Материальные и духовные элементы первобытной культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:00, доклад

Описание работы

Первый период развития материальной культуры первобытного общества - присваивающая материальная культура. Основными периодами каменного века являются:
1. Палеолит (греч. рalaiуs - древний и lithos - камень) - завершается 35-33 тыс. до н. э. Первые орудия труда, применение огня, постройка жилища (естественные и шалашеобразные).
2. Мезолит (греч. mеsos - средний, промежуточный). В это время появляются как первичные орудия труда: микролиты (миниатюрные каменные орудия), лук со стрелами, палка, камень, копье, так и вторичные (с их помощью создавались первичные орудия: кремень, с помощью которого заострялись камни, и т. д.)

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 157.00 Кб (Скачать)

Контркультура

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Субкультура террористов противостоит человеческой культуре, а молодежное движение хиппи в 1960-е гг. отрицало господствующие американские ценности: усердный труд, материальный успех, конформизм, сексуальную сдержанность, политическую лояльность, рационализм.

 

 

5.Особенности религиозного искусства

О религиозном искусстве написано и много и мало. Много — если иметь в виду то необозримое количество книг и статей, которые посвящены отдельным произведениям религиозного искусства, определенным периодам его развития. Мало - если речь идет о теоретических, обобщающих работах, в которых раскрываются особенности религиозного искусства, выявляются его социальные функции, его место в системе человеческой культуры.

Проблема религиозного искусства отнюдь не является узко „академической". Она непосредственно связана с современной идеологической борьбой. Если теологи пытаются доказать, что именно религия составляла и составляет главный жизненный источник человеческой духовной культуры, и в частности искусства, то марксисты стремятся показать подлинную роль религии в истории человечества, раскрыть реальные исторические противоречия такого сложного феномена культуры, как религиозное искусство.

Весьма актуальной тему религиозного искусства делает и гигантский рост интереса к памятникам культуры прошлых веков. Древнее русское искусство — храмовое зодчество, мозаики, фрески, иконы — перестало быть предметом исследования немногих специалистов. Сейчас им интересуются миллионы людей разных профессий и разного возраста. Поток экскурсантов в такие древние русские города, как Владимир, Суздаль, Ростов, Новгород, Киев, и во многие другие места значительно вырос за последние 10—15 лет. Это не может не радовать, ибо свидетельствует о росте культурных запросов и потребностей советских людей, об их глубоком интересе к истории культуры своих предков. Но одновременно возникают и новые требования к системе пропаганды памятников прошлого, прежде всего к работе экскурсоводов музеев и заповедников. Не секрет, что в их беседах не всегда достигается необходимое единство исторического и искусствоведческого анализа, не всегда раскрывается сложная диалектика религиозной и эстетической сторон того или иного памятника. Подчас экскурсовод, весьма уверенно себя чувствующий в ходе анализа определенного произведения искусства, теряет уверенность, если речь заходит об общих вопросах оценки и понимания религиозного искусства прошлых эпох.

Таким образом, необходимость теоретической разработки проблемы религиозного искусства с марксистских позиций не вызывает сомнений. Эта сложная задача может быть решена только на основе совместных усилий советских ученых различных специальностей: искусствоведов, историков, философов.

 

6.Жанр в искусстве и их особенности .

  Жанр – общность художественных произведений,  складывающаяся  в  процессе исторического  развития  искусства   на   основе   их   самоопределения   по предметному  смыслу  –   в    результате   взаимодействия   гносеологической (познавательной)  и  аксиологической  (оценочной)   функций   художественной деятельности. Другая,  онтологическая  сторона  творчества  (обуславливающая

существование произведений искусства в  их  материальной  форме)  составляет основу  разделения  искусства  по  видам;  аксиологическая  в   единстве   с синергетической, преобразующей человека, - по творческому  методу  и  стилю.

Жанр – подразделение каждого  вида  искусства,  обусловленное  многообразием

конкретных возможностей художественного освоения действительности.

Жанр  отражает  свойство  избирательности  искусства,  его  прагматическую, утилитарную сторону приспособления к обстоятельствам  жизни.  Художник,  какправило, вынужден для реализации своих идей  выбирать  из  множества  путей,решений,  способов  какой-то  один,   наиболее   реальный,   достижимый;   в большинстве случаев именно тот, который требуют  заказчики  или  за  который можно  получить  вознаграждение.  Поэтому  жанровая   определенность   —   в значительной степени «функция мастерства, нежели таланта».

    В отличие  от  других  близких  понятий,  жанр  точнее  всего  отражает актуальность искусства,  отклик  творческих  усилий  художников  на  запросы времени,  исторической  обстановки.   Сначала   появляется   потребность   в некоторых идеях, затем формируется функция,  а  потом  подыскивается  нужный предмет.  Поэтому  жанр  является  предметно-функциональным  понятием,   его границы расплывчаты, подвижны, и разные жанры непрерывно  переходят  один  в

другой, соединяются и разделяются. Это порождает  различные  типы  жанрового деления –  тематические,  структурные  и  функциональные.  Системный  анализ искусства  приводит  к  заключению,  что  существует  несколько   плоскостей жанровой дифференциации. С этой точки зрения в литературе жанрами  являются: и  роман,  повесть,   поэма,   стихотворение;   и   психологический   роман, исторический роман, приключенческий роман; и трагедия,  комедия,  мелодрама, водевиль;   и   ода,   памфлет,   эпитафия,   эпиграмма. Соответственно многообразны жанровые членения в  других  видах  искусства,  а  каждый  жанр распадается на несколько поджанров. В результате одно и то  же  произведение можно отнести к нескольким  жанровым  группам.  Скажем,  скульптура  «Медный всадник» Фальконе – это памятник, это  конный  памятник,  это  портрет,  это аллегорическая скульптура. Многообразие  жанров  в   развитии   искусства   порождено   потребностью художественного отображения различных сторон и проявлений  действительности.

Обращаясь к тем или иным конкретным явлениям общественной жизни,  природы  и т.п., искусство вырабатывает  специфические  формы  отражения  этих  явлений (роды  и  жанры),  постоянно  изменяющиеся  в   зависимости   от   изменения исторических  условий,  но  сохраняющие  всё  же  известную  устойчивость  и преемственность.  Так,  например,  античная  трагедия,  трагедия   Шекспира, трагедия эпохи классицизма, трагедия А.С. Пушкина  и  А.Н.  Островского  при

всём их исторически конкретном различии принадлежат к жанру трагедии.  Басни Эзопа, Ж. Лафонтена, А.П. Сумарокова,  И.А.  Крылова  различны  по  идейному содержанию, тематике и социальной направленности, однако  им  присущи  общие жанровые черты басни: иносказательность, аллегоризм,  сжатый  и  законченный сюжет, наличие морали. И хотя конкретное  художественное  произведение,  его содержание, безотносительно к жанру, всегда является неповторимым,  основные признаки жанра отличаются устойчивостью и характеризуют произведения  разных веков.  Это  объясняется  прежде  всего  тем,  что  они  являются  продуктом

длительного исторического развития искусства.

   Термин «жанр» возник в эстетике французского  Классицизма  середины  XVII в., хотя жанровое  самоопределение  существовало  много  раньше.  В  XVI  в. теоретики академического искусства разделили его  на  «высокий»  и  «низкий» жанр в зависимости  от  предмета  изображения,  темы,  сюжета.  Это  деление укрепилось в практике европейских художественных  академий  XVII-XIX  вв.  В живописи «высоким» считались  исторический  (героический)  и  мифологический

жанры,  «низким»  —  портрет  (за  исключением  парадного,  церемониального, статуарного),    пейзаж,    натюрморт.     В     литературе     существовало противопоставление   трагедии   и   комедии   Церковь   со   своей   стороны канонизировала иконографию иконописи,  алтарной  живописной  и  скульптурной композиции, картины на библейские сюжеты. В  протестантской  Голландии  XVII в., напротив, «низкие» жанры — пейзаж, портрет, натюрморт, бытовые сценки  —

оказались ведущими, именно они обеспечивали художнику успех.

Разделение на «высокие»  и  «низкие»  жанры  существовало  уже  в  античном искусстве.  По   сообщениям   Плиния   Старшего,   наряду   с   художниками,выполнявшими ответственные «официальные»  заказы,  существовали  рипарографы (греч. «грязнописцы»; Плиний называет их  жанр  «minoris  picturae»  —  лат.«малая  живопись»)  и  «гриллы»  (греч.   grylos   —   свинья,   поросенок), представители комического жанра.

По концепции М.Соколова, появление «низких» жанров в искусстве  XV-XVII  вв.связано не с критическим отношением к жизни  или  классическому  наследию  и даже не с народной «смеховой культурой», а с формирующимся культом  природы, пантеистическим  мироощущением,  идеи  которого  были   заложены   в   эпоху Итальянского Возрождения и противостояли традиционному  теоцентризму.  Новое натурфилософское мышление складывалось еще в  проторенессансную  эпоху,  оно послужило  идеологической   основой   обновления   иконографии,   обмирщения

религиозных тем и сюжетов. Таковы поэтические и «крестьянские» образы,  темы

любви,  жизни  и   смерти,   народных   праздников,   сказок   и   преданий, акроаматические композиции И.Босха и П.Брейгеля Старшего.

   Жанровая определенность по  темам  и  сюжетам  дополнялась,  окрашивалась отношением, оценкой, настроением художника.  Так  появлялись  героический  и трагический жанр,  бестиарий,  гротеск,  дролери,  каприччи,  былинный,  или эпический, жанр, «моралитэ».

    Выбор предмета и отношение к нему художника определяют метод, способы  и приемы  изображения.  Отсюда  иное  направление   жанровой   определенности: сюжетная картина, мотив (этюд),  аллегория,  эмблема,  знак.  Границы  между этими понятиями непосредственно связаны с  типологией  композиционных  форм.

Возникновение разных жанров   (определение которых  бесконечно)  зависит  от конкретного    взаимодействия исторических   типов искусства, художественных    направлений, течений, стилей и школ. Так, на  рубеже  XVI-XVII вв. канонизированная иконография   «официальных  сюжетов» была  заметно потеснена  свободным  выбором  просвещенного  художника.  Даже  в   крупных,

заказных произведениях благочестивые  темы  соседствовали  с  вольнодумными, ученые — с фольклорными, серьезные   —   с    озорными,    автохтонные  —  с заимствованными из иных, экзотических, культур. Содержание эпохи  отражалось сочетанием  «возвышенного стиля» (итал. «in bono») и  «низменного,  дурного» («in malo»). Этот конфликт заложен столкновением и дальнейшим  одновременным развитием классицистических и романтических тенденций в  стилях  Классицизма и Барокко.

  Особый вкус художники находили в смешении жанров: портрет и  автопортрет стали    вводить    в    религиозные    композиции  (ранее,  в  XIV-XV  вв., донаторы изображались  либо  отдельно,  либо  в  отдельном  пространственном плане алтарных   картин).   Случайные   по   смыслу, интересные  лишь  своей живописностью фигуры помещались  в  центр  композиции на  библейский  сюжет.

Евангельские сцены терялись на фоне «космических»    альпийских    пейзажей.

Поэтому можно сказать,  что   искусство  XVI-XVII  вв.   после  необычайного взлета в эпоху Возрождения характеризуется не спадом, снижением  духовности, символичности, а расширением  жанровых  границ,  включением  тем,  ранее  не освоенных искусством. Этому способствовал стиль Барокко, разрушивший  многие каноны и оказавший влияние  на   итальянских   караваджистов,  на  искусство французских, голландских,   фламандских  художников.   Искусство  Рембрандта

стали  называть  «живописью     реальности».      Сложившаяся   в   XVI   в.

оппозиция «Рафаэль или Караваджо» (идеализм  или  натурализм)  была  тут  же

дополнена деятельностью римских  «бамбоччьянти»,  последователей   П.   фан   Лара   и   «художников реальности». В Нидерландах отвлеченный идеализм  «утрехтских  караваджистов»

сочетался с натурализмом фламандских живописцев бытового  жанра.  Художникам венецианской   Террафермы   противостояли   тенебристы,    а    возвышенному фламандскому  барокко  П.  Рубенса  —   загадочный   философский   романтизм Рембрандта.  Характерными  примерами  жанровой   неопределенности   являются картины Рембрандта «Возвращение блудного сына», «Польский всадник».

     В живописи XVII-XIX вв. произведения  батального  жанра  соединялись  с портретными (Военная галерея Зимнего дворца в Петербурге),  «охотничьего»  с натюрмортом,  натюрморт  с  бытовым  жанром  или   философской   аллегорией, появляются нравоучительные картины в жанре «пикареск», портрет  в  интерьере и портрет в пейзаже,  «морализованный  пейзаж».  В  конце  XIX  в.  Необычно разветвленными стали жар «эротического искусства», а тонкое  и  нежное  «ню»

соединялось с портретом.

  Столь сложная картина объясняет, почему исследователи искусства вынуждены заниматься  не  определением  границ  отдельных  жанров,  а   изучением   их взаимодействия  и  параллельного   развития.   Отчасти   по   этой   причине произведения бытового жанра, отражающие повседневную жизнь в мелких,  иногда смешных проявлениях, с юмором или гротеском, именуют просто:  жанр.  Главным критерием «жанровой живописи» считают «безымянность»  изображаемых  лиц.  До

середины  XVII  в.  когда  термина  «жанр»,  или  «бытовой  жанр»,  еще   не существовало, голландские живописцы использовали слово  «картинки»  (нидерл. beeldeken) либо «фарсы» (kluchten). Сцены  «в  пещерах  и  кухнях»  называли «groten».  Причем  под  подобным  «родом  живописи»  понимали   актуальность содержания в отличие от традиционных мифологических сюжетов, а  в  трактовке обыденных тем подчёркивался их прозаический характер.  Позднее,  в

XIX веке, такое понимание жанра породило течение «критического реализма»,  в искусстве которого активно разрабатывались такие жанры как роман и  повесть, бытовая драма на  сцене  и  бытовая  картина  в  живописи.  Они,  по  словам Чернышевского, позволяли воспроизводить современную социальную реальность  и произносить над ней суровый приговор.

Преобладание какого-либо жанра в определённую эпоху вызвано прежде  всего тем, что общественные, социальные интересы  сосредоточены  на  тех  сторонах действительности,   которые   могут   быть   наилучшим   образом    отражены посредством этого жанра. Таковы причины расцвета эпической песни и  трагедии в античности, романа и лирики в русской и западноевропейской литературе  XIX века, портрета в эпоху Возрождения и в русском искусстве XVIII - XIX  веков, оперы и симфонии в русской музыке 19 века.

Информация о работе Материальные и духовные элементы первобытной культуры