Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций
Лекция 1. История возникновения и развития межкультурной коммуникации.
Лекции 2-3. Культура и культурное многообразие мира.
Лекции 4-5. Культурная идентичность.
Лекция 5. Культура и коммуникация.
Лекции 5-6. Освоение культуры.
ЛЕКЦИИ 7-8. ВИДЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
• Семья — в любой культуре она является основной ячейкой, в которой происходит инкультурация. Это может быть как большая (многопоколенная) семья традиционных обществ, так и малая (нуклеарная) семья современного общества.
• Группа друзей одного возраста — именно в контакте со сверстниками дети знакомятся как с отношениями равенства, так и с господством-подчинением. Чем старше становится индивид, тем более широким становится круг его друзей и знакомых. При этом данный круг может сохраняться на протяжении всей жизни человека.
• Школа — она дает не только формальное образование, но и знакомит ребенка со скрытым учебным планом: правилами школьной жизни, ролью учителя и т.п.
• СМИ — газеты, журналы, периодические издания, радио, кино, телевидение, компьютерные сети все больше влияют на инкультурацию, знакомя индивида с огромным массивом информации, на которую ориентируется в своей жизни человек.
Различные организации — церковь, спортивные, политические организации, кружки по увлечениям также дают индивиду важную информацию о мире, в котором он живет.
На разных этапах жизненного пути эти факторы
действуют по-разному. В раннем детстве
(до трех лет) ведущую роль в инкультурации
играет семья и особенно забота матери
о своем ребенке. Ведь в отличие от других
млекопитающих, довольно быстро овладевающих
основными навыками, необходимыми для
выживания, человеческий ребенок, чтобы
выжить, нуждается в заботе других людей,
которые будут его кормить, одевать, а
самое главное — любить. Исследования
детей, лишенных родительской любви, тесного
контакта с матерью, показали, что они
демонстрируют более низкие показатели
интеллектуального развития, у них формируется
менее устойчивая психика (вплоть до развития
психических заболеваний). В особенно
тяжелых ситуациях (известны примеры,
когда дети содержались своими матерями
взаперти в одиночестве, или случаи так
называемых мауг-ли), когда время было
уже упущено, эти дети уже не могли стать
полноценными людьми, овладев лишь простейшими
навыками социальной жизни. Также известно
явление госпитализма — вредных последствий
пребывания детей в казенных детских учреждениях,
где с ними занимались, но они были лишены
родительской ласки и любви. По сравнению
с обычными детьми они демонстрировали
более высокий уровень заболеваемости
и смертности, отставание в физическом
и умственном развитии.
Поэтому отношения младенца с родителями,
братьями, сестрами, родственниками, друзьями
семьи являются определяющими в ранний
период инкультурации. Причем, если в европейском
обществе главными агентами социализации
и инкультурации являются родители и прежде
всего мать, то в традиционных обществах
в воспитании ребенка принимают участие
все члены общины или рода, к которому
он принадлежит. Примером такого рода
служит кавказское аталычество. Аталыком
называли приемного отца, обычно близкого
родственника, в семью которого родители
отдавали своего ребенка. Получали назад
они его только после совершеннолетия.
Приемного сына воспитывали с не меньшей
заботой и нежностью, чем родных детей,
с которыми у него устанавливалась близость,
равная кровному родству. Воспитание в
чужой семье практиковалось в Японии,
где ребенка отдавали на сторону в 10-летнем
возрасте. В русской дореволюционной деревне
кроме родителей большую роль в воспитании
играли члены большой крестьянской семьи
и всего мира — общины.
Основная цель этого периода — формирование у ребенка мотивации на привязанность к другим людям, что выражается в доверии, послушании, желании сделать им приятное. Уже к трем месяцам дети демонстрируют избирательное поведение, они выражают любовь, страх, радость, узнают родителей и знакомых, отличают их от незнакомцев.
В возрасте от трех до пятнадцати лет на ребенка все больше действуют и другие факторы инкультурации: общение со сверстниками, школа, СМИ, контакты с ранее незнакомыми взрослыми людьми (учителя, воспитатели, врачи, руководители кружков и т.д.). В это время дети получают навыки оперирования с предметами с целью достижения какого-то практического результата. Они способны создавать образы, в том числе у них формируется образ мира (позже он превратится в картину мира). Они знакомятся со знаками и символами, а позже с понятиями, овладевают абстрактным мышлением, учатся создавать абстракции и идеализации. На основе чувства удовлетворенности или неудовлетворенности развивается и эмоциональная сфера. Так, постепенно, окружающие ребенка общество и культура становятся для него единственно возможным и существующим миром, с которым он себя полностью идентифицирует.
Разумеется, в каждой
культуре пути достижения этих целей
и их конкретное наполнение имеют
свои особенности. Эти особенности изучает отдельное направление
в этнологии — этнография детства. Классическим
примером подобного исследования было
изучение способов воспитания детей в
США и Японии американским культурным
антропологом Р. Бенедикт, проделанное
еще в годы Второй мировой войны. Хотя
ее исследование было основано только
на письменных источниках (художественной
литературе, учебниках по воспитанию детей,
опубликованных дневниках и т.п.), она получила
очень интересные результаты. Так, в США
ребенка с первых дней жизни приучали
к более или менее строгой дисциплине.
Это выражалось в четко установленном
режиме сна и кормления (к проснувшемуся
раньше времени ребенку нередко даже не
подходили), в фиксированном переводе
на искусственное вскармливание и т.д.
В Японии же мать всегда и везде носила
младенца с собой, кормила его в любое
время, а от груди отрывала только перед
рождением другого ребенка. Но американцы
спокойно относились к тому, что ребенок
пачкает пеленки до года, а нередко и дольше.
Японцы же приучали ребенка проситься
в туалет уже в первые месяцы его жизни.
Если ребенок этого не делал, его отлучали
от матери до тех пор, пока не достигался
желаемый результат. Американского ребенка
поощряли к активности и самостоятельности,
японского—к послушанию и дисциплине.
В 1950-е годы группа американских ученых
во главе с Г. Барри провела обширные исследования,
в которых оценили практику воспитания
в 104 культурах разных народов. Оказалось,
что это можно сделать по двухполюсной
шкале. На одном полюсе — обучение уступчивости
(послушанию, ответственности за порученное
дело), на другом — обучению самоутверждению
(стремлению к достижениям, самостоятельности
и независимости). Таким образом, все культуры
можно расположить на этой шкале в зависимости
от ориентации воспитания в ней. Так, в
русской культуре преобладает воспитание
уступчивости и учета интересов коллектива,
чем стремление к достижениям, хотя в последние
годы это соотношение начинает меняться.
Но даже внутри каждой отдельной культуры инкультурация также зависит от классовых, расовых и этнических различий. Свое специфическое влияние оказывают также субкультуры, существующие в данной культуре. Степень инкультурации может быть разной. Наивысший потенциал инкультурации и социализации обнаруживается у интеллигентных людей. Элита общества, как правило, состоит из них. Это социально активные и культурно состоявшиеся люди. Объясняется это тем, что представители высшего слоя общества обычно имеют более гибкое отношение к власти и авторитетам, поэтому они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, поощряют стремление к самостоятельности.
Некоторые психологические механизмы инкультурации
Для специалистов, изучающих
процессы инкультурации, очень важным
является вопрос об их механизмах. Окончательного
ответа на этот вопрос пока нет, но ученые обычно выделяют
четыре психологических механизма инкультурации:
имитация, идентификация, чувства стыда
и вины.
Имитацией называется осознанное стремление
ребенка подражать определенной модели
поведения. Обычно в качестве примера
выступают родители, но дети могут ориентироваться
в своем поведении на учителей, известных
людей (политиков, артистов, журналистов
и т.п.). Ребенок имитирует не только конкретные
операции, например, поведение за столом,
но и то, чему обучают его родители (например,
правильно мыть голову и пр.). Потом, спустя
годы, он будет так же обучать собственного
ребенка. Имитация может быть связана
и с неприятными моментами. Если ребенка
наказывают, обижают, он вначале проделает
это со своими игрушками, а когда подрастет
— то и со своими детьми. Считается, что
взрослые, обижающие детей, сами подвергались
оскорблениям в детстве.
Иногда родители просят детей слушаться
их совета и не делать так, как делают они
сами. Если при этом их не наказывают, дети
склонны слушаться. Так, если дети любят
и уважают своего отца, он может удержать
их от курения, даже если сам курит.
Идентификация — это
способ усвоения детьми родительского
поведения, установок и ценностей
как своих собственных. Дети воспринимают
особенности личности родителей и других, тесно связанных с ними
людей. Часто дети выбирают профессии
своих родителей, чтобы стать похожими
на них.
Если имитация и идентификация являются
позитивными механизмами инкультурации,
то стыд и вина — негативными. Первые способствуют
формированию определенного поведения,
вторые — запрещают или подавляют его.
Хотя чувства стыда и вины тесно связаны
друг с другом, они не во всем совпадают.
Чувство стыда появляется, если вас застали
на месте преступления, разоблачили и
опозорили. Если ребенок без спроса утащит
конфеты или будет подсматривать или подслушивать
за родителями и его застанут за этими
занятиями, он будет чувствовать себя
подавленным и униженным.
Чувство вины связано с теми же переживаниями,
но для его появления не нужно разоблачения.
Достаточно голоса своей совести, который
говорит, что вы поступили плохо, и вы будете
мучаться от сознания совершенного вами
плохого поступка. То есть речь идет о
наказании самого себя.
Этноценризм и культурный релятивизм.
Сущность функционализма,
его основные положения и значение
в МКК
Вероятно, нет необходимости в поиске
доказательств и аргументов, подтверждающих
мысль, что без общения с себе подобными
человек не может стать нормальным существом.
Ни одну сколько-нибудь важную для его
жизни задачу человек не может решить
без помощи других людей или каких-либо
учреждений. Длительная изоляция человека
от других людей и от общества ведет к
его психической и культурной деградации.
Но природа не наделила людей способностью
устанавливать эмоциональные контакты
и понимать другу друга без помощи знаков,
звуков, письма и т.д. Поэтому для общения
и взаимддействия друг с другом люди создали
вначале естественные языки, а затем различные
искусственные языки, символы, знаки, коды
и т.п., позволяющие наладить эффективную
коммуникацию. Таким образом, все способы,
формы, системы коммуникации созданы самими
людьми и поэтому являются элементами
культуры. Именно культура обеспечивает
нас необходимыми средствами коммуникации,
она также определяет что, когда и как
мы можем использовать для общения с окружающим
миром.
Иными словами, культура выполняет в обществе определенные функции. Функция — это назначение или роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. В данном целом все части зависят друг от друга, поддерживают одна другую, имеют значимость для всей системы. Элементы культурных систем не существуют сами по себе, они существуют только как части целого. Это означает, что у отдельных частей культуры есть функции по отношению к целому, каждая из них выполняет свою роль. Различные аспекты этой роли и называют функциями. Соответственно, стремление понять и объяснить назначение и роль тех или иных элементов культуры в жизни людей послужило основной причиной возникновения в культурной антропологии самостоятельного направления — функционализма.
Особенностью функционального
подхода стало рассмотрение культуры
как целостного образования, состоящего
из элементов. Для ее изучения необходимо
разложение целого (культуры) на составляющие
элементы и выявление зависимостей между
ними. Для этого каждый элемент культуры
исследуется как выполняющий определенную
задачу, функцию в социокультурной общности.
Более того, нередко отдельный элемент
целого не просто играет присущую ему
роль, а представляет собой звено, без
которого культура не может существовать
в качестве целостного образования. Основной
интерес для функционализма вызывают
вопросы: Как действует культура? Какие
задачи она решает? Как воспроизводится?
Изначально функционализм был ориентирован
на выяснение полезности какого-либо культурного
явления, на установление выполняемой
им роли в человеческом обиходе. Основоположники
функционализма главной своей задачей
считали исследование сущности, ценности
культурных явлений, генетических, причинно-следственных
связей между ними, их взаимного влияния.
Реализуя эту задачу, они стремились выявить
зависимости между отдельными элементами
культуры, уделяя главное внимание при
этом исследованию функций культурных
элементов, то есть тех ролей, которые
эти элементы выполняют по отношению к
культуре в целом и друг к другу. Согласно
их представлениям в культуре нет ничего
лишнего, в ней все функционально связано
друг с другом. А то, что на первый взгляд
кажется лишним, свидетельствует только
о нашем непонимании данной культуры.
Ничего лишнего ни в одной культуре нет.
Если какой-либо обычай устойчиво воспроизводится,
то он зачем-то нужен. Если мы считаем его
вредным или бессмысленным, то это означает
только то, что мы еще не обнаружили его
функциональных взаимосвязей.
Такого рода направленность научных интересов ученых носила сугубо прагматический характер. Функции тех или иных культурных явлений на первый взгляд весьма определенны и конкретны,
Они состоят в налаживании взаимодействия между отдельными индивидами, группами, социальными институтами и обществом в целом. Проблема состоит лишь в том, чтобы выяснить, когда, в каком отношении и в какой степени то или иное культурное явление функционально. Выяснение этих вопросов дает возможность выработать рациональную тактику поведения или действий.
Однако в жизни все обстоит не так просто, и не все, что возникает в культуре, следует считать функциональным. Это качество формируется постепенно. Дело в том, что культурные явления могут менять свои функции: большинство явлений культуры амбивалентно. В процессе формирования и развития функций все явления культуры проходят своего рода проверку временем и лишь постепенно занимают свое место. Конкурируя с другими предметами или явлениями, выполняющими сходную функцию, они доказывают свою эффективность. У каждой социальной или этнической группы своя реакция на окружающую среду, и поэтому разные люди и разные социальные группы могут по-разному оценивать эффективность, т.е. полезность, правильность, ценность, одних и тех же элементов культуры. Если бы все эти реакции сохранялись, то человеческая культура представляла бы собой хаотическое образование. Но внутри культуры постоянно идет своего рода борьба за существование, в результате которой выживают и функционируют наиболее эффективные, удобные и универсальные ее элементы. Именно эти элементы институционализируются и получают соответствующие функции.
Культура представляет собой многослойное явление: в ней на одну и ту же потребность можно получить разные «культурные ответы». Поэтому в тех или иных социальных и этнических группах сохраняются и используются формы культуры, неприемлемые для других, но отвечающие интересам и традициям данных групп. Множеству социальных и этнических групп в обществе соответствует множественность культурных ответов на одну и ту же потребность, что закономерно выражает разнообразие человеческих склонностей и поэтому вполне функционально.
Значение функционализма для процесса межкультурной коммуникации заключается прежде всего в том, что он ориентирует на понимание других типов культур, исследование необычного образа жизни, стремление изучить культуру изнутри, осознание иных культурных ценностей. В этом аспекте предметом исследования в функционализме стали вопросы взаимозависимости членов социокультурных групп, их конформность к ожиданиям другу друга, присущие им знания и навыки, необходимые для поддержания целостности своей культуры. Внимание исследователей также сосредоточено на механизмах социальной интеграции, сокращающих межгрупповые различия, на защитных механизмах, устраняющих межкультурные конфликты, на адаптивных механизмах, уменьшающих взаимное разнообразие культур.