Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2011 в 20:48, доклад
Целью данной работы является предложение возможных путей развития межэтнического и межкультурного взаимодействия в Санкт-Петербурге (понятие «толерантность» будет рассматриваться в первую очередь с позиции проблем межнациональных отношений, обостряющихся на фоне миграционных потоков), преодоления острого взаимонепонимания среди молодежи разных национальностей, воспитания культуры общения друг с другом в двустороннем порядке (не только со стороны коренного населения Санкт-Петербурга, но и со стороны приезжих), формирования знаний друг о друге, позволяющих создавать продуктивные и лишенные неприязненного оттенка контакты между представителями различных народов и культур.
Содержание Стр.
1 Введение 2
2 Крупный современный город и диаспоры 4
3 Успешная в прошлом интеграция иммигрантов: опыт США 8
4 Неуспешная интеграция иммигрантов: опыт Европейского союза 13
5 Ситуация на территории России 19
6 Санкт-Петербург и процесс формирования толерантности в обществе 27
6.1. Увеличение числа мигрантов и проблема рабочих мест. 29
6.2. Санитарно-эпидемиологическая проблема. 31
6.3 Низкий уровень владения русским языком среди молодежи и детей из числа приезжих и отсутствие взаимных знаний о культуре и образе жизни между местным населением и мигрантами. 33
6.4. Растущая исламизация Санкт-Петербурга, агрессивное поведение иммигрантов и выходцев из исламских регионов России и растущая отрицательная реакция на него со стороны местных жителей. 37
7 Выводы 40
8 Заключение 42
9 Список использованной литературы 43
Согласно данным масштабного социологического исследования, проведенного специалистами из университета криминалистики Нижней Саксонии среди подростков мусульманского вероисповедания из иммигрантских слоев, чем больше молодой человек религиозен, тем больше у него склонность к насилию и хуже проходит интеграция в немецкое общество. Результаты исследования, в ходе которого в период с 2007 по 2008 год были опрошены 45 тысяч респондентов, стали неожиданными для самих исследователей5. Большая часть правонарушений с применением насилия (23,5 процента) приходится на "очень религиозных" молодых людей мусульманского вероисповедания, меньшая часть (19,6 процента) — на тех, кто "немного религиозен".
Среди очень религиозных молодых людей турецкого происхождения лишь 21,7 процента имеют немецких друзей, только 14,5 процента считают себя немцами и всего 11,5 процента посещают среднюю школу. При этом подавляющая часть респондентов родились в Германии. Среди малорелигиозных турецких подростков друзей-немцев имеют 43 процента, более половины ощущают себя немцами, а школу заканчивают 22 процента.
Схожая ситуация сложилась и в других
западноевропейских странах, столкнувшихся
с проблемой массовой иммиграции людей
с отличным от них этнокультурным происхождением.
Крайне сложная ситуация осложняется
отсутствием конкретных действий со стороны
властей, и, развиваясь сама по себе,
приводит к накоплению взаимного негатива
с обеих сторон. Ситуация тупиковая и может
иметь самые печальные последствия. При
самом плохом развитии событий праворадикальные
течения, уже сейчас набирающие силу,
могут столкнуться с исламским религиозным
фанатизмом, регулярно подпитываемом
из-за рубежа. Ни одна из сторон не станет
вспоминать о толерантности кроме как
в издевательском ключе, вспоминая
свои и чужие ошибки прошлого. Подводя
черту, уместно привести высказывание
Владимира Путина: «…если местное население
видит, что государство их не защищает,
то это ведет к тому, что радикальные элементы
начинают прорываться во власть. И появляются
радикальные элементы с другой стороны,
которые начинают с ними бороться. Ситуация
обостряется... Это путь в никуда»6.
Как известно из расхожей фразы, пущенной в ход не самыми умными людьми, в СССР секса не было, но ситуация с рождаемостью поистине странным в такой ситуации образом была не в пример лучше нынешней. Аналогичная ситуация наблюдалась и в контексте межнациональных отношений. В Советском Союзе была предпринята попытка создания «советского народа», в целом родственная американскому плавильному котлу, реализовывалась политика построения миролюбивых взаимоотношений между разными народами. За короткий период времени был осуществлен огромный экономический, социальный и культурный прогресс, вкупе с созданием массовых детских и юношеских организаций сгладивший межнациональные различия и сделавший возможным не единичное, а широко распространенное заключение браков между представителями разных народов.
Конечно, глубокие различия в экономической структуре обществ разных народов советских республик не могли быть сглажены за несколько десятилетий, как и религиозно-культурные барьеры. Но, тем не менее, уже в послевоенные годы национально-смешанные семьи превратились в достаточно широко распространённое явление. По данным переписи 1959 года, таких семей насчитывалось 10%, а в 1979 году – уже более 15%. Такая динамика не могла не способствовать уменьшению вероятности межнациональных конфликтов и сглаживанию тех противостояний , что уже были.
