Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций
Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.
http://a.gr.zoomru.ru/ajax/download.php?action=zip&id=811596
3) Б.К.Малиновский(1884-1942) – разруш-е одного из институтов кул-ры неизбежно ведет к наруш-м в сис-ме социал-го взаимодейст-я. К.-способ соц.контроля,св.рода культур.стандарт жизни,котор.реализ-ся в традиц.об-ве.Она склад.на базе основ-х,естест-х потреб-й чел-ка,к котор.примык. и производ-е потребности.
В культур.организме взаимосвяз.функционир.:
Основ.фун-ции сис-мы к-ры:
1) Ведущая – человекотворч.(гуманистич) – воплощ-т основ.цельк-ры – всесторон.развит-е чел-ка,его творч.способ-й и стрем-й духа. В ней осущ.основ.механизм зарож-яи формали-ии кльтур.ценностей(смыслов) –индивид. и коллектив.творч-во людей;
2) Важнейш. – трасляцион.(нередко ее наз.фун-ей историч. Преемств-ти или информац.),связан. с передачей общечел.опыта.К.-слож.знак.
3) Познават(гносеологич) – к. приобрет.способ-ть накап-ть богатейш.знания о мире и тем самым создавать благоприят.возмож-ти для его позн-я и освоен-я;
4) Регулятив.(норматив) – связана срегули-м различ.сторон обществ.деят-ти и личной жизни людей.Эта фун-я опир.на такие норматив.сис-мы,как обычаи,мораль,право;
5) Семиотич.(знак.) – приощ-е чел-ка к миру знак-в,овлад-е соответ-м инструментарием.Важнейш.сред-м овлад-я достиж-ми на.кул-ры остается литератур.яз.;
6) Ценност.(аксиолог) – отраж.важнейш.качеств.сост-е кул-ры.К. формир-т у чел-ка вполне определ.потреб-ти и ориента-ии.Критерием соответ-й оценки выступ-т нравств.,интеллект или духов. содерж-е;
7) Фун-ция приспособ-я(адаптац) – к. помог. Чел-ку прспосаб.к природ. и соц.услов-м и обстоят-м.Эта ф. проявл. на 2-х ур.:приспособ.к природ.среде и приспособ.к соц.среде.
Структур.подход.
Ядро(стержень) – стабил.целост-ть ведущ.ценност-х устан-к в конкрет.к-ре.Ядро к-ры содер-т доминир.черты кажд.ее эл-та и выступ.в роли основополаг. Принципа творч. актив-ти. Я.- набор метал-х св-тв,котор.обнаруж-т себя в деят-ти основ.форм к-ры,таких как религия,нравствен-ть,наука и т.д.Но именно благодаря ядру обеспеч-ся неповторим. Облик и эффектив-ть осуществ-я фун-ций,свойст-х кул-ре.
Переферия(внешние слои кул-ры) – ценности и формы,не порожд-ые ядром, но теснос ним связ-ые в силу историч.причин,а порой испыт-ие значит.влияние доминир-х(стержнев)ценностей.
Ядро обеспеч.устойч-ть и стабиль-ть к-ры, а переферия более склонна к новациям и менее устойчива.
Для отечест.кул-гии ХХ в. типичным было вычлен-е в к-ре таких состав-х, как материал. и духов. Тот культур.организм,с котор чел-к имеет дело в повседнев. жизни – это един-во материал. и духов. жизни самого чел-ка,неразрыв-ть всех тех материал. и духов.сред-в котор. он польз-ся, т.е. един-во материал. и духов.проявлений к-ры.
Материал.к-ра – к-ра труда и метариал.пр-ва,к.быта,к.топоса или местажит-ва,к.отношений чел-ка к соб.телу,физ-ру. Мат.к. – человеч «я»,отражен.в вещи, это чел.душа,воплощ.в вещах,это дух,нашед.св.предмет.
Духовн.к-ра выступ. как многогран. сис-ма феноменов интеллектал-эмоц.жизни чел-ка и охват познават.,интеллект и эстетич. деят-ть людей, а также философ.,нравств.,художеств.,
5)Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Ответ: В истории человечества бывали всякие катаклизмы, прерывавшие культурно-историческую преемственность, когда приходилось начинать все едва ли не с начала. Таким примером являются "темные века", наступившие в Греции после расцвета Крито-Минойской цивилизации. Во II тысячелетии до н.э. на oстрове Кpит строились дворцы со своеобразной архитектурой и настенными росписями. Жители знали ремесла, изготавливали золотые украшения, осваивали письменность, совершали сложные культовые действия. Но уже к началу I тысячелетия до н. э. наступили "темные века", когда письменность и фресковая живопись были забыты, ремесла деградировали, а место каменных дворцов заняли постройки из соломы и глины.
Бывало, правда, и наоборот, когда какой-то народ достигал высот культурного развития за кратчайшие сроки, как это произошло в Древней Греции с VIII по V в. до н.э. Этот феномен получил название "греческое чудо", и существуют различные объяснения того, каким образом греки сумели "изобрести" очень многое из того, что дошло до наших дней: от демократии до классической философии и театра.
Если создание нового обычно называют творчеством, новаторством, новацией, то сохранение созданного - традицией. Понятно, что в культуре, как и в человеческой жизни вообще, одно от другого неотделимо. Ведь всякое открытие является новым по отношению к уже созданному, и чем значительнее это открытие, тем активней его будут осваивать, а значит превращать в традицию. Причем полное отрицание традиции всегда и везде ослабляло новаторские движение. Такого рода новаторство часто переходит в другую крайность - консерватизм. Не зная того, что было до нас, мы обречены открывать уже известное. А в результате дерзкие выпады против традиции оборачиваются возвращением к ней в самом примитивном виде. Поэтому творчество - это не игнорирование предшествующих форм жизни и культуры, а их творческое преобразование.
Обычно процесс творчества связывают с вдохновением. Причем в самом этом слове заключено представление древних о том, что в творца через дыхание или как-то еще вселяется некая мистическая творческая сила. Однако с тем, как именно мы творим, т.е. каков его субъективный механизм, разбирается психология творчества.
По большому счету основанием творчества является сама преобразующая целенаправленная деятельность человека. Элемент творчества возможен в любом действии человека с вещью. Причем открывать новое можно как целенаправленно, так и стихийно. Одно дело - направленное действие ученого, осознающего цель своих действий, средства и результат, и другое дело - случайное применение вещи в новом качестве, открывающее ее новое предназначение. А бывает, что результат спланированных действий выходит за рамки поставленных целей.
Что касается механизма творчества, то человек способен творить и тогда, когда опредмечивает свои замыслы и способности в форме вещи, и тогда, когда распредмечивает произведение кого-то другого. Суть творческой деятельности - в вовлечении предмета в новые взаимосвязи, которых нет в природе или которые не предполагались его создателем. И тогда распредмеченный смысл может оказаться богаче и шире того, что сознательно опредмечивалось автором. Кроме того, новая культурная ситуация, в которой находится другое поколение, раскрывает иные грани в давно созданном произведении, как это часто, например, бывает в литературе. Таким образом, субъектом творческого процесса, безусловно, является человек, но новые идеи и смыслы он черпает не из самого себя, глубин сознания и подсознания, а из своего взаимодействия с действительностью.
В бесконечном процессе распредмечивания люди обмениваются не просто предметами, а и способностями. Таким образом, выходит, что человек универсален не в силу многообразия его способностей, а наоборот, способности человека универсальны в силу универсальности способа нашего существования, нашей деятельности. Люди могут преобразовывать мир, исходя не только из своих потребностей, но и из потребностей других существ, живущих рядом. Универсальная мера самого человека позволяет ему становиться на позицию любого другого существа.
Что касается красоты, то здесь речь идет не о мерке отдельного вида, а о внутренней мере мирового целого, о мировой гармонии. Оказывается, что и она может быть освоена человеком и выражена им в художественном творчестве. Эстетическая способность человека - это в первую очередь его умение смотреть на часть с позиции целого и за явлением видеть сущность. Данный момент всегда содержится в человеческом творчестве. И это относится не только к деятелям науки и искусства, в которых видят главных творцов мира культуры.
Конечно, человек как творческое существо действует не в одиночку. Особая задача культурологического анализа - понять, как складывается сотворчество людей в определенную эпоху. Одно поколение людей, как известно, стоит на плечах другого. Таким образом, результаты творчества зависят и от личных усилий, и от объективных обстоятельств, к которым относится и культурное состояние эпохи.
Произведение культуры, таким образом, может адекватно существовать только в общении людей. И в этом общении оно оживает и становится подлинным субъектом сотворчества, равным своему ныне живущему собеседнику.
6)Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Ответ: Всякий чел-к принадлеж. к определ. К-ре:нац.,религ.,город.,семей.
1) Первой в истории моделью культр. чел-ка –античная(платоновская). Эта модель существовала одноврем. с древнекит., или конфуц. моделью. Платон и Конфуций – древ.фил-фы, мн. Размыш. О чел-ке. Согласно эт.мод. культур.чел-к – чел-к образован., умеющий влад. собой(способ. к самооблад.),нравств. По Платону такие люди – правители и их окруж. Тип антич. чел-ка – атлет. Он характер. физич. и духов. совершен-м.(утвержден. эсеттич. категорий – красота,мера,гармония). Но прекрас.тело – лишь часть гармонич.лич-ти.чел-к должен сочетать в себе и дух.совер-во.Дргреки счит.,что достиг.идеала можно через упражнения, воспит-е,обуч-е. Атлет наход.в гармонии с миром и живет зем.радостями.
2) Средневек.эпоха вывинула ин.кач-ва,прежде всего,это религ.образов-е и религ.мораль. Тип средневек. ч-ка – аскет. Глав.чертой было доминир.христиан.религии,
3) Эпоха Возрожден. выдвинула гуманист.модель культур.чел-ка,,глав.треб-я котор. – широкая образов-ть и гуманист.нравств-ть.Тип чел-ка – гуманист. Гуманисты хотели возродить ценности и идеалы антич-ти.Мировоззрение было антропоцентрическим.Центр.
4) Эпоха Нов.вр. – специализация в одной обл.знаний.(в связи с процессом раздел-я труда). Чел-к стан.испытателем при-ды,принуждая ее подчин-ся его воле и именно так раскрыв.св.тайны. Наука выступ.как носит-ль и выразит. В духов.мире чел-ка,в его кул-ре объектив.,общезнач.содержания,
5) Век Просвещения(18столетие). Новый тип чел-ка – просветитель. Все великие просветители-гуманисты 18в. Выступали как убежден.сторонники и защитники чел.свободы,как поборники широк. И универсал.развит-я чел.личности, как епримир.противники раюства и деспотизма.
6) Соврем. эпоха – важ.веха на пути постр-я моделей культур.ч-ка. Широкое образов-е,планетар.мышление,
Чел-к должен овлад.комплексом знаний, чтобы уметь к проблеме со всех сорон, с различ.т.зр. Он одновременно должен быть и экологом, и политиком, и психологом, и юристом, и историком. Он должен знать яз., на котор.говорят др.люди планты.
Важнейш.стан.треб-я культур.плюрализма. стремился мир.путем разреш. все спор.вопросы, предполаг. идея на согласие и компромисс, использов. диалога и взаимодействия. П-м означ-т уважение прав чел-ка,признание прав всех куль-р на существование и самое глав.толерантность,или терпимость.В кул-гии толерантность означ. уважение,принятие и правильное понимание богат.многообразия кул-р нашего мира,всех форм самовыражения и способов проявления чел.индивидуальности. Толерантности способ-ют знания,открытость,общение,
Культура и свобода.
Чел-к – единственное существо на планете Земля, способное быть свободным. И чел-к – единств. существо, созидающее кул-ру. Чел-к живет в кул-ре с самого начала, с момента возник-я чел. рода. Именно кул-ра формирует его чел. качества, возвышает его над природой. Фил-фию наз. самосознанием кул-ры. Но к осозн-ю существа и смысла кул-ры, ее роли и места в жизни чел-ка и общ-ва фил-фия подошла, в общем, совсем недавно. Лишь несколько столетий назад, в эпоху Просвещения вошло в обиход само понятие кул-ры. Фил-фия, обогащенная идеями Возрождения, Реформации, мыслителей XVII в., все больше проник-сь сознанием того, что созид. Творч. Деят-ть чел-ка, направ. на формир-е мира кул-ры, явл. Выраж-ем его род. сущности. Как убедительно показал, развивая эту тему, В.М.Межуев, все это явилось подготовкой «философ. открытия кул-ры». Оно заключ. «в открытии особ. вида бытия – не божест. или природ., а собственно человеч., обладающего относит. независимостью и свободой по отношению к 1-ым 2-ум. Кул-ра в самом исходном своем определении – это все, что сущ-т в силу и в результате чел. свободы, явл. ее предмет. воплощением. Открытие свободы в мире природ. и всякой ин. необходимости и стало причиной последующего обретения культурой в сознании людей своей собственной территории и границ».