Культура средних веков. Эпоха возрождения

Автор: Мария Ларина, 06 Декабря 2010 в 22:39, контрольная работа

Описание работы

Все, чем мы пользуемся в области культуры (в том числе и само понимание культуры), было когда-то открыто, осмыслено и введено в человеческую повседневность. Другое дело, что существуют разные национальные и исторические традиции, причудливо переплетенные в современном облике культуры, которые определяют содержание наших представлений о культуре, а также, будучи переосмысленными в научных исследованиях, и содержание научных теорий.

Содержание

1. Введение.
2. Культура и идеология средних веков в странах Западной Европы.
3. Культура Византии.
4. Основные черты эпохи Возрождения.
5. Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума.
6. Характер культуры Возрождения.
7. Гуманизм Возрождения.
8. Искусство Возрождения.
9. Наука Возрождения.
10. Заключение.
11. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Культура средних веков Эпоха возрождения.doc

— 208.50 Кб (Скачать)

  Средневековая   литература   носит   религиозный   характер,   преобладают

произведения, построенные  на  библейских  мифах,  посвященные  Богу,  жития святых, их пишут  на  латинском  языке.  Светская  литература  выступает  не отражением  действительности,  а  воплощением  идеальных   представлений   о человеке, типизацией его жизни. Основная черта — героический  эпос,  лирика, романы. Поэты создавали  поэмы  о  военных  подвигах  и  делах  феодалов.  В немецкой эпической  поэме  «Песнь  о  Нибелунгах»  герой  Зигфрид  побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествовал над мраком.

  Особым  явлением  была  рыцарская  литература,  воспевающая  дух   войны, вассального служения,  поклонения  прекрасной  даме.  Трубадуры  говорили  о приключениях, любви,  победах,  эти  произведения  использовали  разговорный живой язык. Во французской поэме XII  в.  «Песнь  о  Роланде»  прославляются подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего  жизнь  за  христианскую веру и своего короля.

  При  всей устремленности к потустороннему  миру  набирает  силу  тенденция обращения к  земной  жизни.  Поэты  собирали  народные  песни,  сказания.  В высокой литературе растущее внимание к человеку блестяще выражено  Данте.  В «Божественной комедии»  он  показывает  грешников  как  людей,  тоскующих  о земной жизни, проявляет интерес к человеку, его  страстям:  «Вы  созданы  не для животной доли, но к доблести и знанью рождены».

  Основу  музыкальной культуры составляло  литургическое  пение,  воспевающее Бога в напевах, а потом и гимнах, соединяющих стихотворный текст с  песенной мелодией. Канонизированная музыка — григорианский хорал —  включала  в  себя также песнопения,  предназначенные  для  всех  служб  церковного  календаря.

Другой  пласт музыкальной культуры связан с идеологией рыцарства  (куртуазная лирика  трубадуров),  а  также  творчеством   профессиональных   музыкантов- менестрелей.

  В  целом  для  средневекового  искусства  характерны  искреннее   почитание

Божественного,  типизация,  абсолютная  противоположность   добра   и   зла,

глубокий  символизм,  подчинение  искусства  внеэстетическим   (религиозным) идеалам, воплощение идеи иерархии. В произведениях искусства,  прежде  всего в  зодчестве,  а  также  скульптуре,  отразилось  изменение  основ  культуры человечества.  Первоначальный  хаос  в  материальной  и  духовной  культурах сменился  стройностью  в  мыслях  и  представлениях  об   окружающем   мире, основанной на жизни  и  специфике  труда  крестьянина-землепашца.  При  этом иерархия в общественной жизни стала переноситься  на  представления  о  мире вообще, изменились взгляды как на пространство, так и  на  время.  Искусство средневековья  характеризуется   традиционализмом,   неразвитостью   личного начала, но,  вместе  с  тем,  оно  показывает,  что  средневековая  культура выражает не застывшее навсегда состояние человека и его мира,  а  подлинное, живое движение.

  Подводя итоги всему  сказанному,  важно  подчеркнуть,  что  средневековая

культура  обладала несомненной  целостностью,  обеспечиваемой  феодализмом  и богословием. Мировоззренчески это выражалось в систематизирующей  роли  идей геоцентризма  (основная  черта),  креационизма  и  фатализма,  необходимости экзегезы. Господствующий принцип типизации был  произведен  от  христианской идеи Бога как носителя всеобщего, универсального начала.

  Для  культуры средних веков  характерен  также  догматизм,  авторитарность

системы ценностей, идейная нетерпимость.

  Средневековая   культура   глубоко   противоречива,   в   ней   сочетаются

раздробленность бытия, когда каждый народ имеет  свой уклад жизни, —  и  тяга к Всеединству (град Божий  на  земле),  прикрепленностъ  человека  к  земле, своей общине, поместью — и  христианская  универсальность  человека,  чуждая идее национально-сословной ограниченности; страдальческое отречение от  мира —  и  тяга  к  насильственному  всемирному  преобразованию  мира  (крестовые походы). Эта противоречивость выступала движущей силой развития культуры,  в ходе которого человек постепенно начинает обращаться к  самому  себе,  а  не только к Богу. Однако для того, чтобы  это  действительно  произошло,  нужен был переворот в мироощущении людей, величайший  прогрессивный  переворот  из всех пережитых до того времени человечеством... — переворот Возрождения. 

  Культура Византии. 

  В  начале средних веков Византия  не пережила такого упадка  культуры,  как

Западная  Европа. Она торговала и поддерживала  связи  со  многими  странами. Византийские города были  не  только  центрами  ремесла  и  торговли,  но  и культуры.

  В  VII – VIII веках, когда владения  Византии  были  ограничены  Балканским

полуостровом  и Малой  Азией,  греческий  язык  стал  государственным  языком империи.

  В  Византии было больше образованных  людей, чем в  Западной  Европе.  Даже среди  крестьян  и  ремесленников  встречались  грамотные  люди.  Наряду   с церковными  школами  открывались  государственные  и  частные  школы.   Дети богатых родителей обучались в них чтению, письму и  счету.  Кроме  церковных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера,  трагедии  Эсхила и Софокла.

  В  Константинополе  была открыта  первая в Европе высшая школа;  здесь  было создано и высшее медицинское училище.

  В   Византии  успешно  развивалась   математика,  особенно  алгебра.   Были

изготовлены автоматические устройства для царского трона.  Развитие  ремесла и  медицины  способствовало  изучению  химии;  сохранялись  древние  рецепты изготовления стекла, красок.

  Был  изобретен «греческий огонь» - зажигательная   смесь из нефти и  смолы,

которую  нельзя  погасить  водой.  Ее  выбрасывали  из  специальных  трубок, поджигая  вражеские  корабли  и  крепости.  С  помощью   «греческого   огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

  Наибольшего  развития в Византии достигли  история  и  география.  Географы умели чертить карты и планы городов, что на  Западе  было  тогда  невиданным делом.  Историки  подробно  описывали  события,  в   которых   обычно   сами участвовали.

  В   Византии  сохранилось  много   памятников   античного   искусства.   Их разыскивали и привозили для украшения столицы. Константинополь  застраивался с необычайной пышностью. Десятки величественных дворцов  и  храмов  высились на  его  главных  улицах.  Роскошные   постройки   должны   были   создавать впечатление могущества и прочности императорской власти.

  Христианская  религия  изменила  назначение   и   устройство   храма.   В древнегреческом храме помещали статую бога внутри, а  религиозные  церемонии проводили снаружи на площади.  Поэтому  греческий  храм  стремились  сделать внешне особенно нарядным. Христиане же собирались для общей  молитвы  внутри церкви,  и  архитекторы  особенно  заботились  о   красоте   ее   внутренних помещений.

  Самым   замечательным   произведением   византийской   архитектуры    был построенный при Юстиниане храм святой Софии в Константинополе. Его  называли «чудом из чудес», воспевали в стихах. Император не скупился на  расходы:  он хотел сделать этот храм  главной  церковью  столицы  и  всей  империи.  Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти  лет.  Для  того  времени  он  был построен  очень  быстро.  Строительством  храма   руководили   прославленные архитекторы, его отделывали лучшие ремесленники из разных областей  империи. Внутри храм поражал своими размерами и красотой.

  Стены храмов и дворцов украшали мозаики– изображения  из  разноцветных камешков или кусочков  цветного  непрозрачного  стекла  –  смальты.  Смальту укрепляли в сырой штукатурке с различным наклоном. Когда зритель двигался  в помещении,  мозаика,   отражая   свет,   вспыхивала   и   искрилась   яркими многоцветными красками.

  В  храмах помещали иконы – живописные  изображения бога, «святых» и сцен из «священных книг». Живописцы писали  иконы  красками  на  гладких  деревянных досках.  Они  старались  передать  внутренний  мир  человека,  особенно  его религиозные порывы и чувства. Фигуры, размещенные  на  золотом  или  голубом фоне, кажутся плоскими  и  застывшими,  а  выражения  лиц  торжественными  и сосредоточенными. Пропорций обычно  не  соблюдали:  фигуру  Христа  рисовали более крупной, чем остальные, а башни и деревья – меньшими  по  размеру,  чем стоящие рядом люди.

  Основные черты эпохи Возрождения - Культ гуманизма и вера во всемогущество человеческого разума. 
 

  Характер культуры  Возрождения. 

  Когда  европейский дух перестал стремиться  к смерти и обратился  к   жизни,

он нашел  для себя новый источник силы в  самом начале  своего же  пути  — в античности. Почти тысячу лет средневековая Европа  развивалась  на  обломках античной  культуры,  оставленных  варварами.  Средневековье  —  это  та   же античность, но  в  варварском  восприятии  и  исполнении.  Однако  не  нужно думать, что средневековая культура является какой-то  неполноценной  потому, что она стала сочетанием обломков античности и варварства. Энергия  варваров смогла разрушить одну из самых могучих в истории культур, а затем  возродила то, что не могло быть разрушено — творческий дух античности.  Новый  импульс развития европейской культуры выразился в эпохе,  которую  принято  называть Возрождением  (Ренессанс).  В  различных   странах   Западной   Европы   она охватывает период с XIV в. по начало  XVII  в.  Культурой  Возрождения  были наследованы дохристианские идеи  и  образы,  но  христианство  не  могло  не наложить на нее отпечаток. Языческая  жизненность  и  христианское  смирение дополняли друг друга в культуре Возрождения,  их  сочетание  рождало  идеалы гармонии и равновесия. Иллюстрацией к этому могут служить строки  одного  из величайших деятелей Возрождения Леонардо да Винчи (1452—1519):

                      Любовь возвышенна, когда в союзе  двух

                      Пред высотой души она благоговеет.

                      Любовь низка, когда ничтожен дух,

                      И низок мир того, кто избран  ею.

                      Дарят покой и прогоняют страх

                      Часы любви. Но ты отмечен,  если

                      Природа мудро держит на весах

                      Любовь и дух в прекрасном  равновесьи.

   Культуру  Возрождения  создавали   бюргерство,  от  которого   вела   свое

происхождение  ранняя   буржуазия,   дворянство,   основой   которого   было

средневековое  рыцарство,  городская  интеллигенция.   Сотрудничество   этих социальных слоев придало культуре общечеловеческий характер. 

  Гуманизм Возрождения. 

  Новое  мировоззрение, возникшее  в   эпоху  Возрождения,  принято   называть гуманизмом (от лат. — человеческий, человечный). Отдельные  черты  гуманизма присутствуют в античной культуре, но возрожденческий гуманизм  был  объемнее и целостнее. Гуманизм означает не только то, что человек  признается  высшей ценностью, но и то, что человек объявляется критерием всякой  ценности.  Эта черта гуманизма была выражена в античности Протагором:  «Человек  есть  мера всех  вещей».  Такой  взгляд  предполагал  самопознание  человека.  Гуманизм Возрождения проявлялся как превознесение разума в качестве  главного  орудия познания.  Фактически  это  означало   признание   господства   разума   над окружающим миром. Из этого следовала еще одна  черта  гуманизма  —  вера  во всеобщий и  бесконечный  прогресс.  Наконец,  поэтизация  человека  и  всего человеческого влекла  за  собой  эстетическое  восприятие  действительности, страсть к прекрасному и возвышенному. Гуманизм Возрождения, не отрицая,  что человек создан по образу и  подобию  Бога,  вместе  с  тем  утверждал  право человека  на  безграничное  творчество.   Именно   в   творчестве,   считали гуманисты,  должно  прежде  всего   проявляться   подобие   человека   Богу.

Творчество  Возрождения  было   направлено   прежде   всего   на   человека.

Самопознание   и   самосозидание   человека   —    таковы    главные    идеи

возрожденческого  гуманизма.  Какой  смысл,  спрашивал,  например,  один  из первых гуманистов  Италии  Франческо  Петрарка  (1304—1374),  знать  природу зверей и не знать природы  человека,  не  знать,  для  чего  мы  существуем, откуда пришли и куда направляемся. А французский поэт XV  в.  Франсуа  Вийон так выражал мысль о неведении человеком себя самого:

Информация о работе Культура средних веков. Эпоха возрождения