Культура средних веков. Эпоха возрождения

Автор: Мария Ларина, 06 Декабря 2010 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, причудливо переплетенные в современном облике культуры, которые определяют содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

Содержание

1. Введение.
2. Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы.
3. Культура Византии.
4. Основные черты эпохи Возрождения.
5. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума.
6. Характер культуры Возрождения.
7. Гуманизм Возрождения.
8. Искусство Возрождения.
9. Наука Возрождения.
10. Заключение.
11. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Культура средних веков Эпоха возрождения.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

                         Я знаю, как на мед садятся  мухи.

                         Я знаю смерть, что рыщет все  губя,

                         Я знаю книги, истины и слухи,

                          Я знаю все, но только не  себя. 

    Как  правило,  гуманисты   не  выступали  против  религии.  Но  превознося

человека, делая из него подобие титана, они  отделяли его от  Бога,  которому

отводилась  роль творца,  не  вмешивающегося  в жизнь людей.  Человек стал религией  возрожденческого  гуманизма.  Поэтому   Л.Н.   Толстой   писал   о Возрождении  как  об  эпохе  разрушения  религии,  потери  веры,   торжестве безверия.   Гуманисты   критиковали   догматическую,   ритуальную   сторону христианской церкви, католического духовенства,  не  видели  в  нем  никаких преимуществ  перед  простыми  верующими.  Итальянский  поэт  Данте  Алигьери (1265—1321) в «Божественной комедии» отсылал римских пап в ад или в рай в зависимости от их поведения при жизни, а  не  от  сана.  Гуманисты  понимали освобождение мысли  не  только  как  преодоление  зависимости  от  церковных догматов.  Свобода  виделась  в  преодолении  зависимости   от   группового, коллективного  сознания.  Для  свободной мысли необходима,  прежде  всего, личность.  Такой  взгляд  был  идеологическим  обоснованием  индивидуализма, который становился характерной чертой эпохи. Молодая буржуазия,  не  имевшая родовитости  и  знатности,  могла  уповать  лишь  на  личные  качества,   на собственные ум, смелость, предприимчивость,  которые  ценились  больше,  чем благородство происхождения и слава предков. 

  Искусство Возрождения. 

  Освобожденное  мышление требовало  героических   образов  и  величественных масштабов. В архитектуре ведущими становились светские сооружения —  дворцы, городские  дома,  общественные  здания.  Крупнейшими  архитекторами  раннего Возрождения были Брунеллески (1377—1446) и Альберти  (1404—1472);  последний известен также и как теоретик архитектуры,  утвердивший  идеи  соразмерности городской  среды  человеку.  Возрождение   было   очень   плодотворным   для изобразительного искусства.

Скульптор Донателло (ок.  1386—1466),  художники Леонардо да  Винчи  (1452—1519),  Рафаэль  Санти  (1483—1520),  Микеланджело (1475—1564), Тициан (ум. в 1576),  Веронезе  (1528—1588),  Брейгель  (между 1525—1530 - 1569), Дюрер (1471—1528), Гужон (ок. 1510 — ум.  между 1564  и 1568) и многие другие осваивали изображение объема,  пространства,  света, человеческого тела, в том числе обнаженного.  Человеческая  телесность  в искусстве Возрождения  стала  наиболее  емким  образом  для  выражения  идеи культуры.  Литература   эпохи   была   представлена   творчеством   Петрарки (1304—1374),  Боккаччо  (1313—1375),  Эразма   Роттердамского   (1469—1536), Ариосто (1474—1533), Рабле (1494—1553), Монтеня (1533-1592),  Сервантеса (1547—1616),  Шекспира  (1564—1616).  В музыкальном искусстве Возрождения появились новые жанры — сольная песня, кантата, оратория, опера. 

  Наука Возрождения. 

  Если  в искусстве Возрождения всеобщим  идеалом  и  естественным  критерием стала чувственная телесность, то в науке эта  роль  отводилась  рациональной индивидуальности. Не  индивидуальное  знание  или  мнение,  а  достоверность самой  индивидуальности  оказывалась   истинным   основанием   рационального познания. Все в мире можно  подвергнуть  сомнению,  несомненен  только  факт самого   сомнения,   который   является   непосредственным    свидетельством существования разума. Такое самообоснование разума,  принятое  в качестве единственно истинной точки зрения, является рациональной  индивидуальностью.

Наука Возрождения мало отличалась от искусства, поскольку  была  результатом личного творческого поиска  мыслителя.  Художник  —  это  искатель  истинных образов, мыслитель —  искатель  истинных  идей.  У  художника  есть  техника изображения,  у  мыслителя  —  техника  прояснения,  или   метод   познания. Мыслитель  способен  проникнуть  за  пределы  чувственного  мира  в  замыслы Творца. И как в творчестве художника продолжалось созидание мира  на  основе совершенных образов, так и в творчестве ученого открывались замыслы  Бога  о мире.  Может  показаться  странным,  но  традиция  видеть  в  чистом  разуме средство постижения Бога  и  его  замыслов,  которой  придерживались  ученые Возрождения, развивалась в  средневековом  мистицизме.  Эта  традиция  берет начало еще в античности — в учениях пифагорейцев, в философии  Платона.  Чем могло питаться убеждение Платона в том, что ему было дано постичь мир  идей, по модели которого создан  мир  вещей?  Идея  есть  самоочевидность  разума, взятого  без  всяких  образов,  сама  выступающая  инструментом  создания  и конструирования образов. Идея, которую с  превеликим  трудом  может  постичь смертный, есть в то же время исходный принцип построения  бытия,  а  значит, должна быть и принципом построения истинного знания. Так было у Платона,  но М.  Экхарт,  мнение  которого  мы  уже  приводили,  тоже  был  убежден,  что мыслитель, познающий Бога  «без  помощи  образа»,  становится  тождественным Богу. Ученые Возрождения также полагали, что истины, открываемые  разумом  и

не имеющие  наглядного выражения, даны как бы самим Богом. С  одной стороны, ученые отдавали дань своему времени, когда принято было считать, что высшие истины могут быть установлены только Богом. С другой стороны, в апелляции  к  Богу был своеобразный «героизм  последовательности».  Ведь  логика  мышления требовала выхода за пределы воображения, т.е. в сферу неназванного,  которое все же нужно было как-то назвать и обозначить.  Знание  о  том,  что  нельзя представить  наглядно,  что  является  противоестественным  с  точки  зрения земного существования, только в Новое  время  стали  называть  естественными законами  природы,  а мыслители Возрождения ссылались на  Бога  либо  на универсальный Разум.

   Хотя сознание ученых Возрождения  представляло собой смесь рационализма  и мистицизма,  нужно  отметить,  что  их  Бог  —  это  не  ветхозаветный  Бог, запретивший  Адаму  вкушать  плоды  «познания  добра  и  зла».  Именно   это обстоятельство  служило  основанием  для  преследований   некоторых   ученых инквизицией. Католическая церковь оказывала противодействие  учению  Николая Коперника  (1473—1543)  о   гелиоцентризме.   Жертвой   преследования   стал итальянский философ Джордано Бруно (1548—1600). Был предан  суду  инквизиции Галилео Гилилей (1564—1642),  которого  обычно  относят  к  основоположникам науки  Нового  времени.  Он  разделял  возрожденческую  идею  самотворчества человека, одним из следствий  которой  явилось  научное  мировоззрение.  Эта идея была представлена еще в учении Николая Кузанского  (1401—1464),  одного из глубочайших мыслителей Возрождения; по его мысли,  сущность  человеческой личности есть выражение ею всеобщего, т.е. Бога. А итальянский философ  Пико Делла  Мирандола  (1463—1494),  автор   знаменитой   «Речи   о   достоинстве человека», утверждал, что если Бог является создателем  себя  самого,  то  и

человек должен  тоже  создавать  себя  сам.  Гуманистическая  направленность Возрождения проявлялась в том, что научное мировоззрение эпохи было  связано с проблемой человеческого существования. 

Заключение:

      Идеи гуманизма - духовная основа расцвета искусства эпохи Возрождения. Искусство Возрождения проникнуто идеалами гуманизма, оно создало образ прекрасного, гармонически развитого человека. Итальянские гуманисты требовали свободы для человека. "Но свобода в понимании итальянского Ренессанса, - писал его знаток А. К. Дживелегов, имела ввиду отдельную личность. Гуманизм доказывал, что человек в своих чувствах, в своих мыслях, в своих верованиях не подлежит никакой опеке, что над ним не должно быть силой воли, мешающий ему чувствовать и думать как хочется". В современной науке нет однозначного понимания характера, структуры и хронологических рамок ренессансного гуманизма. Гуманизм был прогрессивным идейным движением, которое способствовало утверждению средства культуры, опираясь прежде всего на античное наследие.  
   Возрожденные на античной основе гуманитарные знания, включавшие этику, риторику, филологию, историю, оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Это учение складывалось преимущественно в этике и обогащалось в самых разных областях ренессансной культуры. Гуманистическая этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека, достижения счастья его собственными усилиями. Гуманисты по-новому подошли к вопросу социальной этики, В решении которых они опирались на представления о мощи творческих способностей и воли человека, о его широких возможностях построения счастья на земле. Важной предпосылкой успеха они считали гармонию интересов индивида и общества, выдвигали идеал свободного развития личности и неразрывно связанного с ним совершенствования социального организма и политических порядков. Это придавало многим этическим идеям и учениям итальянских гуманистов ярко выраженный характер.

      Многие проблемы, разрабатывавшиеся в гуманистической этике, обретают новый смысл и особую актуальность в нашу эпоху, когда нравственные стимулы человеческой деятельности выполняют все более важную социальную функцию.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                      Список использованной литературы: 
 

   1. Агибалова   Е.  В.,  Донской  Г.  М.  История   средних  веков.  –  М.:

      Просвещение, 1985.

  2. Драч Г.  В.  Культурология:  Учебное пособие для студентов высших

      учебных заведений – Ростов  н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 608 с.

  3. Полищук В. И. Культурология: Учебное пособие. – М.: Гардарики,  1999.

      – 446 с.

  4. Советский энциклопедический словарь /А. М. Прохоров, М.  С.  Гиляров,

      А. А. Гусев и др.; издание   третье.  –  М.:  Советская   энциклопедия,

      1984.   

 
   5. Л. М. Брагина "Социально - этические взгляды итальянских гуманистов"     (II половина XV века) Издательство МГУ, 1983 г.  
 
 

Информация о работе Культура средних веков. Эпоха возрождения