Культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, статья

Описание работы

Христианство находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Католичество в средние века стремилось "уже не только к самостоятельности, а и к поглощению в себе государства, общества и культуры". (Карсавин Л.П.)

Работа содержит 1 файл

Культурология Средневнковье.docx

— 78.97 Кб (Скачать)

       Отсутствие вымысла, реалистическая  передача быта и нравов испанцев  того времени, сам язык "песни", близкий народному, делают "Песнь  о моем Сиде" самым реалистическим  эпосом в средневековой литературе.

       Выдающийся памятник немецкого  эпоса - "Песнь о Нибелунгах" - был записан около 1225 г. В  основе сюжета "Песни" - древнегерманские  сказания времен Великого переселения  народов - гибель одного из  германских королевств - бургундского - в результате нашествия гуннов (437 г.). Однако узнать этот исторический  эпизод эпохи нашествий кочевников  в "Песни" крайне трудно. Слышен лишь отдаленный отзвук  тех далеких событий. 

     Нидерландский королевич Зигфрид сватается  к бургундской королеве Кримгильде и помогает ее брату Гюнтеру обманом  взять в жены королеву Исландии Брунгильду. Спустя годы Брунгильда, обнаруживает обман и приказывает убить  Зигфрида (в заговоре против Зигфрида участвует брат его жены Кримгильды). Короли выманивают у Кримгильды золотой  клад сказочных нибелунгов, и убийца Зигфрида скрывает его в Рейне. Кримгильда клянется отомстить за предательскую  гибель мужа (убитого ударом в спину). Она выходит замуж за короля гуннов Аттилу и спустя некоторое время  приглашает в гуннскую землю всех своих родственников с их дружинниками (в "Песни" бургунды выступают  под именем нибелунгов). Во время  пира Кримгильда намеренно устраивает ссору, в ходе которой погибает весь бургундский род. От рук единственного  оставшегося в живых дружинника гибнет и сама Кримгильда...

     Фольклор  западноевропейских народов 

       Носителем фольклорных традиций  было крестьянство. Фольклорная  традиция, обрядовая по своему  происхождению, оказала огромное  влияние на формирование средневековой  литературы, в т.ч. клерикальной. Хотя в средневековье народная  лирика не записывалась, ее тематика, образы, ритмика оказывали огромное  влияние на позднейшие жанры  средневековой поэзии (рыцарскую  и городскую лирику).

       В фольклоре прослеживаются следы  языческих верований крестьян, особенно  в сказках и поговорках. В крестьянском  фольклоре выражено негативное  отношение к богатым. Любимый  герой западноевропейских сказок - бедняк. Героями народных сказок  нередко становились Жан-Дурак  во Франции, Глупый Ганс - в  Германии, Большой Дурак - в Англии.

     Сказочный материал средневековья светская и  церковная литература использовала довольно широко. Около 1100 г. испанец  Петрус Альфонский составил целый сборник, в который вошло 34 рассказа, в  том числе ряд сказок о животных - "простонародные рассказы". Церковники-составители  придавали этим рассказам моралистическое  толкование.

       Сказочно-повествовательный материал  широко использовался в рыцарских  романах, в новеллах Марии Французской  (XII в.), в городских новеллах XIV - XV вв., в отдельных произведениях  мейстерзингеров. 

     Однако  во всех случаях - это лишь материал, нередко используются лишь отдельные  эпизоды, мотивы и детали. Только с  середины XVI в. мы можем говорить о  введении в литературу собственно сказок.

       Разного рода нечистая сила - частый  герой западноевропейских народных  сказок. Во многих рассказах действующими  лицами выступают животные, обладающие  человеческими способностями. В  XIII в. эти многочисленные истории  были объединены и переложены  на стихи - так возникла уже  упоминаемая знаменитая средневековая  народная поэма "Роман о  Лисе".

     Крестьянские  представления о справедливой жизни, о благородстве и чести звучат в сказаниях о благородных  разбойниках, защищающих сирых и  обездоленных.

     Жанром  средневекового народного творчества на этот сюжет стали англо-шотландские  баллады. Их анонимные авторы - крестьяне, ремесленники, иногда баллады слагали  профессиональные певцы-менестрели. Произведения эти бытовали в среде народа. Время  зарождения баллады как жанра  народного творчества неизвестно. Самая  ранняя баллада относится к XIII в.

     Английские  и шотландские баллады подразделяются на несколько групп: баллады эпического содержания, в основе которых лежат  реальные исторические события, так  называемые разбойничьи баллады, лирико-драматические  любовные баллады, фантастические и  бытовые.  

     Герой разбойничьих баллад - благородный  Робин Гуд, народный герой Англии, и его воинство. Первые баллады  о Робин Гуде записаны в XV в. В  балладе легко проследить сочувствие народа к лесным стрелкам, ушедшим  в лес в результате притеснений. Впервые в европейской поэзии идеалом стал человек неблагородного происхождения. В отличие от рыцарей Робин Гуд воюет с притеснителями народа. Все добрые чувства и дела отважного лучника распространяются только на народ.

     Главное в сюжете любовных баллад - воспевание не подвига во имя прекрасной дамы (как в рыцарской поэзии), а  подлинного чувства, душевных переживаний  влюбленных.

     Фантастические  баллады отражали верования народа. Сверхъестественный мир с его  феями, эльфами и другими фантастическими  персонажами предстает в этих балладах как реальный, действительный мир.

     В более поздний период возникают  бытовые баллады, отличающиеся большей  прозаичностью, преобладанием комического  элемента.

       В балладе часто используются  художественные приемы народного  творчества. Своеобразен язык баллад - слова конкретные, без пышных  метафор и риторических фигур.  Особенностью баллад является  также их четкий ритм.

       Крестьянский труд и отдых  был связан с песнями - обрядовыми, трудовыми, праздничными, народными  танцами. 

       В странах французской и немецкой  культуры на ярмарках, в селах  часто выступали жоглеры (потешники)  и шпильманы (буквально - игрец) - странствующие поэты-певцы, носители  народной культуры. Они исполняли  под музыкальный аккомпанемент  духовные стихи, народные песни,  героические поэмы и т.д. Пение  сопровождалось пляской, кукольным  театром, разного рода фокусами. Народные певцы выступали нередко  и в замках феодалов, и в  монастырях, делая народную культуру  достоянием всех слоев средневекового  общества. Позже, с XII в., они стали  исполнять различные жанры рыцарской  и городской литературы. Народное  искусство жонглеров и шпильманов  стало основой светской рыцарской  и городской музыкально-поэтической  культуры.

     Народная  смеховая культура

     В народной культуре западноевропейского  средневековья существовал мощный пласт народной смеховой культуры с  его скептицизмом, вольномыслием  и карнавальностью. Празднества  карнавального типа возникли в позднем  Средневековье.

       Карнавалы, различные смеховые  действа на городских площадях  занимали особое место в народной  культуре. Основанные на начале  смеха, они противостояли официальным  культурным формам и церемониям - церковным и государственным,  создавали иной мир, мир вне  церкви и государства, мир "наоборот", с иными человеческими отношениями  (по словам М.М. Бахтина, "второй  мир", "вторую жизнь"). Отличительные  черты смеховых обрядово-зрелищных  форм - свобода от религиозного  догматизма, мистики, нередкая пародия  на церковный культ, равенство  участников, отмена всех иерархических  отношений средневекового общества, сильно развитый игровой элемент  - действительно позволяют говорить  о них как об иной, "второй  жизни".

     Помимо  карнавалов в городах отмечались особые "праздники дураков". Ярмарки  сопровождались разного рода увеселениями с участием дрессированных зверей, карликов, уродов, великанов. Шуты и  дураки - обязательные участники праздников - пародировали различные церемонии "серьезной", официальной жизни. Они участвовали не только в празднествах. Шуты и дураки были носителями смеховой культуры и в обычной жизни  народа.

     Особое  место в народной смеховой культуре занимал карнавал. Знаменитую формулу  карнавала дал М.М. Бахтин - "Карнавал - это вторая жизнь народа, организованная на начале смеха". Большие средневековые  города жили карнавалом в общем до трех месяцев в году. Карнавал был  всенародным праздником, в нем  не было разделения на актеров и  зрителей. Карнавал временно создавал особый мир изобилия, свободы, равенства  всех людей, отменял все иерархические  отношения - все становились равными. Свободное, фамильярное отношение  между участниками, карнавально-площадный  стиль речи создавали особый язык карнавальных форм и символов, используемый в произведениях словесной смеховой культуры.

