Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Макар Евсевьевич Евсевьев— выдающийся мордовский ученый-просветитель конца XIX и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. его труды пользуются большой популярностью в нашей стране и среди зарубежных ученых
финно-угроведов. Всесторонне одаренный и эрудированный, он внес в сокровищницу
мордовской национальной культуры огромный вклад. В его лице мы имеем
талантливого ученого-лингвиста и историка-этнографа, фольклориста и педагога.
По своим общественным взглядам, мировоззрению М. Е. Евсевьев примыкал к кругу

Работа содержит 1 файл

Макар Евсевьевич Евсевьев.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

          Введение мордовского языка в практику школьной и культурно-просветительной работы вызвало необходимость создания учебников на мордовских— мокша и эрзя —языках и выдвинуло проблему разработки грамматики мордовских языков. Наряду с этим еще с большей остротой встал вопрос о подготовке кадров, которые могли бы вести обучение в школах на родном языке.

          Для практического решения этих задач в Самаре было созвано (август1920 г.) Всероссийское совещание работников просвещения среди мордовского населения. Совещание рассмотрело и одобрило первый букварь на эрзянском языке «Тундоньчи», составленный при участии М. Е. Евсевьева, утвердило структуру трехгодичных учительских курсов и учебный план, разработанные М.Е. Евсевьевым.

     В 1921 году М. Е. Евсевьев утверждается в звании профессора и читает лекции в высших учебных заведениях Казани и других городов, где готовились мордовские национальные кадры. Как преподаватель языка, истории и этнографии мордвы в 1921году он работал в Казанской восточной академии, с1922 по1925 год— в Казанском восточном педагогическом институте, с 1925 по 1930 год в Казанском коммунистическом университете. В эти же годы он руководил мордовским отделением Центральных курсов работников просвещения в Ульяновске и Нижнем Новгороде, курсами по подготовке и переподготовке мордовских учителей в Москве.

Воодушевленный идеями социализма и культурной революции, М.Е. Евсевьев принимал горячее участие в общественной жизни и работе советских и научных организаций.

     С 1921 года он работает в качестве внештатного инструктора мордовского подотдела Наркомнаца. По поручению Наркомнаца он выезжает в мордовские районы для ознакомления с социалистическим строительством на местах, разрабатывает мероприятия по изданию газет и журналов, по улучшению культурно-массовой работы среди мордовского населения, активно претворяет в жизнь идеи Коммунистической партии и Советской власти. М. Е. Евсевьев был также постоянным внештатным сотрудником и консультантом Центрального мордовского бюро Наркомпроса РСФСР и Мордовской секции Центриздата народов СССР.

     Социалистический строй, великие идеи Коммунистической партии вдохновили М. Е. Евсевьева и вызвали в нем новый, небывалый творческий подъем. Об этом творческом подъеме и вдохновенном научном подвиге ярко свидетельствуют его планы публикации научных трудов. Так, только с1925 по1931 год, М. Е. Евсевьев заключил с Центральным издательством народов СССР14 договоров на издание таких значительных трудов по лингвистике, истории, этнографии и фольклору, как «Мордовско-русский словарь», «Мордовская грамматика», «Научная мокшанская грамматика», «Мордовская свадьба», «Терюшевское восстание», «Мордовские песни», «Мокшанская свадьба», «Мокшанские песни и загадки», «Краткая мордовская грамматика» и др.

            М.Е. Евсевьев, отдавший свой ум и талант, всю свою кипучую энергию и знания на верное служение своему народу, пользовался среди мордовского населения широкой популярностью и беспредельной любовью. Созданием выдающихся работ по языку, истории, этнографии и фольклору он снискал себе признание и известность как первый мордовский ученый.

     Учитывая огромные заслуги М. Е. Евсевьева перед мордовским народом, в июле1930 года общественность Мордовии широко отметила 50-летие его общественной и научно-педагогической деятельности. В связи с этим 4 июля 1930 года состоялось расширенное заседание Президиума Мордовского облисполкома. В постановлении,  принятом Президиумом, говорилось:«Профессор Макар Евсевьевич Евсевьев является первым пионером, ставшим на путь изучения мордвы, ее быта, истории, культуры и языка. Несмотря на свирепое гонение при царизме за эту работу, подвергая себя не раз опасности и репрессиям, он мужественно продолжал свое дело, веря в то, что за ним пойдут в этот путь трудовые массы.»

           В решении Президиума намечались также широкие мероприятия по изданию его трудов. Вместе с этим Президиум Мордовского облисполкома возбудил ходатайство пред Советом Народных Комиссаров СССР о присвоении профессору М. Е. Евсевьеву почетного звания заслуженного деятеля науки. 

Круг  научных интересов М. Е. Евсевьева был весьма широким. Его занимали

вопросы мордовского языка, фольклора и этнографии мордвы. Ему принадлежат

большие заслуги в разработке теории мордовского  языка.

      Уже ранние работы М. Е. Евсевьева, такие, как первоначальные учебники русского языка для мордвы-эрзи и мордвы-мокши (1892 г.) и другие, имели большое педагогическое и научно-практическое значение. В свое время эти работы послужили источником для некоторых теоретических изысканий. Так, книга «Первоначальный учебник русского языка» помогла финскому ученому, профессору Гельсингфорского

Университета X. Паасонену исправить в1903 году второе издание его крупного научного труда « Mordwinishe Lautlehreе» («Мордовская фонетика»), так как в учебнике М. Е. Евсевьева освещались явления мордовской фонетики, неизвестные X. Паасонену (примеры на а: кадь, вадь , тав; примеры на щ: кот (ков), чощ (чов), килет (килей).

Лингвистические взгляды М. Е. Евсевьева складывались под влиянием демократически настроенных ученых Казани, а позднее академика А. А. Шахматова и крупнейшего советского финно-угроведа, члена-корреспондента Академии наук СССР Д. В. Бубриха.

     Наиболее значительной работой по мордовскому языкознанию, созданной М. Е. Евсевьевым,  являются «Основы мордовской грамматики» Материалами для составления «Основ», по собственному  свидетельству М. Е. Евсевьева, послужили лекции,   прочитанные  им  на  различных  курсах  мордовских учителей.

     Лекции по мордовскому языку М. Е. Евсевьев начал читать в1921 году в Казанской восточной академии, затем с1922 года в Восточном педагогическом институте, а позднее в различных высших учебных заведениях Казани. На всех учительских курсах,  созывавшихся в Москве, Нижнем Новгороде, Ульяновске и др.городах, с1925 до1930 года единственным лектором по мордовскому языку выступал М. Е. Евсевьев

     Он был крупным, непревзойденным по тому времени специалистом по мордовской филологии, профессором, который составлял тексты своих лекций на лингвистическом материале, им самим собранном, так как в то время по мордовской филологии не было каких-либо печатных или рукописных трудов. Имевшиеся несколько книг по мордовским языкам, исключая «Мордовскую грамматику»  П. Орнатова и «Очерк звуковых  особенностей сухокарбулацкого и оркинского говоров», написанный академиком Л.А. Шахматовым, были изданы на немецком или венгерском языках. Они писались авторами, которые сами мордовский язык знали слабо, изучали его недостаточно глубоко. Поэтому их работы по мордовскому языку содержали много ошибок. Из всех этих авторов только финский ученый Паасонен написал свой труд «Mordwinische Lautlehre» в результате своего длительного пребывания среди мордвы Однако книга X. Паасонена содержит лишь учение о звуковых особенностям мордовской речи.Таким образом, у М Е. Евсевьева не было надежного печатного источника, которым можно было бы пользоваться при подготовке лекции по мордовским языкам для учителей мордовских школ.

     Материалы лекций для учителей и легли в  основу книги М.Е. Евсевьева по фонетике и грамматике мордовского языка, которая под названием «Основы мордовской грамматики» вышла в свет в1929 году. Это было крупным событием в культурной жизни мордовского народа. Известный советский финно-угровед Д. В. Бубрих так отозвался об этом капитальном труде : ««Основы мордовской грамматики » представляют собой явление чрезвычайно отрадное: они являются ярким свидетельством начавшегося национального возрождения мордвы. Книга подготавливалась десятки лет. Написана она в революционное время  при поддержке революционной общественности. Книга чрезвычайно ценна как богатое собрание материала ».

     Во введении к книге М. Е. Евсевьев дает очень ценные по тому времени сведения о принадлежности мордовского языка к семье финно-угорских языков,  о языках,  относящихся к этой семье, о сходстве словаря и грамматики мордовского языка с другими финно-угорскими языками, для иллюстрации приводятся параллели финских и мордовских слов. Во введении содержатся также краткие сведения о диалектах или говорах мордовских языков (мокшанскую и эрзянскую речь автор «Основ» называет «наречиями», а речевые разновидности внутри «наречий» —говорами), а также о словарном составе и заимствованиях в обоих языках, главным образом из русского и тюркских языков. Все это по тому времени, на заре мордовского языкознания,  представляло большой научный интерес. Специальная часть «Основ мордовской грамматики» состоит из двух разделов — фонетики и морфологии. К ней приложены обзор прежних работ по мордовскому языку и образцы мокшанского склонения и спряжения.

