Культурология как наука

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:21, курс лекций

Описание работы

Современная культурология. Методы и приемы культурологического анализа.
Термин «культура». Проблема определения понятия культуры.
Творческая деятельность человека. Взаимосвязь культуры и творчества.
Человек в мире культуры. Культура и свобода.
Язык и культура. Языки культуры.
Плюралистическая модель развития культуры.
Психоаналитическая концепция возникновения и развития культуры.
10) Первобытная культура: общая характеристика. Религия и искусство первобытности.

Содержание

http://a.gr.zoomru.ru/ajax/download.php?action=zip&id=811596

Работа содержит 1 файл

Курсовая Общие понятия демографии и проблемы динамики населения мира (2).doc

— 253.50 Кб (Скачать)

Начин. с эпохи Возрождения, художники и скульпторы стали широко
черпать для св. произвед. сюжеты из сказаний др. греков и римлян. Придя в любой из худ.
музеев, неискушенный посетитель оказывается в плену прекрасных, но зачастую непонятных ему по содержанию
произведений великих мастеров русского изобразительного искусства: картин П. Соколова (“Дедал,
привязывающий крылья Икару” ) , К. Брюллова (“Встреча Аполлона и Дианы” ) , И. Айвазовского (“Посейдон,
несущийся по морю” ), скульптур таких выдающихся мастеров, как М. Козловский (“Ахилл с телом Патрокла” ) , В. М. Щедрин (“Марсий” ) . То же самое можно сказать и о некоторых шедеврах западноевропейского искусства, будь то “Персей и Андромеда” Рубенса, “Пейзаж с Полифемом” Пуссена, “Даная” и “Флора” Рембрандта. Греко-римская мифология столь глубоко проникла в русскую литературу, что чел-ку, читающему стихотворения А. С. Пушкина (особенно ранние) и неосведомленному о мифолог. персонажах, не всегда будет ясен лирич. или сатирич. смысл того или иного произведения. Это справедливо в отношении стихов Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, басен И. А. Крылова и других. Все это лишь подтверждает замечание Ф. Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы и современной Европы. Сильнейшее влияние, которое оказала античная культура на развитие всех европейских народов не подлежит сомнению. Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов.Греч. миф-я возник. как попытка древних объясн. появление жизни на земле, причины стихийных явл-ий природы, перед котор. чел-к был бессилен, определить его место в окруж. мире. Само создание мифов было 1-ым шагом чел-ка к творчеству и познанию самого себя. Боги и герои греч. мифотворчества были живыми и полнокровными существами, непосредственно общавшимися с простыми смертными, вступавшими с ними в любовные союзы, помогавшие своим любимцам и избранникам. И древние греки видели в богах существа, у которых все, свойственное человеку, проявлялось в более грандиозном и возвышенном виде. Безусловно, это помогало грекам через богов лучше понять себя, осмыслить собственные намерения и поступки, достойным образом оценить свои силы.

Но если мифология греков поражает св. красочностью, разнообразием, богатством художественного вымысла, то римская религия бедна легендами. Религ. представления римлян, кот. являли собой смесь различных итал. племен, сложив-ся путем завоевания и союз. договоров, содержали в св. основе те же исходные данные, что и у греков, - страх перед непонятными явлениями природы, стихийными бедствиями и преклонение перед производящими силами земли. Ни о каком свободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было только почитать, соблюдать в точности все обряды и просить о чем-либо.

17)Культура Древней Греции: общая характеристика.

Антич.Гр. – не 1-ая цив., возник. на балкан. регионе Средизем.моря. На рубеже 3-2 тыс. до н.э. сущест. культур.центры – цив.о.Крит,цив.Микен,к-ра Киклад.архипелага,Троян.царство.

В первой трети 20в. Были откр. миойская к-ра с центром на о.Крит в Эгей.море; киклад.к-ра на о-х архипелага,располож.в.юж.части эгей.моря; эллад.к-ра на тер.балкан.Греции; к-ра Трои на холмах Гиссарлык. – период предшест. Антич.к-ры.

        Кул-ра Миойск. Крита доминир. в регионе до 15 в. До н.э. – великолеп. Кносский дворец(дворец миноса –лабиринт Минотавра) с богат. Настен.живописью,запечатлев.живот-х,цветы.орнамет,сцены жизни обит.дворца,образы божеств. Найдены таблички с лин-слог.письмом,бронз.статуэтки,орудия труда,ураш-я,орудия,керамика. Эта кул-ра разрушена изверж-м вулкана.

