Культура Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 03:52, реферат

Описание работы

Япония – островное государство на другом конце света, обладающее своеобразной культурой и традициями, а также многовековой историей. Японская держава многие годы провела за «железным занавесом», но после Реставрации Мэйдзи этот занавес стал потихоньку опускаться и вскоре изумлённые европейцы увидели «японское чудо» во всей его красе – экономка и уровень жизни в Японии резко пошли вверх, причём следует учитывать послевоенное положение, которое является тяжёлым для любой страны.

Содержание

Введение

Религия

Традиции, обычаи, праздники

Образование

Литература

Манга

Искусство

Икебана

Оригами

Бонсай


Театр

Музыка

Кино

Аниме

Архитектура

Спорт

Кухня

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Япония.doc

— 356.00 Кб (Скачать)

   Крупнейшие  государственные университеты —  Токийский (основан в 1877 г., 18 тыс. студентов, 11 факультетов), Киото (1897 г., 15 тыс., 10 ф-тов), Осака (1931 г., 12 тыс, 10 ф-тов), Хоккайдо (1872 г., 11 тыс., 11 ф-тов). Из частных наиболее известны токийские университеты Нихон (1889 г., 94 тыс., 13 ф-тов), Васэда (1882 г., 41 тыс., 7 ф-тов), Тюо (1885 г., 35 тыс., 5 ф-тов), Мэйдзи (1923 г., 3 тыс., 8 ф-тов), Токай (1946 г., 27 тыс., 9 ф-тов), Кансайский университет в Осаке (1886 г., 23 тыс., 6 ф-тов). С 1950 г. в системе образования функционируют младшие колледжи (танки дайгаку) с 2-3-летним обучением на базе старшей средней школы. Юридически они относятся к высшему образованию, но небольшие сроки обучения не соответствуют уровню высшей школы. Большая часть таких заведений — частные, а большая часть студентов (90%) – девушки. Основные изучаемые направления — домоводство, общая культура, уход за детьми, подготовка воспитателей детских садов и учителей начальной школы. В Японии младшие колледжи считаются особым видом женского высшего образования. 

     Литература 

   Первые  письменные памятники Японии относятся к VII-VIII вв. н. э. Это "Свод законов Тайхорё", историко-мифологический свод "Кодзики", историческая хроника "Нихонги" и историко-географические описания провинций тогдашней Японии "Фудоки". Самым ранним, дошедшим до нас собственно литературным памятником является появившаяся во 2-й половине VIII в. поэтическая антология "Манъёсю", в которой наряду с произведениями крупнейших поэтов — Хитомаро, Акахито, Окуры — представлена также анонимная и фольклорная поэзия. Этот ценнейший памятник японской культуры полностью сохраняет свое эстетическое значение до наших дней, он дает возможность проследить процесс становления литературной поэзии и формирования ее ведущих жанров, в том числе широко известных пятистиший танка.

   Дальнейшее  развитие лирическая поэзия получила в антологии "Кокинвакасю" (922 г.), лучшие поэты которой — Аривара-но Нарихира, Ки-но Цураюки, поэтесса Оно-но Комати — создали изысканный поэтический стиль и канонизировали художественные приемы танка.

   IХ-ХI  века характеризуются возникновением в японской литературе ряда повествовательных жанров. Первым прозаическим художественным произведением была повесть "Такэтори-моногатари". Под влиянием поэзии складывается жанр лирической повести (ута-моногатари), в которой сочетаются стихотворный и прозаический тексты. Лучшим образцом этого жанра признана "Исэ-моногатари" ("Повесть Исэ", X в.). Появляется жанр эссе — дзуйхицу, основоположницей которого считается писательница Сэй Сёнагон, автор "Записок у изголовья" ("Макура-но соси", кон. X в. - нач. XI в.). Перу другой выдающейся писательницы — Мурасаки Сикибу принадлежит один из первых романов в мировой литературе 'Тэндзи-моногатари" ("Повесть о Гэнд-зи", нач. XI в.). Оживление политических и культурных контактов с континентом сопровождалось широким распространением китайских и других сюжетов (сборник "Кондзяку-моногатари", XII в.).

   Продолжительные междоусобные войны (начиная с XII в.) и выход на историческую арену  военно-феодального сословия самураев вызвал к жизни появление жанра  военной эпопеи — гунки, в которых прослеживается процесс формирования и трансформация идеологии самураев. Наибольшей известностью среди гунки пользуются "Хэйкэ-мо-ногатари" ("Сказание о доме Тайра", XIII в.) и "Тайхэйки" ("Повесть о великом мире", XIV в.). В поэзии получает распространение жанр рэнга, представляющий собой своеобразную стихотворную цепь, распадающуюся на отдельные звенья. Появилось множество антологий ("Син-Кокинвакасю" и др.). В этот период продолжал развиваться и жанр дзуйхицу ("Цурэдзурэгуса" Кэнко-но Хоси и др.). В связи с развитием городов и торговли в XVI-XVII вв. наступает расцвет литературы третьего сословия (в Японии — третьего и четвертого сословий, т.е. ремесленников и торговцев). Крупнейшим писателем этого периода является Ихара Сайкаку; в его произведениях, таких, как "Пять женщин, предавшихся любви", нашла отражение жизнь японских горожан эпохи развитого средневековья. В области драматургии огромное значение имело творчество Тикамацу Мондзаэмона, создавшего жанры исторической и бытовой драмы — дзидайгэки и сэвамоно. В поэзии в это время ведущим жанром становится трехстишие — хайку. Поэтами, создавшими шедевры в этом жанре, были Мацуо Басе, Ёса Бусон, Кобаяси Исса. В XVIII-XIX вв. в творчестве Такидзавы Бакина получает развитие жанр дидактического романа ("История восьми псов", 1814). В рамках нравоучительной литературы дебютировал Уэда Акина-ри, однако литературную славу писателю принесли новеллы приключенческого романтического содержания ("Луна в тумане", 1768). Бытовой роман в жанрах кибёси и коккэйбон, рисующих в комических тонах сценки из городской жизни, представлен творчеством Сикитэя Самбы — автора повестей "Современная баня" (1808-13) и ''Современная цирюльня" (1813-14).

   Кон. XIX — нач. XX вв. — одна из самых  бурных и сложных эпох в истории  японской культуры. После революции Мэйдзи под влиянием изменений в общественном укладе и стремительного проникновения в страну европейского искусства и литературы начался процесс формирования новых типов и форм художественного видения.

   Начало  поэзии новых форм в Японии было положено деятельностью плеяды романтиков кон. XIX в., деятелей "движения за стихи нового стиля", которые выступали за полный разрыв с классической традицией в области формы и образности, за создание поэзии европейского типа. Однако если в прозе Мэйдзи уже наметилось слияние литературного языка с разговорным, в поэзии еще целиком и полностью господствовал "высокий стиль" старописьменного языка бунго.

   Наступление "золотого века синтаиси ("стихи  нового стиля") было ознаменовано выходом  романтического сборника Т. Симадзаки "Молодая поросль" (1897). Вышедшие в нач. XX в. сборники стихов К. Сусукиды и А. Камбары стали связующим звеном между поэзией романтизма и символизма. Расцвет символизма в Японии был подготовлен усилиями Б. Уэды, К. Нагаи, О. Мори и др. писателей, впервые познакомивших в переводах японских читателей с творчеством Бодлера, Верлена, Рембо, Малларме и других европейских поэтов-символистов. В то же время теории западного символизма оказалась во многом созвучна средневековая японская поэтика, выдвинувшая принципы югэн ("сокровенного смысла"), ваби ("печали вечного одиночества"). Среди известных представителей японского символизма можно назвать X. Китахара и Р. Мики.

   Господствующим  направлением в литературе 10—20-х  гг. стало течение натурализма (сидзэнсю-ги). В творчестве лучших его представителей — С. Футабатэя, Р. Токутоми, С. Нацумэ, Д. Куникиды, Т. Симадзаки — нашли отражение черты критического реализма. Большое распространение получил жанр эгоромана (ватакуси сёсэцу — "роман о себе"), начинателем которого считается К. Таяма.

   Во  втором десятилетии XX в. в литературе появляется ряд новых тенденций, представляющих собой отход от принципов  натурализма. Зарождается течение  неоромантизма, представители которого — К. Натай, Д. Танидзаки, М. Киносита — называли себя также "группой эстетов" (тамбиха).

   Течение неосенсуализма (синканкакуха) выдвинуло  таких известных писателей, как  Я. Кавабата, Р. Ёкамицу, X. Сато и других, видевших идеал прекрасного в  простоте и естественности человеческих отношений, в слиянии человека с природой. В поэзии сенсуалисты — С. Хагивара, С. Мура, Б. Ямамура — явились предшественниками многочисленных модернистских течений и школ. Сборники стихов Хагивары "Вою на луну" (1917) и "Синя кошка" (1923), положили начало лирической традиции гэндайси — "современных стихов" новейшего времени.

   Одним из крупнейших писателей этого периода  является Р. Акутагава — блестящий  стилист и глубокий психолог. В  период 1—2-ой мировых войн японская литература отличалась сильной милитаризованной направленностью, а рамки цензуры действовали очень жестко.

   Сразу же после окончания второй мировой  войны в печати выступили старые признанные мастера. В 1946 г. было опубликовано несколько произведений К. Нагаи, в  том числе "Дневник Кафу" и "Дневник  охваченного бедствием". В том же году появились рассказ Н. Сиги "Луна пепельного цвета" и роман Дз. Танидзаки "Мелкий снег". В созданных затем романах "Ключ" (1956) и "Дневник безумного старика" (1962) Танидзаки обратился к занимавшей его на протяжении всей жизни теме красоты и любви как разрушительных сил, несущих гибель тем, кто попадает под их власть.

   Послевоенный  период оказался плодотворным и для  Я. Кавабаты, создавшего в это время  ряд выдающихся произведений, за которые  он был удостоен в 1968 г. Нобелевской премии.

   Во  второй пол. 50-х гг. на литературную арену вышло так называемое поколение "третьих новых" ("дайсан-но синдзин") — С. Ясуока, Д. Ёсиюки, , Д. Сёно, Н. Кодзима и др. В их творчестве социально-политическая проблематика уступает место изображению повседневных будней человека, анализу его внутреннего мира, тех нравственных коллизий, с которыми он сталкивается в современной жизни. Вследствие интереса к описанию своего личного опыта эти писатели получили также название "обращенного в себя", или "интровертного" поколения ("найко сэдай").

   Крупные достижения в современной японской прозе связаны с именами К. Абэ, Т. Кайко и К. Оэ. В созданных  Абэ в зрелую пору его творчества таких произведениях, как "Женщина  в песках" (1962), "Чужое лицо" (1964), "Человек-ящик" (1973), писатель рисует аллегорическую картину больного, уродливого мира, в котором человек лишен возможности вести достойное существование. Новые грани конфликта между личностью и обществом отразил в своем творчестве Т. Каика (романы "Японская трехгрошовая опера" (1959), "Летняя тьма" (1972). В творчестве К. Оэ отразились многие черты духовной биографии его сверстников — "опоздавшего поколения". В своих лучших произведениях — романах "Опоздавшая молодежь" (1962), "Объяли меня воды до души моей" (1973), "Игры современников" (1979) и др. Оэ поднимает важнейшие философские и морально-этические проблемы, стоящие перед современным человечеством. В 70-е гг. японской критикой было отмечено появление двух новых талантливых писателей — К. Накатами и Р. Мураками.

   В целом современная японская литература характеризуется чрезвычайно быстрыми темпами литературного развития, в ней ежегодно появляются десятки  новых имен, возникают новые тенденции. Главное направление литературного  процесса определяется стремлением писателей найти адекватную художественную форму освоения сложнейших проблем и противоречий современности.

Манга

На сегодняшний  день манга – это японские комиксы, истории в картинках, которые предназначены для самой разной читательской аудитории. Однако термин «манга» был придуман одним из наиболее известных классических граверов Японии – Хокусай Кацусикой. Хокусай назвал мангой свою новую серию работ, после чего мангой стали называть некоторые картинки, а потом дошло дело и до самих комиксов.

Манга сильно отличается от западных историй в картинках, в первую очередь это касается традиционного для японцев чтения «задом наперёд», т.е. справа налево. Соответствующим образом располагаются и картинки, поэтому иной раз западному читателю весьма непривычно перелистывать мангу. Некоторые издатели, конечно, идут на «отзеркаливание» манги с целью расположить картинки в привычной читателю форме, но некоторые японские мангаки (так называют людей, которые рисуют мангу) посчитали, что таким образом теряется традиционный дух манги и запретили издавать свои творения в отзеркаленном виде.

Ещё одним важным отличием манги от западных комиксов является её двуцветность. Это обусловлено  тем, что манга издаётся громадными тиражами и большим количеством наименований и прорисовывать все детали, помнить, какого цвета была юбка у героини в первом томе и почему она вдруг поменяла свой цвет слишком накладно и замедляет процесс рисования, плюс немаловажным является удешевление печати двуцветной манги.

В Японии чрезвычайно много начинающих мангак – тех, кто рисует мангу на любительском уровне и пока не замечен крупными издательствами и компаниями. Такой мангака помимо рисования манги занимается ещё и написанием сценария (на более профессиональном уровне нередки случаи, когда мангу рисует один человек, а сценарий пишет другой), а также непосредственно всем издательским процессом, осуществляя его на свои кровные.

Как правило, манга  издается в специализированных журналах, в каждом выпуске которого публикуется  одновременно десяток самых различных комиксов. Разумеется, публикуются они не во всём объёме, а по главам. Так чтение манги может затянуться не на одну неделю. Впоследствии наиболее популярная манга издается в виде отдельного тома – танкобона, в конце которого нередко добавляются различные бонусы от мангаки навроде более полного описания героев, первоначальных набросков или ответы на вопросы читателей.

Любая манга  ориентирована на тот или иной сегмент рынка – на девочек, мальчиков, девушек и юношей, взрослых мужчин и женщин. И у каждого рода манги имеются свои стилистические приёмы, которые признаются той или иной целевой аудиторией. Разумеется, манга для девочек и мальчиков отличается сюжетом, а манга для взрослых содержит более пикантные подробности, чем манга для девушек или юношей.

Наиболее популярная манга становится основой для  аниме и выкачивание денег  из фанатов продолжается уже на другом уровне – например, чтобы собрать  полную коллекцию серий того или  иного аниме, нужно купить не один десяток дисков, т.к. серий в каждом сериале чаще всего больше десятка (в некоторых случаях даже больше 50), а на каждом диске находится всего две серии.

Информация о работе Культура Японии