Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа
Макар Евсевьевич Евсевьев— выдающийся мордовский ученый-просветитель конца XIX и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. его труды пользуются большой популярностью в нашей стране и среди зарубежных ученых
финно-угроведов. Всесторонне одаренный и эрудированный, он внес в сокровищницу
мордовской национальной культуры огромный вклад. В его лице мы имеем
талантливого ученого-лингвиста и историка-этнографа, фольклориста и педагога.
По своим общественным взглядам, мировоззрению М. Е. Евсевьев примыкал к кругу
Таким образом « Основы мордовской грамматики» представляют собой изложение явлений именного и глагольного словоизменения не только эрзянского, но и мокшанского языков. Книга «Основы мордовской грамматики»до сего времени имеет большое научное и практическое значение. И в наше время ею пользуются многие педагоги мордовских школ и научные работники. Она представляет собой прекрасный образец научной разработки грамматики мордовских языков.
Второй крупной лингвистической работой М. Е. Евсевьева является «Эрзянь-рузонь валке» («Мордовско-русский словарь»).
В словаре М. Е. Евсевьева собраны мордовские слова из всех диалектов. В нем
указывается, в каких селах данное слово бытует, в каких вариантах и в каком значении встречается. Это— словарь академического типа. Кроме указания на значение слова путем перевода на русский язык, даются примеры в виде поговорок, пословиц и выдержек из песен, где данное слово употреблено в определенном значении. Все это делает словарь чрезвычайно ценным трудом по мордовской филологии.
«Эрзянь-рузонь валкс» и «Основы мордовской грамматики» создали их автору М. Е. Евсевьеву имя крупного ученого-лингвиста, известного каждому финно-угроведу как в СССР, так и за его пределами. Научное и практическое значение этих книг чрезвычайно велико. Они представляют собою важнейшие руководства по мордовскому языкознанию и до сих пор используются в практике преподавания мордовских языков.
М. Е. Евсевьеву принадлежат большие заслуги
в области собирания и изучения поэтического
творчества мордовского народа. Он умел
органически увязывать актуальные вопросы
науки о народнопоэтическом творчестве
с вопросами языкознания, истории и этнографии. В
области собирания, публикации и изучения
фольклорных памятников М. Е. Евсевьев предстает
перед нами как филолог в широком понимании
этого сова, как литературовед и лингвист, глубоко
понимающий неразрывную связь народной
поэзии с языком и их важную роль в развитии
общественного самосознания народа, а
также в области образования и воспитания
советских людей.
Ученый понимал, что
мордовский народ, несмотря на мучительно
тяжелые условия жизни при царизме, создал
самобытную культуру, в которой фольклор
занимает одно из первых мест. В области
изучения народной словесности одной
из значительных заслуг М.Е. Евсевьева
является то, что он глубоко разобрался
в многогранности и идейно-художественной
значимости устно-поэтического творчества
родного народа. М. Е. Евсевьев, будучи еще
воспитанником Казанской учительской
семинарии, правильно понял, что фольклорные памятники
являются не только произведениями художественного
слова, порожденными эстетическими потребностями людей, но
и значительными культурными ценностями,
в которых отражаются вся история народа, создавшего
их, его опыт, нравы, обычаи, взгляды на природу
и общество. М. Е. Евсевьев не был сторонником
устаревшей идеи о фольклоре как пассивном
явлении, как пройденном этапе человеческой
культуры; наоборот, он отстаивал мысль
об активной роли устной поэзии в жизни
общества, в борьбе людей за утверждение
прогрессивных общественных
В своей научной работе и собирательской деятельности ученый исходил из понимания многозначности народнопоэтического творчества.
Глубокому осмыслению значения и роли фольклора у М.Е. Евсевьева соответствовал и широкий размах его работы в области устной народной поэзии. Накапливая фольклорно-лингвистический и иной материал, он побывал более чем в 450 мордовских селениях. Свои научные высказывания и обобщения он строил не априори, а на основе огромного количества фактов, многочисленных и систематических наблюдений.
Если бы М. Е. Евсевьев ограничился только работой, которую он провел, собирая памятники народной поэзии, то и в этом случае он вошел бы в историю мордовской культуры как человек с большими заслугами. Когда речь заходит о М. Е. Евсевьеве, вспоминаются слова Н. Г. Чернышевского, который называл фольклористов, посвящающих свою жизнь собиранию народных песен, людьми «прекрасного подвига».
Такой оценки вполне заслуживает и М. Е. Евсевьев. Чем больше он записывал фольклорный материал, тем отчетливее и грандиознее вырастали перед ним несметные богатства устно поэтического творчества родного народа, разнообразие его жанров и видов, обилие вариантов песен и сказок— по-своему неповторимых и интересных, воплотивших многовековые чаяния и ожидания народных масс.
М. Е. Евсевьев
фиксировал фольклорный материал во всех
губерниях европейской части России, в
которых проживала мордва. М. Е. Евсевьев
не держал под спудом добытые в народе
материалы, он стремился публиковать их. Он
продолжил выпуск сборников запечатленных мордовских
фольклорных произведений,
В 1882—1893 . ггв журнале«Живая старинаМ. E. Евсевьев опубликовал работу по мордовской свадьбе. А в1897 году он издал в Казани сборник «Образцы мордовской народной словесности, вып. 1.Мокшанские песни». После опубликования этих работ М. Е. Евсевьев приобрел известность зрелого ученого-фольклориста и этнографа..
