Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 03:52, реферат
Япония – островное государство на другом конце света, обладающее своеобразной культурой и традициями, а также многовековой историей. Японская держава многие годы провела за «железным занавесом», но после Реставрации Мэйдзи этот занавес стал потихоньку опускаться и вскоре изумлённые европейцы увидели «японское чудо» во всей его красе – экономка и уровень жизни в Японии резко пошли вверх, причём следует учитывать послевоенное положение, которое является тяжёлым для любой страны.
Введение
Религия
Традиции, обычаи, праздники
Образование
Литература
Манга
Искусство
Икебана
Оригами
Бонсай
Театр
Музыка
Кино
Аниме
Архитектура
Спорт
Кухня
Список литературы
При переносе материала
манги на широкий экран очень
часты расхождения с
На родине манга просто архи-популярна, что постепенно привело к её распространению и в других странах. В настоящее время японские комиксы издаются в США, Канаде, Франции, Польше и других странах. Постепенно развивается манга-движение и в нашей стране, правда пока чаще всего прочитать мангу можно, скачав несколько архивов в Интернете, но потихоньку дело идёт к высококачественному выпуску манги – неотзеркаленной, разумеется. В европейских странах манга не так популярна, как в уже упоминавшейся Польше и Германии, а наиболее всего на Западе манга популярна в США. Тут, правда, следует учитывать, что в Штатах наиболее жёсткая цензура и многие кадры из манги перерисовываются заново или героям хотя бы добавляют лишние детали одежды.
Первоначально
манга на Западе издавалась ежемесячно
– как и местные комиксы, но
постепенно издатели перешли на японский
вариант еженедельного издания а-ля «телефонный
справочник».
Искусство
Живопись
Японская живопись столь же уникальна, как и вся японская культура в целом. Для неподготовленного человека традиционная японская живопись может показаться обычной «мазнёй», которую способен нарисовать любой первоклассник или даже детсадовец. Но это, разумеется, не так: нужна твёрдая рука и отточенное мастерство, чтобы несколькими скупыми штрихами изобразить картину. Но не просто картину, а изображение, которое будет дополнено каждым наблюдателем своими собственными домыслами и переживаниями. А теперь давайте обратимся к истокам японской живописи.
В основе всех стилей японской живописи лежат континентальное направление, пришедшее из Китая и Кореи, и чисто японское. До X века доминировало китайское направление, после чего появилась именно японская живопись – ямато-э, основные представители этого направления были выполнены в виде ширм и сдвижных экранов. Потом, чуть позже появляются длиннющие живописные свитки эмакимоно, а также картины на отдельных листах примерно альбомного формата.
К XIV в. жанр эмакимоно угасает и его вытесняет живопись тушью в дзэнской манере – суми-э, которая далеко выходит за рамки монастырской традиции и становится неотъемлемой частью светского искусства. К наиболее важным школам японской живописи эпохи Эдо относят школы Тоса и Римпа, которые специализировались на рисовании картин в стиле ямато-э. В эпоху Эдо процветали также и другие направления живописи: школы Маруяма-Сидзэёо, Акита, Итоо и др. Было популярно также направление намбан — буквально «южный варвар» — так японцы называли европейцев. Художники, работавшие в этом стиле, подражали западной живописи и по-своему использовали западные сюжеты и законы перспективы. С начала XVIII в. в моду входит стиль бундзинга («просвещенная живопись») – художников, рисовавших в этом стиле, особенно вдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань, называемая в Японии нанга.
Укиё-э — это один из популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо, появился он в первой половине XVII века, а во второй половине XIX в. пришел в упадок. Как правило, под укиё-э понимают жанровую живопись и с особенности гравюру. Укиё-э означает «картинки плывущего мира», есть вариант появления названия укиё-э, согласно которому японские любители прекрасного воспринимали картины укиё-э как «всплывающие» из глубины листа – традиционная японская живопись не знала, что такое перспектива и художники не пользовались этим в принципе. В центре внимания художников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира преходящих удовольствий: прекрасные дамы, как правило, — знаменитые гейши и куртизанки (жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху как «куртизаны» мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые сюнга — «весенние картинки»), сцены любования прекрасными природными явлениями, праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катёга), а также знаменитые виды природных ландшафтов.
Первые картинки в стиле укиё-э появились еще в начале века в лавках Киото и сначала это были не гравюры, а живописные работы – анонимные и монохромные, обладающие непритязательной композицией, а потому и недорогие. Эти картинки назывались сикоми-э, «быстро изготовленные картинки», их в огромных количествах писали художники-матиэси, объединенные в большие артели. Главной темой картинок были так называемые «банные девушки» из разряда дешевых проституток, и известные куртизанки.
Революцию в укиё-э произвел Судзуки Харунобу (1725—1770), который в 1764 году впервые применил технику цветной печати, названной нисики-э, «парчовые картинки», или Эдо-э, эдоские картинки. Около 1770 года новый взлет пережил жанр якуся-э и теперь можно было действительно узнать изображённых актёров не только по личным гербам на одежде, но и по портретному сходству.
Золотым веком укиё-э считается конец XVIII— начало XIX вв., когда творили такие гиганты, как Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1806), Тосюсай Сяраку (г. ж. н.), Тёбунсай Эйси (1756—1815), Кубо Сюнман (1757—1820), Кацукава Сюите и др. Вскоре пейзаж становится одной из любимейших тем для изображения и непревзойдённым мастером пейзажа был и остаётся Кацусика Хокусай, который впоследствии подарил миру картинки манга. Особенной известностью пользуются его работы, собранные в сборнике «36 видов Фудзи».
Как это
ни странно, но в токугавской Японии
жанр укиё-э очень долгое время
почитался как «низкий» жанр, в
связи с чем огромное число
работ было попросту утеряно. Забавным
фактом можно счесть тот, что сами японцы
обратили внимание на красоту и художественную
ценность укиё-э только после того, как
работами японских художников стали восхищаться
иностранцы, закупая их для своих коллекций.
Икэбана
Икэбана — искусство компоновки цветов и веток в вазе, вид прикладного искусства. Его истоки восходят к середине VI в. и связаны с ритуальным подношением цветов божествам буддистского пантеона. Как особый вид прикладного искусства икэбана сложилась к середине XV в. Впоследствии появились различные стили, развивающиеся в рамках нескольких школ. Каждая из них имела свою определенную эстетическую теорию. Основные стили икэбаны — нагэири (с использованием высоких узких ваз, в которых цветы располагаются как бы в естественном виде), морибана (с использованием плоских сосудов и специальных металлических подставок с игольчатыми стержнями — кэндзан; несет на себе влияние европейского искусства), дзиюбана (с произвольной аранжировкой), дзэнъэйбана (с аранжировкой авангардистского типа).
Ведущие школы икэбана — Икэнобо — первая в истории этого искусства, строго каноничная и традиционная, Охара — создательница стиля морибана и Согэцу, для которой характерна объемная графическая композиция.
Икэбана
— это целый мир, своеобразный,
развивающийся по своим законам, говорящий
на своем художественном языке. В основе
каждой композиции присутствуют, как правило,
три элемента, символизирующие Небо, Землю
и Человека. Составляющие элементы — сосуд
(ваза) и растительный материал (цветы,
ветки, травы). Икэбана имеет определенную
символику соотношения со временем, сезоном
года и событиями. В соответствии с ними
подбираются и составляющие элементы.
Ведущими принципами икэбаны являются
простота, асимметрия и кажущаяся незавершенность
при глубокой философской обоснованности
сюжета и проработке деталей композиции.
Оригами
Оригами
— искусство складывания и
вырезания фигурок из бумаги, любимое
занятие японских детей, достигшее
очень высокой степени
Международную известность оригами принесла фигурка журавлика, издревле считавшегося символом надежды, а сейчас ставшего символом избавления Японии от атомной угрозы и лучевой болезни. Для его изготовления требуется выполнить около 12 операций. Гирлянды таких фигурок стали элементом праздничных украшений.
В японском языке слово "бонсай" означает не просто карликовое растение, а культуру выращивания растений на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне. Очевидно, что если дерево может быть выращено на подносе, должен существовать метод выведения миниатюрных образцов того или иного вида. Большинство искусств Японии были в свое время заимствованы в Китае (бонсай здесь не является исключением), но именно в Японии этот метод культивирования деревьев разъелся и вырос до уровня изящного искусства. В Японии можно видеть образцы, передающиеся от поколения поколению. Японцы не ограничиваются одними деревьями, предметами бонсай становятся кустарники, ползучие, травянистые и даже водные растения. Бонсай можно представить и как дерево или любое другое растение, рассматриваемое через уменьшительные линзы телескопа или фотоаппарата. Мастер бонсай воплощает в своем живом произведении повторение взрослого или старого дерева в миниатюре с сохранением всей красоты данного вида. Законченный бонсай должен производить именно такое впечатление, хотя, конечно, полного повторения в миниатюре добиться невозможно. Так, невозможно сохранить то же самое количество ветвей, размер листьев уменьшается не в строгой пропорциональности к натуральной величине. Естественно и то, что не очень элегантная густота ветвей может не быть воспроизведена в бонсай; так же трудно создателю бонсай повторить в своем произведении часто встречающееся в природе пренебрежение к параллельным линиям и переплетающимся ветвям. Вследствие сказанного понятие бонсай в расширенном толковании будет следующим: художественно идеализированное натуральное дерево в миниатюре, выращенное на подносе или в неглубоком горшке, плошке. Эта специфическая область декоративного садоводства представляет собой синтез науки и искусства. Методика культивирования бонсай может быть почерпнута из книги, но художественное видение — неотъемлемый компонент при создании бонсай — должно быть выражено его создателем.
Бонсай
в законченном виде складывается
из следующих основных элементов: растения,
грунта и горшка (плошки). Все вместе
они образуют единое живое произведение.
Таким образом, целью является не только
вырастить в контейнере здоровое растение,
но и создать нечто целое из трех упомянутых
элементов, находящихся в гармоническом
единстве друг с другом, причем каждый
из этих элементов должен иметь свой естественный
и привлекательный вид. Бонсай обладает
всеми признаками своего крупномерного
прототипа: у него есть ствол, кора, ветви,
листья, цветы, плоды; он так же произрастает
в почве, обнажая выступающие корни, то
есть повторяет модель произрастания
дерева данного вида естественной величины.
Грунт должен выглядеть естественной
частью рельефа, тщательно подобранные
камни-"скалы" и мох — вызывать ассоциацию
с природным лесным ландшафтом. Контейнер
выбирается как можно проще, цвет и форма
его всегда ненавязчивы. В этом случае
контейнер становится естественным составным
этого трехмерного дизайна. Получившийся
бонсай, таким образом, удовлетворяет
эстетическим требованиям и создает хорошее
настроение, которое бывает, когда мы смотрим
на живописный лесной пейзаж, рощицу на
склоне холма, лесную лужайку.
Театр
Театр в Японии насчитывает многовековую историю и отличается большим жанровым многообразием. В нем сохраняются театральные формы, возникшие на разных этапах истории страны и бытовавшие в разной социальной среде.
В Японии можно увидеть появившееся в VIII в. придворное церемониальное театральное представление бугаку, исполняющееся под музыку гагаку, а во время религиозных праздников исполняются еще более древние синтоистские мистерии кагура.
Самой строгой классикой в Японии считается возникший в XIV в. театр ноо, вид очень условной танцевальной оперы, в которой воплощаются военно-феодальные эстетические идеалы средневекового самурайства, а актеры играют в масках. Представления театра ноо устраиваются регулярно. В Токио ежемесячно проходит около 20 спектаклей.
Они
рассчитаны на довольно узкий круг
любителей этого жанра и идут
не более двух дней подряд. Труппы актеров
ноо сохраняют замкнутую