     Смеховые  произведения на латинском и народных языках являлись другим видом народной смеховой культуры. Это была праздничная  литература средневековья, рожденная  карнавальным мироощущением. Сохранились  многочисленные пародии на церковные  сюжеты, церковный культ - пародийные литургии ("Литургия пьяниц" и  другие), пародии на псалмы и т.д. В смеховой пародийной литературе на народных языках преобладают светские пародии, возникает пародийный рыцарский  роман.

     Последующая эпоха дала крайне поверхностную  и упрощенную оценку средневековой  культуре как "срединной" между  блестящей античной культурой и  собственно Ренессансом, возвратом  к "золотому веку" античности. Историки Возрождения видели в средневековье  века тотальной дикости, всеобщего  упадка культуры, господства предрассудков. Мрачный образ средневековья  как "темных веков", своеобразного "провала" в развитии европейской  цивилизации надолго оставался  господствующим представлением об этой эпохе.

     Романтизм конца XVIII - XIX вв. дал прямо противоположную  оценку средневековой культуре, создав ее идеальный образ как времени  подлинного торжества благородства, человеческого достоинства, искреннего чувства. Романтический образ средневековой  культуры оказался также далек от истины, как и ренессансный.

     Лишь  глубинный кризис европейской культуры XIX - XX вв., выразившийся прежде всего  в кризисе самого человека: в его  прагматически ориентированном  существовании, ощущении одиночества, покинутости, бессмысленности бытия, заставил по-иному подойти к осмыслению средневековой культуры.

     Безусловно, христианский идеал человека не был  реализован в средневековом обществе. Сейчас мы понимаем, что идеал может  не соответствовать логике самой  жизни, исторической реальности, лежащей  в основании культуры. Важно другое - о культуре мы судим по тем идеалам, которые она выдвинула и которые  сформировали менталитет ее человека, скрепляющий единство культурной традиции. При всей противоречивости социокультурного процесса для средневековой культуры был характерен глубокий психологизм, обостренное внимание к человеческой душе, внутреннему миру человека.

       Высоко оценивая художественные  достижения Средневековья в условиях  кризиса современной европейской  культуры, мы обращаемся прежде  всего к духовному опыту средневековья  с его глубинно-осмысленным бытием  человека, идеей духовного единения  людей, доминированием духовного  над плотским, материальным, приоритетом  внутреннего мира человека.

       Духовно-нравственный кризис европейской  цивилизации позволяет увидеть  достоинства средневековой культуры  по сравнению с современной,  заставляет переосмыслить важнейшие  достижения ее духовной культуры, ее ценности и идеалы - идеи  милосердия, бескорыстной добродетели,  осуждение стяжательства, идею  универсальности человека и многие  другие. 

     Исламский тип культуры является культурой  традиционного типа из-за господства религиозных традиций ислама. В связи  с этим рассмотрение данного типа культуры невозможно без глубокого  проникновения в суть данной религии. Ислам является одной из трех мировых  религией. На сегодня это одна из самых распространенных мировых  религий: ее приверженцы населяют все  континенты, особенно многочисленны  они в Северной Африке, Юго-Западной, Южной и Юго-Восточной Азии. В  нашей стране мусульмане также составляют большую группу населения. Несмотря на такую большую географию, все  народы, исповедующие ислам составляют единое культурное целое, поэтому правомерно говорить об исламском типе культуры. Мир исламской культуры относительно молод. Его возникновение относится  к первой половине 7 века. Колыбелью  исламской цивилизации стала  Аравия. Происхождение ислама яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно с самого начала освящается письменными источниками. Ислам многое заимствует из иудаизма и христианства, а также обрядовых  домусульманских традиций арабов: большинство  арабов в 6-7 веках были язычниками, в  их среде существовало множество  иудейских и христианских сект. Однако ислам является самостоятельной  религией. Возникновение ислама связано  с деятельностью пророка Мухаммеда (в русском языке встречаются  также варианты имени пророка  – Магомет и близкий к арабскому  произношению – Мухаммад), жившего  в Мекке и получившего от Бога ряд откровений, записанных в священной  книге всех мусульман Коране. Центральным  постулатом ислама является строгое  требование почитать только Аллаха как  единственного Бога и быть, безусловно, покорным его воле. Само слово «ислам»  означает покорность и вручение себя Аллаху. «Свидетельствует Аллах, что  нет божества, кроме него, и ангелы, и обладающие знанием, которые стойки в справедливости: не божества кроме  него, великого, мудрого! Поистине, религия  пред Аллахом – ислам…». Истоки ислама прослеживаются в социально–экономических, политических и идеологических условиях, сложившихся в ту эпоху в Аравии. Аравия была населена племенами, предками современных арабов, которые занимались земледелием, скотоводством и ремеслами, но занятие торговлей приносило  наибольшую выгоду, так как Аравия находилась на пересечении многих торговых путей. В Мекке образовался религиозный  центр всех племен, почитавших священный  камень Каабу. Были в Аравии и поселения  иноземцев, в частности иудейские  и христианские общины. Люди разных языков и верований общались и  влияли друг на друга. В 4 веке Аравии начался  упадок караванной торговли, так как  основные торговые пути переместились  на восток в Иран. Это нарушило экономическое  равновесие державшееся веками. Усилилась  вражда между разными племенами, стала чувствоваться необходимость  в объединении. Возникло движение за слияние племенных культов, за почитание  единого Бога. В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда. Мухаммед жил 570-632 годах. Прежде чем стать пророком Мухаммед работал  пастухом и посредником в торговых делах богатой вдовы Хадиджи. Бросив торговые дела, он стал пророком. Он призывал отдать себя Аллаху единому  и всемилостивейшему, покориться его  воле, а также соблюдать завещанные им нормы жизни, к числу которых  он отнес борьбу против ростовщичества, соблюдение честности в торговле и справедливости. Вследствие этого  проповеди Мухаммеда сначала  были встречены окружающими с  недоверием и враждебностью, особенно со стороны племени курейш, которые  опасались, что новая религия  подорвет значение Мекки как религиозного, а значит и экономического центра. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки: это бегство (хиджра), совершенное в 622 году н.э., считается мусульманами за начало нового летоисчисления (мусульманская эра). В Медине Мухаммед нашел более благоприятную атмосферу для своих проповедей, так как мединцы соперничали и враждовали с мекканской аристократией и были рады выступить против нее. Набрав многочисленных сторонников, Мухаммед в 630 году захватил Мекку. Мекканские курейши были вынуждены принять новую религию, более того они возглавили движение за распространение новой религии. С объединением арабских племен, которые одно за другим примыкали к новому учению, значение Мекки как национального религиозного центра еще больше возросло. Мухаммед умер в 632 году и был похоронен в Медине, его могила считается важнейшей святыней ислама. Смерть Мухаммеда обнажила проблему религии и власти. Пока был жив пророк, не было сомнений в том, что ему принадлежит верховная политическая власть. Но кто заменит пророка? В истории мусульманских стран было дано два ответа на этот вопрос: халифат и имамат. При халифате - государственная власть должна принадлежать уважаемому мусульманину в силу особого договора между ним и мусульманской общиной, при имамате – государственная власть должна принадлежать родственникам Мухаммеда. На пост халифа, заместителя пророка, был выбран Абу Бекр, который организовал ряд военных походов во имя Аллаха и стал главой обширного Арабского халифата. После него халифами были Омар и Осман, а затем в исламском мире возник глубочайший раскол, ставший характерной особенностью мусульманской культуры. Осман был убит, а четвертым халифом был провозглашен Али (кузен Мухаммеда, женатый на его дочери Фатиме). Али положил начало имамату, то есть во главе государственной власти должен стоять прямой наследник пророка, а не избранный уважаемый член мусульманской общины. Вскоре Али был убит, халифом стал Муавия, которому удалось откупиться от внука пророка Хасана, старшего сына Али и Фатимы и расправиться с его младшим братом Хусейном, который был растерзан на части, ибо никто не хотел брать на себя ответственность за смерть внука пророка. С этих событий и по настоящее время мусульмане делятся на суннитов и шиитов. Основой деления послужил спор о принципах наследования религиозной и светской власти. Шииты считают законными преемниками Мухаммеда только его прямых наследников, поскольку полагают, что государственная и религиозная власть имеет божественную природу. После торжества халифата над имаматом, началось быстрое распространение ислама. Столь стремительное распространение исламского типа культуры было связано с множеством причин: во-первых, с многочисленными успешными военными походами, которые привели к завоеванию больших территорий. Во-вторых, с исламизацией большей части завоеванных народов, которые были подготовлены к принятию единобожия. Немаловажным фактором была простота и доступность обрядовой и практической стороны ислама, кроме того, быть мусульманином было экономически более выгодным, так как мусульманин платил в качестве налога только десятину, тогда как остальное население платило подушную подать и поземельный налог, который равнялся иногда двум третям урожая. В-третьих, важным фактором распространения и укрепления исламской культуры была арабизация. Этот процесс поддерживался расселением арабских племен на захваченной территории, уничтожением мужской части населения и приводом в гарем представительниц местного населения. Кроме того, распространение ислама приводило к распространению арабского языка как религиозного и государственного. Уже к 8 веку арабы подчинили Палестину, Сирию, Египет, Иран, Ирак, часть территории Закавказья, Средней Азии, Северной Африки, Испании. Однако это огромное политическое объединение не было прочным и в начале 10 века распалось на отдельные самостоятельные части – эмираты. Политическая карта Ближнего Востока постоянно менялась: новые султанаты и эмираты, то возникали, то исчезали, уступая место другим, столь же недолговечным государствам. Но культура в главном оставалась единой, исламской, поскольку была прочно скреплена религиозной традицией. Основной источник вероучения в исламе – Коран. Коран - мировоззренческое ядро исламской культуры. Основу Корана составляют заповеди, проповеди, обрядовые и юридические установления, молитвы, назидательные рассказы и притчи Мухаммеда, произнесенные им в Медине и Мекке, записанные его помощниками. Сам Мухаммед ничего не писал, он был неграмотен. Ученики Мухаммеда выучивали их наизусть и декламировали наподобие старинной арабской поэзии. Коран написан рифмованной прозой и ритмическими предложениями. На момент смерти Мухаммеда (632 год) новое вероучение было еще не совсем оформлено. После него остались разрозненные записи изречений и поучений, сделанные в разное время. Из этих записей около 650 года (при третьем преемнике Мухаммеда – Османе) был сделан свод, получивший название «Коран» («чтение»). Книга эта была объявлена священной (оригинал Корана находится у Аллаха), продиктованной пророку архангелом Джебраилом, не вошедшие в нее записи были уничтожены. Вскоре были составлены и комментарии к Корану. Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены по размеру: более длинные ближе к началу, более короткие – к концу. Все изречения, в которых говорящим лицом является Аллах, относят к числу откровений, все прочие к преданиям. Коран написан на арабском языке и как священная книга не может быть переведен на другие языки. Вследствие этого каждый мусульманин должен знать арабский язык, что приводит к созданию единого языкового и культурного поля. Классический арабский язык господствовал долгое время как язык государственных учреждений, литературы, религии. Другая часть религиозной литературы мусульман – это сунна, состоящая из священных преданий (хадисов) о жизни, чудесах и поучениях пророка Мухаммеда, наряду с дополнениями к Корану и его толкованиями. Не все мусульмане признают сунну, признающие ее называются суннитами, они составляют большинство среди исповедующих ислам. Догматика ислама проста. Мусульманин должен твердо верить, что есть только один Бог – Аллах. Культ Аллаха – всемогущего, всемилостивого, бессмертного, милосердного Бога. Аллах абсолютная ценность, но нечто внешнее по отношению к человеку. Даже к людям он обращается через «махди» (мессия, посланник, пророк). Мухаммед был его посланником-пророком, через которого было дано божественное откровение, до него Бог посылал людям и других пророков – это библейские Адам, Ной, Авраам, Моисей, христианский Иисус, но их учения были искажены во многом их последователями, поэтому Мухаммед как последний выше их всех. Ислам - единственная истинная религия, хотя ислам выделяет христиан и иудеев из числа людей, исповедующих другие религии, считая их «людьми писания». Весь мир своим существованием обязан воле Аллаха. Мир, согласно исламу был создан за шесть дней: Аллах сказал: «Будь», и появились небеса и земля. Существуют ангелы и злые духи (джинны), они находятся во власти Бога и исполняют его волю. У него есть противник – Иблис – ангел, ослушавшийся Аллаха, из-за создания и верховенства над ангелами человека. Аллах обуславливает возможность и существования человечества. Человек был сотворен Аллахам из земли: вылепив оболочку человека из глины, Аллах вдохнул в человека «свой дух» - жизнь. Таким образом, человек состоит из двух сущностей – телесной и духовной. Женщина вышла из ребра Адама: во время его сна ангел по воле Бога достал у Адама ребро и произвел на свет Хаву (Еву) – «приятного товарища», чтобы Адам не скучал. Мужчина признавался абсолютным лидером. Было подтверждено подчиненное положение женщины в семье, счет родства велся строго по отцовской линии. Божье благословение лежало именно на сыновьях, поэтому только после рождения сна человек здесь считался полноценным. Счастливый период остался для людей позади, после изгнания из рая, сколько бы ни старался человек, вряд ли он создаст что-то хорошее и будет счастлив. Жизнь в здешнем мире есть «обманчивая утеха, обольщение, суетный наряд, тщеславие». За повседневной суетой нельзя забывать о своей душе, о том, что его ожидает после смерти. Мусульмане верят, что после смерти человека ждет божественное возмездие – всеобщий божий суд. Посмертная участь человека будет зависеть от того, как он вел себя при жизни, от соотношения в ней хороших и плохих поступков. В последний день мира мертвые воскреснут, и все получат воздаяния за свои дела: верным Аллаху предназначается рай, а грешные и неверные вечно будут страдать. Судьба человека и его смертный час заранее записаны в Книге Судеб. Существует предопределенность человеческих поступков, поскольку Аллах каждому человеку заранее предназначил его судьбу. Аллах все знает и направляет, решает судьбу всего и каждого, во все моменты жизни. «С нами сбывается только то, что предначертал для нас Аллах». Эта мысль не раз повторяющаяся в Коране, укрепляет веру в предопределение – фатализм. На земле сила Аллаха воплощается в мусульманской общине – умме. Умма – общность всех правоверных мусульман. Отношения человека в умме регламентируются Кораном, сунной (хадисами) и шариа(т). Шариа(т) – свод религиозно-этических предписаний ислама, сформировавшихся в 7-12вв., который исходит из принципа равенства всех мусульман и выступает в качестве мусульманского права. Причастность к умме выше деление на расы, нации, сословия и т.д. Как проста догматика ислама, также просты и его обрядовые и практические заповеди. Характерной особенностью мусульманской религии состоит в том, что она активно вмешивается во все стороны жизни людей. И личная и семейная жизнь верующих, и вся общественная жизнь, политика, правовые отношения, суд, культурный уклад – все должно быть подчинено целиком религиозным традициям. Еще не так давно в мусульманских странах было полное сращивание государственной и церковной власти: глава государства (халиф, падишах) считался преемником пророка, высшее духовенство составляло штат его советников, суд находился в руках духовных лиц. И уголовное, и гражданское право было построено всецело на религиозном законе - шариате. Следили за выполнение норм шариата и толковали их мусульманские богословы. Мусульманские духовенство выполняет больше светские, чем чисто религиозные функции. Мулла, состоящий при мечети – это учитель в церковной школе. Кади – это судья, знаток шариата. Муфтий – более высокий духовный чин – главный авторитет в вопросах шариата. Улем – ученый богослов, преподаватель в высшей религиозной школе; совет улемов давал свои заключения по вопросам религии и права. Во главе мусульманского духовенства в отдельных странах стоял шейх-уль-ислам – видный богослов, он же советник правителя. Даваемые им разъяснения по тем или иным вопросам догматики, политики, права считались непререкаемым законом. Обучение молодежи в мусульманских странах прежде тоже было только религиозным. Низшие школы – мектебы – состояли при мечетях. Высшие духовные школы – медресе – представляли собой своего рода духовные академии. В них студенты изучали Коран, религиозную литературу, богословские вопросы. Язык преподавания, язык церковной литературы был арабский. Жизнь мусульманина определяется пятью типами действий, которые он совершает, все действия мусульманина должны быть основаны на религиозной традиции, закрепленной Кораном, сунной, шариатом. В крайнем случае, действия мусульманина подчиняются коллективному мнению уммы. Первый тип действий – действия, которые обязательны для исполнения каждым мусульманином, иначе их называют Столпы ислама: 

Информация о работе Культура средневековья