К сожалению, запущенные в советские времена социальные процессы не получили достаточно времени для успешной реализации и уже к конце советского периода, при ослаблении влияния Москвы в национальных республиках, наметился ряд межнациональных конфликтов, вкупе с общим ростом национализма – в первую очередь, по отношению к русским, вызвавшая массовый отток русских в РСФСР, во вторую –по отношению к соседям. Широко известна крайне националистическая политика Прибалтийских стран, Молдавии и Туркменистана, заключавшаяся в упразднении из повседневного и официального обихода русского языка, практически абсолютном переходе образования на местные языки и в создании поощряемой сверху бытовой ксенофобии по отношению к русским. Не менее широко известны ожесточенные вооружённые конфликты за Нагорный Карабах между Арменией и Азербайджаном и между Грузией, Абхазией и Осетией, пришедшиеся на самое начало 1990-х годов и приведшие к массовым жертвам среди мирного населения. В ряде регионов бывшего СССР, населенных мусульманами и быстро попавшими под влияние ваххабизма представителей других религий (православия) в целом и русских в частности практически не осталось – они были либо убиты, либо вынуждены бежать, как это было на Северном Кавказе.
Кризисные социальные и экономические явления начала 1990-х годов в экономике стран СНГ привели к катастрофическому падению уровня жизни не только на территории России, но и на всем постсоветском пространстве. Практически полное исчезновение промышленных предприятий и организованного сельского хозяйства привело к массовой безработице местного населения, вынужденного искать средства к существованию. Параллельно с этими процессами шли ожесточенные локальные войны из-за обострившихся старых территориальных и межэтнических конфликтов.
В итоге, несмотря на стремительно увеличившуюся конфронтацию между русскими и представителям многих соседних народов, основным направлением миграционных потоков на территории СНГ стал отток беженцев и безработных, ищущих более обеспеченной и спокойной жизни, в Россию. Провалившиеся либеральные реформы в экономике РСФСР и России привели к тяжелейшим последствиям, по силе экономического урона сравнимые с Великой Отечественной войной, но в целом ситуация в крупных российских городах была несравнимо лучше, нежели в республиках СНГ. Возможность трудоустройства и большая социальная стабильность привлекла большое количество выходцев из стран бывшего СССР, поток которых к началу 2000-х годов разделился на мигрантов, перебирающихся в Россию на постоянное жительство и только иногда поддерживающих связи с исторической родиной, и на сезонных рабочих, приезжающих как правило в поисках заработка и работающих в основном без каких-либо необходимых документов и разрешений, необходимого для поддержки оставшихся на родине семей. В значительной степени, к первой группе относятся выходцы с Кавказа и Закавказья, ко второй – из Средней Азии, Молдавии и Украины.
Значительные различия в культурных традициях и правопонимании между приезжими и местными жителями не могли не стать поводом для роста преград в межнациональном понимании и общении. Свою роль сыграло порой широко распространенное неприязненное отношение русских к выходцам с Кавказа и Закавказья, на которых легла коллективная ответственность сначала за организованные их соотечественниками и земляками этнические чистки и порой откровенный нацизм по отношению к славянским народам, потом – за войну на Северном Кавказе, а позднее – за совершенные исламскими экстремистами теракты. Поэтому формирование толерантных взаимоотношений между приезжими и местным населением стало насущной потребностью российского общества, поскольку данные статистики и цифры опросов населения неутешительны.
По данным опроса российского ВЦИОМ за последние три года, большинство россиян (около 69%) отрицательно относятся к приезду большого числа мигрантов в Россию, и лишь 21% респондентов оценивают это явление положительно7.
По данным ФМС, количество только легальных трудовых мигрантов, работающих в России, стабильно растёт: в 2003 г. — около 380 тыс., в 2004 г. — 460 тыс., в 2005 г. — более 702 тыс., в 2006–2008 гг. — примерно по 1 млн чел. в год.
По опросам фонда «Левада-центр» за последние три года, не менее 60% россиян считают необходимым законодательно ограничить приток трудовых мигрантов, и лишь 22% предлагают не возводить на пути гастарбайтеров административных барьеров. Хуже всего россияне относятся к мигрантам с Кавказа (около 50% респондентов заявили о своем негативном отношении). На втором месте в таком своеобразном «антирейтинге» — китайцы ( около 46%), далее следуют вьетнамцы (42%), выходцы из Средней Азии (31%) и цыгане (30%)8.
Судя по результатам подобных социальных исследований, россияне очень остро чувствуют угрозу своей культуре и образу жизни, и, как следствие, одна из причин ксенофобии — стремление поставить заслон проникновению чуждых для себя культурных ценностей, норм, традиций и образцов поведения. Может сложиться мнение, что россияне негативно относятся ко всем мигрантам в принципе. В целом, выходцы из этнокультурно близких России Украины, Белоруссии и Молдавии довольно позитивно оценивают свое пребывание здесь и отношение к себе русского большинства. Они хорошо адаптируются, справляются с трудностями и решают поставленные цели, связанные с поездками в нашу страну. У них возникает гораздо меньше проблем в правовом статусе и практически отсутствует культурно-языковой барьер.
Подобная ситуация типична и для Европейского союза, в котором не возникает существенных проблем в интеграции близких друг к другу европейских народов.
Наиболее простой способ формирования положительных межнациональных отношений в обществе, заимствование иностранного опыта по решению схожих проблем, оказался крайне затруднен. Европейский союз не смог выработать эффективных двусторонних механизмов формирования толерантности в обществе: предложенные европейцами меры оказывают влияние только на часть представителей коренного населения, почти не сказываясь на крупных диаспорах мигрантов. Соответственно, замечания и предложения по поводу построения толерантных отношений между разными народами в России, звучащие из Брюсселя и прочих европейских столиц регулярно, выглядят по меньшей мере некорректно.
«Плавильный котел», предложенный США, доказал свою применимость, но за прошедшие с момента завершения активной деятельности «котла» почти сто лет окружающие условия сильно изменились. Попытки властей разных штатов решить возникшие проблемы с интеграцией иммигрантов из Мексики, Пуэрто-Рико и стран Латинской Америки, опираясь на накопленный их предшественниками опыт, оказались в целом малоуспешными. Причины неудач, как и в Западной Европе, лежат в значительной степени на крепкой этнической и культурно-религиозной спайке выходцев из того или иного региона, объединившихся в крупные диаспоры и не желающих интегрироваться в чуждое им общество. Тем не менее, ряд характерных черт «плавильного котла» не потеряли своей актуальности и по-прежнему могут быть использованы в практике решения проблем формирования толерантности.
Опыт СССР также не может быть целиком перенят из-за сильно изменившихся социальных реалий и другого характера решаемой проблемы: пока в России нет цели создания единой этнокультурной общности, существующие стремления направлены на установление хотя бы бесконфликтных взаимоотношений между приезжими и коренным населением. Безусловно, ряд созданных в советский период начинаний можно было бы использовать и в наши дни, с учетом современных реалий.
Соответственно, Россия вынуждена самостоятельно находить варианты решения актуальной для разных стран проблемы, выбирая свои пути преодоления трудностей на пути формирования толерантности в обществе. Но уже на этапе простого озвучивания термина «толерантность» возникает немало проблем на уровне внятного толкования этого понятия. Идея толерантности в контексте межэтнических и межкультурных отношений постигается и приживается с большим трудом как в обществе в целом, так и в системе российского образования. Например, попытка ввести в содержание курсов повышения квалификации педагогов разных категорий Новгородской области в 2007-2008 годах небольшого (4-8 часов) спецкурса по толерантности показала, что даже многие учителя (а тем более школьники) нередко вообще не знакомы с этим понятием, а некоторые трактуют его превратно, что еще опаснее. Звучащая в СМИ необходимость в толерантности часто ассоциируется с антипатриотизмом, с отказом от собственного национального и человеческого "Я", с преклонением перед "чужестранным", чаще всего американским или же мусульманским образом жизни и мышления, и т.п. С другой стороны, психологически понятная и подогреваемая многими СМИ ассоциативная связь "терроризм - мусульманство" влечет за собой формирование основы к отказу от толерантного отношения к мусульманам и "лицам кавказской национальности", создавая изначально отрицательный образ мусульман и выходцев из исламских регионов, в первую очередь «конфликтных». Толерантность в этом случае понимается как призыв к всепрощению, примирению с терроризмом или чужим национализмом.
В ходе проведенного в рамках написания данной работы исследования получены любопытные и красноречивые результаты анкетирования, проведенного среди ряда педагогов и учащихся 11 класса одной из общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. С утверждением, что "истинной может быть только одна религия" согласились 7% педагогов и 19% учащихся; с тем, что "есть нации и народы, к которым трудно хорошо относиться", согласились 25% педагогов и 46% учащихся. Утверждение, что "в своих интересах народ одного государства может пойти на безосновательное ущемление какой-либо нации", уверенно поддержали 10% педагогов и 27% одиннадцатиклассников, а еще 20% взрослых и 23% школьников допустили такую возможность. Разумеется, этот опрос, коснувшийся всего нескольких десятков человек, не претендовал на репрезентативность, тем не менее его результаты отражают некоторые тенденции в среде выпускников петербургских школ.
Таким образом, проблема формирования
толерантного сознания оказывается более
чем актуальной, и ее решение требует комплексного
подхода, организации определенной системы
целенаправленных действий как на уровне
каждого образовательного учреждения,
так и в широких рамках всего российского
образования. Причем процесс этот должен
быть разнонаправленным, многоступенчатым
и обязательно двусторонним – то есть
направленным не только на коренных жителей.
Подведем
промежуточные итоги
Существуют некоторые детерминанты, формирующие характер установок к этническим мигрантам. Среди многих, к ним, в частности, относятся:
На примере общего опыта взаимодействия с массовой иммиграцией можно сделать несколько выводов: