Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций
Лекция 1. История возникновения и развития межкультурной коммуникации.
Лекции 2-3. Культура и культурное многообразие мира.
Лекции 4-5. Культурная идентичность.
Лекция 5. Культура и коммуникация.
Лекции 5-6. Освоение культуры.
ЛЕКЦИИ 7-8. ВИДЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
Этноцентризм
При контактах с другими
культурами большинство людей судят
о чужих культурных ценностях, используя
в качестве образца и критерия культурные ценности собственного
этноса. Такой тип ценностного суждения
принято называть этноцентризмом. Этноцентризм
представляет собой психологическую установку
воспринимать и оценивать другие культуры
и поведение их представителей через призму
своей культуры. Чаще всего этноцентризм
подразумевает, что собственная культура
превосходит другие культуры, и в этом
случае она расценивается как единственно
правильная, превосходящие все другие,
которые, таким образом, недооцениваются.
Все, что отклоняется от норм, обычаев,
системы ценностей, привычек, типов поведения
собственной культуры, считается низкопробным
и классифицируется как неполноценное
по отношению к своему. Собственная культура
ставится в центр мира и рассматривает
себя как меру всех вещей. Этноцентризм
означает, что ценности других культур
рассматриваются и оцениваются с точки
зрения своей собственной культуры.
Этноцентристское видение мира имеет
глубокие корни в человеческой истории.
Еще в античности греки жестко делили
все народы на эллинов и варваров. Уже
в сочинениях Геродота варвар описывался
как чужеродный и отталкивающий, необразованный,
неуклюжий, тупой, нелюдимый. Он раболепен,
труслив, полон необузданных страстей,
своенравен, страшен, жесток, неверен,
жаден. Примерно аналогичные оценки давали
китайцы гуннам: «Эти варвары выглядят
как звери, и поэтому их дружественные
речи ничего не стоят». Для римлян германцы
были «мужчинами, у которых общими с людьми
были только голоса и размер тела».
Уничижительное отношение к другим народам
и культурам основывается на убеждении,
что они являются «нечеловеческими», «чужими».
Это встречается у самых разных народов
мира: у эскимосов на Севере, у южноафриканской
народности банту, у народа сан в Юго-Восточной
Азии. Превосходство собственной культуры
выглядит естественным и имеет положительную
оценку, «чужое» же представляется в странном,
неестественном виде. Бесспорная абсолютизация
собственной культуры закономерно принижает
ценность чужих культур, считая их худшими
и низшими. Носители такого типа мировоззрения
не осознают, что другие народы развивают
свою культуру для того, чтобы сделать
осмысленной свою собственную жизнь и
установить порядок в своих собственных
обществах. Как отмечают К. Ситарам и Г.
Когделл, иерархическая система Востока
и кастовая система Южной Азии сложились
в соответствующих культурах более двух
тысячелетий назад для упорядочения общественной
жизни, и она успешно выполнила свою историческую
роль. Но европейцам кастовая и иерархическая
системы общественного устройства кажутся
сегодня ужасными. И напротив, горизонтальная
система западных культур кажется азиатам
ненормальной и непонятной. Они до сих
пор убеждены, что абсолютного равенства
между людьми не существует, и недоверчиво
относятся к так называемому равенству
западных культур.
Исследования этноцентризма, проведенные
Д. Кемпбеллом и его коллегами, показали,
что для него свойственно:
• считать то, что происходит в своей культуре, естественным и правильным, а то, что происходит в других культурах, неестественным и неправильным;
• рассматривать обычаи своей группы как универсальные: что хорошо для нас, то хорошо и для других;
• воспринимать нормы и ценности своей этнической группы как безусловно верные;
• оказывать при необходимости всестороннюю помощь членам своей группы;
• действовать в интересах своей группы;
• чувствовать неприязнь по отношению к другим этническим группам;
• гордиться своей
группой.
Этноцентристская переоценка
собственной культуры встречается
у многих народов в разных регионах
мира. Высокая оценка собственной культуры и принижение чужих
культур основываются на том обстоятельстве,
что многие народы и племена еще на раннем
этапе своей истории обозначили себя как
«людей», а все, что находилось за пределами
их культуры, было обозначено как «нечеловеческое»,
«варварское». Такого рода убеждения встречаются
у многих народов во всех регионах мира:
у эскимосов Северной Америки, у африканского
племени банту, у азиатской народности
сан, в Южной Америке у народа мундуруку.
Чувство превосходства было также ярко
выражено в свое время и у европейских
колонизаторов: большинство европейцев
рассматривали неевропейских жителей
колоний как социально, культурно и расовонеполноценных,
а свой собственный образ жизни, разумеется,
как единственно верный. Если у туземцев
были иные религиозные представления,
они становились язычниками, если у них
были свои сексуальные представления
и табу, их называли безнравственными,
если они не старались усердно работать,
то считались ленивыми, если они не разделяли
мнение колонизаторов, их называли тупыми.
Провозглашая собственные стандарты абсолютными,
европейцы осуждали всякое отклонение
от европейского образа жизни, не допуская
при этом мысли о том, что туземцы могут
иметь собственные стандарты.
Большинство культурных антропологов
сходятся во мнении, что этноцентризм
в той или иной степени свойственен любой
культуре. Во многих из них принято считать,
что смотреть на мир через призму своей
культуры является естественным, и это
имеет как положительные, так и отрицательные
моменты. Положительные заключаются в
том, что этноцентризм позволяет бессознательно
отделить носителей чужой культуры от
своей, одну этнокультурную группу от
другой. Негативная его сторона заключается
в сознательном стремлении изолировать
одних людей от других, сформировать уничижительное
отношение одной культуры по отношению
к другой.
Как уже было отмечено, культура любого
народа представляет собой сложную систему
ценностей, в которой находят проявление
культурная деятельность и отношения
ее носителей. Каждый элемент этой системы
имеет определенный смысл для той или
иной социальной общности. Процесс познания
культуры при таком подходе представляет
собой выявление ценностных значений
соответствующих предметов, явлений, отношений.
Результаты этой познавательной деятельности
закрепляются в сознании людей в виде
соответствующих смыслов. Смысл в свою
очередь представляет собой элемент сознания
индивида, в котором раскрывается сущность
изучаемого предмета или явления, его
свойства и формы культурной деятельности,
его породившие.
В процессе межкультурной коммуникации
взаимодействующим сторонам приходится
сталкиваться с необходимостью осмысления
чужой культуры, что имеет свои особенности.
Уже сама установка на осмысление явлений
чужой, неизвестной культуры принципиально
отличается от осмысления тех или иных
явлений своей собственной культуры. В
данном случае оказываются неприемлемыми
попытки использовать нормативно-ценностную
систему своей культуры, поскольку это
неизбежно приводит к неадекватным результатам.
И наоборот, попытка осмыслить чужую культуру
характерными для нее способами также
приносит те же неверные результаты.
Интерпретация (объяснение) явлений чужой
культуры происходит в результате столкновения
привычного и непривычного. Это создает
ситуацию отстранения, в соответствии
с которой понимание чего-то нового, неизвестного
происходит путем сравнения с привычными
и известными явлениями подобного рода
из собственной культуры. Такой механизм
освоения чужой культуры придает изучаемым
ею явлениям вторичный характер, поскольку
прообразом и критерием (первичным) становится
здесь какое-то явление собственной культуры.
Вторичный характер знания о чужой культуре
не является второсортным по своему качеству.
Это знание также представляет ценность,
поскольку по своему содержанию зависит
от наличия и соотношения в нем различных
компонентов понимания (объема информации,
культурной значимости, способов интерпретации).
В зависимости от этого интерпретация
может быть адекватной или неадекватной.
В качестве примера интерпретации чужой
культуры по стандартам своей может служить
репортаж русской журналистки о знаменитом
Кёльнском карнавале: «Тысячи людей, собравшихся
на площади, скандируют лозунги в состоянии
экстаза; они идут по улице в одном направлении,
выпадая из пивных и распевая песни. Вы
в Кёльне конца второго тысячелетия —
городе, в котором остановилось время.
Полтора миллиона человек, выпавших из
реальности, забывших о своем бюргерстве,
экономности и добропорядочности, впали
в языческую оргию, бродят пьяными по улицам,
целуются с незнакомыми, пристают к девушкам
и засыпают в чужих постелях. Это Кёльн,
который сменил свое деловое лицо на хохочущую
физиономию средневекового шута. Немец
в ауте, переходящий дорогу на красный
свет, одетый в рясу монаха-доминиканца,
заставляет любого иностранца, махнув
на все рукой, завалиться вслед за гражданином
цивилизованной Германии в грязный кабак,
раскачиваться там за столом, залитым
пивом, и орать песни. ...Всего шесть марок,
и будь ты президентом компании или простым
мусорщиком — пьянство и разгул сравняют
вас. Благородные фрау, студентки-отличницы,
матери семейств превращаются в уличных
девок. ...Человек живет душой, которая
уходит куда-то в глубину, теперь его душа
— это желудок, огромный живот, который
надо набить сосисками, пирожками, залить
пивом. Новая душа — желудок — жрет, она
пожирает эти мгновения праздника, который
живет всего несколько дней, — и не может
насытиться. Сейчас главное для всех —
это жрать, пить и трахаться» (Муравлёва
Н. В.; 63).
В то же время описание Кёльнского карнавала
в немецкой справочной литературе интерпретирует
его как «...одно из старейших в Рейнских
областях карнавальных празднеств, неотъемлемая
часть картины культуры Германии. 11 числа
11 месяца в 11 часов дня начинается подготовка
к карнавалу, который проходит в последнюю
неделю перед великим постом. Празднества
начинаются в так называемый "бабий
четверг", когда женщины стремятся отрезать
у мужчин как можно больше галстуков. В
последующие дни в городе проходят костюмированные
балы и уличные карнавальные шествия в
различных районах города. Апогей праздника
— "сумасшедший понедельник". В этот
день проходит общегородское карнавальное
шествие в центральной части города, его
участники в красочных костюмах едут на
открытых машинах или верхом на лошадях,
бросают в толпу сладости и букетики цветов,
выкрикивают традиционные карнавальные
приветствия...»
Перед нами две интерпретации одного и
того же явления культуры, каждая из интерпретаций
сделана по стандартам своей культуры.
Но в первом случае интерпретировалось
явление чужой культуры, и тут карнавал
предстает как царство пьянства, разгула,
разврата. Совершенно в ином свете интерпретируется
карнавал носителями немецкой культуры.
В их представлении карнавал — это праздник
веселья, радости, любви к ближнему.
Значение этноцентризма для процесса
межкультурной коммуникации учеными оценивается
неоднозначно. Довольно большая группа
исследователей полагает, что этноцентризм
в целом представляет собой негативное
явление, равнозначное национализму и
даже расизму. Эта оценка этноцентризма
проявляется в тенденции неприятия всех
чужих этнических групп в сочетании с
завышенной оценкой собственной группы.
Но как любое социально-психологическое
явление он не может рассматриваться только
отрицательно. Хотя этноцентризм часто
создает препятствия для межкультурной
коммуникации, но одновременно он выполняет
полезную для группы функцию поддержания
идентичности и даже сохранения целостности
и специфичности группы.
Исследователи этноцентризма отмечают, что он может проявляться в большей или меньшей степени. Последнее зависит от особенностей культуры. Так, существуют данные, что представители коллективистских культур более этноцентричны, чем члены индивидуалистских культур. При анализе этноцентризма необходимо также учитывать социальные факторы, поскольку на степень его выраженности оказывают влияние прежде всего система социальных отношений и состояние межэтнических отношений в данном обществе. Если в обществе некритическое отношение распространено не на все сферы жизнедеятельности этнической группы и присутствует стремление понять и оценить чужую культуру, то это благожелательная, или гибкая, разновидность этноцентризма. При наличии этнического конфликта между общностями этноцентризм может проявляться в ярко выраженных формах. При таком этноцентризме, получившем название воинственного, люди не только судят о чужих ценностях исходя из собственных, но и навязывают последние другим. Воинственный этноцентризм выражается, как правило, в ненависти, недоверии, обвинении других групп в собственных неудачах
Культурный релятивизм
как теоретическая и методологическая
основа МКК
В процессе контактов с представителями
других культур люди встречаются, совершают
какие-то действия и поступки, обмениваются
взглядами и мыслями. При этом смысл каждого
конкретного поступка им необходимо понять,
ибо он не всегда лежит на поверхности.
Чаще всего этот смысл и значение следует
искать в традиционных для той или иной
культуры представлениях о нормальном
типе поведения и отношений. Многочисленные
примеры из практики межкультурной коммуникации
показывают, что правильный вывод о смысле
соответствующего поступка можно сделать
только с позиции внутрикультурной точки
зрения. Ведь никакого универсального
нормального поведения не существует.
Правила культуры, к которой мы принадлежим,
также относительны и не имеют универсальной
значимости. Чтобы понять поведение представителя
другой культуры, надо знать, насколько
традиционно его поведение для его собственной
культуры.
Раскрытие смыслов и значений явлений
другой культуры зачастую происходит
в соответствии со стандартами и нормами
своей собственной культуры. В обыденном
сознании свои культурные ценности рассматриваются
как лучшие и более понятные. Такой подход
представляется естественным и нормальным,
если не принимать во внимание тот факт,
что одни и те же явления в различных культурах
имеют разный смысл. А это, в свою очередь,
означает, что культура не подчиняется
каким-либо абсолютным критериям. Культура
каждого народа относительна, и поэтому
адекватно ее оценить можно только в ее
собственных рамках и границах. Данный
методологический подход в культурной
антропологии получил название культурный
релятивизм.
Основные идеи культурного релятивизма
были сформулированы американским социологом
Уильямом Самнером, который полагал, что
культура любого народа может быть понята
только в рамках ее собственных ценностей
и в ее собственном контексте. Развивая
эту идею, известный американский культурный
антрополог Рут Бенедикт дала развернутую
трактовку культурного релятивизма, предположив,
что любая культура должна пониматься
не только из собственных предпосылок,
но и рассматриваться в своей целостности.
Она считала, что обычаи, правила, традиции
не могут быть адекватно поняты или оценены
вне рамок своей культуры.
Главная идея культурного релятивизма
состоит в признании равноправия культурных
ценностей, созданных и создаваемых разными
народами. Согласно культурному релятивизму
не существует элитарных или неполноценных
культур, все культуры по-своему неповторимы,
и ошибочно сравнивать их друг с другом.
Иными словами, культуры всех народов
одинаково ценны, но о ценности каждой
из них можно судить лишь в рамках данной
культуры. Тем самым культурный релятивизм
означает признание самостоятельности
и полноценности каждой культуры, отрицание
абсолютного значения американской или
европейской системы оценок, принципиальный
отказ от этноцентризма и европо-центризма
при сравнении культур разных народов.
Принцип культурного релятивизма играет
важную роль в межкультурной коммуникации,
поскольку требует уважения и терпимости
к нормам, ценностям и типам поведения
чужих культур. Он предполагает практическое
отношение к культуре каждого народа,
формируя стремление понять культуру
изнутри, осознать смысл ее функционирования
на основе представлений об идеальном
и желаемом, распространенном в ней.
Методы изучения культурных
систем и межкультурных ситуаций
История становления межкультурной коммуникации
как учебной дисциплины убедительно свидетельствует,
что она изначально формировалась на основе
интеграции различных гуманитарных наук
и их методов. Основоположниками межкультурной
коммуникации были представители различных
научных отраслей: лингвистики, антропологии,
психологии, социологии, этнологии, фольклористики
и т.д. В процессе их совместной работы
теории и методы этих областей знаний
смешивались, придавая межкультурной
коммуникации интегративный характер,
который стал и остается в ней до сих пор
основополагающим.
Однако междисциплинарный характер межкультурной
коммуникации не исключает наличия специфических,
характерных для каждой отдельной науки
подходов к ее исследованию. В результате
постепенно сложились три методологических
подхода к изучению межкультурного общения:
функциональный, объяснительный и критический.
Эти подходы основываются на различных
представлениях о природе человека, человеческом
поведении и природе человеческих знаний.
Каждый из них вносит свой вклад в наше
понимание процесса межкультурного общения.
Функциональный подход сложился в 1980-е
годы и основывается на методах социологии
и психологии. Согласно этому подходу
культуру любого народа можно описать
с помощью различных методов. Любые изменения
в культуре также могут быть измерены
и описаны. Культура определяет поведение
и общение человека, и поэтому они также
поддаются описанию и могут быть предсказаны.
Основная цель заключается в том, чтобы
показать специфику влияния культуры
на коммуникацию. Сравнение культурных
различий взаимодействующих сторон позволяет
предсказать успех или провал их коммуникации.
Результатом функционального подхода
стала теория коммуникационного приспособления,
которая утверждает, что в ситуациях межкультурной
коммуникации люди зачастую меняют модели
своего коммуникативного поведения, приспосабливаясь
к моделям партнеров по общению. При этом
изменение стиля коммуникации происходит
быстрее во время ненапряженного, спокойного
общения или в случаях, когда партнеры
не видят большой разницы между собой
и собеседником. Даже из собственного
опыта общения с представителями других
культур можно сделать вывод, что мы предпочтем
подстроиться к собеседнику, если оцениваем
его положительно. Например, при общении
с иностранцем мы можем говорить медленнее,
яснее и отчетливее, использовать меньше
жаргонной лексики, облегчая процесс общения
для собеседника.
Функциональный подход позволяет изучать стили общения в разных культурах. Так, известный американский исследователь межкультурной коммуникации Дэн Бернланд с помощью этого подхода сравнил стили общения в Японии и США. Он установил довольно много различий, включая и различия в том, как представители японской и американской культур говорят комплименты и извиняются. Оказалось, что в обеих культурах люди предпочитают простые извинения, но американцы склонны значительно чаще извиняться и хвалить своего партнера. При возникновении одних и тех же неурядиц и проблем японцы предпочитают быстрые действия по их устранению, в то время как американцы склонны давать объяснения и приносить извинения.
Объяснительный (или интерпретирующий)
подход также получил распространение
в конце 1980-х годов. Сторонники этого подхода полагают, что окружающий
человека мир не является чуждым ему, поскольку
создается человеком. В ходе сознательной
деятельности человек получает субъективный
опыт, в том числе и в общении с представителями
других культур. В силу субъективности
человеческого опыта поведение человека
становится непредсказуемым, и на него
невозможно каким-либо образом повлиять.
Цель объяснительного подхода заключается
в том, чтобы понять и описать, но не предсказать
поведение человека. Сторонники объяснительного
подхода рассматривают культуру как среду
обитания человека, созданную и изменяемую
через общение. В этом подходе используются
методы антропологии и лингвистики: ролевые
игры, включенное наблюдение и др. Основное
внимание обычно акцентируется на понимании
коммуникационных моделей внутри отдельной
культурной группы. В процессе исследований
межкультурного общения, основанных на
объяснительном подходе, был сделан вывод,
что коммуникационные правила той или
иной общности людей основываются на культурных
ценностях и представлениях этой конкретной
группы.
Критический подход включает
многие положения объяснительного
подхода, но акцент в исследованиях
межкультурной коммуникации, проведенных
на его основе, делается на изучении
условий общения: ситуаций, окружающей обстановки и т.п. Сторонники данного
направления интересуются прежде всего
историческим контекстом коммуникации.
В своих исследованиях они исходят из
того, что в общении всегда присутствуют
силовые отношения. С этой точки зрения
культура рассматривается ими как поле
борьбы, место, где многочисленные объяснения
и интерпретации культурных явлений собираются
вместе и где всегда есть доминирующая
сила, которая определяет культурные различия
и характер общения. Целью изучения межкультурной
коммуникации является объяснение человеческого
поведения, а через него — изменение жизни
людей. По убеждению сторонников критического
подхода, изучение и описание доминирующей
в культурных ситуациях силы научит людей
ей противостоять и более эффективно организовывать
свое общение с другими людьми и культурами.
Основным методом критического подхода
является анализ текстов. Поэтому ученые
обычно анализируют средства массовой
информации (телевизионные передачи, видеоматериалы,
публикации в печати), которые, по их мнению,
вносят основной вклад в формирование
современной культуры. Однако они не вступают
в прямые контакты с коммуникантами, не
исследуют личностные межкультурные взаимодействия.
История возникновения межкультурной коммуникации свидетельствует, что изначально у изучающих этот предмет не проявлялось активного интереса к теоретическим основам культуры и коммуникации, напротив, они хотели получить конкретные рекомендации и советы для практического общения с представителями других культур. По этой причине процесс изучения межкультурной коммуникации по многим параметрам отличается от других видов обучения. Главное отличие состоит в том, что этот процесс основывается на анализе и интерпретации реальных культурных контактов. Отсюда наиболее эффективным методом как изучения, так и обучения межкультурной коммуникации оказался тренинг, который по сравнению с классическими академическими формами организации учебного процесса в большей степени отвечал специфическим требованиям и трудностям межкультурного обучения благодаря своей близости к практике и интенсивности обучения. В то время как традиционные формы обучения занимались преимущественно общим развитием личности, тренинг был в большей степени ориентирован на практические требования и изучение конкретных ситуаций.
Такого рода ориентация стимулировала возникновение и разработку целой группы прикладных методов, применение которых в учебном процессе позволило сделать изучение межкультурной коммуникации эффективным и целенаправленным. К их числу относятся: биографическая рефлексия, полевое наблюдение, интерактивное моделирование, ролевые игры, самооценка, симуляции.
1. Метод биографической рефлексии предполагает осмысление собственной биографии с целью основ выяснения своей собственной идентичности и форм ее проявления в повседневной жизни.
С помощью анализа биографии
и воспроизведения прошлых
2. Метод интерактивного моделирования ориентирован на сознательное воспроизведение регулярно возникающих различных индивидуальных и групповых ситуаций межкультурного общения. Благодаря этому интеллектуальная и эмоциональная энергия участников процесса обучения направляется на анализ и оценку этих ситуаций. Упрощенный мир интерактивных моделей позволяет участникам лучше, чем в реальной действительности, узнать и изучить способы и виды отношений в межкультурных контактах. Кроме того, ценность метода интерактивного моделирования заключается в том, что он: 1) значительно облегчает начало процесса обучения, поскольку создает более естественную обстановку для знакомства участников; 2) кооперирует и организует участников для совместной деятельности; 3) создает условия для развития более откровенных отношений участников друг к другу; 4) заставляет обращаться к прошлому опыту участников и через это оценивать практические ситуации общения в настоящем.