М. Е. Евсевьев обладал тонким чутьем художника, понимающего
и чувствующего образную систему и эмоциональную
силу лучших произведений народной
поэзии. Убежденный в способности родного
мордовского народа создавать высоко
художественные устные
Умелая
работа М. Е. Евсевьева как выдающегося
фольклориста особенно хорошо видна на
примере изучения и записи обрядов, песен
и причитаний, сопровождающих мордовскую
свадьбу. Свадебные песни,
Во многих вариантах, с особенностями бытования. М Е. Евсевьев записывал произведения не только обрядовой, но и необрядовой поэзии.
Просматривая личный архив М. Е. Евсевьева, убеждаемся,
С
победой Великого Октября деятельность
мордовского ученого-фольклориста активизировалась. М. Е
Евсевьев, получив возможность более широкого
общения с народом, начинает реализовывать
свой богатый опыт фольклориста. Он привлекает
к собиранию памятников устного народного
творчества большое число энтузиастов,
используя для этого богатые возможности, который
Великую силу имеет
Вся его тоска о лучшем, все его идеалы. Каждый из нас разве не испытывали чувства
восхищения слушая родную песню, разве не схватывала нас тоска по родному? Вы должны беречь народную песню, как святыню, которая действует облагораживающее на человека и может смягчить его сердце. Где есть возможность, необходимо образовать народные хоры...».
После опубликования этого воззвания усилился поток писем из всех губерний, в которых проживала мордва. К М. Е. Евсевьеву обращались за советом как к вдохновителю этого культурного похода и как к ученому— знатоку фольклора, истории, жизни и быта мордвы.М. Е. Евсевьев охотно отвечал на все письма, поступавшие в его адрес, делился своими знаниями и опытом работы.
С первых дней Октября до последних дней своей жизни М. Е. Евсевьев участвовал в организации различных курсов, конференций и совещаний, в учреждении новых газет. Несмотря на большую занятость ученого, ни одна крупная фольклорно-лингвистическая или фольклорно-этнографическая экспедиция не обходилась без его участия.
Сознавая необходимость обнародования накопленного материала, М. Е. Евсевьев в годы Советской власти с еще большей энергией, чем прежде, продолжает обработку и публикацию собранных им фольклорных произведений. В эти годы он выпускает сборники:«Мордовская свадьба», «Эрзянь морот» («Эрзянские песни»), «Эрзянь ёвкст» («Эрзянские сказки»). На издание произведений устной народной поэзии Евсевьева вдохновляет сознание, что теперь его фольклорные книги нужны национальным школам,
Культурно-просветительным организациям, учреждениям и др., что они необходимы для строительства новой, социалистической национальной культуры.
О том, как сильно воздействовали фольклорные сборники
М. Е. Евсевьева на читателей, свидетельствует,
Оценивая деятельность М. Е. Евсевьева как фольклориста, следует подчеркнуть, что собранные им произведения в совокупности охватывают почти все жанры обрядового и необрядового фольклора мордвы. Особое значение имеет то обстоятельство, что благодаря записям М. Е. Евсевьева многие песни и сказки сохранились в таких вариантах, в каких позднее зафиксировать их было невозможно. Одна из примечательных сторон фольклорных произведений, собранных Евсевьевым, заключается поэтому в их неповторимости.
Многие фольклорные произведения записаны Евсевьевым в таких развернутых, чеканных по форме вариантах, что они стали каноническими и до сих пор не сходят со страниц школьных хрестоматий по литературе. В то же время они вошли в научный обиход.
Сопоставление более поздних записей с записями М.Е. Евсевьева позволяет фольклористам решить ряд важных проблем, связанных с особенностями бытования и распространения мордовского фольклора.
Читая собранные Евсевьевым фольклорные произведения, разнообразные по тематике и жанрам, по языку и форме, еще раз убеждаешься в правоте К. Маркса, который отметил, что выражение «поэтический мордвин», употребленное Н. Флеровским в его книге «Положение рабочего класса в России», действительно метко характеризует мордовский народ.
М. Е. Евсевьев
был и крупным этнографом, историком,
гениальных мыслей, выводов и обобщений.
Трудно
переоценить место и значение ученого
в истории научной мысли мордовского народа.
Известно, что вопросами истории, этнографии,
Однако почти каждый из этих ученых занимался, как правило, лишь одной из сторон жизни мордвы: этнографией или фольклором, историей или культурой, бытом ичи религиозными верованиями. М. Е. Евсевьев, продолжая и развивая ователей, первым из ученых вплотную занялся изучением истории, этнографии, быта и культуры мордовского народа в их взаимосвязи, поставил их в центре своей научно-исследовательской и общественно-просветительской работы, связав ее с борьбой за культурное и духовное возрождение родного народа. М. Е. Евсевьев не только тщательно обработал и изучил ранее собранные учеными сведения, документы и факты по истории, этнографии, быту и культуре мордвы,«о и значительно расширил источниковедческую базу изучения истории мордовского народа.
Информация о работе Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа