Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций
Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.
http://a.gr.zoomru.ru/ajax/download.php?action=zip&id=811596
Т. о., утверждается нераздельность свободы и ку-ры. Ку-ра как предмет-е воплощ-е свободы – это великолепная и глубок.идея. Ведь основания чел. творчества либо находят в Боге, либо в природе. Средневековье знает единст-го творца – Бога. От него шло и все, созидаемое чел-м. Видимо, поэтому, прежде всего, «изобразит. Иск-во в сред. в.в огром. степ. оставалось анонимным». Ренессанс исходил из того, что чел-к способен творить, т.к. явл. личностью, индивид-ю, созд. по образу и подобию Бога. Признание личного авторства стало нормой, но связь с божеств. основаниями творчества сохранилась. Др. линия в этом вопросе – что творческое начало заложено в самой природе, она рож-т нов. формы, и ч-к, как продукт природы, подражая ей, продолжает этот процесс. Различие в том, что природа творит бессознательно, а чел-к сознательно. В этом утверждении есть доля истины, ибо ч-к – природ. существо, но проблема к-ры, ее специфики, ее связи со свободой при таком подходе как бы снимается: он не открывает перспективы адекватного объяснения ни процесса созидания чел-ом к-ры, ни проблемы свободы твор-ва. Поэтому идея мира чел. к-ры как продукта свобод. творч-ва субъекта, освобожденного от природ. и божест. детерминации, все ставит на свое место. Культуротворч. деят-ть неотделима от свободы. Признанием обществ. значимости принципа свободы творч-ва явл. его включ-е в правов. сис-мы всех демократических гос-в. Чтобы творить, чел-к должен обладать свободой.
7)Язык и культура. Языки культуры.
Язык куль-ры(в широк.смысле) – те сред-ва – знаки,формы,символы и тексты,котор.позвол.людям вступ. В коммуникатив.связи друг с другом,ориентир-ся в простравнстве ку-ры. Язык к-ры – универсал.форма осмысл-я реальности, в котор. организ-ся вновь возник.или уже существ. представл-я,воспрятия, понятия,образы и пр.смыс.конструкции(носители смысла) поб.рода. Накоп. Опыт аккумулир.в к-ре с помощью разнообраз.знак.сис-м,котор.
Особ.место в ряду наук,изуч. язык.проблему,заним. семиотика и геменевтика. Семиотика(от греч. Semeion – «знак»,»след»,»примета») – междисцип. Наука о знак.сис-х,позвол.культур-гам,
Геменевтика(от греч. Hermeneuo – «разъясн.»,»истолк.»,»коммент.
Сложилась общепринятая классификация яз.,в основе – деление на естественные и искусств. яз.
Естественные(словес.,лингвист)
Для полноты отраж-я и передачи всей полноты инф. Необходиы и другие сред-ва яз.(мимика,жесты и т.д.),В смвязи с этим были созд. искусственные языки – спец. яз.,котор. в отлич.от слов.целенаправ.
Примеры:
Яз.програмир-я и комп.яз;
Информац.яз(в сис-хобработ.инф);
Символич.яз.науки;
Яз.несуществ.народов(
Вспомогат.международ.яз(
Философ.и логич.яз.;
Вспомогат.жаргоняз.
8)Плюралистическая модель развития культуры.
В конце 18-нач.20в. разраб.представ-я о циклич.и волнообраз.хар-ре ист-ии,формир. пюралист.модель. Плюрализм означ-т уважение прав чел-ка,признание прав всех куль-р на существование и самое глав.толерантность,или терпимость.
К формированию этой модели пер.приступил И.Г.Гердер(1744-1803). Он рассматривал историю чел-ва как состав. В развитии при-ды,органич.мира, и пыт-ся откр. «индивид.дух народа». В св.центр.раб.«идея к филосии истории чел-ва»(1784-1791) Г. опис.различия в органич.строении народов,зависящем от географ.положения,климата и др.факторов.Т.е. он хочет показать многообразие народов и индивидуальность каждого(составляющие плюрализма). В связи с этим он приходит к выводу, что история – не однотип. И однонаправ.процесс раз-я народов,а мновариантный процесс культур.развития.(Плюралистич. модель - модель,настаив. на множественности культур в мире, признающая ценность и достоинство каждой из них, подчеркивающая цикличность их развития.)
Эту идею продолжают Н.Я.Данилевский и О.Шпенглер.
Н.Я.Данилевский(1822-1885) в своем глав.труде «Россия и Европа»(1869) сформулир.идею множествен-тти культур и предлож.их типологию.Исход путь его концепции – критика европоцентризма. Он отвергает европейск. цив-цию как высш. и обязат. форму,котор.должны принять все народы и пишет, что ист.чел-ва знает и др.цив-ции,котор.возникли и развив. самостоят.независимо от Европы. (путь Ев. – путь определ.гр.народов,но не всех).Д.омеч.неравномер-ть общепринят. Деления ист.на древ., сред.,нов.. Поэтому он настаив. На том, что ступени развития можно отличать только внутри одного и того же организма. Понятие о культур-историч.типе стан.для Д.ключ. Ученый выдел. В ист.чел-ва 10 основ.к-ист. типов или самобыт.цив-ций,располог.их вхронолог.порядке:
Египет,кит,ассирийско-вавилон-
Культ-ист. типы склад. И развив. под действием след.законов к-ист.движ-я:
Зак.1 – всяк.племя или семейство народов харктер.отдел.яз.или гр.яз.
Зак.2 – политич.независ-ть
Зак.3 – начала цив-ции одного к-ист.типа не перед-ся народам др.типа
Зак.4 - цив-ция достиг.полноты,разнообр-я и богатства,когда разнообраз.этнограф.эл-ты,его состав.
Зак.5 – ход раз-я к-ист.типов уподобл.многолет.раст.
При харак-ке к-ист.типов Д. учит. 4 основ.формы чел.деят-ти: религ., культур.,полит.,обществ-
Его заслуга состоит в том, что он разраб.вопрос о взаимодействии и преемств-ти цив-ций
1) «прополка» - колонизация страны, в ходе котор. происход. Насажд-е чужой цив-ии за счет вытесн-я и уничтож-я существ.ранее кул-ры,подобно искор-юсорняков на поле;
2) «прививка» - пересадка в к-ру коренного народа эл-ов чуждой ци-ии;
3) «почвен.удобрен-е» - форма расрост-я цив-ции,подобная влиянию удобр-я на раст-е.(развиваю-я цив. Усваивает результат др.,более зрелой цив.)
Каждое об-во обреет.на св.пути то,чего нет на др.,и тем самым вносит св.вклад в общечел.ист-ю.
Также ярчайшим представителем был и нем.фи-ф и културолог О.Шпенглер(1880-1936) и его двухтомный труд «Закат Европы»/ «Упадок Запада»(1918-1922). По его теории нет един.миров.кул-пы, а есть различ.,независ.друг от друга к-ы,каждая из котор.имеет обособ.судьбу. Кул-ры как жив.организмы прохо.все стадии в св.развитии: детство,юность,возмужалость,
Душа кажд.к-ры уникальна,поэтому все к-ры равноправны. 8 к-р(цив-ций), в основе котор. – 3 типа души:аполлоническая(егип,инд,
Анг.ист-к А.Тойнби(1889-1975) в св.монумент(12 т.) труде «Постиж-е ист-ии» осмыс-л историч.раз-е чел-ва и его к-ру в духе терии круговорота локал.цив-ций. Он не рассматривал отлельно к-ру(ц-циу) как обособ.организм.Для него кажд.к-ра – одна из множества ступеней на пути реализации чел-м св.божеств.предназнач-я. Его концепция «вызов-ответ» подчерк. диалогич.сущ-ть к-ры. Разв-е к-ры происход. Как серия «ответов», даваемых творч.духом чел-ва на те «вызовы»,котор.бросает ему природа,об-во и внутр,бесконеч-ть самого чел-ка. Каждая цив-ция проходит стадии возникнов-я, роста,надлома и распада, после чего наступ.гибель. Всего Т.выделил 21 развит.цив-цию,сократив затем до 13,их котор. к живым он относил 5: запад.(Зап.Ев.,Америка,
9)Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
Психоаналит.подход к постиж-ю к-ры продемонстрир. Вен.психиатр З.Фрейд(1856-1939) – один из созд.классич.психоанализа. Заслуга Ф. – открытие в чел-ке сферы бессознат-го как самост-го,не завис. от сознания безличн-го начала чел.души, котор. активно вмеш-ся в жизнь чел-ка. Оно представ. собой «кипятщий котел» инстинктов, в котор. сосредоточены все первич.влечения чел-ка, сводим. к 2-ум основ-м(«влечение к жизни и к смерти»),бессознат.сфера «Оно» исходит из принципа удовольст-я и наход-ся в противоречии с нормами к-ры,сосредоточ.в бессознат.сфере «Сверх-Я». Сознат. «Я» не может победить «Оно» в люб. столконовении, т.к. в «Оно» заключена вся психич.энергия ч-ка. Но Ф. показыв.способ, каким к-ра приврдит в жизнь св.цели и реш-я, не совпад. С примитив. влеч-ми «Оно».Он наз. Сублимация,т.е. направ-е сосредоточ. в «Оно» жизнен.сексуал.энергии не по прям.биологич.назнач-ю(для удовол-я или продол-я рода), а в целях разума и кул-ры. Через с.примитив.влеч-я «Оно» обреет.форму влеч-я к позн-ю,иск-ву,твор-ву. Она осущ.благодаря «Свер-Я»,т.е. нормами к-ры,котор.сама стала частьюбессознат-го. Руковод. Установками «Сверх-Я», чел-к способен жить как культур.сущ-во, а не как марионетка с.инстинктов.
К-ра по Ф. делает жизнь чел-ка безопасной,блок.инстинкты и препят. выходу неконтрол. агрессии.
К.Г.Юнг(1875-1961) откр. культур.истоки бессознат-го. По его мнению, сознание – довольно огранич. и содержат.бедная часть чел.психики.В подсозн-ии есть тонкий слой,образуем.тем, что вытес-но из созн-я,т.е. индивидуал.подсознат-ое. Под ним обнаруж-ся коллектив.бессознат-ое,сост. из ассоциаций и образов,имеющих историч.природу. Бессознат-е облад. не природ., а культур.харак-м.
Первич.формами(структурами) коллектив.бессознат. Ю. счит. архетипы,т.е. некие фундамент переживания,лишен.к-л предметности и направл.жизнь коллектив-го бессознат. Все архитипы неизбежно связаны с мифолог. образами и переживаниями,т.к. миф – древнейш.,исход форма психич.опыта людей. Задача чел-ка – приручить его бессознат-е,находя в кажд. Конкрет.случае адекват-е культурно-символич.выраж-е этих архитипов,соответ-ее историч.услов-м. Эту роль выполн.религия,ис-во и вся кул-ра в целом. Творческий процесс сост. из бессознат.одухотвор-я архетипа,его развер-я и оформ-я вплоть до завершен. Произвед-я ис-ва. Глав.соц.роль ис-ва – трудиться над формиров-м духа времени,его символич.форм,выражать совр.яз.те образы,котор.больше всего не достает.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.
Возникнов.кул-ры идет параллельно с образов-м чел-ка(антропогенеза) и социума(общ-ва,социогенеза).
1. Теологич.(религ.)концепция;
2. Космич.концепция(из др.галактик,планет);
3. Материал.(Дарвин. – орудийная эв-ция);
4. Трудов.(Энгельс);
5. Игров.(Хейзинга)
6. Психологич.(Фрейд стыд-сознание)
7. Социально-психологич(Поршнев,
8. Эрнст Кассире (иск-во подраж-я, чел-к - символич.живот-е)
Основ.этапы антропогенеза:
1) Дриопитеки – 25 млн лет
2) Австралопитеки – 5 млн лет(человекообраз.обезьяны)
3) Homo habilis – «Человек умелый» (презинджантропы)- 2 млн лет
4) Архантропы(древн.люди) = питекантропы(о.Ява),синантропы
5) Неандертальцы или палеантропы(древ.люди), кроманьонцы(40-35 тыс лет тому назад) – 300-200тыс назад
6) Homo sapiens «Чел.разумный» - 50-40 тыс л.н.
Этапы первобыт.к-ры:
Каменный век –
1) Древнекам.век – Палеолит – 2 млн-10тыс. л. до н.э.
- Ранний – 1млн-40тыс л. до н.э.
- Поздний – 40-10 тыс л. до н.э.
Появл.рас – монголоид.,европиоид.,негроид.
2) Мезолит(средний век) – 10-7 тыс л. до н.э.
Исчезают круп. животные, совершен-ся копье,исп.силкИ,изобретены лук и стрелы. Приручение(одомаш-е)собаки, что привело к скотоводству.
3) Неолит (новокаменный век) – 7-4 тыс. до н.э.
Неолитич.революция (скачок в кул-ре общ-ва) – переход от присваив.хоз-ва(охота,собир-
Намечается переход к цивилизации;
Появл-е нов.технолог.пр-ва + керамика – глина ведущ.мат.(шлифовка,сверление)
Разраб.альтернатив.природрес-
Переход от кам.орудий к мет.
Переход к оседлости и появл.племен.союзов
Основ.черты первобыт.куль-ры:
1) Синкретичность – нераздельность; выраж.в мифе(позд.палеолит) –
Космолог.(происхожд-е)
Космолог.(строен-е,солярное – Солнце,лунарное -Луна)
Антрополог.(чел-к) – деят-ть героев
Теолог(рож-е богов)
2) Косерватизм – традиционность;
3) Утилитаризм – ничего не происходит просто так
4) Стадиальная общность
5) Кул-ра явл.магической(чел-к часть природы, магич –содерж-е, символ – по форме)
6) Различ.формы религии –
Анимизм(вера в духов и душу,одушев.предметов и процессов)
Магия(совок-ть практик,связ. с верой в способ-ть чел-ка осущ.сверестеств. воздейст-е на прир-ду и др.людей)