Культура Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 03:52, реферат

Описание работы

Япония – островное государство на другом конце света, обладающее своеобразной культурой и традициями, а также многовековой историей. Японская держава многие годы провела за «железным занавесом», но после Реставрации Мэйдзи этот занавес стал потихоньку опускаться и вскоре изумлённые европейцы увидели «японское чудо» во всей его красе – экономка и уровень жизни в Японии резко пошли вверх, причём следует учитывать послевоенное положение, которое является тяжёлым для любой страны.

Содержание

Введение

Религия

Традиции, обычаи, праздники

Образование

Литература

Манга

Искусство

Икебана

Оригами

Бонсай


Театр

Музыка

Кино

Аниме

Архитектура

Спорт

Кухня

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Япония.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

   Официально  признанный репертуар ноо состоит  из 258 пьес, большинство которых было создано в XIY-XYI вв. Кроме того, на сцене ноо иногда ставятся новые сцены (синсакуноо), создаваемые по случаю особо важных государственных торжеств или по заказу религиозных организаций.

   В качестве интермедий между пьесами  в театре ноо исполняется простонародный фарс — кёгэе. Он может быть представлен и самостоятельно.

   Очень популярен в Японии кукольный  театр бунраку. Многочисленные труппы кукольников различаются по способу  вождения кукол, манере исполнения и  репертуару. Среди кукольных театров  есть такие, где используются ниточные марионетки, куклы, управляемые руками или с помощью реек, где актеры играют наряду с куклами. Репертуар этих театров состоит из сказок и пьес. В традиционном театре бунраку сказитель гидаю под аккомпанемент сямисэна ведет повествование, а большие куклы, каждую из которых ведут три кукловода, очень живо отображают все на сцене.

   Ведущим жанром японского традиционного  театра является кабуки. Представления  кабуки устраиваются в больших, специально оборудованных помещениях.

   В кабуки четко различаются актерские амплуа; все женские роли исполняются актерами-мужчинами — оннагата. Амплуа и сценические имена передаются родному или приемному сыну или ученику. Ведущие актерские династии насчитывают много поколений. В репертуар театров кабуки входят в основном классические пьесы в каноническом исполнении. Крупнейшим драматургом-классиком кабуки считается Тикамацу Мондзаэмон.

   Почти все театры кабуки принадлежат компании "Сётику", владеющей большинством крупных театральных помещений. Исключением является театр "Дзэнсиндза".

   Помимо  вышеперечисленных традиционных жанров, очень популярны устраиваемые в  небольших театрах представления  народного эстрадного театра ёсэ, которые  также считаются каноническими.

   Определенное  место на японской театральной эстраде занимают так называемые промежуточные жанры (тюкан энгэки), возникшие в конце прошлого века после революции Мэйдзи. Главные из них — симпа, синкокугэки и гэндангэки.

   Жанры симпа и синкокугэки объединяют элементы традиционного и нового театров. Каждый из них представлен только одной труппой. В репертуаре симпа преобладает мелодрама из жизни средних слоев конца XIX — начала XX века. В репертуаре синкокугэки — остросюжетные пьесы из жизни самураев и разбойников средневековья. Кульминацией таких пьес служат сражения на мечах, давшие им общее название кэнгэки. Из них вырос популярный жанр современного кино — самурайские фильмы тямбара.

   Гэндайгэки  — спектакли современной драмы, в которых принимают участие  актеры кабуки.

   Очень широко распространена современная драма сингэки. В Японии функционируют около 70 трупп сингэки, основная масса которых сосредоточена в Токио. Самые крупные из них — "Мингэй", "Бункагудза" и "Хаюдза". Театры сингэки придерживаются самых разных творческих направлений, значительную часть их репертуара составляют пьесы современных западных драматургов. В последнее время в Японии появилось большое количество микротеатров авангардистской ориентации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Музыка 

Самыми  ранними свидетельствами наличия на Японских островах музыкальной культуры являются обнаруженные в ходе археологических раскопок окарина (цутибуэ) и каменный свисток (ивабуэ). Эти инструменты датируются периодом Дзёмон. В то время, несомненно, музыка являлась составной частью магических ритуалов.

В период Яёй музыка сопровождала обряд похорон, а также земледельческие обряды: весеннего посева и осенней жатвы. Среди инструментов этого периода известны гогэнкин (аналог пятиструнной цитры), кэи (тип окарины), ритуальные колокола дотаку, кото.

С образование  государства Ямато, приходом синтоизма (VII в.) и возникновением соответствующих  фольклорных мистерий, возник пласт  музыкальной культуры, который получил  название нихон корай-но онгаку. В  это время подобный стиль играл  роль классики. С XII в. в Японию проникают музыкальные стили Китая и Кореи. Как попытка сохранения национальных традиций возникает классический стиль гагаку, реставрировавший музыкальные стили раннего средневековья.

С усилением самурайства, объединением синтоизма и буддизма возникает множество музыкальных жанров. Распространяется дворцовая музыка, возникают имаё ута — простонародные песенки, исполняемые певицами и профессиональными танцовщицами — предшественницами гейш. Во многих местах устраиваются развлекательные сценки сайгаку и представления дэнгаку, связанные с земледельческими обрядами. Большой популярностью стала пользоваться музыка, исполняемая странствующими буддистскими монахами, а также хэйкёку (сказы), исполняемые под аккомпанемент бива (тип лютни) и посвященные борьбе феодальных родов Тайра и Минамото.

В период Асикага возникает театр Ноо, а после падения сёгуната Токугава (1868) он становится общедоступным. В  основе музыкальной традиции ноо  лежит так называемая вокальная  монодия (ведущая роль принадлежит  солисту или ансамблевому унисону) в сопровождении инструментальной группы (флейты нокан и трех барабанов — коцуд-зуми, оцудзуми и тайко).

В XVII в. к Японии были присоединены острова  Окинава, население которых обладало самобытной культурой и имело  широкие связи как с островами, так и с материком. Из музыкальных инструментов Окинавы в Японию был завезен сямисэн (трехструнный щипковый инструмент типа лютни), который стал одним из самых популярных в период XVII-XIX вв. В это же время в результате феодальных войн многие музыканты Хэйан (ныне Киото) бежали на север острова Кюсю, где со временем возникг ла школа музыки для цукусигото (разновидность кото, инструмент типа цитры). Инструмент использовался для сопровождения вокальных сочинений. Возникли ансамбли, в которых к кото присоединялся сямисэн, кокю (струнный смычковый инструмент) и сякухати (продольная флейта). В результате развития этого пласта культуры возникло множество разнообразных строев кото, которые опирались на звукоряд национального японского лада (инсэмпо), который состоит из двух трихордов в рамках октавы.

К началу XVII в. возник театр кукол, где действия исполняются под аккомпанемент  сямисэна. В период Эдо с расширением  городов появляется другой театр  — Кабуки, где музыка звучала  как на сцене, так и за сценой. Здесь начали совершенствоваться жанры танцевальной и вокально-инструментальной музыки.

После революции Мэйдзи в Японии начался  процесс усвоения европейской музыкальной  культуры. С 1872 г. в школах было введено  обучение пению в европейской  манере, а в 1887 г. открылась Токийская музыкальная школа, где вели занятия европейские и американские преподаватели. В Японии началась концертная деятельность европейских исполнителей и коллективов. С XX века стали проявлять активность японские композиторы, работающие в европейском стиле.

После 1-й мировой войны были освоены  художественные принципы различных  европейских течений, и, кроме того, вновь возникло движение по реставрации  традиционной японской музыки. Наиболее крупной организацией японских музыкантов того времени стала Японская лига современных композиторов.

После окончания 2-й мировой войны японцы быстро овладели европейскими музыкальными инструментами. Были организованы оркестры и оперные труппы, открыты новые  музыкальные школы и колледжи. В 1955 г. при Японской вещательной корпорации открылась студия электронной музыки. Начали проводиться фестивали современной музыки: Международный фестиваль в Осаке (с 1958 года) и Японо-немецкий фестиваль (с 1967 года). Значительный вклад в музыкальное развитие страны вносят всемирно известные фирмы, выпускающие музыкальные инструменты (Каваи, Ниппон Гаккай, Ямаха). В настоящее время в Японии большой популярностью пользуется ансамбль традиционных инструментов "Ниппоника", а характерной чертой является возрастание интереса к традиционной национальной музыкальной культуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Кино 

   История японского кино начинается примерно с 1900 года, когда были созданы первые видовые и игровые фильмы. В  примитивном кино тех лет сюжет  должен был быть предельно прост, что вызывало нападки интеллектуалов. Все фильмы того времени можно было разделить на две группы: те, сюжет которых был взят из театра кабуки (история самурая, жертвующего жизнью ради своего господина) или из кодан — исторических сказок (самурай мстит за смерть родителей).

   Становление кино шло под влиянием театра. Женские  роли исполняли актеры-оннагата, манера игры была театральной, действия сопровождались пояснениями (бэнси). В 10-х годах XX века кино стало отходить от театра, для  съемок стали привлекать актрис, появились титры. Возникло новое обозначение кино — эйга. Звук на экране окончательно утвердился к концу 20-х годов. Вплоть до тридцатых годов кино считалось низким искусством, и общество относилось к нему с презрением. Сыновья людей из среднего и высшего класса, выбравшие эту профессию, немедленно лишались наследства.

   Тем не менее, к концу 30-х годов авторитет  кино, благодаря созданным шедеврам, вырос столь существенно, что  приобрел сторонников среди якудза, а к не имевшим высшего образования режиссерам шли в ученики выпускники университетов. В итоге, как и везде в мире, кино в Японии получило полное признание.

   После войны первым возродился документальный жанр. Фильм-шедевр "Результаты взрыва атомной бомбы" (1946, А. Ивасаки  и Р. Карно) был конфискован американскими оккупационными войсками и возвращен Японии лишь в конце 60-х годов. В 50-е годы японское кино вышло на первое место в мире по выпуску фильмов. Появились исторические, политические, фантастические, эротические, философские игровые фильмы, вошли в полную силу боевики. В это время были созданы такие известные шедевры, как "История, написанная водой", "Эрос и убийство", "Самоубийство влюбленных на острове Небесных Сетей", "Молчание". С 1953 года начались регулярные передачи телевидения.

   В 60-х годах японский кинематограф переживает кризис, и самыми массовыми (и любимыми) жанрами становятся якудза эйга (фильмы об организованной преступности) и пинку эйга (недорогие  порнографические фильмы). Не помогло  ни внедрение широкого экрана (с 1957 г.), ни широкоформатного кино (с 1961 г.). Большую часть проката стали составлять американские фильмы. Тем не менее, нельзя не упомянуть ряд непревзойденных фильмов блестящего режиссера Акиро Куросава: "Расёмон", "Семь самураев", "Красная борода".

   К 80-м годам кризисная ситуация еще более усугубилась. Число  кинотеатров по сравнению с 60-ми гг. сократилось в 7 раз. Появление  видеофильмов резко снизило число  их посетителей. Однако нельзя не отметить политику властей, направленную на возрождение интереса широкой публики к посещению кинотеатров.

   С этой целью широко проводятся рекламные  компании, посвященные выходу на экран  того или иного фильма (японского  или зарубежного). Кроме того, видеоверсия  фильма появляется только через несколько  месяцев после показа кинофильма на широком экране, а на телеэкране его можно увидеть не раньше, чем через полгода. И, конечно, нельзя забывать о системе скидок на билеты, предоставлении возможности заказывать билеты по телефону, а также о прекрасном оборудовании современных кинотеатров - высококачественной технике, удобных зрительских местах и т.д., что привлекает большое количество зрителей.

   В настоящее время из продуктов  японской кинематографии в мире пользуются популярностью документальные фильмы, а также полнометражные многосерийные мультфильмы, выпускаемые компанией Тоэй.

   Среди ведущих организаций японского  кино — Гильдия сценаристов Японии, Ассоциация кинорежиссеров Японии, Федерация  японской фильмо-промышленности. Ежегодно за лучшую режиссуру, сценарий, операторскую работу, исполнение мужских и женских ролей присуждается национальная премия "Голубая лента", призы газеты "Майнити", Министерства просвещения и других организаций.

Аниме

   Аниме – это японская анимация, в просторечии – мультфильмы и мультики. Вот только именно японские мультики могут смотреть не только дети, но и взрослые. Существует множество видов аниме, каждый из которых ориентирован на свою возрастную и половую категорию: есть аниме для мальчиков, для девочек, девушек, юношей, мужчин, женщин, детей. Существуют и более чёткие возрастные градации – например, аниме для мальчиков в возрасте от 13-15 лет. Или аниме для молодых женщин от 18 до 25 лет.

   Каждый  вид аниме имеет свои характерные  особенности – в прорисовке, характере и повадках персонажей, фоновой музыке и т.п. Как правило, персонажи женского аниме (в смысле, аниме, предназначенного для девушек и женщин) имеют особенно почитаемую женщинами внешность – таких персонажей, как правило, называют бисёнэнами, т.е. красавцами. Анимешникам (любителям аниме) с Запада следует учитывать культурные особенности Японии и иметь в виду, что красавец-мужчина на Востоке и на Западе это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Восточный (читаем: японский) красавец изнежен, раним, имеет тонкие черты лица, чувственен и куда больше похож на девушку, чем можно подумать вначале. Как правило, адекватные юноши вида дамского аниме не выносят, но в среде отаку есть те, кому это нравится.

Информация о работе Культура Японии