        Микены – своеоб.к-ра греко-ахейев,влияние Крита. Основ.центры- крепости и дворцы циклопич.кладки,в котор.были фрески и рельефы со сценами охоты и войны. Шахт. и купол.гробницы с инвентарем из бронзы,золота,серебра и электрона:ураш-я,сосуды,оружия,посмерт.маски. Линейно-слог письмо Б.

1)       Гомеровский(предполисный)период(11-9 вв. до н.э.) – из поэм Гомера «Иллиада» и «Одессея»,также благодаря скуд. Археолог.материалу. Этот период также наз. Темными веками,т.к. не было известно пис-ти. Разлож-е родоплемен.об-ва. Малопамятников,т.к. в качестве строит.мат. исп.дерево и кирпич-сырец. Наиб.ярк.произвед-я ис-ва – вазы сгеометрич.орнаментом,терракот и бронз.статуэтки,пр.декоратив-прикладис-ва.

2)       Архаич.период(8-6вв. до н.э.) – вр. Наиб.интесив.раз-я греч.об-ва,в котор.определ.специфич.черты антич.цив-ции. Были заложены основы классич.рабства,сис-мы денеж.обращ-я и рынка, полиса как вед.формы полит.орг-ции,антич.демократии как специфич.формы прав-я,конципции народ.суверенитета.Из-за безземелья начин.»велик.греч.колонизация». В эт.период разраб. Глав.эстетич. и этич. идеалы античности,обрели жизнь вед.феномены антич.к-ры:фил-фия,лит-ра,театр,архитектура,скульптура,культ(празднества-игры). Заложены основы для культур.расцвета Греции на послед.века.

3)       Классич.период(5-30-егг. до н.э.) – ничинается с греко-персид.войн(500-449 до н.э.). Высш.точка эконом.,полит.,культ. раз-я Гр.достигла после побед над могущ.Персией. Центр полит.и культ.жизни страны – Афины.(круп.кул.центр,сосредоточ-е всего ценного и прекрасного,законодат-льлидир.культ.тенденций). Здесь бурлила кипучая жизнь и были наил.условия для твор-ва,которые привлек.уч-х и худ-в из всех обл. Гр.

4)       Эллинистич.период(посл.треть 4-втор.пол.1в. до н.э.) –э. – особ.ступеньв развитии мат.и духов.к-ры,форм полит.органи-ции и соц.жизни народов Средиземноморья,ПередАзии и прилег.регионов. Начало этой эпохе положили восточ.походы А.Македонского.После его преждевр.смерти огром.держава распалась, а на ее месте возникло неск.царств. Утрата полит.независ-ти в процессе созд-я А.Мак-го означало конец сущ-ю полис.устр-ва. Гражданин суверенного полиса уступил место «граж-ну мира»(космополиту),чья жизнь и деят-ть не очерчивалась границами полиса, а протек.во вселенной,т.е. в огром.империи. Греч.к-ра вышла за пределы полиса,стала более открытой,вбир.нов. и сочет. с восточ.культ.эл-ми. Она выступ.в кач-ве уч-ка формир-я нов.культ-феномена – эллинист.к-ры. Достиж-я эллинист.к-ры многообразны и высоки.Центры – круп.ост-ва Эгейс.моря(Родос,Делос),особзнач.стала Александрия Египт. Не утрат.св.знач-я Афины – фил.шк. Науки преод.разрыв между теорией и практикой.Появ.нов.виды поэзии – Феокрит и идлии,драмы,истории. Созд. «Венеры Милосской»,»Ники Самофракийской»,также «Колосса Родосского»

В античной кул-ре главенс-ли категории: мера и размеренность, симметрии, ритм и гармония. Чувство порядка и мера одно из важнейших. Отдавали предпочтение арх-ре и скул-ре. Искусство прославляло и возвеличивало чела. «Илиада» и «Одиссея» – шедевры Гомера. Демократия и гуманизм – гл. идеи древнегреч. культуры. В 770г. до н.э были игры в честь Зевса Олимпийского и с тех пор были каждые 4года, место проведения – олим-пия. Достижение архитектуры связаны со строит. храмов (Храм Аполлона в Каринфе, По-сейдона в Пестуме). Развитие керамики, вазовой росписи. Дети 7-16 обучались в частных плат-ных школах, им преподавались грамота, лит-ра, матем. Воплощением мудрости стал великий Сократ. Босой в золотом плаще он давал уроки всем, не брал платы. Гипократ – свод сочин. по медицине. Геродот написал «Историю» - 1-е системат. изложение истор. сведений. Театр. 3 велик афинских драматурга: Эсхил, Софокл, Еврипид. В Афинах был в честь победы греков над персами ансамбль Акрополь (самый большой храм Порфенон). Возвели грандиозную гробницу (Мавзолей) царя Мав-сола и его жены – в г.Галикарнасе. Постройки эллинестич. времени отличает гигантомания. Появ. камен. театры, библиотеки, сооружения практического назначения (Фаросский маяк). Статуя Колосса Родосского. Классич. формы искусства сложились в рамках демократич. полиса и поэтому воплощали идеал чела-гражданина. Тенденция эллинестич. скульптуры нашла выражение в интересе к изображению частного личного, а не обществ-го как раньше. Позже появляется движение в скульптуре (после захвата Македонского). Стремились к калокагатии –единство духа и тела.

18)    Культура Древнего Рима. Общее и особенное в культурах античной Греции и Рима.

Духов. жизнь римлян, как и других народов в этот период, основывалась на многобожии и предшествовавших верованиях (анимистических, пантеистических, тотемических и т.п.). Первоначально римляне не знали богов-личностей. Их богами (гениями) были духи отдельных видов человеческой деят-ти, ведав. судьбами людей, защитой гос-ва, удачей и др. Римляне заимствовали антропоморфных богов у греков, дав им свои имена: Юпитер, Юнона, Минерва, Феб, Венера и др. Кроме богов, у них была вера в гениев как духов-покровителей, сопровождавших чел-ка в жизни и руководивших помыслами и действиями. Римляне были еще более рационалистичны по отношению к богам, чем греки. За выпол-е религ. культов отвечали жрецы, объединенные в коллегии и служившие к-л божеству. Но был высший разряд жрецов-понтификов, которые наблюдали за правильностью выпол-я религиозных обрядов в целом. Понтификами становились, время от времени, и высш. должност. лица и императоры. В каждой семье глава семьи выполнял жреческие функции. Римляне придавали большое знач. культу предков. Скульптурные портреты предков по мужской линии находились в доме. В царское и республиканское время, а также в ранней империи глава гос-ва не обожествлялся. У римлян не было поэтической мифологии. Миф им заменяло историческое описание событий (легенда об основании Рима). Вместе с тем нек. сюжеты миф-гии древ. греков привились на римской почве. Греческий Геракл, став римским Персеем, также совершал подвиги. В отличие от греков, которые использовали мифологические сюжеты для драматических спектаклей, римские драматурги по-своему перерабатывали греческих литераторов. Но римлянам были чужды пафос и философия греческой драматургии. Они предпочитали комедии с буффонадой, непристойностями, остроумными словами и выходками героев. Актерами в римских театрах были выходцы из провинций, рабы или вольноотпущенники. Особой популярностью в Риме пользовались бои гладиаторов, травли зверей."Золотой век" римской литературы относится к концу республики и началу империи. Это так называемая "цицероновская эра". Кроме произведений Цицерона ("Студенческие беседы", "Об ораторе", "Об обязанностях" и др.), в этот период появляются произведения Варрона - "ученейшего из мужей". Среди лирич. произведений популярны были труды Флакка и Овидия. Римские историки создавали труды, восстанавливавшие последовательность разных событий (Тит Ливий "От основания города", Светоний "Жизнеописания 12 цезарей"). Скульптур. портрет римлян отличался жизненной правдой, доходившей до натурализма. Рим имел своих ученых, но их труды носили обобщающий и компилятивный характер.Любовь к наслаждениям, аморализм и распущенность - характерные черты образа жизни позднего Рима. Индивидуализм и эгоцентризм стали господствующей линией поведения в последние века. Римляне вывозили произведения искусства из всех покоренных стран. Постеп. наступил кризис античного мировоззрения. Люди испытывали неуверенность, они были отделены от гос-ва, чужды мифологическим преданиям предков. Это пробуждало тягу к новому, таинственному. Нов. религ. веяния пришли с восточными культами и религиозными учениями, наполнявшими позднеримское время. Появляются первые христианские секты, с которыми власти ведут борьбу. В 313 г. по отношению к новой вере объявляется веротерпимость. В 330 г. император Константин переносит столицу в новый город, названный Новый Рим, а позже Константинополь, в провинцию Визант. В 476 г. завершает существование Западная часть Римской империи. Восточная часть Римской империи - Византия просуществует еще 1000 лет. В 529 г. эдиктом византийского императора Юстиниана в Византии были запрещены все языческие культы, закрылись храмы, учебные заведения. Государственную поддержку получила христианская вера.8-6 в. до н.э. Получил наз. ранний или царский, т.к. во главе стоял выборный царь. В 509г до н.э последний царь был изгнан и в Риме установилась республика. 5-4до н.э. ранняя римская республика. В 510г до н.э Рим становится аристократической рабовладельческой респуб., которая создала систему контроля органов управления (сенат консулы народ. собрание). 3-1в. до нэ расцвет римской республики и ее культуры. Сложилась гражданская община Рима. Военным подвигу и славе принадлежит центр. место. Отмечается влияние греч культуры. Рабы греки стали учителями, литераторами. Улицы Рима украшают мрамор. статуями из Греции. 1-5в нэ период римской империи: 1-2расцвет, 3-5упадок. В 27г до нэ установили власть 1 лица - императора. 2 мифа: 1римский миф- власть Рима над миром; 2миф Августа- миротворца, избавителя от воин. Эти темы – основные в культуре. В лит-ре знаменитые поэты Вергилий, Гораций, Овидий. Большой труд историка Ливия- «История Рима от основания города». Плутарх автор жизнеописания греческих и римских деятелей. Здание храм всех богов Пантеон в Риме. Настенная живопись, фрески. Строительство амфитеатра (Колизея) в Риме. в Риме появ. 1е конные статуи( конная статуя Марка Аврелия). Выражением высших почестей императору полководцу служило строительство триумфальных арок. В строит-ве римлями исп. 4 архитектур. ордера: тосканский, дорический, ионический и коринфский. Строители изобрели бетон, вызвало распространение арочно-сводчатых конструкций. В 3м веке в полит. жизни Рима появ. кризис.: частая смена импер., гражд. войны, натиск германцев – привели к разрухе. Кризис затронул и ку-ру: пропал интерес к фил-ии и науки, чаще обращались к религии, культам и суевериям. В кул-ре упадка появ. скульптурный портрет. Бюст императоров украшали дворцы

19) Античная литература и театр.

1-ми памятниками греч. лит-ры считаются поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Их ставили в театрах, изучали в школах. Стихи сопровождались игрой на муз. интсрументах (лира, кифара). Первый поэт Архилох. далее Алкей и Сапфо, Пиндар Феокрит писал в стиле идиллии. Появляется комедия и сатира, комедии писал Аристофан («Всадники», «Лягушки»), Менандр «Дискол». Драмы предст. в форме трагедий и комедий. Трагик Эсхил написал 70 трагедий, но дошло 7( Персы, Скованый Промитей). Софокл: трагедии «Электра», «Антигона». Еврипид: трагедии «Электра», «Медея». Появ. басни «Эзоповы песни». Эзоп – баснописец. Создавалась наука о ораторском искустве – риторика, фил-ия, истор. сочинения, романы. Трагедии предпочитали комедию. Создается римский героич. эпос, культовые гимны, бытовые песни, проза. Первый поэт Рима Ливий Андроник. Комедия Плавта ¬¬(«Клад»). Появились трагедии (текстат) и комедии (тогат). Полит. деятель и полководец Гай Юлий Цезарь прославился историч. исследованиями Записки о гражд. войне. Цицерон напис. по теории красноречия «Об ораторе». Знаменитые поэты: Виргилий, Гораций, Овидий. Тит Ливий – историк «Ис-тория рима от оснвания города» в 142 книгах (дошло 35). Плутарх автор жизнеопис. римских и греч деятелей. Греч. театр. не было постоянных трупп. Финансировали богатые, устр-во театра напоминало соврем. стадион. Представл. на круглой площадке- орхестре. Скамьи вырубались. Это наз. театроном. Нельзя было рассм. ни мимику ни костюмы, поэтому актеры в масках. Не было декораций, ориентирование на слуховое восприятих. Шло 3дня во время празднования великих дионисий 3трагедии 1 комедия, опр. лучшую постановку, актера, организатора.

20)Изобразительное искусство и архитектура античного мира.

Антич.ис-во принято наз.классикой. Доминир.было ис-во,мощь и величие которого было неизменно в веках. Изо и архи-ра развив.под влиян-м 3-х различ.потоков:эгейского(крито-микен.), дорийского и восточного. Они обрели св.неповторим.черты,основа ркасоты и гармонии – в чел. и окруж.его природе.

Архитектура. Вр. Ее стано-я стала архаич.эпоха. Жилища были просты и примитивны,приоритет – за обществ.зданиями,прежде всего храмами.Первонач.святилищем, представ.собой мЕгарон – прямоуг. в плане дом микен.властителей. 2 тыс до н.э., постройка с двускат.крышей,лежащ.на колоннах. Фасад здания с торца образовывал портик. Впослед. по 2 портика с противоп.сторон,затем здан.стали обносить колоннами со всех сторон:периптер – с одним рядом колонн,диптер – с 2-мя рядами, также встреч. Круг.храм.В древнерим.архит-ре широко исп. псевдопериптер,когда промежутки между колоннами запол.,превращ. Колонны в полуколонны,игравш.уже только декоратив.роль,а основ.нагрузку несла стена. Храм с колоннадой восприним.греками как модель и символ тесно сплоч.граж.коллектива. Сис-ма организации аритектур. форм – определ.сочетание несомой(перекрытие) и несущей(колонна) кострук. части,наз. ордером. Греч.ордеры: дорический,ионич.,коринфский; рим.: тосканский и композитный. Они прид-т строгость и величие греко-рим.храмам.

5 в. До н.э. – вр.расцвета древнегреч.арх-ры. Перв.половина – созд. Произвед.лорич.стиля(храм Зевса в Олимпии). Ко втор.полов.5в. – храм Аполлона в Бассах(сразу 3 ордера – дорич.,ионич,коринф.). Сам значит. – созд.афин.Акрополя – архитектур.ансамбль,утвержд.идею воен.,полит и культ. гегмонии Афин в греч.мире. На акрополе – строгий Парфенон – храм Афины Девы, миниатюр. Храм Ники Аптерос(«Бескрыл.Победы»),прихотлив.Эрехтейон, где почит.Афину,Пойседона и мифич царя Эрехтея,Пинакотека – картин.галерея. – символ единства греч.полисов.

4 в. До н.э –центр строит-ва Мал.Азия – появл.типа круг.храма,исп.декоратив.эффекты. Исключ. – замечат.ансамбль Эпидавр в Арголиде в честь поп.культа Асклепия – бога врачевания,котор.вкл.в себя храм,стадион,гамнасий,дом для приезжающих,театр и концерт.зал.

Огром.знач-е имел театр. Три глав. части – орхестра – пл.,на котр.выступ.; театрон – места для зрителей, располож.полукругом; скена – помещ-е для переодев-я актеров,также для хран-я декораций и реквизита. Театр Диониса в Афинах – первый монумент театр Гр.(17 тыс зрителей).

Рим. Театр не имел перовнач. Пост.здания – он воздвиг.на форуме вр.дерв.помосте высотой в пол.чел.роста.Зрители либо стояли,либо сидели. Специфич. Рим.зрелищами были амфитеатр (эллипсоид.типа) и цирк. Сам.б.амфитеатр – Колизей(для боев гладиаторов),вмещ. До 50 тыс. Он имел 4 яруса,на котор.зрители располог. по соц. полож-ю.(в Гр. Не было). Значит место заним.посещ-е терм(бань),здесь также предусматр. Гимнастич.залы,библиотеки,помещ-я для занятий музыкой,парки. Рим.удел.больш.внимание строит.жилых домов.Новшеством стало строит многоэтаж.доход.домов(6). Строились маяки – Адександрийский маяк.(120м)

Изобразитис-во.  Антич.изо ассоциир. со скулптурой. Статуи и детали реальефов экспонир.в музеях. Сущ. Пинакотеки,но бол-во произвед.ис-ва вели немузейн. Образ жизни(зрам или открыт.воздух).  Прелюдия иск-ва – худож.твор-во. Росписи Кносского дворца на Крите – тревож. И напряж.картины(«игры с быком»). Движ-я живот-х и людей,среди росписей преоблад.образы живот.,птиц,раст.,обит-й моря. Много сцен из свет жизни – изящ.наряды женщин,галант.мужчины.Черты сход-ва с ис-м Египта – голова в прифиль,тело и глаза в анфас. Но мироощущ-е критян более радостное и непосред. Керамика с геометрич.орнаментом. Высш.точка раз-я геометрич.стиля счит. дипилонские вазы из Афин,на котор.представ. геометризиров.изображ-я людей и живот-х.Наиб.гармонич.формы ваз появл. в конце 7 в. до н.э. Их рисунок сначала чернофигурный, а с конца 6 в. и краснофигур. – подчерк.форму сосуда. Ведется поиск математич.выверен.пропорций во всем,прежде всего в отношении чел.тела.(единство его телес. и духов.красоты). В архаич.скульп-ре есть 2 типа изображ-я чел-ка – кУрос – обнажен.юноша и кОра – задрапир девушка. Фидий(статуя Зевса в Олимпии – 14 м, Мирон(1-ый показал динамику чел.тела – статуя «Дискобол»),Поликлет(идеал совреш.пропорций чел.тела – скульптура «Дорифор» высота головы 1/8длины тела,затем Лисипп – 1/9,теоретич.трактат – «Канон»). Постеп.кульпторы уходят от героич. Тем в легкий  и грациоз.,шаловлив,задумч. Мир Афродиты и Эрота.

Информация о работе Культурология как наука