Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа
Макар Евсевьевич Евсевьев— выдающийся мордовский ученый-просветитель конца XIX и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. его труды пользуются большой популярностью в нашей стране и среди зарубежных ученых
финно-угроведов. Всесторонне одаренный и эрудированный, он внес в сокровищницу
мордовской национальной культуры огромный вклад. В его лице мы имеем
талантливого ученого-лингвиста и историка-этнографа, фольклориста и педагога.
По своим общественным взглядам, мировоззрению М. Е. Евсевьев примыкал к кругу
Что касается вопросов истории мордвы, например, ее расселения и передвижения, М. Е. Евсевьев установил, что до присоединения Казани к русскому
государству в пределах Свияжского уезда жила в значительном количестве мордва
(мокша и эрзя), которая после падения Казанского ханства ушла на запад и, пройдя через нынешнюю Симбирскую губернию, осела на землях Пензенской губернии в районе Кочкурова. Там с древних времен проживали мордовские племена; в их состав и влились выходцы из-под Казани. В Казанской же губернии, отмечает М. Е. Евсевьев,
осталась лишь незначительная часть мордвы, осевшей в Тетюшском уезде.
Выше уже обращалось внимание на одну из замечательных сторон М. Е.Евсевьева- этнографа— его любовь и уважение к другим народам, его убеждение о равенстве всех национальностей. И в исторических работах, например, в «Мордве Татреспублики» он говорит об общности интересов мордвы, чувашей, марийцев, о их желании жить в дружбе с русским народом. Он упоминает в этой работе о восстании народов Поволжья против гнета самодержавия, о волнении мордвы под Казанью после разгрома Казанского ханства. М. Е. Евсевьева глубоко интересовала борьба мордовского народа против угнетателей. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что в1929 году он задумал написать монографию «Терюшевское восстание». В исторических исследований М. Е. Евсевьева всегда стоял народ, его борьба
против внешних и внутренних угнетателей за свое освобождение.
Вместе с тем нельзя не отметить отдельные недостатки работ Евсевьева—
историка и этнографа. Он не сумел до конца преодолеть влияния буржуазных просветителей, освободиться от излишней описательности, избежать некоторого
давления фактического материала над анализом и выводами.
Исторические и этнографические работы М. Е. Евсевьева широко известны и близки
мордовскому народу. Они
стали достоянием братских народов Советской
страны.
Актуальность исследования. В современных условиях, когда в сфере изучения национальных и межнациональных отношений в науке на передний план выдвинулась разработка проблем возрождения культурных традиций народов России, тема настоящей диссертации приобретает важное общенаучное историко-литературное значение. Актуальность ее связана с необходимостью восстановления реальной исторической картины зарождения, формирования и развития дооктябрьской литературной культуры мордовского народа, с восполнением того пробела, который и поныне остается в научной литературе Мордовии по отношению к многогранному творческому наследию выдающегося мордовского просветителя Макара Евсевьевича Евсевьева (1864-1931).
Творческая личность М.Е.Евсевьева и все созданное им в сфере словесно-художественной культуры мордовского народа в конце XIX начале XX века представляют для мордовского литературоведения явление поистине исторической значимости прежде всего потому, что через его личность и наследие на рубеже двух веков преломились исторически обусловленные процессы и особенности движения национальной словесности от фольклорно-художественной стадии к стадии литературно-художественной. Именно М.Е.Евсевьеву принадлежит основная заслуга в создании эстетических и художественных основ профессиональной национальной литературы, ее видовых и жанровых форм, основных идейно-тематических направлений на ранней стадии развития.
В литературоведении Мордовии, несмотря на имеющиеся исследования, так или иначе связанные с именем М.Е.Евсевьева, вопрос о его реальном вкладе в мордовскую литературу, в формирование национального литературного процесса по существу все еще остается нерешенным. В имеющихся работах Ф.Ф.Советкина, К.Т.Самородова, Н.Ф.Цыганова, В.И.Беззубова и др. роль просветителя рассматривалась лишь на уровне распространения грамотности среди мордвы и систематизации его фольклорно-этнографической деятельности. В ряде диссертаций, появившихся некоторое время назад, литературная часть наследия М.Е.Евсевьева также не получила должной оценки, так как она анализировалась лишь в фольклористическом аспекте. В статьях Н.И.Черапкина, В.В.Горбунова, А.В.Алешкина и других исследователей наследие мордовского просветителя хотя и рассматривалось в историко-литературном аспекте, однако обобщающих выводов и заключений не получило. Примерно в таком же ключе трактуется деятельность М.Е.Евсевьева в статьях и диссертационных работах Л.А.Тингаевой и С.А.Алешкиной, впервые предпринявших попытку
непосредственного включения его творческого наследия в процесс формирования мордовской литературы конца XIX- начала XX века. Одна из главных причин недостаточной изученности творческой литературной деятельности М.Е.Евсевьева заключается прежде всего в отсутствии концептуального подхода к этой проблеме, в изолированном рассмотрении деятельности просветителя от общих историко-культурных тенденций и процессов, происходивших на рубеже веков.
