Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Макар Евсевьевич Евсевьев— выдающийся мордовский ученый-просветитель конца XIX и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. его труды пользуются большой популярностью в нашей стране и среди зарубежных ученых
финно-угроведов. Всесторонне одаренный и эрудированный, он внес в сокровищницу
мордовской национальной культуры огромный вклад. В его лице мы имеем
талантливого ученого-лингвиста и историка-этнографа, фольклориста и педагога.
По своим общественным взглядам, мировоззрению М. Е. Евсевьев примыкал к кругу

Работа содержит 1 файл

Макар Евсевьевич Евсевьев.doc

— 222.00 Кб (Скачать)

     Однако  главное, что отличает Евсевьева от всех его предшественников и позволяет говорить о новом этапе в мордовской этнографии и истории, состоит в том, что он с качественно новых, революционно-демократических позиций рассматривал историю, этнографию, быт и культуру мордовского народа. Не следует забывать, что мировоззрение М. Е. Евсевьева формировалось под влиянием идей русского демократического и социалистического движения. К сожалению это принципиально важное положение до сих пор еще не отображено должным образом в нашей исторической литературе, хотя В. И. Ленин прямо указывал, что «в каждой национальной культуре есть, хотя бы неразвитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящиеся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую» 
 

     Просвещенный и пламенный борец за национальное возрождение своего народа,  М. Е. Евсевьев отдал много сил и энергии собиранию, коллекционированию и изучению предметов материальной культуры мордвы. Собранные и обработанные им коллекции одежды, обуви, головных уборов, домашней утвари, родовых знаков имеют большую научную ценность и во многом позволяют наглядно представить далекое прошлое жизни и быта мордовского народа.

     Глубокий знаток и тонкий ценитель прикладного искусства своего народа,  Евсевьев собрал богатейшую коллекцию женской вышивки и узоров (викш-нсвкст, арст), которая была дополнена и расширена 250  фотографическими  снимками  мордвы, чувашей, татар, марийцев и коми. Эту коллекцию ученый оформил в уникальный альбом по этнографии народов Поволжья и Приуралья В1896 году в Нижнем Новгороде на Всероссийской промышленно-художественной выставке за этот альбом М. Е. Евсевьев был награжден золотой медалью.А в1900 году альбом уже экспонировался на международной выставке в Париже, где также был удостоен золотой медали.

     Казалось бы, что большой и заслуженный успех альбома с коллекциями принесет Евсевьеву признание и обеспечит возможность дальнейшей работы в области этнографии, истории и материальной культуры мордвы. Однако в условиях царской России— тюрьмы народов— чрезвычайно трудно было ученому-мордвину продолжать свои исследования.

     Передовые  круги ученой общественности России поддержали талантливого представителя мордовского народа. В1908 году М. Е. Евсевьев установил тесную связь с известным русским ученым, академиком А. А. Шахматовым, который многое сделал для популяризации исследований Евсевьева и по чьей рекомендации мордовский ученый  становится нештатным сотрудником Русского этнографического музея в Петербурге. Все это не только облегчило Евсевьеву работу, но и помогло ему войти в круг признанных ученых-этнографов России.

           Однако только с победой Великой Октябрьской социалистической революции

создаются необходимые условия для широкой и плодотворной деятельности Евсевьева. Начинается новый этап в жизни и научной работе ученого, который теперь уже не один, а с помощью своих учеников и последователей, при непосредственной поддержке Советской власти развертывает этнографические изыскания и сбор предметов материальной культуры не только мордвы, но и других народов Поволжья.

С1919 по1929 год М. Е. Евсевьев работает заведующим и научным сотрудником этнографического отдела государственного музея Татарской АССР, который, благодаря неустанной деятельности ученого, становится одним из крупнейших в стране хранилищ экспонатов, широко и многопланово характеризующих быт и культуру многонационального Поволжья. Среди них большое место занимают собрания самого Евсевьева. Чтобы лучше представить размах краеведческой деятельности ученого в советское время, отметим, что именно в этот период было собрано, обработано и представлено в названный музей 15 мордовских коллекций.

            Мы специально подчеркиваем и выделяем роль Евсевьева как собирателя и коллекционера не только потому, что он сделал в этом отношении неоценимый вклад в изучение жизни мордовского народа, но и потому, что М. Е. Евсевьев собрал и обработал свыше пятисот коллекций по этнографии народов Поволжья. Больше того, он собрал много материалов для западноевропейских музеев Гамбурга, Берлина, Хельсинки, что сделало известным имя мордовского ученого далеко за пределами Советского Союза.

Велики  заслуги Евсевьева —этнографа и знатока быта мордовской деревни. Его работы в этой области составляют новый период в истории изучения мордвы.

           Этнографические исследования М. Е. Евсевьева отличаются большим кругом использованных источников богатством фактического материала, четкостью анализа, творческим характером авторских наблюдений, обобщений.

           Объективность наблюдений, их точность и добросовестность сочетались у М. Е.

Евсевьва  со страстным разоблачением грабежа и насилий, чинимых помещиками, царскими  чиновниками и духовенством над мордовским народом. Для его историко-этнографических исследований характерны, прежде всего, глубокий философско-познавательный характер, просветительство, гуманизм и демократизм.

           М. Е. Евсевьев был неутомимым тружеником науки. Г1884 по1931 год он

побывал в нескольких сотнях мордовских селений ( причем некоторые из них он посетил  по нескольку раз) ныне Мордовской, Чувашской, Татарской и Башкирской автономных  республик, а также Пензенской, Тамбовской, Ульяновской, Саратовской и других областей.

     Во время своих многочисленных поездок и экспедиций ,преимущественно методом непосредственных наблюдений, он изучал быт, нравы, расселение и культуру мордвы, а также ее исторические взаимосвязи с другими народами и в первую очередь с русским.

           М. Е. Евсевьев тщательно изучал и описывал разнообразные формы материальной культуры, социальных институтов, идеологии и народного искусства мордвы. При этом он не только занимался фиксацией современных явлений жизни и быта мордвы, но рассматривал их в историческом аспекте,  в становлении и развитии. Несмотря на богатство и разнообразие тематики этнографических исследований Евсевьева, в них четко прослеживается основное направление—изучение свадебных обрядов мордвы.

             Проблема мордовской свадьбы интересовала М. Е. Евсевьева на протяжении

всей  его жизни. В свадебных обрядах он искал и находил многогранность, своеобразное отражение жизни мордовского народа, сохранившиеся черты древнего быта и культуры. Вначале ученый записывал мордовские свадебные причитания в Симбирской и Нижегородской губерниях. Часть этого интересного материала ему удалось опубликовать в1892 году в двух выпусках журнала «Живая старина»  под заглавием «Мордовская свадьба».

     В последующие годы М. Е. Евсевьев изучал свадебные обряды в Пензенской и Тамбовской губерниях н установил, что собранные им ранее материалы отражают лишь часть цельного мордовского свадебного процесса. Ученый-этнограф продолжает свои работы с еще большей энергией и настойчивостью, постепенно расширяя район своих исследований.

     М. Е. Евсевьев работал и в области изучения истории религии мордовского народа, что позволило ему разрешить ряд проблем быта и истории мордвы. В этом отношении обращает на себя внимание его работа «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии», вышедшая в1914 году в журнале «Живая старина». Здесь М. Е. Евсевьев предстает как крупнейший знаток истории религиозных  верований мордвы и страстный борец за духовное и культурное раскрепощение родного народа. Упомянутый  труд является итогом больших научных изысканий,  многочисленных наблюдений, фотографирования и кропотливого сбора фактического материал.

     В работе «Батчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии» М. Е. Евсевьев на основании огромного фактического материала делает вывод о том, что старые, языческие верования мордвы интенсивно вытесняются и вымирают под натиском православия. Вместе с тем М. Е. Евсевьев отлично понимал, что православная церковь является орудием насилия и духовного угнетения. Он зло высмеивал служителей церкви, гневно обличал их ханжество, жадность и стяжательство.

Но главная  ценность научного исследования М Е. Евсевьева заключается в том, что здесь он впервые прослеживает и тщательно изучает древний период истории мордвы- период зарождения и развития родового и первобытнообщинного строя, что делает его «Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии» важнейшим историческим источником, не потерявшим своей научной ценности до настоящего времени. 
 

Глава 2 Произведение «Мордовская свадьба» 

С победой  Советской власти начался новый этап в жизни и научной деятельности М. Е. Евсевьева-этнографа. Важнейшей особенностью этого периода, характеризующей общее направление культурного строительства, явилось создание многочисленных этнографических учреждений на местах, вовлечение в научно-этнографическую работу местных кадров, работу которых в Поволжье вместе с другим учеными возглавил М. Е Евсевьев. В годы создания Советского многонационального государства определилась характерная черта советской этнографии- ее связь с практикой социалистического строительства, с задачами национального и культурного возрождения ранее отсталых и угнетенных народов, каким был и мордовский народ. М. Е. Евсевьев стоял непосредственно у колыбели мордовской советской государственности. Проведение такого важнейшего мероприятия, как создание советской национальной государственности мордовского народа, требовало глубокого исследования этнического состава и национальных особенностей культуры и быта мордвы. Здесь весьма пригодились огромный этнографический материал и знания М. Е. Евсевьева, которые сыграли большую роль при установлении Мордовской советской автономии.

     Послеоктябрьский период его научной деятельности характеризовался не только расширением масштаба исследований и накоплением богатого фактического материала, но и изданием ряда важнейших работ, среди которых наиболее видное место занимает «Мордовская свадьба», полностью опубликованная в1931 году.

«Мордовская свадьба»-большой научный труд крупного ученого. Эта книга чрезвычайно богата описаниями всевозможных деталей быта мордвы и ее обрядов, в ней приводятся полностью свадебные причитания (урнемат) и песни. Все это делает ее важнейшим источником и документом жизни мордовского народа.

          «Мордовская свадьба» описана Евсевьевым очень подробно и тщательно, им не пропущена ни одна «мелочь», начиная с того момента, когда приходят сватать

девушку и кончая поездкой невесты в гости  к своим родным.

     Материалы о свадьбе в основном записаны в бывших Алатырском и Буинском уездах (ныне Чувашской АССР), позднее они были значительно дополнены вариантами обрядности, причитаниями и песнями, встречающимися в мордовских селах других областей страны. Чтобы полнее представить объем проделанной М. Е.  Евсевьевым работы, напомним, что только свадебные причитания невесты и песни свахи были подробно записаны им более в 70 пунктах Ульяновской, Пензенской, Тамбовской, Самарской, Уфимской, Нижегородской и Казанской губерний

«Мордовская свадьба» М. Е. Евсевьева является ценным источником по истории мордвы, позволяющим понять многие стороны жизни мордовского народа в период древней и средневековой истории. Так, например, М.Е. Евсевьев, касаясь свадебных  обрядов, говорит об устраиваемой к свадьбе кибитке для невесты -«он-ава» - и дает объяснение этому названию, подчеркивая, что оно татарского происхождения. Далее он поясняет, что обряд мог зародиться у мордвы в период татарского ига, когда угнетатели мордовского народа— татарские ханы— возили в крытых кибитках своих жен. Мордва со временем перенесла это в свой свадебный обряд. Или другой момент из мордовской свадьбы— сватовство, основным моментом которого является вопрос о кладке (выкупе за невесту), что говорит не только о тяжелом и бесправном положении женщины-мордовки, но и о развитости товарно-денежных отношений в хозяйстве мордвы.

     Среди исторических работ М. Е. Евсевьева следует отметить «Мордву Татреспублики», которая также была опубликована им лишь в советское время, в1925 году.

     В этом исследовании и на основании данных фольклора, лингвистики, этнографии, а также исторических документов, ученый рассматривает вопрос о мордовском населении Татарии, о формировании, развитии культуры, быта и религиозных воззрений мордвы, о ее расселении и передвижении. Особую ценность представляет «Мордва Татреспублики» в историко-экономическом плане, являясь важнейшим исследованием истории хозяйства мордвы раннего средневековья, то есть до покорения мордовских племен Казанским ханством. Здесь М. Е. Евсевьев, например, первым из всех ученых говорит о наличии у мордвы в прошлом трехпольной системы земледелия, что поставило под сомнение укоренившееся до этого неверное мнение о резком хозяйственном и культурном отставании мордовских племен эпохи раннего средневековья. Это положение М. Е. Евсевьева получило полное подтверждение и дальнейшее развитие в трудах мордовских советских ученых.

Информация о работе Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа