Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 12:00, доклад
Первый период развития материальной культуры первобытного общества - присваивающая материальная культура. Основными периодами каменного века являются:
1. Палеолит (греч. рalaiуs - древний и lithos - камень) - завершается 35-33 тыс. до н. э. Первые орудия труда, применение огня, постройка жилища (естественные и шалашеобразные).
2. Мезолит (греч. mеsos - средний, промежуточный). В это время появляются как первичные орудия труда: микролиты (миниатюрные каменные орудия), лук со стрелами, палка, камень, копье, так и вторичные (с их помощью создавались первичные орудия: кремень, с помощью которого заострялись камни, и т. д.)
1.Материальные и духовные элементы первобытной культуры.
Особенности материальной культуры
Первый период развития материальной культуры первобытного общества - присваивающая материальная культура. Основными периодами каменного века являются:
1. Палеолит (греч. рalaiуs - древний и lithos - камень) - завершается 35-33 тыс. до н. э. Первые орудия труда, применение огня, постройка жилища (естественные и шалашеобразные).
2. Мезолит (греч. mеsos - средний, промежуточный). В это время появляются как первичные орудия труда: микролиты (миниатюрные каменные орудия), лук со стрелами, палка, камень, копье, так и вторичные (с их помощью создавались первичные орудия: кремень, с помощью которого заострялись камни, и т. д.) Для обработки камня применялись удар, пиление, сверление, шлифование, нагревание и накаливание на огне, полирование.
3. Неолит (греч. nеos - новый). 6-4 тыс. до н. э. Формируются разные типы жилища: полуземлянки, свайные постройки, настилы из бревен.
На этой стадии развития общество переходит от присваивающего хозяйства к производящему. Появляются земледелие и животноводство (а позже - ремесленничество), оттесняя на задний план рыболовство, охоту и собирательство. К данному периоду относятся и первые мегалитические сооружения. Этот перелом в развитии материальной культуры называют неолитической, или аграрной, революцией. Первые производящие хозяйства формируются в Передней Азии.
4. Энеолит (лат. аeneus - медный, и греч. litos - камень). Переход от каменных орудий к медным и бронзовым: 4 тыс. до н. э.
5. Бронзовый век: с конца 4 тыс. до н. э. Это время появления первых цивилизаций (на территориях Северо-Восточной Африки, Передней Азии, Ирана и Средней Азии, Китайской равнины и полуострова Индостан). В это время формируется и классовое общество. Внешние признаки его становления:
¨ появление монументальных каменных или кирпичных строений;
¨ как правило, возникновение письменности;
¨ оформление культуры (материальной и духовной) господствующего класса - элиты;
¨ трансформация единой культуры первобытного общества в культуру социальных низов.
6. Железный век, завершающий раннеклассовую историю человечества.
Духовная культура первобытного общества
Культура первобытного человека имела синкретичный характер (первобытную культуру называют также первобытным синкретическим комплексом). Это означает, что научные знания, религия и мифология, искусство существовали не изолированно друг от друга, а в неразрывном единстве, и каждый член племени был носителем всех составляющих культуры.
Первые научные знания носили прикладной характер и были многочисленны. Для обеспечения выживания рода человек должен был хранить сведения об особенностях растений, о повадках животных, о циклических изменениях в природе и т. д. и т. п. Естественно, что основной формой памяти в данное время становится коллективная память, ориентированная на воспроизводство известного, бывшего в практике, эта форма памяти не требовала наличия письменности (стимулом для ее появления становится событие чрезвычайное, требующее фиксации, - война, воцарение, природный катаклизм), но опиралась на огромное количество символов, ритуалов, обрядов, основной функцией которых была гармонизация человека в обществе.
Одними из важнейших ритуалов древности были распространенные повсеместно обряды инициации (посвящения). В ходе инициации неофит подвергался различным испытаниям, которые должен был стойко перенести. В этот же период ему сообщались мифы племени, знания о мире, нормы и правила поведения во взрослом коллективе, в том числе и в брачных связях. Сам обряд ухода из общины подростком и возвращение в нее через определенное время уже в статусе взрослого мужчины воспринимался сородичами как второе рождение после смерти.
Инициация была важным культурным явлением в жизни первобытного общества. За время таинств подросток успевал пережить пограничные состояния и получал необходимый для успешного функционирования в коллективе социальный опыт. Через инициацию в коллективе и у индивида фиксировалась важность нового, взрослого состояния в жизни человека.
Первым этапом развития письменности была пиктография - рисунчатое письмо, в это же время или чуть ранее появляются первые системы счета: сначала - это счет множества, способность различать большое и малое, полное (например, отара) или нет, затем - счет по адекватности одних предметов другим (раковины могли приравниваться головам скота). Впоследствии исчисление стало производиться посредством подключения подсобного материала (зарубок, узелков, пальцев). Появление же абстрактных чисел произошло достаточно поздно, вместе с появлением письменности и, по-видимому, с появлением цивилизации.
Во многих памятниках материальной и духовной жизни человека присутствуют астрономические мотивы: это и первобытные наскальные изображения созвездий, и специальные огромные каменные сооружения - кромлехи - (к примеру, Стонхедж в Англии), служащие как обсерваториями, так и выполняющие ритуальные функции, и мифы, содержащие представления об обустройстве Вселенной. Проводить астрономические наблюдения людей заставляли как нужды повседневной жизни, так и вера во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей (характерно, что древние календари появляются раньше, чем произведения искусства).
Основными типами календарей становятся лунный, ориентирующийся на фазы Луны (он приводит к появлению шестеричной системы счисления), и солнечный (формирует десятеричную систему счисления). Во времена архаики господствует мифологическое - циклическое - восприятие времени. Причиной этого стала тесная связь человека того времени с циклическими изменениями, происходящими в природе. Для появления же линейного восприятия времени необходим, во-первых, отрыв человека от циклизма природы, что характерно для городской цивилизации, и, во-вторых, какое-либо сверхвыдающееся событие, которое может стать вехой и разделить все время на два отрезка: «до» и «после» (потопа, Рождества Христова, Сотворения мира и т. п.). Линейное восприятие времени станет характерным для христианской и последующих эпох и принесет новое представление о прогрессе.
2.Основные черты европейской средневековой культуры
Средневековая европейская культура охватывает период с момента падения Римской империи до момента активного формирования культуры эпохи Возрождения и делится культуру раннего периода (V-XI вв.) и культуру классического Средневековья (XII-XIVвв.). Появление термина «Средние века» связано с деятельностью итальянских гуманистов XV-XVI вв., которые введением этого термина стремились отделить культуру своей эпохи - культуру Ренессанса - от культуры предшествующих эпох. Эпоха средневековья принесла с собой новые экономические отношения, новый тип политической системы, а также глобальные изменения в мировоззрении людей.
Основу средневековой картины мира составляли образы и толкования Библии. В качестве исходного пункта объяснения мира выступала идея полного и безусловного противопоставления Бога и природы, Неба и Земли, души и тела. Человек эпохи Средневековья представлял и понимал мир как арену противоборства добра и зла, как своеобразную иерархическую систему, включающую в себя и Бога, и ангелов, и людей, и потусторонние силы тьмы.
Наряду с сильным влиянием церкви сознание средневекового человека продолжало оставаться глубоко магическим. Этому способствовал сам характер средневековой культуры, наполненный молитвами, сказками, мифами, волшебными заклятиями. В целом история культуры средневековья представляет собой историю борьбы церкви и государства. Положение и роль искусства в эту эпоху были сложными и противоречивыми, но тем не менее в течении всего периода развития европейской средневековой культуры происходили поиски смысловой опоры духовной общности людей.
Все классы средневекового общества признавали духовное руководство церкви, но тем не менее каждый из них развивал и свою особую культуру, в которой отражал свои настроения и идеалы.
Средневековая культура развивалась в русле периода раннего(V-XIII вв.) феодализма в странах Западной Европы, становление которой сопровождалось переходом от империй варваров к классическим государствам средневековой Европы. Это был период серьезных социальных и военных потрясений.
На этапе позднего феодализма (XI-XII вв.) ремесло, торговля, городская жизнь имели довольно низкий уровень развития. Безраздельным было господство феодалов - землевладельцев. Фигура короля носила декоративный характер, и не олицетворял силу и государственную власть. Однако с конца XI в. (особенно Франция) начинается процесс укрепления королевской власти и постепенно создаются централизованные феодальные государства, в которых происходит подъем феодальной экономики, способствующий становлению культурного процесса.
Важное значение имели крестовые походы, совершенные в конце этого периода. Эти походы способствовали знакомству Западной Европы с богатой культурой арабского Востока и ускорили рост ремесел.
На втором развития зрелого (классического) европейского Средневековья (XI в.) происходит дальнейший рост производительных сил феодального общества. Устанавливается четкое разделение между городом и деревней, происходит интенсивное развитие ремесел и торговли. Существенное значение приобретает королевская власть. Этому процессу способствовало устранение феодальной анархии. Опорой королевской власти становятся рыцарство и богатые горожане. Характерной чертой этого периода становится возникновение городов-государств, например, Венеции, Флоренции.
1.Особенности искусства средневековой Европы.
Развитие средневекового искусства включает в себя следующие три этапа:
1.дороманское искусство (V-Xвв.),
Которое делится на три периода: раннехристианское искусство, искусство варварских королевств и искусство Каролингской и Оттоновской империй.
В раннехристианский период официальной религией стало христианство. К этому времени относится появление первых христианских храмов. Отдельные здания центрического типа (круглые, восьмигранные, крестообразные), названные баптистериями или крещальнями. Внутренним украшением этих зданий были мозаика и фрески. Они отражали в себе все основные черты средневековой живописи, хотя и были сильно оторваны от реальности. В изображениях преобладала символика и условность, а мистичность образов достигалась благодаря использованию таких формальных элементов, как увеличение глаз, бестелесность изображений, молитвенные позы, прием разно масштабности в изображении фигур согласно духовной иерархии.
Искусство варваров сыграло положительную роль в развитии орнаментально- декоративного направления, которое впоследствии стало основной частью художественного творчества классического Средневековья. И которая уже, не имела тесной связи с античными традициями.
Характерной особенностью искусства Каролингской и Оттоновской империй является сочетание античных, раннехристианских, варварских и византийских традиций, которые ярче всего проявились в орнаменте. Архитектура этих королевств создана на основе римских образцов и включает в себя центрические каменные или деревянные храмы, использование мозаики и фрески во внутреннем декоре храмов.
Памятником архитектуры дороманского искусства является капелла Карла Великого в Аахене, созданная около 800г. В этот же период активно идет развитие монастырского строительства. В Каролингской империи было построено 400 новых и расширено 800 существовавших монастырей.
2. романское искусство (XI-XII вв.)
Возникло во времена царствования Карла великого. Для данного стиля в искусстве характерна полукруглая сводчатая арка, пришедшая из Рима. Вместо деревянных покрытий начинают преобладать каменные, как правило имеющие сводчатую форму. Живопись и скульптура были подчинены архитектуре и главным образом использовались в храмах и монастырях. Скульптурные изображения ярко раскрашивались, а монументально-декоративная живопись на оборот, представлялась храмовыми росписями сдержанного колорита. Примером данного стиля является церковь Марии на острове Лаак в Германии. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, которая благодаря присутствующим в ней прочным античным традициям сразу шагнула в эпоху Возрождения.
Главной функцией романской архитектуры является оборона. В архитектуре романской эпохи не применялся точный математический расчет, однако толстые стены, узкие окна и массивные башни, являясь стилевыми признаками архитектурных сооружений, несли на себе одновременно и оборонительную функцию, позволяя мирному населению укрыться в монастыре во время феодальных распрей и войн. Это объясняется тем, что становление и укрепление романского стиля происходило в эпоху феодальной раздробленности и его девизом является высказывание «Мой дом - моя крепость».
Помимо культовой архитектуры активно развивалась и светская архитектура, примером этого служит феодальный замок - дом - башня прямоугольной или многогранной формы.
3. готическое искусство (XII-XV вв.)
Возникло в результате развития городов и формирующейся городской культуры. Символом средневековых городов становится собор, постепенно теряющий свои оборонительные функции. Стилевые изменения в архитектуре этой эпохи объяснялись не только изменением функций зданий, но стремительным развитием строительной техники, которая к тому времени уже основывалась на точном расчете и выверенной конструкции. Обильные выпуклые детали - статуи, барельефы, висячие арки были главными украшения зданий, как изнутри так и с наружи. Мировыми шедеврами готической архитектуры являются Собор Парижской Богоматери, Миланский собор в Италии.
Так же готика используется в скульптуре. Появляется трехмерная многообразная по формам пластика, портретная индивидуальность, реальная анатомия фигур.
Монументальная готическая живопись в основном представлена витражом. Значительно увеличиваются оконные проемы. Которые теперь служат не только для освещения, а больше для украшения. Благодаря дублированию стекла передаются тончайшие нюансы цвета. Витражи начинают приобретать все больше реалистических элементов. Особенно известны были французские витражи Шартра, Руана.
В книжной миниатюре также начинает преобладать готический стиль, происходит значительное расширение сферы ее применения, происходит взаимовлияние витража и миниатюры. Искусство книжной миниатюры явилось одним из крупнейших достижений готики. Этот вид живописи эволюционировал от «классического» стиля к реализму.
Среди наиболее выдающихся достижений готической книжной миниатюры выделяются псалтырь королевы Ингеборг и псалтырь Людовика Святого. Замечательным памятником немецкой школы начала XIVв. является «Рукопись Манессе», представляющая собою сборник самых известных песен немецких минезингеров, украшенный портретами певцов, сценами турниров и придворной жизни, гербами.
4.Литература и музыка Средневековья.
В период зрелого феодализма наряду и в альтернативу церковной литературе, имеющей приоритет, быстро развивалась и светская литература. Так, наибольшее распространение и даже некоторое одобрение церкви получила рыцарская литература, которая включала в себя рыцарский эпос, рыцарский роман, поэзию французских трубадуров и лирику немецких минизингеров. Воспевали войну за христианскую веру и прославляли рыцарский подвиг во имя этой веры. Образцом рыцарского эпоса Франции является «Песнь о Роланде». Её сюжетом были походы Карла Великого в Испанию, а главным героем был граф Роланд.
Информация о работе Материальные и духовные элементы первобытной культуры