Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций
Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.
http://a.gr.zoomru.ru/ajax/download.php?action=zip&id=811596
Для архитектуры барокко (Л. Бернини, Ф. Борромини в Италии, Б.Ф.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Часто встречаются развернутые масштабные колоннады, изобилие скульптуры на фасадах и в интерьерах, волюты, большое число раскреповок, лучковые фасады с раскреповкой в середине, рустованные колонны и пилястры. Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Петра в Риме. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини архитектор ему принадлежит оформление площади собора Св. Петра в Риме и интерьеры, а также другие строения. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. Сейчас к французскому барокко причисляют Версальский дворец вместе с регулярным парком, Люксембургский дворец, здание Французской Академии в Париже и др. произведения.. Писатели и поэты в эпоху барокко воспринимали реальный мир как иллюзию и сон. Реалистические описания часто сочетались с их аллегорическим изображением. Широко используются символы, метафоры, театральные приёмы, графические изображения (строки стихов образуют рисунок), насыщенность риторическими фигурами, антитезами, параллелизмами, градациями, оксюморонами. Бытует бурлескно-сатирическое отношение к действительности. Для литературы барокко характерны стремление к разнообразию, к суммированию знаний о мире, всеохватность, энциклопедизм, который иногда оборачивается хаотичностью и коллекционированием курьёзов, стремление к исследованию бытия в его контрастах (дух и плоть, мрак и свет, время и вечность). Этика барокко отмечена тягой к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения (Ф. де Кеведо, П. Кальдерон). Известна пьеса Кальдерона «Жизнь есть сон». Развиваются и такие жанры, как галантно-героический роман (Ж. де Скюдери, М. де Скюдери), реально-бытовой и сатирический роман (Фюретьер, Ш. Сорель, П. Скаррон). В живописи (П. Рубенс, А. Ван Дейк) и скульптуре (Л. Бернини) преобладают декоративные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты.
Классицизм (от лат. classicus - образцовый) - творческое направление, сформировавшее художественное мировоззрение, сложившееся в эпоху становления и укрепления европейских монархий и опиравшееся на нормы и образцы античного искусства.
В противовес барокко классицизм выражал стремление к разумному гармоничному строю жизни, а эти стремления были присущи не только монархам, но и народному сознанию, с его идеалами мира, покоя, сплочения страны. Установление строгих правил творчества - одна из характерных черт эстетики классицизма. в архитектуре: дворцы, церкви, новые парижские площади, созданные Мансаром и другими зодчими, отмечены строгой симметрией, величественной простотой. Классицизму свойственны стройная упорядоченность формы, идея подчинения личности общественному долгу. Ясность и гармония линий в классицизме как бы подчеркивали разумную закономерность существующего мира и в своеобразной художественной форме отражали идеи Просвещения. В живописи (Н. Пуссен, К. Лоррен) - ведущим стало логическое развертывание сюжета, ясная, уравновешенная композиция, линейно-объемное построение деталей, подчиненная роль света. В произведениях Пуссена используются исторические, мифологические, религиозные темы, разработка которых отличается гармоничностью и строгостью построения. Скульптура эпохи классицизма отличается строгостью и сдержанностью, слаженностью форм, спокойностью поз, когда даже движение не нарушает формальной замкнутости (Э.Фальконе, Ж.Гудон).
36)Европейская кул-ра эпохи Просвещения.
Культура эпохи европейского Просвещения имеет ряд отличительных черт.
1) деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания подчинена естественному, закономерному ходу событий). - за свободу совести и освобождение науки и философии от церковной опеки. Представители деизма (Вольтер и Ж.-Ж. Руссо во Франции, Дж. Локк и Дж. Толанд в Англии, Б. Франклин и Т. Джефферсон в Америке и мн.др)
2) космополитизм,выраж. в осуждении всякого национализма и убеждении в равных возможностях каждой нации.
3) культуре эпохи Просвещения присуща так называемая «научность»(объяс-е при-ды естеств.причинами)
4) рационализм(век Разума) трактовался как источник и двигатель познания, этики и политики: человек может и должен действовать разумно; общество может и должно быть устроено рационально.
5) идея прогресса, которая тесно переплетается с понятием «разума», тесно связанный с наукой, разум превращается в ее главное орудие
6) абсолютизация значимости воспитания в формировании нового человека
45)Культура Китая
Культура Китая пришла из далёких времен и имеет очень глубокие корни. Считается, что именно китайская культура человечеству передана Богами. Подтверждением этому служит пятитысячелетняя история Китая, которая является неисчерпаемым источником духовной силы китайской нации и, возможно, всего человечества. Если культура является душой нации, то можно представить, как давно формировалась и крепла душа каждого китайца.
Мифы и легенды древнего Китая, которые дошли до сегодняшних дней, содержат в себе истории о том, как Паньгу, создатель всего живого, сотворил Небо и Землю, а богиня Нюйва создала человечество, божественный земледелец Шень Нун открыл сотни лекарственных растений, легендарный мифологический персонаж древнего Китая Цян Цзэ изобрёл письменность. Всё это содержит неисчерпаемая история Китая.
«Человек следует Земле, Земля следует Небу, Небо следует Дао, а Дао следует естественности» - этот принцип о единстве Неба и Человека был впервые изложен в «Даодэцзине», в «Книге пути и его силы», написанной учителем Даосизма – Лао Цзы. Поскольку культура Китая формировалась по принципам, изложенных в главном каноне Даосизма
«Даодэцзине», следует упомянуть об авторе этого великого учения.
Почтенный учитель даосизма Лао Цзы (как о нём упоминалось в трактатах древнего Китая) жил в шестом веке до нашей эры, в государстве Чу, династии Чжоу. Настоящим именем Лао Цзы было Лао Тань или Ли Эр. Он был придворным архивариусом и консультировал Конфуция по вопросам ритуалов и придворной этики. История Китая донесла до нас предание, которое гласит, что в старости Лао Цзы покинул государство Чу и направился в западные горы. На границе Китая его остановил стражник, выяснив, что это учитель даосизма, попросил его изложить учение. Тогда-то Лао Ццы и написал свой труд, состоящий из пяти тысяч иероглифов, известный как «Даодэцзин», этот трактат по праву считается памятником китайской мысли, который оставил отпечаток на культуре Китая и всего мира. После того, как учение было изложено, Лао Цзы продолжил свой путь на Запад, и больше о нём в истории Китая не упоминается.
Принцип о единстве Неба, Земли и Человека, изложенный в литературном сборнике Конфуцианства (книге песен) раскрывает этот путь, в нём сказано: «Великое учение побуждает к совершенствованию добродетели». История Китая из глубины веков извлекла и преподнесла обществу эти принципы. Гуманность, справедливость, соблюдение правил поведения, просвещённость и преданность были жизненно подтверждены мудрыми правителями, императорами различных династий древнего Китая. Культура Китая формировалась, развивалась и сохранялась именно благодаря этим ценностям.
Конфуций и Лао Цзи. культура Китая, китайская культура, история Китая
Буддизм, который пришёл в Китай в первом веке, дополнил колорит китайской культуры идеями сострадания и спасения всех живых существ. В буддизме большое значение предавалось принципу «за добро воздастся добром, а за зло последует наказание». Таким образом, китайская культура, включив в себя конфуцианство, даосизм и буддизм, которые являясь основными вероучениями древнего Китая, привели династию Тан к вершине славы и процветания. Такова история Китая.
Зная принцип «за добро воздастся добром, а за зло последует наказание», люди остерегались делать плохие дела. Обычные китайские люди почитали Небо, Землю, императора, родственников и учителей. На культуре Китая это отразилось в глубоко укоренившихся традициях: почитании Бога, преданности своей стране, уважении семьи и дружбы, почтении к учителям и старшим. Традиционная китайская культура стремилась к гармонии человека и Вселенной, и особое внимание уделяла нравственности личности. Она основывалась на конфуцианстве, даосизме и буддизме, неся в себе терпимость, социальный прогресс, нравственность и праведную веру китайского народа.
