Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций

Описание работы

Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.

Содержание

http://a.gr.zoomru.ru/ajax/download.php?action=zip&id=811596

Работа содержит 1 файл

Курсовая Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира (2).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Готика, готический стиль (итал. gotico - готский, варварский) -происходит от названия германского племени готов - второе общеевропейское стилевое художественное направление, а также устойчивая система художественно-образных средств и приемов, сложившихся в западноевропейском искусстве XII-XVI веков. Характерной чертой готического стиля является единство и целостность художественных проявлений, заявивших о себе во всех видах искусства под эгидой архитектуры. Готическая архитектура, ведущим типом которой стал городской собор, отличается:

-                                   динамизмом устремленных вверх форм храма;

-                                   устойчивой каркасной системой остроконечных диагональных «ребер», перехваченных на вершине замочным ремнем;

-                                   огромными прорезными окнами, многоцветностью витражей и гобеленов.

Цветные витражи - главный жанр готической живописи. Следуя романским традициям, в многочисленных нишах на фасадах готических соборов размещалось в качестве украшений громадное количество высеченных из камня статуй, аллегорических фигур, олицетворявших догматы и верования католической церкви. Продуманная архитектурная композиция соборного комплекса создавала у верующих иллюзию его Божественного происхождения и оторванности от Земли. Следует заметить, что храм выполнял не только богослужебную функцию, он был местом проведения театральных спектаклей и собраний горожан. В готическом стиле строились и здания, в которых размещались местные советы самоуправления - ратуши, являвшиеся символом независимости города. В истории культуры принято выделять три крупнейшие школы готики:

-                                   французскую («пламенеющую»), которая отличалась напоминающим языки пламени узором оконных переплетов в храмах (собор Нотр-Дам в Реймсе, 1211-1311);

-                                   немецкую («кирпичную»), характеризующуюся наличием церквей с узорной кладкой из глазурованного и фигурного кирпича (монастырь Мариенкирхе в Пренцлау, 1326-1340);

-                                   английскую («перпендикулярную»), отличительной чертой которой явились вытянутые в длину соборы с упрощенной архитектурой (собор в Эксетере, 1275-1375).

Особый характер стиля носит готическая архитектура Италии. Общественные здания и городские дворцы масштабны и объемны, включают в себя элементы, связанные с исполнением оборонительных функций (палаццо Веккио во Флоренции XIV в., дворец Дожей в Венеции XIV в.). Эпоха готики - это и время расцвета книжной миниатюры, резьбы по камню, дереву и кости, обработки металла, сочетавшегося с камнями и эмалью, художественного ткачества.

Культурно-историческое значение готики состояло, с одной стороны, в укреплении религиозного мировоззрения, с другой - в вытеснении рационального расчета свободным полетом творческой мысли. Не случайно готика предваряла и сопровождала культуру Возрождения. До середины XVIII века готический стиль в эстетическом сознании отождествлялся с явным нарушением художественного вкуса, с «варварством». Переосмысление значения готики для европейской культуры произошло в начале XIX века в период предромантизма и оказало существенное влияние на становление европейского и американского романтизма.

30)Ислам и культура арабского мира в Средние века. Мусульманское искусство.

Возник в 7в. Основатель - Мухаммед. Гл. принципы изложены в священной книге - Коране. Религиозные обязанности мусульман опр. “5ю столпами ислама”: 1) единобожие и понятие пророческой миссии Мухаммеда; 2) ежедневная 5кратная молитва; 3) налог в пользу бедных; 4) пост в месяце рамадан; 5) паломничество в Мекку. Правовая система разработана в шариате - свод норм морали, права. Осн. направления – суннизм (наиболее многочисл.) и шиизм. Ислам в Средней Азии, Север. Кавказе и Черномор. побережье. Произведения архитектуры обращены во внешний мир глухими стенами, а декоратив. и ф-циональные элем внутри. Орнамент из отдельных повторяющихся форм, стремление к протяженности, к перетеканию из 1 формы в др. Музыкал. произведение выстраивается на одной мелодии, в разных ее вариациях. Запрет изображения живых существ привел к не развитию изобразит. искусств. Надписи на предметах малосодержательны, они напоминали о слове Бога- Коране. Было искусство рукописной книги. Творчество было профессионал. занятием. Поэты –влиятельные, высокие доходы от творчества. Омар Хайям – персидский поэт, ученый написал «Алгебру». Авиценна автор медицин. энциклопедии.

31)Возрождение: сущность, причины, основные черты. Национальные особенности культуры Ренессанса.

Эпоха Возрождения началась в 14в. Но термин «возрождение» появляется только в 16 столетии в труде историка Джорджо Вазари. По-итальянски это звучало как «ринашименто», на французском – «ренессанс».

  Главной категорией при анализе Эпохи Возрождения является гуманизм. Гуманизм в то время представлял собой явление ученого, образовательного свойства. Гуманистами назывались люди, которые интересовались сферой человека и человеческого. Этот принцип объединяет культуру различный европейских стран 14-16 в. (Италия, Франция, Испания, Нидерланды и др.)

  Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – мировоззрение (применительно к Эпохи Возрождения), в центре которого находится идея человека как высшей ценности мира и общества. В средневековье жизнь человека и его потребности мыслились в контексте Бога и его деятельности по отношению к миру. В 14 в. на первое место выходит человек. Идеи гуманизма пришли из античности, из того периода, который именуется Греко-римской древностью. Впервые их выразил Цицерон. Именно у него гуманисты заимствуют идеи и развивают их.

  Гуманизм Эпохи Возрождения – это движение, противостоящее средневековому схоластическому мировоззрению, пытавшееся извлечь гуманистический идеал из произведений литературы и искусства античности.  Гуманисты не копировали античные идеи, а вдохновлялись ими. Возрожденческий гуманизм и античный – совершенно разные вещи. Между ними общее только то, что они оба концентрируют свое внимание на человеке. Гуманист – тот, кто занимается изучением человеческого. А в средневековье было принято изучать божественное. Но гуманисты не отказываются от Бога. К сфере изучения человека относились:

- Литература (прежде всего поэзия)

- Риторика

- Философия (Эпикур, Зенон, Платон)

  «Византийский гуманизм» - это явление в культурной жизни Византии, которое характеризовалось подъемом интереса к античному наследию у представителей византийской интеллигенции на взлете существования империи. Оттуда он распространяется на запад, прежде всего в Италию.

  Варлаам Калабрийский – византийский философ. Долгое время жил в Италии, ибо Византия не приняла его попыток изменить православную религиозность и ввести гуманистические тенденции в традиционную жизнь Византии. Он становится учителем многих итальянских гуманистов, таких как Петрарка и Боккаччо.

  Данте Алигьери – итальянский поэт, создатель итальянского литературного языка. В его произведении «Божественная комедия» проявляются возрожденческие идеи. Мы видим более внимательное отношение к человеку, к его жизни.

Таким образов к 14 в. создаются предпосылки к наступлению эпохи, которую потом назовут Возрождением:

- Интерес к античности

- Гуманизм

- Возвращение к идеалам человечности

- Отступление от традиционных, религиозных форматов восприятия действительности

Региональные особенности культуры Возрождения.

Италия

  Италия стала родиной Возрождения. Первоначально эти идеи были распространены не повсеместно. Создавались отдельные кружки во многих городах, в первую очередь во Флоренции. И во второй половине 14 века эта тенденция охватывает всю страну. Одним из первых гуманистов, авторов Возрождения в Италии считается Франческо Петрарка. Он способствовал переводу и широкому распространению рукописей античных авторов. Его называли королем гуманистов. Вторым отцом Возрождения является Джованни Боккаччо. Главное его произведение – сборник новелл «Декамерон». В своих произведениях Боккаччо, так как и Петрарка, на первый план выводит человека. Гуманисты не отказываются от религии, они предлагают новое христианство, гуманистическое. Это христианство, которое освобождено от предрассудков, догмы и излишней жесткости.

  «Гражданский гуманизм» - флорентийское направление гуманизма рубежа 14-15 в., в котором проблемы этики тесно переплетены с социально-политической мыслью. Одним из основателей этого течения является Колюччо Салютати. В творчестве Леонардо Бруни направление «гражданского гуманизма» обрело четкие формы. Еще один представитель гуманистов – Альберти. Он сосредотачивает все свое внимание на искусстве. Джованни Мирaндола – представитель позднего гуманизма. В его трудах наметился новый мотив, продолжая гуманистическую традицию прославления и обожествления человека, он ставит в центр внимания свободу выбора, как главное условие всякого деяния и его моральной оценки. Он обращает внимание на то, что говорится в Ветхом завете – человек создан по образу и подобию Бога, а значит человек тоже творец.

  Цель гуманистов – высшее творческое и нравственное развитие человека, облекаемое в эстетически законченную форму в сочетании с мягкостью и человечностью.

32)Искусство эпохи Возрождения.

Ранний Ренессанс (сер. 14―15 вв.). Данте Алигьере «Божественная комедия», наполнено новыми элементами, противоречащими канонам церкви. Франческа Петрарка «Трактат о великих мужах древности» историк, философ, основатель лирической поэзии, первый поставил центре человека. Скульптор Донателло, впервые показал в творчестве человеческое тело.

В период расцвета гуманизма наука, поэзия, архитектура, изобразительные искусства достигли небывалого размаха. Многие властители стали покровителями искусств. Эти люди зачастую сочетали в себе черты чудовищных злодеев и тонких ценителей прекрасного; добро и зло в эпоху Возрождения переплетались самым причудливым образом.

Высокий Ренессанс (до второй трети 16 века). В XVI веке в Италии ренессансное искусство вступило в фазу наивысшего расцвета. Искусство Италии в эту пору сложно и противоречиво. В это время происходит высочайший взлет искусства, основанного на традициях гуманистической культуры. И в это же время возникают новые художественные явления, выражающие крушение гуманистических идеалов, породившие маньеризм, который распространяется во многих европейских странах.

Леонардо Да Винчи обогатил все области науки гениальными догадками, он более ученый нежели живописец, ни одна его картина не дописана. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна». Микеланджело Буонарроти — скульптор, живописец, архитектор, поэт. Росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (смелость в изображении голых тел, скульптура «Давид»).

Поздний Ренессанс (вторая треть 16 — начало 17 вв.). Характеризуется наступлением церкви. Маньеризм — отказ от идеи гуманизма, но сохранение стиля, но не стал ведущем направлением.

Позднее Возрождение характеризуется кризисом идеи гуманизма и сознанием прозаичности складывающегося буржуазного общества. Разочарование гуманистов происходит от грандиозного несоответствия реальности ренессансным представлениям о человеке. К концу XVI в. это разочарование стало повсеместным. Кризис гуманизма вызревал постепенно, возникнув в его глубине. Гуманистическая устремленность выразилась в результатах, неожиданных для самих гуманистов. Так, в первой половине XVI в. публикуется сочинение Коперника о гелиоцентрической системе. Земля перестала быть центром мироздания. Человек стал маленьким и затерялся в бесконечной вселенной. Инквизиция.

33)Реформация как феномен культуры. Гуманизм и протестантизм.

Реформация (преобразование) нач. в Германии. Оно вызвано изменениями в недрах феодал. общ-ва. Начло реформации в Германии связано с вступлением Мартина Лютера (95тезисов против индульгенций). В католицизме: чел судим церковью. Спасение достигается молитвами монахов, службами священников, т.е. общение с Богом через посредника. Благодать можно заработать в паломничествах, св. походах, т.е. обмен благ земных на блага неземные. В протестантстве возник в эпоху Реформации 16в.: спасение достигается личной верой в искупительную веру Христа. Между челом и Богом нет посредника. Отказ от церковной иерархии, монашества, безбрачия. Принцип всеобщего священства и отриц. благость священника, но есть пастер. Спасение- это дар божественной благодати. Призвание служении чела Богу через все формы жизнидеят. Протестант должен всегда подтверждать свою спасенность. Число тайнств до 2х: крещение и причастие. Упразднен культ: остался распятие, алтарь, свечи, орган. Служба на народном языке (в кат.- на лат.). Чел. становится чем-то в результате собственных усилий. Источник знаний библия- привело к грамотности (т.к. она на местном языке?). Доверяй собственному, а не авторитетам

34)Западноевропейская культура XVII века. Барокко и классицизм.

Характеристика культуры XVII века
XVII век - век Декарта и Пор-Рояля, Паскаля и Спинозы, Рембрандта и Мильтона, век отважных мореплавателей, переселений в заморские страны, смелой торговли, расцвета естествоиспытания, морализирующей литературы – и…век парика, достигающего наибольшей пышности в 60-е годы, парика, который носил каждый – от короля, адмирала до купца.XVII век не случайно открывает период Нового времени: это действительно был век нового человека, новой науки, нового искусства.В Европе Новое время обнаруживает себя в становлении и усилении капиталистических тенденций, а в Англии капитализм наиболее явственно утверждается в реальности. Это же время — период первой буржуазной революции, обнаружившей трагизм и бесчеловечность насильственных перемен в обществе, и жестокость ее организаторов.Выделился и укрепился рационалистический подход к действительности, главную роль в мире начинает играть разум. Это выразилось, прежде всего, в становлении новой науки, как экспериментальной, так и теоретической. Научные достижения XVII века создают предпосылки для дальнейшего развития фундаментальных наук вплоть до современности и формируют основы нового философского взгляда на мир.XVII век – начальный период в становлении буржуазного способа производства. Это крайне сложная и противоречивая эпоха в жизни европейских государств. Эпоха ранних буржуазных революций и расцвета абсолютистских монархий; время научной революции и завершающий этап Контрреформации; эпоха грандиозного, экспрессивного барокко и сухого, рассудочного классицизма.

Барокко как художественное течение XVII века

черты барокко
Барокко (ит. Bаrоссо - странный, причудливый) — одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI — середины XVIII вв. Оно возникло в Италии и распространилось в большинстве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).Стиль барокко получил преимущественное распространение в католических странах, затронутых процессами Контрреформации. Возникшая в Реформацию протестантская церковь была весьма нетребовательна к внешней зрелищной стороне культа. Зрелищность и была превращена в главную приманку католицизма, ей приносилось в жертву само религиозное благочестие. Как нельзя лучше целям возврата паствы в лоно католической церкви отвечал стиль барокко с его грациозностью, порой утрированной экспрессивностью, патетикой, вниманием к чувственному, телесному началу, проступающим весьма отчетливо даже при изображении чудес, видений, религиозных экстазов.Но сущность барокко шире вкусов католической церкви и феодальной аристократии, которая стремилась использовать эффекты  грандиозного и ослепляющего, свойственные барокко, для восславления могущества, пышности и блеска государства и мест обитания лиц, приближенных к трону. Стиль барокко с особой остротой выражает кризис гуманизма, ощущение дисгармоничности жизни, бесцельных порывов к неведомому. По сути он открывает мир в состоянии становления, а становящимся миром был тогда мир буржуазии. И в этом открываемом для себя мире буржуа ищет стабильности и порядка. Синонимом устойчивости занимаемого места в мире выступают для него роскошь, богатство. Получается, что стиль барокко соединяет в себе несоединимое: монументальность – с динамизмом, театральный блеск – с солидностью, мистику, фантастичность, иррациональность – с трезвостью и рассудочностью, истинно бюргерской деловитостью. Центром развития искусства барокко на рубеже XVI-XVII вв. был Рим. Парковые и дворцовые ансамбли, культовая архитектура, декоративная живопись и скульптура, парадный портрет, а позже натюрморт и пейзаж, - становятся основными видами и жанрами искусства барокко.

Информация о работе Культурология как наука