Данная диссертация является первой попыткой комплексного анализа обширного и многогранного творчества М.Е.Евсевьева.
Научная
новизна исследования заключается
в том, что впервые в мордовском
литературоведении
Основной
целью диссертации является проблемное
исследование творческого наследия
М.Е.Евсевьева в контексте
Реализация этих целей предполагает:
- показ того, как в процессе просветительской деятельности Н.Е.Евсевьева, со становлением мордовской письменности и книжности начинается формирование компонентов литературной системы;
- через
анализ переводов, переложений
религиозно-нравственной
- рассмотрение принципов создания, жанрового своеобразия,поэтики образов "Мордовской свадьбы" и ее роли в становлении художественных традиций мордовской литературы.
Объектон исследования стали труды ученого в различных областях науки, оригинальные и переводные произведения, "Мордовская свадьба", памятники мордовской религиозно-нравственной литературы
христианского просвещения, фольклорные переложения, статьи, очерки, рецензии, переписка, воспоминания его современников, материалы архивов и. рукописных фондов, опубликованные документы, освещающие жизнь и научную деятельность просветителя. Анализ всего привлеченного материала о просветительской деятельности
M.Е.Евсевьева
дается в общей контексте
Методология
исследования. Методологической базой
диссертации стали современные
концепции развития культурологических
процессов среди младописьменны
конкретно-исторический и сравнительный. Использовался также, где это необходимо, лингвистический метод анализа. Проводились
систематизация
и обобщение междисциплинарных
материалов. Анализ творческой деятельности
M.Е.Евсевьева соотносится с
Практическая значимость исследования определяется тем, что в ней на основе анализа творческого наследия M.Е.Евсевьева уточняются и корректируются хронологические рамки и особенности процесса возникновения и формирования профессиональных жанров и традиций мордовской литературы, рассматриваются некоторые специфические явления и общие закономерности ее развития как в дооктябрьский, так и в послеоктябрьский периоды.
Аналитические результаты, содержащиеся в исследовании, могут быть использованы при дальнейшем изучении процессов становления мордовской литературы, а также при чтении лекций, спецкурсов, при разработке спецсеминаров для вузов. Теоретические положения и фактический материал диссертации могут быть использованы также при составлении учебников, методических рекомендаций по мордовской литературе для вузов и общеобразовательных школ.
Апробация диссертации проходила в отделе литературы и народного творчества Научно-исследовательского института языка, литературы, истории и экономики при Совете Министров - Правительстве Республики Мордовия и на кафедре финно-угорских литератур Мордовского госуниверситета ии. Н.П.Огарева. По результатам исследования было опубликовано пять статей, сделаны доклады и сообщения на Всероссийской конференции (Пенза, 1992), на республиканских научных конференциях, посвященных М.Е.Евсевьеву (Саранск, 1994) и на ежегодных научно-практических конференциях МГПИ им М.Е.Евсевьева (1991, 1992, 1993, 1994).
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
…
В заключении диссертации подводятся краткие итоги изложенного, делаются выводы и обобщения, которые сводятся к следующему:
- просветительский
этап в деятельности М.Е.
- М.Е.Евсевьев
одним их первых в мордовской
литературе начал
- "Мордовская
свадьба" стала одним из
самых ранних памятников
1 Ravila Р. Fin mordwinisches Worterbuch. М.J.Jevsevjev, Эрзянь-рузонь валке (Mordwinisch-russisches Worterbuch). Moskau, 1931.226 р. //Finnish-ugrischning forschnung. Bd.XXII.Heft 1-3. Helsinku,1934.- p.15 ,
информация о духовной и материальной культуре мордвы, активно используемая в структуре современных художественных произведений, в изображении национального характера, в передаче местного колорита. Произведение, имеющее непреходящую ценность, вот уже более 100 лет остается неисчерпаемым источником для творческого вдохновения многих поколений мордовских литераторов.
Информация о работе Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа