Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:13, курс лекций
Лекция 1. История возникновения и развития межкультурной коммуникации.
Лекции 2-3. Культура и культурное многообразие мира.
Лекции 4-5. Культурная идентичность.
Лекция 5. Культура и коммуникация.
Лекции 5-6. Освоение культуры.
ЛЕКЦИИ 7-8. ВИДЫ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ
• формирование практических навыков и умений в общении с представителями других культур.
Разработка новой учебной
дисциплины и создание нового учебного
курса, носящего интегративный характер и не имеющего
аналогов в действующей системе образования,
вдвойне сложное и ответственное дело.
Так, хотя преподавание межкультурной
коммуникации в США началось более 20 лет
назад, все же эта дисциплина до сих пор
имеет преимущественно вспомогательный
характер и только в редких случаях существует
как самостоятельный предмет, а тем более
как отдельная специализация. Однако многолетний
опыт преподавания и многочисленные исследовательские
работы в этой области позволяют сегодня
выделить научно-методические особенности
и организационные проблемы преподавания
этого курса.
Основоположник межкультурной коммуникации
Э. Холл подразумевал под ее преподаванием
межкультурное обучение, основывающееся
на практическом использовании фактов
межкультурного общения людей, возникающих
при непосредственных контактах с носителями
других культур. Учебный процесс он понимал
как процесс анализа конкретных примеров
межкультурного общения, в результате
которого расширяется межкультурная компетенция
обучающихся и преодолеваются трудности
в повседневном общении с людьми из другой
культуры. Целым рядом западных ученых
(Г. Колье, В. Гудикунст и Р. Хаммер, М. Пейдж
и Дж. Мартин, М. Хуле, М. Беннет и др.) был
описан собственный опыт преподавания
межкультурной коммуникации и предложены
модели организации межкультурного обучения,
среди которых наиболее известными являются
модели Хупса и Беннета.
Знакомство с работами западных ученых позволяет сделать вывод, что межкультурное обучение отличается от других образовательных направлений по нескольким параметрам. Главное отличие состоит в том, что необходимые знания и навыки приобретаются преимущественно посредством прямых культурных контактов. Это требует зачастую полного или частичного абстрагирования от привычной системы толкования различных культурных феноменов и влечет за собой значительные когнитивные и аффективные изменения. Эти изменения можно продемонстрировать на примере культуры вкусовых представлений: на познавательном уровне считается, что предложенное непривычное блюдо другой национальной кухни необходимо попробовать. На эмоциональном уровне это предложение может вызвать бурную эмоциональную реакцию и вывести участников коммуникации из равновесия. Препятствия такого рода в большинстве случаев возникают неожиданно, чаще всего при столкновении с элементами чужой культуры.
Как считают некоторые
западные ученые, обучение межкультурной
коммуникации может породить противоречия
с собственной культурной идентичностью:
возникает страх потерять ориентацию
в привычном социокультурном пространстве, утратить идентичность
и потерять поддержку своей группы. Процесс
межкультурного обучения должен учитывать
возможности появления такого рода противоречий.
Естественным приемом против возникновения
таких ситуаций служит принцип открытости
и спорности в организации процесса обучения.
Последний должен восприниматься обучающимися
как процесс поиска, в котором должны быть
задействованы как познавательный, так
и эмоциональный уровни сознания.
Лекции 2-3. Культура
и культурное многообразие мира.
Понятие культуры и основные методологические подходы к определению культуры
В современных гуманитарных
науках понятие «культура» относится
к числу фундаментальных. Закономерно,
что оно является центральным
и в межкультурной
Современные исследования, посвященные определениям культуры, показали огромный, все возрастающий интерес к этому понятию. Так, по подсчетам американских культурных антропологов А. Кребера и К. Клакхона, с 1871 по 1919 гг. различными науками было дано семь определений культуры, с 1920 по 1950 их число возросло до 150. В настоящее время различных определений культуры насчитывается более 500 Все эти определения Кребер и Клакхон разделили на 6 классов (типов).
1. Описательные определения,
которые интерпретируют
2. Исторические определения, которые связывают культуру с традициями и социальным наследием общества.
3. Нормативные определения,
которые рассматривают
4. Психологические определения, в соответствии
с которыми культура представляет собой
совокупность форм приобретенного поведения, возникающих в результате
приспособления и культурной адаптации
человека к окружающим условиям жизни.
5. Структурные определения,
которые представляют культуру
в виде различного рода
6. Генетические определения, основывающиеся
на понимании культуры как результате
адаптации человеческих групп к среде
своего обитания.
Это разнообразие определений, интерпретаций
и трактовок не смущает ученых. Оно обусловлено
тем, что культура представляет собой
крайне сложное и многогранное явление,
выражающее все стороны человеческого
бытия. Она включает в себя все, что создано
человеческим разумом и руками. Поэтому
культура изучается целым рядом наук:
семиотикой, социологией, историей, антропологией,
аксиологией, лингвистикой, этнологией
и др. Каждая из наук выделяет в качестве
предмета своего изучения одну из ее сторон
или одну из ее частей, подходит к ее изучению
со своими методами и способами, формулируя
при этом свое понимание и определение
культуры.
В повседневной жизни понятие «культура»
употребляется, как минимум, в трех значениях.
Во-первых, под культурой подразумевается
отдельная сфера жизни общества, которая
существует в виде системы учреждений
и организаций, занимающихся производством
и распространением духовных ценностей
(общества, клубы, театры, музеи и т.д.).
Во-вторых, под культурой понимается совокупность
ценностей и норм, присущих большой социальной
группе, общности, народу или нации (элитарная
культура, русская культура, культура
молодежи и т.д.). В-третьих, культура интерпретируется
как выражение высокого уровня достижений
человека в какой-либо деятельности (культура
быта, культурный человек в значении «воспитанный
и образованный» и пр.). Обыденные представления
о культуре зачастую сводятся к ее отождествлению
с художественной культурой (искусством)
или же с образованностью и воспитанностью
человека. Однако наиболее распространенным
обыденным значением понятия «культуры»
является его понимание как совокупности
материальных предметов, объектов, идей,
образов, созданных человеком на протяжении
его истории. В этой интерпретации культура
предстает как сумма всех достижений человечества,
как «вторая природа», сотворенная самим
человеком, образующая собственно человеческий
мир в отличие от дикой природы.
Именно такое понимание культуры было
сформулировано Кребером и Клакхоном,
которые считали, что «культура состоит
из выраженных и скрытых схем мышления
и поведения, являющихся специфическим,
обособляющим достижением человеческих
общностей, воплощенным в символах, при
помощи которых они воспринимаются и передаются
от человека к человеку и от поколения
к поколению. Сюда необходимо включить
также и те достижения, которые проявляются
в созданных культурным обществом материальных
благах. Ядром любой культуры являются
идеи... и особенно ценности, передающиеся
при помощи традиций. Культурные системы
могут рассматриваться, с одной стороны,
как результат совершенных действий, с
другой стороны, как одна из основ действия
в будущем».
Согласно этому определению
культура представляет собой сложный
феномен, который включает в себя как материальные
и социальные явления, так и различные
формы индивидуального поведения и организованной
деятельности. Культуру как особую сферу
человеческой жизнедеятельности нельзя
увидеть, услышать, почувствовать или
попробовать. Реально мы можем наблюдать
разнообразные ее проявления в виде различий
в человеческом поведении и тех или иных
типах деятельности, ритуалах, традициях.
Мы видим лишь отдельные проявления культуры,
но никогда не видим всю ее саму в целом.
Наблюдая различия в поведении, мы начинаем
понимать, что в их основе лежат культурные
различия, и с этого начинается изучение
культуры. В этом смысле культура представляет
собой только абстрактное понятие, которое
помогает нам понять, почему мы делаем
то, что делаем, и объяснить различия в
поведении представителей различных культур.
При таком методологическом подходе культура
как предмет изучения культурной антропологии
выступает в виде совокупности результатов
деятельности человеческого общества
во всех сферах его жизни, составляющих
и обусловливающих образ жизни нации,
этноса, социальной группы в любой конкретно-исторический
период времени. Культурная антропология
исследует развитие культуры во всех ее
аспектах: образ жизни, восприятие мира,
менталитет, национальный характер, повседневное
поведение и т.д. На этой основе культурная
антропология изучает также человеческую
способность развивать культуру через
общение, через коммуникацию, рассматривает
все разнообразие человеческих культур,
их взаимодействие и контакты.
Культурная антропология рассматривает культуру как продукт совместной жизнедеятельности людей, систему согласованных способов их коллективного существования, упорядоченных норм и правил удовлетворения групповых и индивидуальных потребностей и т.п. Дело в том, что совместное долгое проживание групп людей на одной территории, их коллективная хозяйственная деятельность, оборона от нападений формируют у них общее миросозерцание, единый образ жизни, манеру общения, стиль одежды, специфику кулинарии и т.д. В итоге формируется самостоятельная культурная система, которую принято называть этнической культурой данного народа. Но она не механическая сумма всех актов жизнедеятельности людей. Ее ядро составляет набор «правил игры», принятых в процессе их коллективного существования. В отличие от биологических свойств человека они не наследуются генетически, а усваиваются только методом обучения. По этой причине становится невозможным существование единой универсальной культуры, объединяющей всех людей на Земле. Таким образом, несмотря на свою очевидную реальность культура предстает в некотором смысле абстрактным понятием, ибо в действительности она существует только в виде множества культур разных эпох и регионов, а внутри этих эпох — в виде культур отдельных стран и народов, которые еще принято называть локальными и этническими культурами.
Наличие локальных культур
является закономерной формой существования
всей человеческой культуры в целом.
Благодаря взаимодействию локальных
и этнических культур возникает система общения,
поддерживаются различные стили и типы
поведения, ценностные ориентации, сохраняется
их этническая самобытность. Это общение
протекает как через взаимное выяснение
отношений, распри, конфликты, так и через
взаимную адаптацию и понимание культурного
своеобразия соседей. Как правило, характер
межкультурных контактов определяется
степенью близости и родства взаимодействующих
культур. Дело в том, что некоторые из локальных
культур похожи друг на друга в силу их
генетического родства и сходства условий
их возникновения. Другие культуры отличаются
друг от друга настолько, насколько отличаются
условия жизни породивших эти культуры
народов. Во всем разнообразии локальных
культур нет ни одной «ничейной» культуры.
Каждая культура воплощает в себе специфический
опыт социальной практики какого-либо
конкретно-исторического сообщества.
И этот опыт придает каждой культуре неповторимые
черты, определяет ее своеобразие.
Основные компоненты
культуры
Культурное своеобразие
может проявляться в самых разных сторонах человеческой
жизнедеятельности: в удовлетворении
биологических потребностей, естественных
привычках поведения, типах одежды и жилищ,
видах орудий труда, способах трудовых
операций и т.д. Так, например, этнографы
давно заметили, что народы, живущие в
сходных условиях и по соседству друг
с другом, строят дома по-разному. Русские
северяне традиционно ставят дома к улице
торцом, а русские южане располагают его
вдоль улицы. Балкарцы, осетины, карачаевцы
живут на Кавказе в тесной близости друг
к другу. Но первые строят каменные одноэтажные
дома, вторые — двухэтажные, а третьи —
деревянные дома. Раньше у узбеков по одной
лишь тюбетейке можно было определить,
из какой местности происходит человек,
а по одежде русской крестьянки XIX в. можно
было точно установить, в какой местности
она родилась.
Таким образом, человеческую культуру
составляют различные локальные культуры,
носителями которых являются народы. Каждый
народ представляет собой самостоятельную
форму этнических общностей, или, как принято
называть в этнологии, отдельный этнос.
Этносы существуют как устойчивые межпоколенные
общности людей. Люди естественным путем
объединяются в этносы по самым разным
причинам, в том числе — на основе общности
исторической судьбы, общих традиций,
особенностей быта и пр. Однако самыми
важными объединяющими факторами являются
общность территории и общность языка.
Своеобразие любой культуры
получает свое завершение в культурной
картине мира, которая постепенно
формируется в процессе возникновения
и существования самой культуры. Культурная
картина мира является результатом того,
что в различных культурах люди воспринимают,
чувствуют и переживают мир по-своему
и тем самым создают свой неповторимый
образ мира, представление о мире, получившее
название «картины мира». Культурная картина
мира представляет собой совокупность
рациональных знаний и представлений
о ценностях, нормах, нравах, менталитете
собственной культуры и культур других
народов. Эти знания и представления придают
культуре каждого народа самобытность,
благодаря чему становится возможным
отличить одну культуру от другой.
Культурная картина мира находит свое
выражение в различном отношении к тем
или иным явлениям культуры. Так, например,
на Мадагаскаре похороны отражают оценку
достигнутого при жизни человеком статуса
и уважение к умершему. Поэтому для прощания
с одними стекаются тысячи людей, а к другим
приходят единицы. У некоторых народов
прощание с покойником растягивается
на целые недели. И, напротив, в современной
России или США похороны занимают всего
несколько часов. Различное отношение
к одному и тому же событию у разных народов
можно объяснить только различиями их
культурных картин мира, в которых это
событие имеет разную ценность и значение.
Социализация и инкультурация, их виды и формы.
Каждому человеку предстоит
жить в обществе, и поэтому социальная
интегрированность является чрезвычайно
важным фактором его жизни. Любому из
нас необходимо определенное умение
приспособляться к обществу, иначе
индивид обречен на устойчивую неспособность ладить с окружающими, изоляцию, мизантропию
и одиночество. Индивидуальное развитие
каждого человека начинается с его постепенного
вхождения, включения в окружающий мир.
С самого раннего детства человек усваивает
принятые манеры поведения и образцы мышления
до тех пор, пока большинство из них не
становятся привычными. Это вхождение
в мир происходит путем усвоения индивидом
необходимого количества знаний, норм,
ценностей, образцов и навыков поведения,
позволяющего ему существовать в качестве
полноправного члена общества. Основная
причина этого процесса состоит в том,
что общественное поведение человека
не запрограммировано природой, и поэтому
всякий раз он вынужден заново обучаться
тому, как понимать окружающий мир и реагировать
на него.
Этот процесс освоения индивидом норм
общественной жизни и культуры обозначается
в различных гуманитарных науках понятиями
«инкультурация» и «социализация». Эти
понятия во многом совпадают друг с другом
по содержанию, так как оба подразумевают
усвоение людьми культурных форм (паттернов,
англ, pattern) какого-либо общества. Под последними
обычно понимают устойчивые совокупности
технологий мышления, поведения, взаимодействия,
последовательности действий, построения
суждений, различные культурные формулы
и символы, отражающие определенные представления
о реальности. Поэтому в современной научной
литературе понятия «инкультурация» и
«социализация» нередко используются
как синонимы. Это характерно для той группы
исследователей, которые придерживаются
широкого понимания термина «культура»
как любой биологически ненаследуемой
деятельности, закрепленной в определенных
результатах. Но большинство ученых, считающих
культуру исключительно человеческой
характеристикой, отличающей человека
от всех других живых существ нашей планеты,
считают целесообразным проводить различие
между этими терминами, отмечая качественные
особенности каждого из них.
При более строгом научном понимании термина
социализация он предстает как процесс
усвоения индивидом культурных норм и
социальных ролей, благодаря которому
происходит превращение человека в социального
индивида. Получая в повседневной практике
информацию о самых разных сторонах общественной
жизни, человек формируется как личность,
социально и культурно адекватная обществу.
Таким образом, под социализацией понимается
гармоничное вхождение индивида в социальную
среду, усвоение им системы ценностей
общества, позволяющего ему успешно функционировать
в качестве его члена.