Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 17:38, курсовая работа
Макар Евсевьевич Евсевьев— выдающийся мордовский ученый-просветитель конца XIX и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. его труды пользуются большой популярностью в нашей стране и среди зарубежных ученых
финно-угроведов. Всесторонне одаренный и эрудированный, он внес в сокровищницу
мордовской национальной культуры огромный вклад. В его лице мы имеем
талантливого ученого-лингвиста и историка-этнографа, фольклориста и педагога.
По своим общественным взглядам, мировоззрению М. Е. Евсевьев примыкал к кругу
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМ. Н.П. ОГАРЕВА
ФАКУЛЬТЕТ
НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине «Культурология»
на тему
«Макар
Евсевьевич Евсевьев
как просветитель мордовского
народа»
Макар Евсевьевич Евсевьев— выдающийся
мордовский ученый-просветитель конца
XIX и начала XX века, вышедший из народных
глубин и заслуживший признательность
не только мордовского, но и других приволжских
народов. его труды пользуются большой
популярностью в нашей стране и среди
зарубежных ученых
финно-угроведов. Всесторонне одаренный и
эрудированный, он внес в сокровищницу
мордовской национальной культуры огромный вклад. В
его лице мы имеем
талантливого ученого-лингвиста и историка-этнографа,
По своим общественным взглядам,
прогрессивных деятелей русской культуры
и ученых малых национальностей
Поволжья. Он глубоко воспринял демократические
идеи И. Н. Ульянова, хорошо знал
и разделял просветительские взгляды
известного ученого и педагога чувашского
народа И. Я. Яковлева. М. Е. Евсевьев сыграл
огромную роль в развитии русско-мордовских
культурных связей. В своих исследованиях
он опирался прежде всего на достижения
русской
передовой общественной мысли и науки.
Научно-педагогическая деятельность М. Е. Евсевьева
в дореволюционный период развернулась
в Казани— одном из крупных центров революционного
движения того времени, когда там возникали
и действовали известные подпольные революционные организации,
Жизнь М. Е. Евсевьева в советский период
характеризуется расцветом его творческих
сил, кипучей общественной и научной деятельностью, глубоким
М. Е. Евсевьев родился 18 января (по н. с. 31 января) 1864 года в деревне Малые Кармалы (Цярмун) Муратовской волости Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Первомайский район Чувашской АССР) в многодетной мордовской семье. Отец его Евсевий Тихонович и мать Ирина Петровна Кабаевы были трудолюбивыми и заботливыми родителями. Однако семья Кабаевых жила в постоянной бедности и нужде, в вечных хлопотах о воспитании и содержании четырнадцати детей.
Евсевий Тихонович и Ирина Петровна отличались
незаурядными способностями, хорошей памятью, любили
мордовскую народную музыку. Они хранили
в своей памяти огромные богатства устно-поэтического
творчества: хорошо знали и исполняли народные
песни, сказки, легенды,
В 1872 году Макар Евсевьев был отдан в Шераутскую начальную школу, находившуюся в семи верстах от его родного села. Мальчик учился хорошо, проявлял большой интерес к знаниям. После окончания сельской школы он мечтал о дальнейшей учебе. И это сбылось через два года. В 1878 году 14-летний Макар Евсевьев пешком отправился в далекую Казань и с большим трудом после длительных хлопот, поступил в учительскую «инородческую» семинарию. Здесь он успешно осваивал теоретический курс семинарских наук. Юноша проявлял особый интерес к гуманитарным наукам, увлекался филологией. Вместе с этим уже в семинарии Евсевьев проявлял склонность к исследовательской работе.
В 1883 году Евсевьев с отличием окончил семинарию и как весьма преуспевающий в науках был оставлен преподавателем семинарии. С этого времени он целиком посвящает себя научно-педагогической деятельности.
На формирование педагогических воззрений М. Е. Евсевьева большое влияние оказала демократически настроенная часть педагогов Казанской учительской семинарии, в частности директор Ильминский, который много сделал в области просвещения малых народностей Поволжья.
Талантливый молодой
преподаватель семинарии М. Е. Евсевьев
вскоре был замечен учеными не только
Казани, но и Москвы, Петербурга,
Будучи преподавателем семинарии, М. Е. Евсевьев
активно участвовал в общественно-политической
и научно-педагогической жизни, усиленно
изучал труды корифеев русской и западной
педагогики, современные методы обучения, уяснил
себе цели и задачи образования и воспитания. Подлинный сын
М. Е. Евсевьев проявлял большую заботу о женском образовании. Смело заявлял он о необходимости открывать школы с преподаванием на родном языке не только для мальчиков, но и для девочек.
Талантливый педагог
старался прививать детям высокие нравственные качества
на основе трудового обучения. Сам он, с
детства научившийся ценить труд, в течение
6 лет (с 1906по 1912год) был
Руководствуясь мыслью, что школа должна давать учащимся теоретические знания и практические навыки, необходимые в жизни каждому человеку, он воспитывал у учащихся любовь и уважение к труду.
М.Е. Евсевьев придавал школе решающее значение в просвещении народа, выступал за организацию широкой сети народных школ. С этой целью он же в 1885 году берется за составление мордовских— мокшанского и эрзянского— букварей, а в
1888году —первоначального учебника русского языка для мокши и эрзи. Эти
учебники сыграли значительную роль в распространении первоначальной грамотности среди мордовского населения.
М. Е. Евсевьев пристально следил за работой народных школ и школ грамоты, за постановкой дела просвещения мордовского народа. Он систематически посещал народные школы, вел большую переписку с учителями, принимал живейшее участие в создании новых школ.
Характерной чертой педагога было постоянное стремление к
совершенствованию своих знаний, к повышению своего мастерства. Так, в декабре
1897 года М.Е. Евсевьев сдал испытания на звание учителя уездного училища. В 1898
году он определяется вольнослушателем историко-филологического факультета Казанского университета и в 1900 году кончает его.
Педагог просветитель демократического
направления М.Е. Евсевьев пользовался
большим уважением среди студентов как
близкий человек, внимательный к интересам
и запросам студенческой молодежи. Он завоевал
заслуженный авторитет и среди своих коллег-преподавателей. Как
поборник женского образования, с 1898 по1906 год
М.Е. Евсевьев состоял членом и избирался
секретарем Совета Казанского Родионовского женского
института. Педагогический совет семинарии
многие годы подряд назначал его классным наставником. Ему
Огромная
и плодотворная работа М. Е. Евсевьева на
ниве народного просвещения до Великой
Октябрьской социалистической революции
постоянно наталкивалась на всякие препятствия, учиняемые
официальными властями. Реакционное царское
правительство— злейший враг малых народов— в
зародыше душило стремление к развитию
национальных культур, жестоко расправлялось
с прогрессивными деятелями. М. Е. Евсевьеву
часто запрещались выезды в районы, заселенные мордвой, его
преследовали тайные и явные агенты полиции
и жандармерии, которые
Новые цели и задачи школы и науки, выдвинутые после Октябрьской революции, стали направляющими и во всей жизни и научно-педагогической деятельности М. Е. Евсевьева. В его деятельности начинается новый этап, характеризуемый небывалой широтой и многогранностью.
С первых
же дней Советской власти М.Е. Евсевьев
становится организатором и руководителем
мордовского культурно-
В новых социальных условиях, когда широкие массы народа под руководством Коммунистической партии поднялись до величайшего исторического творчества, с огромной силой раскрылись и организаторские способности выдающегося мордовского ученого. Он выступает инициатором многих больших начинаний в области культурного строительства. В своих докладах на съезде национальностей Поволжья в Симбирске и Первой Мордовской губернской конференции в Саратове уже в декабре 1917 года М. Е. Евсевьев поднимает вопросы об издании периодической литературы, организации широкой сети школ с преподаванием на родном языке. Он возглавляет мордовские делегации, направлявшиеся в Наркомпрос, в частности, для ходатайства об открытии учительских школ, где бы готовились национальные педагогические кадры. Наряду с привлечением старого учительства, готового к сотрудничеству с Советской властью, М. Е. Евсевьев организует подготовку новых учительских кадров. При его активнейшем участии еще в годы гражданской войны создаются кратковременные курсы по подготовке и переподготовке мордовских учителей в Москве, Казани, Симбирске, Нижнем Новгороде, Самаре, Пензе.
При деятельном содействии М. Е. Евсевьева в1918 году открывается мордовская учительская семинария в селе Мачкасы Петровского уезда Саратовской губернии. В1919 году после упразднения Казанской «инородческой» учительской семинарии М. Е. Евсевьев возглавляет, как директор, Казанские трехгодичные курсы по подготовке мордовских учителей.
Информация о работе Макар Евсевьевич Евсевьев как просветитель мордовского народа