессах межэтнического взаимодействия, реализация школой не только образовательных, но и социально-общественных задач в процессе формирования толерантного общества в Санкт-Петербурге. Содействие участию старшеклассников в деятельности международных молодежных организаций,

    - Развитие  программы «Толерантность» с  возрастанием вовлеченности   не только коренных петербуржцев, но и групп мигрантов. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    8. Заключение

          В Санкт-Петербурге, как и во  всех крупных городах,  процесс  формирования толерантности в контексте межнациональных отношений не является быстрым и несложным в реализации. На его пути лежит большое количество преград,  вызванных существенными  различиями в образе жизни и мышления между коренными жителями города и приезжими,  иммигрантами.

         Без активного участия правительства города в развитии межнациональных отношений,  без реализации на практике программы «Толерантность» дальнейшей рост напряженности в обществе неизбежен. Только целенаправленное продвижение принципов взаимоуважения разных народов в многонациональном городском обществе и предупреждение любых форм дискриминации,  в том числе со стороны мигрантов,  даст возможность построения толерантного общества. Общества,  в котором роль диаспор сведена к минимуму,  а нравственность формируется не на основе национальных или религиозных традиций, а на факте составления горожанами отдельной общности. Общности, предоставляющей различные возможности для адаптации различных народов к совместному сосуществованию в современных условиях глобализации культуры. 
     
     
     
     
     
     

  1. Список  использованной литературы.
  2. Алешковский И.А. Внутренняя миграция в современной России: тенденции, детерминанты, политика  М., 2007
  3. Арутюнян Ю. В. О потенциале межэтнической интеграции в столичном мегаполисе // Социологические исследования. № 1, 2005. С. 26–40.
  4. Бромлей Ю.В. Этнос и этнография.  М., 1973.
  5. Вебер М. Город. История хозяйства, М., 2001.
  6. Дюркгейм Э. Священные объекты как символы. М., 1996
  7. Есаков В.А. Мегаполис и его культура. М., 2008.
  8. Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 1983.
  9. Левиков С.И. Молодежная субкульутра. М., 2004.
  10. Моррис Д. Людской зверинец. СПб., 2004.
  11. Мосс М. Социальные функции священного. СПб., 2000.
  12. Нойман И. Образы другого. Формирование национальной идентичности. М., 2006.
  13. Соболев Э.Н. «О демографическом кризисе, трудодефиците и потребности в мигрантах» // Демография и экономика: можно ли сберечь народ России? М., 2007
  14. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2007.

В работе использованы:

- цитаты президента Д.А. Медведева, взятые из публикаций портала  «Президент России» http:// kremlin.ru;

- высказывания  В.В. Путина, взятые из материалов выступлений премьер-министра,  размещенными новостными и информационными порталами сети Интернет: http://lenta.ru, http:/bfm.ru.

- материалы сайта Программы Правительства Санкт-Петербурга «Толерантность»: http://spbtolerance.ru

Информация о работе Мировой опыт и возможные сценарии содействия формированию толерантности в Санкт-Петербурге