Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа

Описание работы

Макар Евсевьевич Евсевьев— выдающийся мордовский ученый-просветитель конца XIX и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. его труды пользуются большой популярностью в нашей стране и среди зарубежных ученых
финно-угроведов. Всесторонне одаренный и эрудированный, он внес в сокровищницу
мордовской национальной культуры огромный вклад. В его лице мы имеем
талантливого ученого-лингвиста и историка-этнографа, фольклориста и педагога.
По своим общественным взглядам, мировоззрению М. Е. Евсевьев примыкал к кругу

Работа содержит 1 файл

Макар Евсевьевич Евсевьев.doc

— 222.00 Кб (Скачать)
 
 

             МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Н.П. ОГАРЕВА

ФАКУЛЬТЕТ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА 

по дисциплине «Культурология»

на тему 

 «Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Автор работы: Иванова С.В

                                                        Руководитель работы: Щекина О.Д.                               
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             САРАНСК-2009 

                                                           «Каждый народ как бы он ни был малочислен, все же составляет часть одного общего, целого, что мы называем человечеством, и бесследное исчезновение отдельного, никем не изученного племени, когда вместе с ним погибает все его духовное богатство и все особенности его внешней культуры, явится несомненным ущербом для нации будущего, для которой каждое явление в жизни человеческих обществ будет иметь важное значение и явится предметом тщательного изучения».

                                                                                                 М.Е. Евсевьев 

        Макар Евсевьевич Евсевьев— выдающийся мордовский ученый-просветитель конца XIX  и начала XX века, вышедший из народных  глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. его труды пользуются большой популярностью  в нашей стране и среди зарубежных  ученых 
финно-угроведов. Всесторонне одаренный и эрудированный, он внес в сокровищницу 
мордовской национальной культуры огромный вклад. В его лице мы имеем 
талантливого ученого-лингвиста и историка-этнографа, фольклориста и педагога. 
По своим общественным взглядам, мировоззрению М. Е. Евсевьев примыкал к кругу 
прогрессивных деятелей русской культуры и ученых малых национальностей 
Поволжья. Он глубоко воспринял демократические идеи И. Н. Ульянова, хорошо знал 
и разделял просветительские взгляды известного ученого и педагога чувашского 
народа И. Я. Яковлева. М. Е. Евсевьев сыграл огромную роль в развитии русско-мордовских культурных связей. В своих исследованиях он опирался прежде всего на достижения русской

передовой общественной мысли и науки.

          Научно-педагогическая деятельность М. Е. Евсевьева в дореволюционный период развернулась в Казани— одном из крупных центров революционного движения того времени,  когда там  возникали и действовали известные  подпольные революционные организации, оказавшие большое влияние на формирование демократических взглядов лучшей части интеллигенции народов Поволжья. Это благотворное влияние наложило отпечаток и на всю научно-педагогическую деятельность М. Е. Евсевьева.

          Жизнь М. Е. Евсевьева в советский период характеризуется расцветом его творческих сил, кипучей общественной и научной деятельностью, глубоким пониманием задач науки в деле переустройства жизни на новых началах. Он занимался разносторонней разработкой научных проблем, связанных с подъемом культуры своего народа, с практикой социалистического строительства.

          М. Е. Евсевьев родился 18 января (по н. с. 31 января) 1864 года в деревне Малые Кармалы (Цярмун)  Муратовской волости Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Первомайский район Чувашской АССР) в многодетной мордовской семье. Отец его Евсевий Тихонович и мать Ирина Петровна Кабаевы были трудолюбивыми и заботливыми родителями. Однако семья Кабаевых жила в постоянной бедности и нужде, в вечных хлопотах о воспитании и содержании четырнадцати детей.

          Евсевий Тихонович и Ирина Петровна отличались незаурядными способностями, хорошей памятью, любили мордовскую народную музыку. Они хранили в своей памяти огромные богатства устно-поэтического творчества: хорошо знали и исполняли народные песни, сказки, легенды, предания. Благодаря своим родителям—   талантливым сказителям— с ранних лет мальчик познал красоту и пленительность народного творчества.

     В 1872 году Макар Евсевьев был отдан в Шераутскую начальную школу, находившуюся в семи верстах от его родного села. Мальчик учился хорошо, проявлял большой интерес к знаниям. После окончания сельской школы он мечтал о дальнейшей учебе. И это сбылось через два года. В 1878 году 14-летний Макар Евсевьев пешком отправился в далекую Казань и с большим трудом после длительных хлопот, поступил в учительскую «инородческую» семинарию. Здесь он успешно осваивал теоретический курс семинарских наук. Юноша проявлял особый интерес к гуманитарным наукам, увлекался филологией. Вместе с этим уже в семинарии Евсевьев проявлял склонность к исследовательской работе.

     В 1883 году Евсевьев с отличием окончил семинарию и как весьма преуспевающий в науках был оставлен преподавателем семинарии. С этого времени он целиком посвящает себя научно-педагогической деятельности.

     На формирование педагогических воззрений М. Е. Евсевьева большое влияние оказала демократически настроенная часть педагогов Казанской учительской семинарии, в частности директор Ильминский, который много сделал в области просвещения малых народностей Поволжья.

     Талантливый молодой преподаватель семинарии М. Е. Евсевьев вскоре был замечен учеными не только Казани, но и Москвы, Петербурга, Гельсингфорса и других научных центров России. Он устанавливает тесные связи с ученым Казанского университета П. Н. Веске, финскими учеными X. Паасоненом и А. Гейкелем, с Гакадемиком А. А. Шахматовым. Последний привлекает Евсевьева к сотрудничеству в академических учреждениях и изданиях. Академик А. А. Шахматов и другие русские ученые помогли ему встать на путь изучения культуры своего народа, на путь просветительской деятельности.

           Будучи преподавателем семинарии, М. Е. Евсевьев активно участвовал в общественно-политической и научно-педагогической жизни, усиленно изучал труды корифеев русской и западной педагогики, современные методы обучения, уяснил себе цели и задачи образования и воспитания. Подлинный сын своего народа, он разделяет взгляды революционных демократов-шестидесятников на педагогическую систему. Шестидесятники стремились к воспитанию человека как личности, наделенной нравственными убеждениями, которые были выработаны народом и соответствовали его мировоззрению. Особенно близкими М. Е. Евсевьеву были взгляды великого русского педагога-гуманиста К. Д. Ушинского, который ратовал за изучение детьми родного языка и обучение их на родном языке. Это требование вытекало из идеи народности, и оно было близким и понятным М. Е. Евсевьеву—пламенному борцу за приобщение родного народа к просвещению, за подъем его культуры. В своей педагогической практике М. Е. Евсевьев всемерно стремился к преодолению коренного недостатка прежней системы школьного обучения— формализма, оторванности от жизни, зубрежки. Он стремился использовать разнообразные методические средства и приемы, учебный материал преподносил наглядно, доходчиво, интересно. На уроках он был строг и требователен, но справедлив. Он умело пользовался методом убеждения, стоял за такие формы воздействия, которые способствовали воспитанию всесторонне развитой личности и не сковывали ее творческих возможностей.

     М. Е. Евсевьев проявлял большую заботу о женском образовании. Смело заявлял он о необходимости открывать школы с преподаванием на родном языке не только для мальчиков, но и для девочек.

Талантливый педагог старался прививать детям высокие нравственные качества на основе трудового обучения. Сам он, с детства научившийся ценить труд, в течение 6 лет  (с 1906по 1912год) был заведующим учебными мастерскими семинарии.

          Руководствуясь мыслью, что школа должна давать учащимся теоретические знания и практические навыки, необходимые в жизни каждому человеку, он воспитывал у учащихся любовь и уважение к труду.

           М.Е. Евсевьев придавал школе решающее значение в просвещении народа, выступал за организацию широкой сети народных школ. С этой целью он же в 1885 году берется за составление мордовских— мокшанского и эрзянского— букварей, а в

1888году —первоначального учебника русского языка для мокши и эрзи. Эти

учебники  сыграли значительную роль в распространении  первоначальной грамотности среди  мордовского населения.

           М. Е. Евсевьев пристально следил за работой народных школ и школ грамоты, за постановкой дела просвещения мордовского народа. Он систематически посещал народные школы, вел большую переписку с учителями, принимал живейшее участие в создании новых школ.

           Характерной чертой педагога было постоянное стремление к

совершенствованию своих знаний, к повышению своего мастерства. Так, в декабре

1897 года М.Е. Евсевьев сдал испытания на звание учителя уездного училища. В 1898

году  он определяется вольнослушателем историко-филологического факультета Казанского университета и в 1900 году кончает его.

           Педагог просветитель демократического направления М.Е. Евсевьев пользовался большим уважением среди студентов как близкий человек, внимательный к интересам и запросам студенческой молодежи. Он завоевал заслуженный авторитет и среди своих коллег-преподавателей. Как поборник женского образования, с 1898 по1906 год М.Е. Евсевьев состоял членом и избирался секретарем Совета Казанского Родионовского женского института. Педагогический совет семинарии многие годы подряд назначал его классным наставником. Ему поручалось составление программы по русскому и славянскому языкам и по географии для приготовительных классов. В октябре 1916 года он был избран председателем предметной комиссии по русскому языку.

     Огромная и плодотворная работа М. Е. Евсевьева на ниве народного просвещения до Великой Октябрьской социалистической революции постоянно наталкивалась на всякие препятствия, учиняемые официальными властями. Реакционное царское правительство— злейший враг малых народов— в зародыше душило стремление к развитию национальных культур, жестоко расправлялось с прогрессивными деятелями. М. Е. Евсевьеву часто запрещались выезды в районы, заселенные мордвой, его преследовали тайные и явные агенты полиции и жандармерии, которые препятствовали общению ученого со своим родным народом.

     Новые цели и задачи школы и науки, выдвинутые после Октябрьской революции, стали направляющими и во всей жизни и научно-педагогической деятельности М. Е. Евсевьева. В его деятельности начинается новый этап, характеризуемый небывалой широтой и многогранностью.

С первых же дней Советской власти М.Е. Евсевьев становится организатором и руководителем  мордовского культурно-просветительного общества, поставившего своей целью объединение интеллигентных и народных сил для подготовки народа к жизни при новом государственном строе и поднятия культурного состояния мордвы.

           В новых социальных условиях, когда широкие массы народа под руководством Коммунистической партии поднялись до величайшего исторического творчества, с огромной силой раскрылись и организаторские способности выдающегося мордовского ученого. Он выступает инициатором многих больших начинаний в области культурного строительства. В своих докладах на съезде национальностей Поволжья в Симбирске и Первой Мордовской губернской конференции в Саратове уже в декабре 1917 года М. Е. Евсевьев поднимает вопросы об издании периодической литературы, организации широкой сети школ с преподаванием на родном языке. Он возглавляет мордовские делегации, направлявшиеся в Наркомпрос, в частности, для ходатайства об открытии учительских школ, где бы готовились национальные педагогические кадры. Наряду с привлечением старого учительства, готового к сотрудничеству с Советской властью, М. Е. Евсевьев организует подготовку новых учительских кадров. При его активнейшем участии еще в годы гражданской войны создаются кратковременные курсы по подготовке и переподготовке мордовских учителей в Москве,  Казани,  Симбирске,  Нижнем Новгороде, Самаре, Пензе.

     При деятельном содействии М. Е. Евсевьева в1918 году открывается мордовская учительская семинария в селе Мачкасы Петровского уезда Саратовской губернии. В1919 году после упразднения Казанской «инородческой» учительской семинарии М. Е. Евсевьев возглавляет, как директор, Казанские трехгодичные курсы по подготовке мордовских учителей.

Информация о работе Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа