Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Макар Евсевьевич Евсевьев— выдающийся мордовский ученый-просветитель конца XIX и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. его труды пользуются большой популярностью в нашей стране и среди зарубежных ученых
финно-угроведов. Всесторонне одаренный и эрудированный, он внес в сокровищницу
мордовской национальной культуры огромный вклад. В его лице мы имеем
талантливого ученого-лингвиста и историка-этнографа, фольклориста и педагога.
По своим общественным взглядам, мировоззрению М. Е. Евсевьев примыкал к кругу

Работа содержит 1 файл

Макар Евсевьевич Евсевьев.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

           Что касается вопросов истории  мордвы, например, ее расселения и  передвижения, М. Е. Евсевьев установил, что до присоединения Казани к русскому

государству в пределах Свияжского уезда жила в значительном количестве мордва

(мокша и эрзя), которая после падения Казанского ханства ушла на запад и, пройдя через нынешнюю Симбирскую губернию, осела на землях Пензенской губернии в районе Кочкурова. Там с древних времен проживали мордовские племена; в их состав и влились выходцы из-под Казани. В Казанской же губернии, отмечает М. Е. Евсевьев,

осталась  лишь незначительная часть мордвы, осевшей в Тетюшском уезде.

Выше уже обращалось внимание на одну из замечательных сторон М. Е.Евсевьева- этнографа— его любовь и уважение к другим народам, его убеждение о равенстве всех национальностей. И в исторических работах, например, в «Мордве Татреспублики» он говорит об общности интересов мордвы, чувашей, марийцев, о их желании жить в дружбе с русским народом. Он упоминает в этой работе о восстании народов Поволжья против гнета самодержавия, о волнении мордвы под Казанью после разгрома Казанского ханства. М. Е. Евсевьева глубоко интересовала борьба мордовского народа против угнетателей. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в1929 году он задумал написать монографию «Терюшевское восстание». В исторических исследований М. Е. Евсевьева всегда стоял народ, его борьба

против  внешних и внутренних угнетателей  за свое освобождение.

Вместе  с тем нельзя не отметить отдельные недостатки работ Евсевьева—

историка  и этнографа. Он не сумел до конца преодолеть влияния буржуазных просветителей, освободиться от излишней описательности, избежать некоторого

давления  фактического материала над анализом и выводами.

Исторические  и этнографические работы М. Е. Евсевьева широко известны и близки

мордовскому народу. Они стали достоянием братских народов Советской страны. 
 
 
 
 
 

Актуальность  исследования. В современных условиях, когда в сфере изучения национальных и межнациональных отношений  в науке на передний план выдвинулась  разработка проблем возрождения  культурных традиций народов России, тема настоящей диссертации приобретает важное общенаучное историко-литературное значение. Актуальность ее связана с необходимостью восстановления реальной исторической картины зарождения, формирования и развития дооктябрьской литературной культуры мордовского народа, с восполнением того пробела, который и поныне остается в научной литературе Мордовии по отношению к многогранному творческому наследию выдающегося мордовского просветителя Макара Евсевьевича Евсевьева (1864-1931).

Творческая  личность М.Е.Евсевьева и все созданное им в сфере словесно-художественной культуры мордовского народа в конце XIX начале XX века представляют для мордовского литературоведения явление поистине исторической значимости прежде всего потому, что через его личность и наследие на рубеже двух веков преломились исторически обусловленные процессы и особенности движения национальной словесности от фольклорно-художественной стадии к стадии литературно-художественной. Именно М.Е.Евсевьеву принадлежит основная заслуга в создании эстетических и художественных основ профессиональной национальной литературы, ее видовых и жанровых форм, основных идейно-тематических направлений на ранней стадии развития.

В литературоведении  Мордовии, несмотря на имеющиеся исследования, так или иначе связанные с именем М.Е.Евсевьева, вопрос о его реальном вкладе в мордовскую литературу, в формирование национального литературного процесса по существу все еще остается нерешенным. В имеющихся работах Ф.Ф.Советкина, К.Т.Самородова, Н.Ф.Цыганова, В.И.Беззубова и др. роль просветителя рассматривалась лишь на уровне распространения грамотности среди мордвы и систематизации его фольклорно-этнографической деятельности. В ряде диссертаций, появившихся некоторое время назад, литературная часть наследия М.Е.Евсевьева также не получила должной оценки, так как она анализировалась лишь в фольклористическом аспекте. В статьях Н.И.Черапкина, В.В.Горбунова, А.В.Алешкина и других исследователей наследие мордовского просветителя хотя и рассматривалось в историко-литературном аспекте, однако обобщающих выводов и заключений не получило. Примерно в таком же ключе трактуется деятельность М.Е.Евсевьева в статьях и диссертационных работах Л.А.Тингаевой и С.А.Алешкиной, впервые предпринявших попытку

непосредственного включения его творческого наследия в процесс формирования мордовской литературы конца XIX- начала XX века. Одна из главных причин недостаточной изученности творческой литературной деятельности М.Е.Евсевьева заключается прежде всего в отсутствии концептуального подхода к этой проблеме, в изолированном рассмотрении деятельности просветителя от общих историко-культурных тенденций и процессов, происходивших на рубеже веков.

Данная  диссертация является первой попыткой комплексного анализа обширного  и многогранного творчества М.Е.Евсевьева.

Научная новизна исследования заключается  в том, что впервые в мордовском литературоведении обосновывается концепция о просветителе-энциклопедисте Н.Е.Евсевьеве, ставшем основоположником научного и литературного движения конца XIX - начала XX века, и влиянии его творческого наследия на последующее развитие национальной литературы.

Основной  целью диссертации является проблемное исследование творческого наследия М.Е.Евсевьева в контексте формирования видов и жанров, идейно-эстетических и художественных традиций мордовской литературы, а также определение его вклада в разработку норм мордовских литературных языков и в становление переводческого и книгоиздательского дела на эрзянском и мокшанском языках.

Реализация  этих целей предполагает:

- показ  того, как в процессе просветительской деятельности Н.Е.Евсевьева, со становлением мордовской письменности и книжности начинается формирование компонентов литературной системы;

- через  анализ переводов, переложений  религиозно-нравственной литературы  христианского просвещения, обработки библейских сюжетов, рассказов-миниатюр, очерков, критических заметок, рецензий показать вклад М.Е.Евсевьева в становление литературного процесса;

- рассмотрение  принципов создания, жанрового своеобразия,поэтики  образов "Мордовской свадьбы" и ее роли в становлении художественных традиций мордовской литературы.

Объектон  исследования стали труды ученого  в различных областях науки, оригинальные и переводные произведения, "Мордовская свадьба", памятники мордовской религиозно-нравственной литературы

христианского просвещения, фольклорные переложения, статьи, очерки, рецензии, переписка, воспоминания его современников, материалы архивов  и. рукописных фондов, опубликованные документы, освещающие жизнь и научную  деятельность просветителя. Анализ всего привлеченного материала о просветительской деятельности

M.Е.Евсевьева  дается в общей контексте формирования  эстетических, художественных и  жанровых форм раннемордовской  литературы. Для показа преемственности  традиций, заложенных М.Е. Евсевьевым, и сравнительно-иллюстративной характеристики привлекаются произведения "крестьянской" литературы из "Мордовского этнографического сборника" А.А.Шахматова, сборников X. Паасонена, а также поэзия и проза З.Ф.Дорофеева, C.B. Аникина, И.П. Кривошеева и других мордовских писателей, вступивших в мордовскую литературу почти одновременно с М.Е. Евсевьевым и являющихся его учениками.

Методология исследования. Методологической базой  диссертации стали современные  концепции развития культурологических процессов среди младописьменных народов России, свободные от идеологической конъюнктуры и стереотипов. С учетом многогранной деятельности M.Е.Евсевьева основными методами исследования стали

конкретно-исторический и сравнительный. Использовался  также, где это необходимо, лингвистический метод анализа. Проводились

систематизация  и обобщение междисциплинарных  материалов. Анализ творческой деятельности M.Е.Евсевьева соотносится с особенностями  формирования чувашского, марийского, удмуртского просветительства. Исходной методологической основой, позволяющей проследить эволюцию мордовской книжной словесности от букварей и книг для чтения до профессиональной реалистической литературы, стали такие положения, как историзм литературы, зависимость литературного процесса от явлений общественно-исторического характера и своеобразия национальных особенностей.

Практическая  значимость исследования определяется тем, что в ней на основе анализа  творческого наследия M.Е.Евсевьева  уточняются и корректируются хронологические  рамки и особенности процесса возникновения и формирования профессиональных жанров и традиций мордовской литературы, рассматриваются некоторые специфические явления и общие закономерности ее развития как в дооктябрьский, так и в послеоктябрьский периоды.

Аналитические результаты, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при дальнейшем изучении процессов становления мордовской литературы, а также при чтении лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для вузов. Теоретические положения и фактический материал диссертации могут быть использованы также при составлении учебников, методических рекомендаций по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ.

Апробация диссертации проходила в отделе литературы и народного творчества Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров - Правительстве Республики Мордовия и на кафедре финно-угорских литератур Мордовского госуниверситета ии. Н.П.Огарева. По результатам исследования было опубликовано пять статей, сделаны доклады и сообщения на Всероссийской конференции (Пенза, 1992), на республиканских научных конференциях, посвященных М.Е.Евсевьеву (Саранск, 1994) и на ежегодных научно-практических конференциях МГПИ им М.Е.Евсевьева (1991, 1992, 1993, 1994).

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В заключении диссертации подводятся краткие  итоги изложенного, делаются выводы и обобщения, которые сводятся к  следующему:

- просветительский  этап в деятельности М.Е.Евсевьева не только способствовал формированию мордовской книжной культуры, но и явился эстетической и художественной основой, содействовавшей становлению переходных от фольклора к литературе форм художественного творчества, формированию жанров и традиций мордовской реалистической литературы;

- М.Е.Евсевьев  одним их первых в мордовской  литературе начал разрабатывать  такие ее формы, как рассказ,  бытоописательный очерк и драма.Им  же были сделаны и первые  шаги в развитии мордовской  литературной критики как вида литературного творчества;

- "Мордовская  свадьба" стала одним из  самых ранних памятников национальной  письменной литературы, в которой  сконцентрирована поэтическая, эмоциональная,  философская, социально-психологическая

1 Ravila Р. Fin mordwinisches Worterbuch. М.J.Jevsevjev, Эрзянь-рузонь валке (Mordwinisch-russisches Worterbuch). Moskau, 1931.226 р. //Finnish-ugrischning forschnung. Bd.XXII.Heft 1-3. Helsinku,1934.- p.15 ,

информация  о духовной и материальной культуре мордвы, активно используемая в структуре современных художественных произведений, в изображении национального характера, в передаче местного колорита. Произведение, имеющее непреходящую ценность, вот уже более 100 лет остается неисчерпаемым источником для творческого вдохновения многих поколений мордовских литераторов.

      

Информация о работе Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа