Мировой опыт и возможные сценарии содействия формированию толерантности в Санкт-Петербурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:48, доклад

Описание работы

Целью данной работы является предложение возможных путей развития межэтнического и межкультурного взаимодействия в Санкт-Петербурге (понятие «толерантность» будет рассматриваться в первую очередь с позиции проблем межнациональных отношений, обостряющихся на фоне миграционных потоков), преодоления острого взаимонепонимания среди молодежи разных национальностей, воспитания культуры общения друг с другом в двустороннем порядке (не только со стороны коренного населения Санкт-Петербурга, но и со стороны приезжих), формирования знаний друг о друге, позволяющих создавать продуктивные и лишенные неприязненного оттенка контакты между представителями различных народов и культур.

Содержание

Содержание Стр.
1 Введение 2
2 Крупный современный город и диаспоры 4
3 Успешная в прошлом интеграция иммигрантов: опыт США 8
4 Неуспешная интеграция иммигрантов: опыт Европейского союза 13
5 Ситуация на территории России 19
6 Санкт-Петербург и процесс формирования толерантности в обществе 27
6.1. Увеличение числа мигрантов и проблема рабочих мест. 29
6.2. Санитарно-эпидемиологическая проблема. 31
6.3 Низкий уровень владения русским языком среди молодежи и детей из числа приезжих и отсутствие взаимных знаний о культуре и образе жизни между местным населением и мигрантами. 33
6.4. Растущая исламизация Санкт-Петербурга, агрессивное поведение иммигрантов и выходцев из исламских регионов России и растущая отрицательная реакция на него со стороны местных жителей. 37
7 Выводы 40
8 Заключение 42
9 Список использованной литературы 43

Работа содержит 1 файл

Мировой опыт и возможные сценарии содействия формированию толерантности в Санкт-Петербурге.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

     За сравнительно небольшой период времени жители Санкт-Петербурга,  как и остальные россияне,  проживающие в крупных городах, столкнулись с проблемой массового появления приезжих из других регионов, порой с совершенно отличными культурными традициями и правопониманием.

     Для решения возникших противоречий в Санкт-Петербурге с 2006 года действует официальная программа «Толерантность», в ходе которой были намечены основные направления работы, направленной на формирование гармоничного сосуществования жителей Санкт-Петербурга различного происхождения. Социальная реклама, активное взаимодействие со школами, религиозными и общественными организациями и деятелями,  проведение семинаров,  круглых столов и конференций, организация праздников и памятных мероприятий – вот неполный перечень практических мероприятий,  проведенных за последние годы. Переход от теоритического обоснования к практической реализации задуманного всегда сопряжен с трудностями, поэтому одной из приоритетных задач Правительства Санкт-Петербурга является создание условий по эффективной реализации в нашем городе государственной политики в области национальных отношений. Именно в этих целях в октябре 2005 года был открыт Дом национальностей, который стал площадкой для реализации многих проектов. Губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, выступая на открытии Дома, отметила: «Дом национальностей призван сыграть особую роль в формировании единой многонациональной общности, имя которой – «петербуржцы» – является синонимом культурности, воспитанности, духовности, корректности и толерантности»9.  «Дом национальностей» объединил несколько десятков коллективов художественной самодеятельности, ряд научных центров, многие национальные и общественных организаций города,  которые стали активными участниками его жизни.

     На базе школ и библиотек во всех районах города были созданы курсы для изучения русского языка, появилась возможность найти муниципальное общежитие для иностранных рабочих, несколько упростилась возможность доступа к медицине,  появилась практика прохождения диспансеризации вставшими на учет иностранными рабочими. Администрации районов города реализовали в жизнь немало мероприятий,  предназначенных содействию формирования толерантной среды в Санкт-Петербурге – как правило,  из разряда знакомства с культурой и традициями как Санкт-Петербурга и России,  так и соседних стран. Эти меры позволили улучшить уровень интеграции части мигрантов в жизнь общества.

     26 января 2010 года, в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась встреча губернатора Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко и Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой по случаю присуждения Санкт-Петербургу почетного диплома премии ЮНЕСКО - Маданджита Сингха за продвижение идей толерантности и ненасилия. Санкт-Петербург был отмечен этой высокой наградой за конструктивный вклад Правительства и общественности города в пропаганду взаимоуважения и толерантности в поликультурном и полиэтническом обществе, профилактику и искоренение всех форм дискриминации.

     Безусловно,  подобные начинания необходимы и само их появление говорит о желании властей города улучшить ситуацию в вопросе межэтнического взаимодействия. К сожалению, актуальная ситуация по-прежнему очень далека от преодоления накопившихся двусторонних противоречий: уровень преступлений,  совершенных на почве межнациональной розни велик,  наблюдается рост резкого неприятия как в среде петербуржцев,  так и среди приезжих.

     Выделим несколько наиболее важных причин, препятствующих развитию толерантности в Санкт-Петербургском обществе,  с примерами возможных путей решения данных проблем.

    1. Увеличение числа мигрантов и  проблема рабочих мест.

     После преодоления определённого количественного предела мигрантов со стороны коренных петербуржцев возникли опасения по поводу всё увеличивающегося количества приезжих, постепенно составивших более 20% от общего населения города. По данным УФМС, только в 2009 году в Санкт-Петербург въехало на 212 тысяч иностранцев больше, чем в 2008. Всего на миграционный учет было поставлено 946 677 иностранных граждан,  естественно,  без учета работающих нелегально10.

     С одной стороны, естественное сокращение населения города и уменьшение работоспособного населения из числа горожан из-за демографической ямы начала 1990-х годов является причиной нехватки рабочих рук. К тому же, большинство трудовых мигрантов из стран СНГ готовы работать на физически тяжелых и непрестижных рабочих местах за небольшую по петербургским меркам оплату. Так называемые законы рынка подсказывают работодателям, что гораздо выгоднее пользоваться услугами приезжих работников,  зачастую работающих без каких-либо медицинских документов, трудовых контрактов и,  что  немаловажно, налоговых отчислений. Как известно,  спрос рождает предложение: квота на привлечение трудовых мигрантов в Санкт-Петербург в 2011 году составляет 197,3 тысячи человек. Это самый высокий показатель в России, квота для Москвы - 128,8 тысячи мигрантов.

     Уровень количества приезжих, необходимых для удовлетворения «кадрового голода» был достигнут уже несколько лет назад, поэтому объемы иммиграции из сопредельных стран действительно стали принимать излишний характер. Но  представители тяжелых или непрестижных профессий - далеко не единственные,  в которых нуждается российский рынок труда. "Резервы повышения уровня экономической активности в молодом и старшем возрастах фактически исчерпаны. Это требует новых решений и мер по привлечению в нашу страну высококвалифицированной рабочей силы", - подчеркнул  секретарь Совета безопасности страны Николай Патрушев 13 сентября 2011 года11. Уровень же профессиональной подготовки кадров из Среднеазиатских республик традиционно невысок.

     Не стоит забывать, что в немалой степени нехватка рабочих рук могла бы быть компенсирована за счет собственных ресурсов государства, то есть внутренней миграции. Исчезновение огромного количества промышленных и сельскохозяйственных предприятий на территории соседних с Петербургом областей за последние 20 лет привели к высокому уровню безработицы среди сельских жителей.

     Увеличение объемов строительства муниципального жилья и его распределение среди участвующих в программе переселения и последующего обязательного трудоустройства способствовало бы устранению безработицы и экономическому прогрессу как в Петербурге, так и за его  пределами. Совместно с  ужесточением миграционного законодательства (введением уменьшенных по сравнению с сегодняшними, четко соблюдаемых квот на иностранных рабочих) и соответствующим надзором над работодателями, проблема с переизбытком трудовых мигрантов стала бы гораздо менее острой,  чем сейчас. Возможно,  что при реализации масштабных намеченных проектов России понадобится дополнительная рабочая сила из-за рубежа,  но приглашать иностранных рабочих нужно будет соответственно текущим экономическим требованиям, не оставляя ситуацию бесконтрольной с позиции государства.  
 