Этика семейных ценностей самым естественным образом влияет на общественную мораль. Сыновний долг рассматривается как верность мудрому правителю. Поэтому говоря о преданности и патриотизме, люди вспоминают о великом полководце: история Китая донесла до нас «Сказание о Юэ Фэе», в котором герой, главнокомандующий армией, откладывал все свои дела, если видел приближение своей матери, и с почтением становился перед ней на колени, прося благословения. Он считал великой честью и сыновним долгом получить перед боем благословение матери.Однако не всегда история Китая была благосклонна к своим легендарным героям. Знаменитый полководец Юэ Фэй (1103-1142) был обвинен в преступлении, которое не совершал, заключен в тюрьму. Потом стало ясно, что обвинение было напрасным, и имя Юэ Фэя реабилитировали, построив храм в память о нем. На его могиле установлены четыре железных фигуры в распахнутых на груди рубашках, руки их заложены за спину. Они стоят на коленях, символизируя вину тех, кто убил невинного.Понятие о преданности в культуре Китая никогда не означало слепое поклонение. В глазах народа император являлся «сыном Неба», выше которого существовало только Небо. Император не мог быть всегда прав. Поэтому существовала необходимость в протестах для указания на ошибки императора. История Китая сохранила летописи, которые также содержат исторические записи слов и поступков императора. Ученые мужи могли стать учителями своих мудрых правителей, и поведение императора оценивалось в соответствии с конфуцианством. Если император был безнравственным, не принимал Дао, люди могли восстать и свергнуть его. Последователи конфуцианства верили, как говорил Мэн-цзы (Менций), что «Самым ценным в стране является народ, затем уже следует власть, а наименьшую ценность имеет правитель». «Соблюдающий сыновний долг и братскую любовь редко расположен к тому, чтобы выступать против вышестоящих». Братская любовь рассматривается как отношения между друзьями. Конфуцианство полагает, что в семье отец должен быть добрым, сын – почтительным, старший брат – дружественным, а младший – уважительным. В нем отеческая любовь расширялась до уровня гуманности императора к своим подданным. Пока поддерживаются традиции в семье, естественно поддерживается и общественная мораль, и, таким образом, совершенствование самого себя может привести к процветанию семьи и государства, и, в конце концов, принести всем мир под небесами. Китайская культура, основанная на идеях конфуцианства, буддизма и даосизма, дала китайскому народу прочную нравственную систему, неизменную, «пока существует Небо». Эта этическая система давала основу для стабильности, мира и гармонии в обществе.Для управления людьми и регулирования общественными отношениями в обществе правители постоянно издают законы. В отличие от закона, устанавливающего жесткие рамки, культура играет роль мягкого ограничения. Закон предусматривает наказание после совершения преступления, а культура, питая нравственность, предупреждает само возникновение преступления. Нравственные нормы общества часто воплощаются в его культуре. Этот основной принцип культуры Китая пронизывал все сферы китайского общества от истоков его формирования. Подлинная китайская культура, как государства началась около 5000 лет тому назад с легендарного императора Хуан-ди, который считается самым ранним правителем в истории Китая. В действительности, имя императора Хуан-ди связывают с основанием школы даосизма, которую Хуан-Лао (Лао Цзы) называл «школой мысли». После династии Цинь (221-207 гг. до н.э.) территория Китая часто завоевывалась отдельными племенами. Это происходило, главным образом, во времена династий Суй (581-618), Тан (618-907), Юань (1279-1368) и Цин (1644-1912), но случалось и в другие времена. Эти этнические группы полностью ассимилировались с образом жизни коренных китайцев, что показывает объединяющую силу традиционной культуры Китая.Конфуций учил: «если люди изначально неуступчивы, измените их, прививая нашу китайскую культуру и добродетели». Как известно из истории Китая, традиционная китайская культура достигла своего расцвета во времена династии Тан, совпав по времени с пиком могущества китайской нации. Наука также развивалась своим уникальным путем, тем самым заслужила признание других народов. Многие лекари и учёные мужи из Европы, Ближнего Востока и Японии приезжали учиться в Чанган, столицу династии Тан. Страны, граничащие с Китаем, воспринимали его как суверенное государство. Многие страны отдавали Китаю дань уважения, получая в ответ великодушное отношение.
Буддизм и даосизм являлись частью культуры Китая и базировались на идее "отречение от обыденной жизни". Влияние буддизма и даосизма можно увидеть по тому, как глубоко они пропитали все сферы жизни людей. Из истории Китая - китайская медицина, цигун, фэн-шуй и предсказания берут свои глубокие истоки в даосизме. Эти практики, а также буддийские концепции о небесном царстве и аде, о кармическом воздаянии за добро и возмездии за зло сформировали совместно с конфуцианством целостную сущность традиционной культуры Китая.
Как мы уже говорили выше, идеи конфуцианства, буддизма и даосизма дали китайскому народу прочную нравственную систему, неизменную систему «пока существует Небо». Эта этическая система давала основу для стабильности, мира и гармонии в обществе. Нравственность относится к духовной сфере, таким образом, она часто воспринимается как нечто абстрактное. Китайская культура очень хорошо выполняла свою миссию в истории Китая, заключавшуюся в том, чтобы выражать абстрактную нравственную систему общепонятным языком.
Такими источникам, содержащими в себе притчи, легенды, сказания и мифы, содержащие в себе традиционное китайское воспевание преданности и справедливости, были Известные из истории Китая знаменитые романы «Путешествие на Запад», «Сон в красном тереме», «Речные заводи», «Троецарствие».
Авторы романов для отражения основной философии китайских мыслителей в отношении природы и человека использовали мифы, легенды и предсказания, которые оказывали такое глубокое влияние на сознание китайцев, что имена героев использовались при описании определенных нравственных качеств в китайской культуре. Например, при разговоре о «праведности», люди вспоминают легендарных представителей, без которых невозможно представить всю культуру Китая, это Гуань Юй (160-219) из «Троецарствия»; о том, как его честность превышала облака и достигала Неба, как его непоколебимая преданность своему императору Лю Бэю завоевала уважение даже у врагов; как его храбрость в бою побеждала в самых тяжелых ситуациях, вспоминалось даже его поражение у города Май, и, особенно, его разговор, как святого, со своим сыном. Когда говорят о «преданности», люди обычно вспоминают о Юэ Фэе (1103-1141), военачальнике династии Сун, который единство страны ставил превыше собственной жизни. Чжугэ Лян (181-234), полководец царства Шу периода Троецарствия, олицетворял собой полную преданность своей стране.
Таким образом, абстрактные нравственные ценности китайской культуры, воплотившись в художественных персонажах, обрели конкретное содержание. Роман «Троецарствие» начинается с небесных предзнаменований о бедствии, предвещавших неизбежный результат божественной воли: «мирские события несутся подобно бесконечному потоку. Продиктованная Небом судьба, безграничная по размерам, предопределяет все» Даосизм делал упор на истине, буддизм – на доброте, а конфуцианство воспевало гуманизм и справедливость. «Хотя формы отличаются, их цель одна… все они вдохновляют людей вернуться к доброте» Традиционная культура Китая воспитывала в людях важные понятия и принципы, такие как Небо, Дао, Бог, Будда, судьба, предопределенность, милосердие, праведность, соблюдение этикета (правил поведения), мудрость, преданность, бережливость, чувство стыда, сыновний долг, рассудительность и т.д. Многие китайцы были неграмотны, но они хорошо знали традиционные пьесы и оперы, благодаря которым узнавали о традиционных нравственных ценностях, заложенных издревле в китайской культуре. Эти культурные формы были крайне важны при передаче китайских традиций так как нравственность китайцев являлась основой мирного и гармоничного существования общества. Когда каждый ищет недостатки в себе, не перекладывает вину на другого, то уже не требуется жестких ограничительных мер, и сохраняется полная гармония в обществе.
46)Культура Индии.
К сожалению, в экономическом плане Индия не слишком развита и относится к классу развивающихся стран, но это не оказало влияния традиции и культурные особенности страны.В силу того, что в Индии 25 штатов и у каждого штата свой язык, своя нация разные и религии. Можно сказать, что индия это созвездие религий, потому что здесь существуют почти все религии мира. И хотя, главное, почетное место занимает индуизм, но и другие религии имеют важное место в культурной жизни этой страны. Я вообще считаю, что религия - это главное составляющее культуры. Религия оказывает основное влияние на построении культуры страны, потому как культура развивается с древности и ее обычаи переживают века. А как мы знаем в прошлые века церковь вообще имела огромное влияние и не только в культурной жизни, но и в политической и общественной. Прежде чем рассказывать об обычаях и религии Индии мне хочется уделить несколько слов, рассказу о том, что из себя представляет эта страна. Хочется рассказать о населении Индии, о городах Индии и т.д. Ведь нельзя рассуждать о культуре страны если не имеешь представления о ней. Индия (или Бхарат, как называют свою страну сами индийцы) - одно из крупнейших государств планеты. Оно занимает второе место в мире по численности населения и седьмое по площади. Индия расположена в Южной Азии. Протяженность сухопутной границы Индии 15200км., береговой линии - 6083км. В состав Индии входят также Андаманские и Никобарские острова. Индия - одна из колыбелей человеческой цивилизации. Индийцы первые в мире научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный тростник и первыми начали разводить домашнюю птицу. Именно Индия подарила миру шахматы и десятичную систему счисления. Достижения древней и средневековой Индии в области науки литературы и искусства, зародившиеся в Индии различные религиозно-философские системы оказали воздействие на развитие многих цивилизаций Востока, стали неотъемлемой частью мировой культуры. Индия страна с богатейшей историей, начало которой где-то около середины 3-го тысячелетия до н.э. История индии последних столетий - это история длительной и героической борьбы ее народа за освобождение от колониального и феодального гнета. В 1947г. Индия добивается политической независимости и это открывает новую эпоху в жизни великой азиатской страны.
Столица Индии - Дели. Официальный язык - Хинди и временно английский. В настоящее время в Индии 25штатов. 4) Религии Индии и их влияние на культурную и социальную жизнь.
В индийском народе представлены основные религии мара - индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм, джайнизм, иудаизм, зороастризм, характеризующие довольно сложное идеологическое и структурное устройство индийского общества. Почти все население Индии - верующие. Вообще, я заметила, что религия в индии, это самая большая часть культура, религиозные обычаи нашли свое отражение не только в культуре, но и в политике, социальной жизни и т.д. Основная религиозно-этическая система Индии - индуизм, его исповедуют 83% населения, около 12%-масульмане, остальные 5%- это все другие религии. В этом раздели мне бы хотелось описать, как отражается религия на культуре Индии, какие особенности присущи культуре Индии, короче хочется показать синтез религии и культуры на примере Индии.