Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, статья
Христианство находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Католичество в средние века стремилось "уже не только к самостоятельности, а и к поглощению в себе государства, общества и культуры". (Карсавин Л.П.)
Средневековый
человек находил в литературе
общепризнанный, традиционный образец,
уже готовую универсальную
Средневековые топосы, клише, каноны
сводили единичное к общему, типичному.
Отсюда и специфика авторства
в средневековой литературе (и
в целом в средневековом
Средневековое искусство не
На формирование средневековой топики значительное влияние оказала литература античности. В епископских школах раннего средневековья ученики, в частности, читали "образцовые" произведения античных авторов (басни Эзопа, сочинения Цицерона, Вергилия, Горация, Ювенала и др.), усваивали античную топику и использовали ее в собственных сочинениях.
Двойственное
отношение средневековья к
Вторая особенность
Третья особенность - и клерикальная, и светская литература средневековья в одинаковой степени основаны на христианских идеалах и ценностях и в равной мере стремились к эстетическому совершенству, разграничиваясь лишь тематически. Хотя, безусловно, само появление и развитие светских начал в культуре имело принципиальное значение, отражая ту линию в становлении духовной культуры средневекового общества, развитие которой позднее подготовит расцвет ренессансной литературы.
Клерикальная литература с ее ярко выраженной дидактичностью, широко используя античную и библейскую топику, определяла смысловую направленность раннесредневековой литературы.
На всем протяжении
Склонность средневековья к
К видениям примыкает жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и т.д.).
К числу дидактических жанров
относятся также проповеди,
Среди лирических жанров клерикальной литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники. Гимны имели собственный канон. Композиция гимна о святых, например, включала зачин, панегирик святому, описание его подвигов, молитву к нему с просьбой о заступничестве и т.д.
Литургия
- главное христианское богослужение,
известное со II века, носит строго
канонический и символический характер.
К эпохе раннего средневековья
относится зарождение литургической
драмы. Истоки ее - диалогические вставки
в канонический текст литургии, так
называемые тропы, возникли в конце
IX - X вв. Первоначально эти диалоги
сопровождались пантомимой, постепенно
переходя в сценки, а затем и
в небольшие пьесы на библейские
сюжеты, разыгрывавшиеся священниками
или певчими возле алтаря. Католическая
церковь поддерживала литургическую
драму с ее ярко выраженной дидактичностью.
К концу XI в. литургическая драма
потеряла связь с литургией. Помимо
драматизации библейских эпизодов, она
начала разыгрывать жития святых,
использовать элементы собственно театра
- декорации. Усиление развлекательности
и зрелищности драмы, проникновение
в нее мирского начала вынудило церковь
вынести драматические
Музыка как составляющая церковного католического бытия, духовности
Хотя
уже в раннем средневековье начинает
оформляться светская музыка, доминирующую
роль в средневековой музыке играла
духовная музыка, неразрывно связанная
с церковным богослужением и
прежде всего литургией (в католичестве
- мессой). Различные церковные
Формирование светской культуры
Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.
Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.
Прежде чем сформировалась
Рыцарская культура как компонент светской культуры
Создателем и носителем
Расцвет рыцарской культуры
Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию формируется специфически рыцарские идеалы.
Одним из элементов светской культуры стала рыцарская культура.
В
обязанности рыцаря входила не только
защита чести и достоинства сюзерена.
Традиция требовала от рыцаря следовать
определенным "правилам чести", так
называемому "кодексу рыцарской
чести". Основа кодекса - идея верности
долгу, кодекс регулировал правила
ведения боя и т.д. К числу
рыцарских достоинств относились благородное
поведение в бою, поединке, щедрость,
смелость. Традиция требовала от рыцаря
знать правила придворного
Указанные идеалы составляли основу представления о специфически рыцарском поведении - куртуазии (от французского court -двор). Куртуазия - особый ритуал отношений и нравственных категорий, диктуемых придворным этикетом.
Таким образом, к XII в. рыцарские ценности подверглись систематизации и универсализации, им был придан широкий этический смысл. Эти новые ценности легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы - рыцарской лирики и рыцарского романа.
Возникла она в XII в. одновременно со средневековым героическим эпосом. Однако, если последний выражал общенародный идеал, то куртуазная литература ориентировалась на определенную сословную среду.
Следует
отметить, что в период высокого
Средневековья наряду с отделением
литературы от исторических, религиозных,
научных и т.п. произведений, увеличивается
разрыв между народной культурой
и элитарной (в предшествующий период
вся сфера поэтического творчества
преимущественно отражала общенародный
идеал). Классическое же Средневековье
противопоставляет народному
Уже музыка вагантов (от латинского
- "странствующий") была адресована
духовной элите средневекового
общества - образованной его части,
умеющей ценить поэтическое
Как и вся латинская литература этого периода, лирика вагантов опирается на античные и христианские традиции (источники сатиры вагантов - Ювенал и библейские пророки, эротических тем - Овидий и "Песнь песней"). Поэтическое наследие вагантов широко и многообразно: это и стихи, воспевающие чувственную любовь, и произведения, обличающие грехи монахов и священников, пародии на литургические тексты, льстивые и даже нахальные просительные стихи.Ваганты сочиняли и религиозные песнопения, дидактические и аллегорические поэмы, но эта тематика занимала незначительное место в их творчестве.