 
 
 

    1. Санитарно-эпидемиологическая проблема.

     Сейчас порядок жесткого контроля состояния здоровья установлен только для тех, кто прибывает в Россию по визам. Выходцам из ближнего зарубежья, пользующимся возможностью безвизового въезда, закон дает на медицинское освидетельствование тридцать дней, после того, как они получили разрешение на работу. Разумеется, те, кто не собираются официально трудоустраиваться, могут находиться на территории нашей страны до трех месяцев, никуда не сообщают о своем здоровье. Понятно, что  такие граждане могут представлять опасность для горожан. Известно, что из-за резкого падения уровня медицины в республиках Средней Азии и Закавказья эпидемиологическая ситуация по ряду заболеваний как минимум неблагоприятная. Тем не менее, выходцы из этих стран работают в заведениях общепита, торговых сетях, на транспорте, то есть потенциально могут быть разносчиками очень опасных инфекций.  По статистике Минздрава, каждый пятый мигрант, прошедший медкомиссию, является носителем опасных заболеваний, таких как туберкулез, сифилис, гепатит, СПИД. Для мегаполиса вроде Санкт-Петербурга из перечисленных заболеваний особенно опасен туберкулез, передаваемый воздушно-капельным путем, а в настоящее время в Санкт-Петербурге обнаружены новые формы туберкулеза, завезенного иностранными гражданами. С учетом того что большая часть мигрантов вообще не проходит освидетельствований,  ситуация принимает угрожающий характер.

     Среди путей решения данной проблем можно снова назвать уменьшение квот на иностранных рабочих и тщательный контроль за их соблюдением. Сокращение числа граждан из стран СНГ на территории Петербурга позволит организовать более тщательный медицинский контроль за состоянием их здоровья,  что было бы безусловно полезно как самим выходцам из стран ближнего зарубежья,  так и петербуржцам. Для уменьшавшегося числа иностранных рабочих в Санкт-Петербурге можно было бы централизованно решить жилищный вопрос, обязав работодателя (при материальном содействии городских властей) предоставлять как минимум служебное жилье. Такая постановка вопроса способствовала бы устранению стихийно появляющихся общежитий для мигрантов, зачастую в непредназначенных для жизни помещениях без малейшего намека на удовлетворительные санитарные условия. Очень часто именно прямой незаконный захват мигрантами муниципальной или кооперативной нежилой собственности с последующим проживанием на ней является поводом для формирования резко отрицательного отношения к ним со стороны местных жителей,  которых не устраивает ни такое соседство,  ни перспектива распространения каких-либо заболеваний,  вызванных отсутствием элементарной санитарии. Создание института обязательного выделения служебного жилья сгладило бы вполне понятное возмущение местных жителей и способствовало изменению статуса иностранного рабочего от гастрабайтера-нелегала до такого же члена общества, официально трудоустроенного и занятого общественно полезным делом. Естественно,  подобная постановка вопроса требует четкого соблюдения законодательства и экономического содействия города.

     В то же время, привлечение недостающих рабочих рук из российских регионов тоже способствовало улучшению санитарно-эпидемиологической ситуации в городе. Несмотря на довольно широкое распространение того же туберкулёза среди граждан России, ситуация по контролю за этим заболеванием и общий уровень медицинской помощи в стране ощутимо выше, чем на территории большинства стран СНГ. 
 
 
 

    1. Низкий  уровень владения русским языком среди молодежи и детей из числа  приезжих и отсутствие взаимных знаний о культуре и образе жизни между местным населением и мигрантами.

         Массовое плохое или подчас полное отсутствие навыков владения русским языком является одной из самых трудных проблем на пути формирования толерантного общества в Санкт-Петербурге. К сожалению, появившихся в разных районах города курсов изучения русского языка не хватает. С одной стороны, для нынешнего объема иммигрантов их недостаточно, с другой стороны,  их потенциал не реализован с максимальной отдачей,  поскольку у большинства мигрантов нет стимула посещать занятия. Отсутствие законодательной необходимости иметь определённый уровень владения русским языком становится неприемлемым. В данной ситуации весьма уместен опыт европейских стран, столкнувшихся с аналогичной проблемой,  например,  Швеции. В Швеции для официального трудоустройства необходимо пройти тестирование на знание и владение языком,  для чего приезжим предоставляется возможность изучить язык. Появление широко распространённых учебных заведений для взрослых и детей, обязательное обучение в которых и прохождение экзаменов будет предшествовать возможности официального трудоустройства или поступления в общеобразовательную школу. 

         Иначе стремления к приобретению квалифицированной рабочей силы и интеграции мигрантов в петербургскую среду теряют всякий смысл. Анализ средней успеваемости показал, что если школьники, родившиеся в Петербурге или приехавшие в возрасте до семи лет, учатся одинаково, независимо от этнической принадлежности. Для тех, кто переехал в школьном возрасте, успеваемость отличается: дети этнического большинства учатся значительно лучше, чем иноэтничные дети. Это связано с трудностями переезда и освоением языка в более сознательном возрасте. Естественно, в подобных ситуациях с детства формируется взаимный негативный стереотип:  дети петербуржцев привыкают считать приезжих более глупыми и менее способными чем они сами,  приезжие накапливают негатив по отношению к окружающим сверстникам и общению с ними предпочитают общество земляков, с которыми у них нет языкового барьера. Нередко этому способствуют и некоторые учителя,  изначально не желающие равно оценивать учащихся и помогать детям из семей мигрантов освоить язык и войти в школьную среду. Кроме освоения и активного использования в процессе учебы русского языка крайне важны знания о бытовой культуре,  которые должны прививаться детям в двустороннем порядке. Существует необходимость создания обязательных для посещения бесед и семинаров,  которые в совокупности с азами религиоведения давали школьникам представление о традиционных для России и стран СНГ нормах поведения и взаимодействия. Основная проблема в данной ситуации – устранение ассоциативного ряда «чужое - непонятное - враждебное», для чего необходимо активное привлечение школьных психологов. Восприятие чужой культур начинается в первую очередь с понимания важности знакомства с ней. Нередко под этим понимают исключительно либо традиционные,  «народные» песни и танцы,  которые зачастую незнакомы даже представителям этих народов,  либо погружение в мир классических литературы и  изящных искусств,  которые для неподготовленного человека будут, скорее всего, малопонятны. Практически бесполезно знакомить подростка из семьи иммигрантов, зачастую плохо владеющего русским языком,  исключительно с пониманием духовности православия в трактовке Ф.М. Достоевского; так же малоэффективно знакомить его сверстника из числа местных жителей только с образами и их пониманием в традиционной азербайджанской поэзии или таджикскими народными танцами. Наиболее доходчива и легка в понимании повседневная культура, а не народные сказки и не поэзия «Серебряного века». Проведение бесед по тем или иным актуальным,  окружающим вопросам, совместный просмотр и последующее обсуждение фильмов из числа отечественной киноклассики и последующий разбор различий в возникших трактовках будет отличной практикой установлений толерантных отношений между представителями разных народов. Чем больше школа будет вовлекать детей и подростков разного происхождения не только в учебный процесс, но и в общественно-социальное взаимодействие,  повседневное общение на общем для всех языке,  тем меньше у них будет возникать сложностей во взаимодействии.

Информация о работе Мировой опыт и возможные сценарии содействия формированию толерантности в Санкт-Петербурге