Фонетика  «Основ» дает правильное описание звуков эрзянской речи и их закономерностей. Никто из последующих исследователей мордовских языков не оспаривал правильность фонетических фактов,  описанных  М. Е. Евсевьевым. Естественно, что не всё автор «Основ» мог подметить в звуковых особенностях эрзянского языка. Так, им не выявлена специфика твердых и мягких согласных звуков. М Е. Евсевьев не заметил, что мягкий согласный звук мордовской речи в восьми случаях является, по сравнению с твердым звуком, звуком особого смысла, например: кал — «рыба»,  но каль — «ива»,сеске — «тут же», «на том же месте», но сеськв —«комар», суро — «просо», но сюро — «хлеб» (в зерне, на корню).  Все другие согласные являются только твердыми (исключая и), смягчающимися перед э и перед и. Однако подобное смягчение не порождает изменения значений слов. Все это не было замечено М. Е. Евсевьевым, который зафиксировал только то,  что «каждый согласный звук, кроме твердого произношения, может иметь еще смягченное произношение.

     Учение о звуках и звуковых  законах мордовских языков впоследствии было разработано Д В. Бубрихом. Однако Д. В. Бубрих лишь дополнил фонетическое учение М. Е. Евсевьева, отнюдь не опровергая его положений.

     Раздел морфологии в «Основах» представляет собой собственно грамматику мордовского (эрзя) языка. Он содержит в себе учение о формах словоизменения и словообразования в мордовском языке. В этом разделе мы находим изобилие грамматического материала, многообразие форм и их вариантов из диалектов. Это свидетельствует о глубоком изучении автором грамматических явлений мордовского языка и его диалектов. Поэтому книга М. Е. Евсевьева «Основы мордовской грамматики» является чрезвычайно ценной прежде всего как богатейшее собрание материала. Все это в равной степени относится и к разделу фонетики. Читателю обилие примеров дает возможность разобраться во всем многообразии словоизменительных форм мордовской речи, а специалиста оно ориентирует на дальнейшее, более глубокое исследование грамматических форм и их значений в мордовском языке.

     Теоретические основы морфологии сводятся к классификации грамматических явлений на базе и научного разбора. Автор «Основ мордовской грамматики» проявил исключительную чуткость, острую наблюдательность и изумительное трудолюбие. В результате кропотливого разбора и сопоставления всего многообразия форм мордовского языка он заметил, что по формальным признакам или единству форм словоизменения все слова мордовского языка распадаются на два резко отграниченных друг от друга класса— класс имен и класс глаголов. Все имена (существительные, прилагательные,  числительные и местоимения) изменяются по падежам и суффиксам сказуемости совершенно одинаково, имеют одни и те же флексии: кудо-сто (из дома), шио-сто (из белого), кавксо-сто (из восьми), истямо-сто (из такого) и т. д. Определив в мордовском языке два словоизменительных класса, М. Е. Евсевьев тем самым дал теоретическую установку изучать грамматику мордовского языка в двух направлениях: в плане изучения форм именного словоизменения и изучения форм глагольного словоизменения.

     Д. В. Бубрих спустя 20 лет после выхода в свет «Основ мордовской грамматики»,  в 1947 году, написал свою «Эрзя-мордовскую грамматику-минимум», придерживаясь плана, указанного М. Е. Евсевьевым  в «Основах мордовской грамматики»: I. Фонетика. II. Склонение. III. Спряжение и сказуемостное изменение. IV. Словообразование.

           В «Основах мордовской грамматики» М. Е. Евсевьев углубил учение о частях речи мордовского языка, которых он насчитывал девять: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие, послелог, союз и междометие,  и охарактеризовал их присущими им грамматическими признаками,  например, прилагательное — наличием у него форм субъективной оценки степеней сравнения.

           У автора «Основ» встречается иногда неправильная трактовка морфологических явлений.  Так,  М. Е. Евсевьев считает, что в мордовском языке есть совершенный и несовершенный виды глаголов; он зафиксировал и ряд других неверных наблюдений.  Но, разумеется, было бы удивительным, если бы в первой грамматике ранее бесписьменного языка не было недостатков.

            В основу грамматики М. Е. Евсевьева положен говор Козловского района Мордовской АССР, принятый в1925 году Мордовским съездом работников просвещения, за основу литературного эрзянского языка. В книге, кроме того, даются в качестве приложения образцы мокшанского склонения и спряжения. Образцы эти приводятся по всем формам мокшанского словоизменения, подробно комментируются, дают ясное представление и о мокшанской грамматике.

Информация о работе Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа