Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций

Описание работы

Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.

Содержание

http://a.gr.zoomru.ru/ajax/download.php?action=zip&id=811596

Работа содержит 1 файл

Курсовая Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира (2).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

   Т. о., утверждается нераздельность свободы и ку-ры. Ку-ра как предмет-е воплощ-е свободы – это великолепная и глубок.идея. Ведь основания чел. творчества либо находят в Боге, либо в природе. Средневековье знает единст-го творца – Бога. От него шло и все, созидаемое чел-м. Видимо, поэтому, прежде всего, «изобразит. Иск-во в сред. в.в огром. степ. оставалось анонимным». Ренессанс исходил из того, что чел-к способен творить, т.к. явл. личностью, индивид-ю, созд. по образу и подобию Бога. Признание личного авторства стало нормой, но связь с божеств. основаниями творчества сохранилась. Др. линия в этом вопросе – что творческое начало заложено в самой природе, она рож-т нов. формы, и ч-к, как продукт природы, подражая ей, продолжает этот процесс. Различие в том, что природа творит бессознательно, а чел-к сознательно. В этом утверждении есть доля истины, ибо ч-к – природ. существо, но проблема к-ры, ее специфики, ее связи со свободой при таком подходе как бы снимается: он не открывает перспективы адекватного объяснения ни процесса созидания чел-ом к-ры, ни проблемы свободы твор-ва. Поэтому идея мира чел. к-ры как продукта свобод. творч-ва субъекта, освобожденного от природ. и божест. детерминации, все ставит на свое место.  Культуротворч. деят-ть неотделима от свободы. Признанием обществ. значимости принципа свободы творч-ва явл. его включ-е в правов. сис-мы всех демократических гос-в. Чтобы творить, чел-к должен обладать свободой.

7)Язык и культура. Языки культуры.

Язык куль-ры(в широк.смысле) – те сред-ва – знаки,формы,символы и тексты,котор.позвол.людям вступ. В коммуникатив.связи друг с другом,ориентир-ся в простравнстве ку-ры. Язык к-ры – универсал.форма осмысл-я реальности, в котор. организ-ся вновь возник.или уже существ. представл-я,воспрятия, понятия,образы и пр.смыс.конструкции(носители смысла) поб.рода. Накоп. Опыт аккумулир.в к-ре с помощью разнообраз.знак.сис-м,котор.обеспеч. его сохран-е и трансляц-ю(передачу). Знак.сис-мы(языки-к-ры) в узк.смысле не сущ.изолир.,сами по себе.Прост-во к-ры представ.собой иерархич.уопряд-е един-во отлич-х друг от лруга,наход-ся на разн. ур.организации знак.(язык.)структур.

Особ.место в ряду наук,изуч. язык.проблему,заним. семиотика и геменевтика. Семиотика(от греч. Semeion – «знак»,»след»,»примета») – междисцип. Наука о знак.сис-х,позвол.культур-гам,анализ.отдел.языксис-мы,воспринять к-ру как слож.знак.(семиотич.)механизм. Возник.понятие семиосфера – знак.пр-ва,вне котор. невозможно сущ.к-ры. У истоков с. стояли (19-20вв) америк.фил-фы Ч.Пирс(1839-1914),Ч.Моррис(1901-1979) – понятие знака фундаментальное; и швед.лингвист Ф.де Соссюр(1857-1913) – с. – часть соц.психологии.

Геменевтика(от греч. Hermeneuo – «разъясн.»,»истолк.»,»коммент.») – одна из древнейш.наук. В антич.эпоху г. или экзегестика – иск-во и учение о сопсобах истол-я текстов,первонач. Смысл котор. не ясен, в силу их древ-ти,многознач-ти или таинт-ти. В совр.кул-гии г. – метод интерпретации культ.явл-й и способ поним-я субъекта к-ры,основ. на внутр.чел.опыте пережив-я жизни и субъектив. восприятии чел-м жизн.целост-ти. Фундамент заложил нем.фил-ф и ист-к к-ры ВДильтей(1833-1936). Основ-ль совр.г. – нем.фил-ф Х-Г.Гадамер(1900-2002),заним.интерпретацией текста,не только реконструируя, но и конструируя его смысл. Совокуп-ть знаков и набор правил их сочет-я всегда конечны, ограничены по отнош-ю к тому многообразию явл-й и смыслов,котор.перед-ся с их помощью. Закреп-е смысла в яз. – означение,переход его в значение предполаг-т также метафоризацию. Др.важн.аспект функционир-я яз.к-ры явл. понимание. Поним-й всегда облад-т определ. Представл-м о нимаемим и интерпретирует восприним. Им знаки в соответствии со св. представ-м.

Сложилась общепринятая классификация яз.,в основе – деление на естественные и искусств. яз.

Естественные(словес.,лингвист)яз. – основ. и историч.первич.сред-во трансляции и коммуник.(рус.,фр.,эстон..) не имеют автора. Харктер.непрерыв.процесс обогащ-я,измен-я,ассимиляции и отмир-я.Изменюсмыла сл. И понятий может быть связано сразн.факторами(соц-полит.,эконом.,матер-техн…). Узконаправ.исп-е яз. Влечет активиз-ию нек.его черт,создав.особ»ментал.мир»(хрущев.,бреж. пора –«дерев.яз»).Слов.запас ч-ка в сред.=10-15тыссл,часть из них-актив.,котор.ч-к исп. В св.уст.и пис.речи,др.ч. – пассив.,знач.котор.он поним.при чтении и слух.восприят.,но не исп.сам.

Для полноты отраж-я и передачи всей полноты инф. Необходиы и другие сред-ва яз.(мимика,жесты и т.д.),В смвязи с этим были созд. искусственные языки – спец. яз.,котор. в отлич.от слов.целенаправ.сконструированы для вып.строго определ.фун-ций.

Примеры:

        Яз.програмир-я и комп.яз;

        Информац.яз(в сис-хобработ.инф);

        Символич.яз.науки;

        Яз.несуществ.народов(беллетристика Толкиен –эльфийский яз);

        Вспомогат.международ.яз(эсперанто);

        Философ.и логич.яз.;

        Вспомогат.жаргоняз.

8)Плюралистическая модель развития культуры.

В конце 18-нач.20в. разраб.представ-я о циклич.и волнообраз.хар-ре ист-ии,формир. пюралист.модель. Плюрализм означ-т уважение прав чел-ка,признание прав всех куль-р на существование и самое глав.толерантность,или терпимость.

К формированию этой модели пер.приступил И.Г.Гердер(1744-1803). Он рассматривал историю чел-ва как состав. В развитии при-ды,органич.мира, и пыт-ся откр. «индивид.дух народа». В св.центр.раб.«идея к филосии истории чел-ва»(1784-1791) Г. опис.различия в органич.строении народов,зависящем от географ.положения,климата и др.факторов.Т.е. он хочет показать многообразие народов и индивидуальность каждого(составляющие плюрализма). В связи с этим он приходит к выводу, что история – не однотип. И однонаправ.процесс раз-я народов,а мновариантный процесс культур.развития.(Плюралистич. модель - модель,настаив. на множественности культур в мире, признающая ценность и достоинство каждой из них, подчеркивающая цикличность их развития.)

Эту идею продолжают Н.Я.Данилевский и О.Шпенглер.

Н.Я.Данилевский(1822-1885) в своем глав.труде «Россия и Европа»(1869) сформулир.идею множествен-тти культур и предлож.их типологию.Исход путь его концепции – критика европоцентризма. Он отвергает европейск. цив-цию как высш. и обязат. форму,котор.должны принять все народы и пишет, что ист.чел-ва знает и др.цив-ции,котор.возникли и развив. самостоят.независимо от Европы. (путь Ев. – путь определ.гр.народов,но не всех).Д.омеч.неравномер-ть общепринят. Деления ист.на древ., сред.,нов.. Поэтому он настаив. На том, что ступени развития можно отличать только внутри одного и того же организма. Понятие о культур-историч.типе стан.для Д.ключ. Ученый выдел. В ист.чел-ва 10 основ.к-ист. типов или самобыт.цив-ций,располог.их вхронолог.порядке:

Египет,кит,ассирийско-вавилон-финик.(халдейский или древне-семитич),инд.,иран.,ерей.,греч,рим.,арав.(новосемитич),германо-роман(европ). – уединенные(кит,инд),преемств(егип.греч.,рим….).

Культ-ист. типы склад. И развив. под действием след.законов к-ист.движ-я:

Зак.1 – всяк.племя или семейство народов харктер.отдел.яз.или гр.яз.

Зак.2 – политич.независ-ть

Зак.3 – начала цив-ции одного к-ист.типа не перед-ся народам др.типа

Зак.4 - цив-ция достиг.полноты,разнообр-я и богатства,когда разнообраз.этнограф.эл-ты,его состав.

Зак.5 – ход раз-я к-ист.типов уподобл.многолет.раст.

При харак-ке к-ист.типов Д. учит. 4 основ.формы чел.деят-ти: религ., культур.,полит.,обществ-экономич.

Его заслуга состоит в том, что он разраб.вопрос о взаимодействии и преемств-ти цив-ций

1)       «прополка» - колонизация страны, в ходе котор. происход. Насажд-е чужой цив-ии за счет вытесн-я и уничтож-я существ.ранее кул-ры,подобно искор-юсорняков на поле;

2)       «прививка» - пересадка в к-ру коренного народа эл-ов чуждой ци-ии;

3)       «почвен.удобрен-е» - форма расрост-я цив-ции,подобная влиянию удобр-я на раст-е.(развиваю-я цив. Усваивает результат др.,более зрелой цив.)

Каждое об-во обреет.на св.пути то,чего нет на др.,и тем самым вносит св.вклад в общечел.ист-ю.

Также ярчайшим представителем был и нем.фи-ф и културолог О.Шпенглер(1880-1936) и его двухтомный труд «Закат Европы»/ «Упадок Запада»(1918-1922). По его теории нет един.миров.кул-пы, а есть различ.,независ.друг от друга к-ы,каждая из котор.имеет обособ.судьбу. Кул-ры как жив.организмы прохо.все стадии в св.развитии: детство,юность,возмужалость,старость,смерть. В основе всякой к-ры лежит душа. Смерть к-ры – исчерпание души,обращ-е взоров людей к благоустр-ву жизни.(цив-ция – окончание,омертвление к-ры).

Душа кажд.к-ры уникальна,поэтому все к-ры равноправны. 8 к-р(цив-ций), в основе котор. – 3 типа души:аполлоническая(егип,инд,вавил,кит,гре-рим), магич.(арабо-визант),фаустов(заподноевроп). Кажд. К-ра живет примерно 1000 лет. Все они локальны,автономны и независимы друг от друга.

Анг.ист-к А.Тойнби(1889-1975) в св.монумент(12 т.) труде «Постиж-е ист-ии» осмыс-л историч.раз-е чел-ва и его к-ру в духе терии круговорота локал.цив-ций. Он не рассматривал отлельно к-ру(ц-циу) как обособ.организм.Для него кажд.к-ра – одна из множества ступеней на пути реализации чел-м св.божеств.предназнач-я. Его концепция «вызов-ответ» подчерк. диалогич.сущ-ть к-ры. Разв-е к-ры происход. Как серия «ответов», даваемых творч.духом чел-ва на те «вызовы»,котор.бросает ему природа,об-во и внутр,бесконеч-ть самого чел-ка. Каждая цив-ция проходит стадии возникнов-я, роста,надлома и распада, после чего наступ.гибель. Всего Т.выделил 21 развит.цив-цию,сократив затем до 13,их котор. к живым он относил 5: запад.(Зап.Ев.,Америка,Австралия),православ,ислам,инд.,кит. К числу мертвых – минойск.(эгейск),антич,сирий,шемеро-аккад.,егип,анд,центар-америк.. Прогресс чел-ва он усматрив. В его духов. совершенст-и и религ.эволюции.(един.руглигия).

9)Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.

Психоаналит.подход к постиж-ю к-ры продемонстрир. Вен.психиатр З.Фрейд(1856-1939) – один из созд.классич.психоанализа. Заслуга Ф. – открытие в чел-ке сферы бессознат-го как самост-го,не завис. от сознания безличн-го начала чел.души, котор. активно вмеш-ся в жизнь чел-ка. Оно представ. собой «кипятщий котел» инстинктов, в котор. сосредоточены все первич.влечения чел-ка, сводим. к 2-ум основ-м(«влечение к жизни и к смерти»),бессознат.сфера «Оно» исходит из принципа удовольст-я и наход-ся в противоречии с нормами к-ры,сосредоточ.в бессознат.сфере «Сверх-Я». Сознат. «Я» не может победить «Оно» в люб. столконовении, т.к. в «Оно» заключена вся психич.энергия ч-ка. Но Ф. показыв.способ, каким к-ра приврдит в жизнь св.цели и реш-я, не совпад. С примитив. влеч-ми «Оно».Он наз. Сублимация,т.е.  направ-е сосредоточ. в «Оно» жизнен.сексуал.энергии не по прям.биологич.назнач-ю(для удовол-я или продол-я рода), а в целях разума и кул-ры. Через с.примитив.влеч-я «Оно» обреет.форму влеч-я к позн-ю,иск-ву,твор-ву. Она осущ.благодаря «Свер-Я»,т.е. нормами к-ры,котор.сама стала частьюбессознат-го. Руковод. Установками «Сверх-Я», чел-к способен жить как культур.сущ-во, а не как марионетка с.инстинктов.

К-ра по Ф. делает жизнь чел-ка безопасной,блок.инстинкты и препят. выходу неконтрол. агрессии.

К.Г.Юнг(1875-1961) откр. культур.истоки бессознат-го. По его мнению, сознание – довольно огранич. и содержат.бедная часть чел.психики.В подсозн-ии есть тонкий слой,образуем.тем, что вытес-но из созн-я,т.е. индивидуал.подсознат-ое. Под ним обнаруж-ся коллектив.бессознат-ое,сост. из ассоциаций и образов,имеющих историч.природу. Бессознат-е облад. не природ., а культур.харак-м.

Первич.формами(структурами) коллектив.бессознат. Ю. счит. архетипы,т.е. некие фундамент переживания,лишен.к-л предметности и направл.жизнь коллектив-го бессознат. Все архитипы неизбежно связаны с мифолог. образами и переживаниями,т.к. миф – древнейш.,исход форма психич.опыта людей. Задача чел-ка – приручить его бессознат-е,находя в кажд. Конкрет.случае адекват-е культурно-символич.выраж-е этих архитипов,соответ-ее историч.услов-м. Эту роль выполн.религия,ис-во и вся кул-ра в целом. Творческий процесс сост. из бессознат.одухотвор-я архетипа,его развер-я и оформ-я вплоть до завершен. Произвед-я ис-ва. Глав.соц.роль ис-ва – трудиться над формиров-м духа времени,его символич.форм,выражать совр.яз.те образы,котор.больше всего не достает.

10)    Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.

Возникнов.кул-ры идет параллельно с образов-м чел-ка(антропогенеза) и социума(общ-ва,социогенеза).

1.        Теологич.(религ.)концепция;

2.        Космич.концепция(из др.галактик,планет);

3.        Материал.(Дарвин. – орудийная эв-ция);

4.        Трудов.(Энгельс);

5.        Игров.(Хейзинга)

6.        Психологич.(Фрейд стыд-сознание)

7.        Социально-психологич(Поршнев,Диденко)

8.        Эрнст Кассире (иск-во подраж-я, чел-к -  символич.живот-е)

Основ.этапы антропогенеза:

1)       Дриопитеки – 25 млн лет

2)       Австралопитеки – 5 млн лет(человекообраз.обезьяны)

3)       Homo habilis – «Человек умелый» (презинджантропы)- 2 млн лет

4)       Архантропы(древн.люди) = питекантропы(о.Ява),синантропы(Китай) – 1-1,2 млн лет н. эта и след.стадия – Homo erectus «Чел.прямоходящий» появление 1-х норм соц.поведения – праобщины

5)       Неандертальцы или палеантропы(древ.люди), кроманьонцы(40-35 тыс лет тому назад) – 300-200тыс назад

6)       Homo sapiens «Чел.разумный» - 50-40 тыс л.н.

Этапы первобыт.к-ры:

Каменный век –

1)       Древнекам.век – Палеолит – 2 млн-10тыс. л. до н.э.

-          Ранний – 1млн-40тыс л. до н.э.

-          Поздний – 40-10 тыс л. до н.э.

Появл.рас – монголоид.,европиоид.,негроид.. Формируются первые морал.установики,облек.в форму запретов – табу. Важнейш.особ-ть первобыт.морали – ее коллективист.характер. 1-ые скульптуры – животные и изображ-я на стенах пещеры(Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании). Первобыт. Нормы повед-я – мораль,этикет,зачатки права,религ.предписания,действовавшие в нерасторжим.един-ве.

2)       Мезолит(средний век) – 10-7 тыс л. до н.э.

Исчезают круп. животные, совершен-ся копье,исп.силкИ,изобретены лук и стрелы. Приручение(одомаш-е)собаки, что привело к скотоводству.

3)       Неолит (новокаменный век) – 7-4 тыс. до н.э.

        Неолитич.революция (скачок в кул-ре общ-ва) – переход от присваив.хоз-ва(охота,собир-во,рыб.ловля) к проивод-му(земледелие,скот-во,ремесло);

        Намечается переход к цивилизации;

        Появл-е нов.технолог.пр-ва + керамика – глина ведущ.мат.(шлифовка,сверление)

        Разраб.альтернатив.природрес-сы – гипс,марганц.руды,соль

        Переход от кам.орудий к мет.

        Переход к оседлости и появл.племен.союзов

Основ.черты первобыт.куль-ры:

1)       Синкретичность – нераздельность; выраж.в мифе(позд.палеолит) –

        Космолог.(происхожд-е)

        Космолог.(строен-е,солярное – Солнце,лунарное -Луна)

        Антрополог.(чел-к) – деят-ть героев

        Теолог(рож-е богов)

2)       Косерватизм – традиционность;

3)       Утилитаризм – ничего не происходит просто так

4)       Стадиальная общность

5)       Кул-ра явл.магической(чел-к часть природы, магич –содерж-е, символ – по форме)

6)       Различ.формы религии –

        Анимизм(вера в духов и душу,одушев.предметов и процессов)

        Магия(совок-ть практик,связ. с верой в способ-ть чел-ка осущ.сверестеств. воздейст-е на прир-ду и др.людей)

Информация о работе Культурология как наука