Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций
Лекция 1. История возникновения и развития межкультурной коммуникации.
Лекции 2-3. Культура и культурное многообразие мира.
Лекции 4-5. Культурная идентичность.
Лекция 5. Культура и коммуникация.
Лекции 5-6. Освоение культуры.
ЛЕКЦИИ 7-8. ВИДЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Культура и ценности
С раннего детства каждый ребенок овладевает родным языком и усваивает культуру, к которой принадлежит. Это происходит в процессе общения с близкими и незнакомыми людьми, в домашней среде, с помощью вербальных и невербальных способов общения. В повседневной житейской практике человек сам определяет для себя полезность или вредность различных предметов и явлений окружающего мира с точки зрения добра и зла, истины и заблуждения, справедливого и несправедливого. Категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений. Осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего нет. В результате этого формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни. Каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость.
Роль ценностей в жизни как отдельного индивида, так и общества в целом чрезвычайно велика. В соответствии с ними происходит отбор информации в процессе общения, устанавливаются " социальные отношения, формируются аффекты (эмоции и чувства), навыки взаимодействия и т.д. Таким образом, ценность не есть вещь, а есть отношение к вещи, явлению, событию, процессу и т.п. Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и самим собой. Исходя из такого понимания К. Клакхон и Ф. Стродбек определили ценности как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем».
В человеческом сознании существует одновременно множество ценностей, поэтому вполне оправданно говорить о системе ценностей, поскольку ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены по отношению друг к другу. Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире. Система ценностей обыкновенно представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.
Если рассматривать
ценность как значимость чего-либо
для человека и общества, то это
понятие наполняется
В процессе межкультурных контактов обнаруживается
огромная разница между тем, как воспринимаются
одни и те же ценности людьми разных культур.
Среди громадного числа разнообразных
восприятий, тем не менее, можно выделить
группу таких, которые совпадают и по характеру
оценок, и по содержанию. Такого рода ценности
получили название универсальных, или
общечеловеческих. Их универсальный характер
обусловливается тем, что основные черты
таких ценностей базируются на биологической
природе человека и на всеобщих свойствах
социального взаимодействия. Так, например,
нет ни одной культуры в мире, где оценивалось
бы положительно убийство, ложь и воровство.
В каждой культуре существуют лишь свои
границы терпимости этих явлений, но общая
их негативная оценка однозначна.
Рассмотрение культуры как системы ценностей
логично ставит вопрос о формах их существования
и сферах распространения. В культурной
антропологии принято выделять четыре
основные сферы культурных ценностей:
быт, идеологию, религию и художественную
культуру. В контексте межкультурной коммуникации
из этих сфер наиболее важное значение
имеет сфера быта, представляющая собой
исторически первую сферу возникновения
и существования культурных ценностей.
Несмотря на наличие идеологии, религии
и искусства бытовая культура и сегодня
остается основополагающей для формирования
личности, поскольку это формирование
начинается еще в детстве, когда человек
не способен к освоению культурных ценностей
идеологии, религии и искусства. Специфика
бытовой культуры состоит в том, что она
вырабатывает те ценности, которые имеют
основополагающее значение для межкультурной
коммуникации. Именно быт является хранителем
исторической памяти культуры, поскольку
он значительно устойчивее идеологии
и религии и изменяется гораздо медленнее,
чем они. Поэтому именно бытовая культура
в большей степени содержит в себе ценности
«вечные», общечеловеческие и этнические.
Кроме того, именно бытовые ценности являются
основой существования идеологии, религии
и искусства. Нормы и ценности бытовой
культуры являются самодостаточными.
Это значит, что, пользуясь только ценностями
бытовой культуры, человек может иметь
устойчивые ориентиры для жизни в условиях
соответствующей культуры. Дополнительное
значение бытовой культуре при межкультурной
коммуникации придает ее стихийный характер.
Ценности бытовой культуры рождаются
в процессе житейской практики и имеют
утилитарную направленность. Поэтому
они не нуждаются в обосновании и доказательстве,
носители данной культуры воспринимают
их как естественные и само собой разумеющиеся.
Их оказывается вполне достаточно для
приобщения человека к культуре.
Культурные ценности,
как уже было отмечено, в жизни
каждого человека имеют разное значение.
Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие — ценностей
индивидуализма. Так, человек в США в первую
очередь считает себя индивидом, а уж потом
членом социума, в то время как во многих
других странах, таких, как Япония, люди
в первую очередь считают себя членом
социума и только потом индивидом. Когда
люди с такими разными ориентациями вступают
в общение, особенно деловое, всегда возникают
ситуации непонимания. Например, проводя
деловые переговоры с японцами, американцы
назначают сотрудника, ответственного
за их подготовку и ведение, и, если переговоры
пройдут успешно, этот сотрудник будет
вознагражден. В японской фирме такое
невозможно, там царит коллективная ответственность
за результаты любого дела. Поэтому в Японии
никогда не выделяют кого-либо из общей
массы.
Какие ценности имеют для людей важное
значение и обладают большим влиянием,
а какие не принимаются во внимание —
зависит от культуры. Их структура и значимость
определяют своеобразие и особенности
культуры. Большая часть особенностей
собственной культуры, как правило, не
осознается и воспринимается как само
собой разумеющееся. Осознание ценностей
своей культуры наступает лишь при встрече
с представителями других культур, когда
происходит взаимодействие разных культур
и обнаруживаются различия в их ценностных
ориентациях. Именно в этих случаях возникают
ситуации непонимания, растерянности,
бессилия и раздражения, вызывающие чувство
обиды, злости, отчуждения, оскорбления.
Исключить ситуации непонимания и добиться
положительных итогов в межкультурных
контактах возможно лишь с помощью знания
особенностей ценностных ориентации партнера.
Это знание помогает предсказать его поведение,
цели, устремления, желания; оно обеспечивает
успех в общении даже с незнакомыми людьми.
Например, американский юноша-студент
познакомился с арабской девушкой, приехавшей
вместе со своим братом учиться в США.
Допустим, юноша знает ценности арабского
общества, в таком случае он знает, что
арабский мужчина считает своим долгом
защищать добродетель своей сестры. Во
взаимоотношениях с девушкой в его поведении
не должно быть и намека на возможный сексуальный
контакт. Если же юноша-американец не знает
ценностей арабского общества, он и не
будет скрывать, что ему нравится девушка,
и своими откровенными намеками в присутствии
брата непреднамеренно нанесет ему оскорбление.
Культура и язык
Однако сами по себе отдельные знаки не имеют смысла и не представляют ценности, если они не взаимосвязаны с другими знаками и не входят в определенную знаковую систему. Например, существует знаковая система приветствий: разного рода поклоны, рукопожатия, поцелуи, похлопывания по плечу и т.п.
Все многочисленные знаки и знаковые системы, которые существуют в человеческом обществе, составляют культуру того или иного времени, того или иного социума. В каждом знаке заключен какой-то смысл, который был выражен и зафиксирован в этом знаке предыдущими поколениями. Это подразумевает, что любой знак имеет свою форму и содержание. Содержание знаков представляет собой сложную, многоплановую, сконцентрированную информацию для тех, кто в состоянии ее прочитать. При этом культура каждого общества может существовать только благодаря преемственности поколений. Однако культурная память не может передаваться генетически. Все знания, умения, навыки, формы поведения, традиции и обычаи живут только в системе культуры. Поэтому сохранение культуры связано с необходимостью сохранения и передачи культурной информации каждому поколению. Ее передача осуществляется посредством передачи знаков от одного поколения другому, а также от одной культуры к другой. Взаимодействие культур играет жизненно важную роль для существования и развития культуры любого народа.
Многочисленные исследования
вопросов взаимодействия культур свидетельствуют
о том, что содержание и результаты
многообразных межкультурных
Контакты и взаимоотношения
между культурами возникают в
результате различных причин, перечислять
которые можно довольно долго. В
современных условиях бурное развитие
межкультурной коммуникации происходит
в самых разных сферах человеческой
жизни: туризме, спорте, военном сотрудничестве, личных
контактах и т.д. Происшедшие в последние
годы социальные, политические и экономические
изменения в мировом масштабе привели
к небывалой миграции народов, их переселению,
смешению и столкновению. В результате
этих процессов все больше людей переступают
раньше разделявшие их культурные барьеры.
Формируются новые явления культуры, границы
между своим и чужим стираются. Возникающие
при этом перемены охватывают практически
все формы жизни и получают в разных культурах
неоднозначную оценку. Эти оценки чаще
всего определяются особенностями взаимодействующих
культур.
Между культурами существуют значительные
различия в том, как и какие средства коммуникации
используются при общении с представителями
других культур. Так, представители индивидуалистских
западных культур больше внимания обращают
на содержание сообщения, на то, что сказано,
а не на то, как сказано. Поэтому их коммуникация
в слабой степени зависит от контекста.
Для таких культур характерен когнитивный
стиль обмена информацией, при котором
значительные требования предъявляются
беглости речи, точности использования
понятий и логике высказываний. Представители
подобных культур стремятся развивать
свои речевые навыки. Такой тип коммуникации
характерен для американской культуры.
Большинство американцев в повседневном
общении используют small talk (короткий разговор):
они задают друг другу вопросы, на которые
не предполагают получить ответы («Как
дела?», «Прекрасный денек, не правда ли?»
и т.п.). Индивидуализм американской культуры
заставляет их высказываться ясно и четко,
выдвигать сразу свои аргументы, чтобы
вызвать ответную реакцию у оппонента.
И напротив, в коллективистских культурах восточного типа при передаче информации люди склонны в большей степени обращать внимание на контекст сообщения, на то, с кем и при какой ситуации происходит общение. Эта особенность проявляется в придании особой значимости форме сообщения, тому, как сказано, а не тому, что сказано. На этом основании коммуникация в условиях восточных культур характеризуется расплывчатостью и неконкретностью речи, изобилием приблизительных форм высказывания (типа «вероятно», «может быть» и т.п.). Именно поэтому японцы в деловых взаимоотношениях обычно ведут разговор «вокруг да около», долго рассуждая обо всем, только не об основном предмете общения. Эта стратегия позволяет им лучше узнать о намерениях партнеров, чтобы настроиться на главную тему, либо противостоять, не уронив при этом достоинства своих партнеров.
Большое количество наблюдений и исследований в области межкультурной коммуникации позволяет сделать вывод, что ее содержание и результаты также во многом зависят от господствующих в какой-либо культуре ценностей, норм поведения, установок и т.д. Во взаимосвязи культуры и коммуникации происходит их взаимное влияние друг на друга. Так, например, в каждой культуре существуют свои представления о вежливости. Во многих арабских странах считается крайне невежливым спрашивать о чем-то партнера по сделке, если нет уверенности, что он может дать точный ответ. Если американцы прямо говорят, что думают, то для японцев или арабов важно не допустить, чтобы их партнер покраснел из-за того, что у него спросили нечто такое, на что он не смог ответить. Поэтому в Японии, а также во всем арабском мире считается крайне невежливым однозначно ответить кому-либо «нет». Если человек не хочет принимать приглашение, то он отвечает, что он не знает, поскольку у него много дел. На Запад таким путем также стремятся избежать конкретных ответов, н там все же чаще даются и ожидаются конкретные ответы. В азиатских культурах столь прямое поведение может служить причине прекращения отношений. Но в прямолинейной американской культуре существует табу, запрещающее называть физические недостатки другого человека. Вероятно, это обусловлено постоянным стремлением американцев всегда быть в отличной форме и молодо выглядеть.
Вольно или невольно на протяжении своей жизни люди входят в состав тех или иных социокультурных групп. Каждая такая группа обладает своей микрокультурой (субкультурой) в составе материнской культуры и имеет с ней как сходства, так и различия. Различия могут быть вызваны социальными настроениями, образованием, традициями и другими причинами. Субкультуры основываются на взаимном самовосприятии своих членов, определяемом расовой, религиозной, географической, языковой, возрастной, половой, трудовой, семейной принадлежностью их членов. И в зависимости от такого рода принадлежности они придерживаются той или иной модели поведения. Определяющим фактором в коммуникативном поведении может служить принадлежность к какой-либо общественной организации, обладающей своими нормами, правилами, принципами и моделями общения. Каждая организация имеет свой набор традиций и правил, которые директивно или косвенно предписывают членам данной организации формы общения друг с другом и с представителями других организаций. Например, организация, которая свою репутацию ставит на первое место, будет испытывать определенный дискомфорт при общении с организацией, для которой более важными являются другие характеристики. В этом случае организационные нормы оказывают большое влияние на стиль общения членов организации, их самомнение, эффективность взаимодействия с представителями других организаций.