Духовная культура первобытного общества

Автор: Дарья Толовикова, 31 Августа 2010 в 15:02, реферат

Описание работы

Духовная культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности.
Первобытность — детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

Работа содержит 1 файл

культурология.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

     Духовная  культура является многослойным образованием и включает в себя познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и другие культуры.

     Истоки  и корни нашей культуры находятся  в первобытности.

     Первобытность — детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности.

     Мы  ничего не знаем о душе человека, который жил 20 000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам. Первое становление человека — глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная.

     Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражение в вопросах без ответов.

     Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении человека в человека. «Живое существо, не имеющее ни того ни другого, мы вряд ли сочли бы человеком»1.

     Радикальное отличие человека от животных состоит  в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и речи.

     Образование групп и сообществ, осознание  его смыслового значения — еще одно отличительное качество человека.

     Возникновение искусства — закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физического типа человека. Увеличился объем его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.

 

1. ОСМЫСЛЕНИЕ МИРА

     Для  нас  сегодня  естественно  разделение  живого  и неживого,  человека  и природы.  Для архаического человека живым было все, что менялось, двигалось, от чего он зависел, что давало ему пищу или другие жизненные блага. Вся природа (планеты, солнце, луна, звезды, вода и земля, огонь и воздух, леса и озера) была  живая.  Но  раз  так,  все  природные  стихии  наделялись  душой.  Эти  души  назывались  или собственно  душами,  или «духами»  и «демонами».  Самые  сильные  и  мощные,  от  которых зависела жизнь  архаического  человека,  постепенно стали выделяться  и называться богами. Но, пожалуй, только сила и мощь отличали богов архаической культуры от простых духов (реки,  озера,  леса).  В этом  смысле  это еще не  боги,  как их  будут понимать  в последующих культурах, они не являются еще «демиургами» (творцами) мира, не поддерживают мировой порядок (мироздание).

     С появлением представлений о душе, духах и богах архаический  человек оживляет всю природу  и оказывается  в  совершенно новом  мире. Теперь  его  окружают не  только  люди и животные, но и бесчисленные  души  и  духи,  от  которых  зависит  вся  его  жизнь:  охота,  здоровье,  удача.  Постепенно формируется  практика  обмена:  архаический  человек  уверен,  что  духи (души)  помогают  или  не мешают (не вредят) только в том случае, если человек им что-то дарит (жертвует). Таким образом, жертва —  это  своеобразные  деньги  архаической  культуры. Идея  души  неотделима  от  практики  заклинания (молитвы)  и  дарения (жертвоприношения),  можно  сказать,  что  идея  души  породила  эти  две  практики  как  свое необходимое условие.

     Весьма  интересно то, как архаические  люди понимали и видели окружающую их среду. Кажется, как  еще человек  может видеть, если не  так же, как и мы, ведь  глаза, и уши, и ощущения людей вроде бы мало изменились. Но нужно различать «смотрение» как физиологический акт (процесс) и «видение» как психологический и культурный  акт. То, что каждый человек некоторой культуры может  увидеть,  определяется  возможностями  этой  культуры. Архаический  человек  мог  видеть  души,  демонов  и места их обитания. Все духи, демоны и души для каждого племени и рода были хорошо известны, и обитали они в специально отведенных для них местах.

     Ощущение  и понимание пространства  в  архаической  культуре  было  двояким. С  одной  стороны, пространство осваивалось и, следовательно,  задавалось  передвижениями  человека  и  его  хозяйственной  деятельностью.  Такое пространство отчасти напоминало наше (не математическое, а эмпирическое). С другой стороны, пространство осваивалось и  задавалось сакральной (анимистической) деятельностью человека. В этом  втором  значении  оно  воспринималось  как  сложная  организация, напоминающая матрешку. Ядро  такой матрешки —  душа  отдельного  человека. Следующая матрешка,  включающая  в  себя первую, —  татуировка или одежда человека  (т.е. «дом» для души). Ее оберегали от  злых духов тотемные животные,  превратившиеся  впоследствии  в  орнамент. Третья матрешка —  настоящий дом архаического человека. Его также оберегают изображения тотемных животных, духи которых могут  проникнуть  через  окна,  двери,  трубу.  Отсюда  орнаменты  на  наличниках  окон,  дверей, трубы.  Естественно,  что  дом  понимался  архаическим  человеком,  как  защищающий  души  целой семьи. Четвертая матрешка — территория архаического племени  («дом» племени). Наконец, пятая —  мир  или  космос,  т.  е.  общий  дом  для  людей  и  остальных  душ.  Важно,  что  все «дома» архаического  человека  понимались  им  как  структурно  подобные  и  соответственно обустраивались.  Все  имели  сакральный  верх  и  низ,  входы  и  выходы,  которые  нужно  было защищать,  свои  территории  для  отдельных «субъектов» (женскую  и  мужскую  половины,  места для людей и духов, и т.д.), довольно часто обозначались в речи одинаковыми словами.

     Таким  образом,  видение  архаического  человека  существенно  отличалось  от  видения современного. Архаический человек видел все пространство и среду (природу, свой дом, одежду), как  населенную  различными  духами,  между  которыми  существовали  сложные,  зачастую иерархические отношения. Всех  этих  духов нужно было  знать,  так сказать,  в лицо,  не  забывать приносить им  дары,  от  кого-то  защищаться  с помощью других  духов,  от  кого-то  ускользать незамеченным. [3, C. 25-41]

2. РАННИЕ ФОРМЫ ВЕРОВАНИЙ

2.1. Миф и первобытная культура

  

 Мир для первобытного человека был живым существом. Человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф».

     Образность  в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, т.е. миф выступает в роли своеобразной философии или метафизики древнего человека.

     Общепринятой  теории мифа нет до сих пор.

     В основе мифов и религиозных верований лежит анимизм -- наделение неживых предметов душою с целью объяснить их действия. Миф -- это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания. Таков был суровый вывод науки ХIХ в., да и в ХХ в. целый ряд исследователей подчеркивал рудиментарно-научный характер первобытного мифа, квазилогическое, ассоциативное начало в мифотворчестве, при котором «похожее» часто оказывалось в мифе тождественным.

     Принципиально новым подходом к мифу отличалась так называемая психологическая школа (В.Вундт, Л Леви-Брюль, З.Фрейд, К.Г.Юнг). В основе мифотворчества лежат особенности мировосприятия первобытного человека, который воспринимал все чувства, эмоции, вызываемые явлением, как свойство самого этого явления. Миф становился продуктом или особого типа мышления, («первобытного мышления»), или образного выражения эмоций, или, наконец, подсознания первобытного человека.

     Но  наиболее влиятельными в ХХ в. оказались  два других направления социальной антропологии, много сделавших для изучения сущности мифотворчества. Первое связано с именем Б.Малиновского, второе -- с именем КЛеви-Строс и известно под названием структурализма.

     Миф -- не объяснение явлений, т.е. не теория, а выражение веры, переживаемой  как действительность. В первобытной культуре миф выполняет важнейшую функцию: он выражает и обобщает верования, обосновывает сложившиеся моральные нормы, доказывает целесообразность обрядов и культов, содержит практические правила человеческого поведения. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам -- Библии, Корану и т.д.

     Миф для первобытного человека -- это  подтверждение некоей предполагаемой исконной действительности, он как  бы прецедент, оправдывающий действие коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного  образа жизни и магической веры

     Структурализм впервые обратился не к рассмотрению отдельных мифов, а к изучению их в совокупности, характерной для  каждого локально устойчивого этнического образования.

     Структура мифов как знаковая моделирующая система -- это аналог естественного языка как средства общения. Анализ мифов выявляет первичные структуры сознания, т.е. врожденной «анатомии» человеческого ума. В семантике мифа особенно важны двоичные (бинарные) противопоставления. Эти оппозиции как бы выражают фундаментальные противоречия сознания, объединить которые и стремится мифологическое мышление.

     Какие же можно сделать выводы? Современные представления о мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения: 1) мифы -- это попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций; 2) особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий -- отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Например, в шумерском языке не было слова «убить», использовался оборот «голову палкой ударить». Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием; 3) миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;  4) структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики человека; 5) миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры (как мудрость предков). Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф как вера предков, как дело веры самого субъекта не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная природа мифа; 6) миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления персонифицировал их, связывал их с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии -- божество; 7) мифология -- средство самовыражения человека. Это древнейшая и вечная форма проявления творческих способностей человека. Именно поэтому система мифов, мифологии разного типа обнаруживают себя в основе всех форм и типов человеческой культуры. [2, C. 233-235]

2.2. Тотемизм и магия

  

 Мифология представляла собой как бы философию истории  первобытного общества, мировоззрение  которого носило, по сути дела, мифологический характер. Но в духовно-концептуальной и познавательной сферах жизни этого общества не меньшую роль играли два других пласта его культуры: тотемизм и магия.

     На  первых этапах своего развития люди гораздо  лучше (чем мы теперь) чувствовали  свое единство с природой, и поэтому отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре эта идентификация приняла форму тотемизма, т.е. убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким-либо животным или растением (тотемом), находится с ними в родственных отношениях. Предпосылкой тотемизма был миф, утверждавший возможность обращения», т.е. превращения человека в животное, миф, основанный на одном из древнейших убеждений, что нет принципиальной разницы между человеком и животным. Представление о тотемистическом родстве появилось раньше, чем осознание привычного физиологического родства, и представлялось людям древнейших эпох куда более существенным. Тотемизм включает в себя веру в тотемистических предков, от которых и происходят конкретные группы людей. Жизнь и похождения этих предков являются содержанием многочисленных мифов, с верой в них связаны сложные обряды и церемонии. С возникновением тотемизма была проведена граница между «своими» и «чужими». Так сформировался ключевой элемент социальной самоидентификации, который во многом определил пути развития человеческой культуры, да и всю историю общества.

     В архаической культуре связь практическо-эффективных  магических приемов и верований  с рациональными знаниями была достаточно очевидной, у них общие корни. И то и другое связано с тем, как реализуются творческие возможности интеллекта, и с тем, как он взаимодействует с объективным миром.

     Особая  роль магических представлений в  архаической культуре связана с  одной из ее качественных особенностей -- безграничным синкретизмом, т.е. абсолютной недифференцированностью, слитностью, органическим единством элементов как реалистических, так и фантастических. Синкретизм делает практически невозможным разграничение субъективного и объективного, наблюдаемого и воображаемого, домысливаемого в первобытной культуре, так как все это не рефлектируется в ней, а, напротив, однозначно переживается и воспринимается.

     Разграничить  в архаической культуре сферы  «сверхъестественного» и «естественного», отделить «магические» идеи от практических по чисто познавательным признакам нельзя. Подобное разделение затрагивало бы не познавательную, а эмоциональную сферу психики первобытного человека, так как оно предполагает функциональное разделение «ума» и «сердца», т.е. интеллекта и эмоций, легко доступное нам, но совершенно невозможное для первобытного человека. «Сверхъестественное» -- это то, что нарушает рутину повседневной жизни, вмешивается в привычную последовательность событий, это нечто неожиданное, необычное, иногда крайне привлекательное и соблазнительное, но, что всего важнее, всегда опасное, могущее угрожать жизни, лишить людей благополучия и спокойствия. В подобных обстоятельствах и пускался в ход могущественный арсенал магических действий: заклинания, колдовство, обращение за помощью к духам предков и богам, принесение жертв, даже человеческих

Информация о работе Духовная культура первобытного общества