Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, статья
Христианство находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Католичество в средние века стремилось "уже не только к самостоятельности, а и к поглощению в себе государства, общества и культуры". (Карсавин Л.П.)
     Средневековый 
человек находил в литературе 
общепризнанный, традиционный образец, 
уже готовую универсальную 
      
Средневековые топосы, клише, каноны 
сводили единичное к общему, типичному. 
Отсюда и специфика авторства 
в средневековой литературе (и 
в целом в средневековом 
      
Средневековое искусство не 
На формирование средневековой топики значительное влияние оказала литература античности. В епископских школах раннего средневековья ученики, в частности, читали "образцовые" произведения античных авторов (басни Эзопа, сочинения Цицерона, Вергилия, Горация, Ювенала и др.), усваивали античную топику и использовали ее в собственных сочинениях.
     Двойственное 
отношение средневековья к 
      
Вторая особенность 
Третья особенность - и клерикальная, и светская литература средневековья в одинаковой степени основаны на христианских идеалах и ценностях и в равной мере стремились к эстетическому совершенству, разграничиваясь лишь тематически. Хотя, безусловно, само появление и развитие светских начал в культуре имело принципиальное значение, отражая ту линию в становлении духовной культуры средневекового общества, развитие которой позднее подготовит расцвет ренессансной литературы.
Клерикальная литература с ее ярко выраженной дидактичностью, широко используя античную и библейскую топику, определяла смысловую направленность раннесредневековой литературы.
      
На всем протяжении 
      
Склонность средневековья к 
К видениям примыкает жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и т.д.).
      
К числу дидактических жанров 
относятся также проповеди, 
Среди лирических жанров клерикальной литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники. Гимны имели собственный канон. Композиция гимна о святых, например, включала зачин, панегирик святому, описание его подвигов, молитву к нему с просьбой о заступничестве и т.д.
     Литургия 
- главное христианское богослужение, 
известное со II века, носит строго 
канонический и символический характер. 
К эпохе раннего средневековья 
относится зарождение литургической 
драмы. Истоки ее - диалогические вставки 
в канонический текст литургии, так 
называемые тропы, возникли в конце 
IX - X вв. Первоначально эти диалоги 
сопровождались пантомимой, постепенно 
переходя в сценки, а затем и 
в небольшие пьесы на библейские 
сюжеты, разыгрывавшиеся священниками 
или певчими возле алтаря. Католическая 
церковь поддерживала литургическую 
драму с ее ярко выраженной дидактичностью. 
К концу XI в. литургическая драма 
потеряла связь с литургией. Помимо 
драматизации библейских эпизодов, она 
начала разыгрывать жития святых, 
использовать элементы собственно театра 
- декорации. Усиление развлекательности 
и зрелищности драмы, проникновение 
в нее мирского начала вынудило церковь 
вынести драматические 
Музыка как составляющая церковного католического бытия, духовности
     Хотя 
уже в раннем средневековье начинает 
оформляться светская музыка, доминирующую 
роль в средневековой музыке играла 
духовная музыка, неразрывно связанная 
с церковным богослужением и 
прежде всего литургией (в католичестве 
- мессой). Различные церковные 
Формирование светской культуры
Хотя средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства и возникшего в зрелом средневековье нового социального слоя - горожан.
Светская культура, будучи одним из компонентов западноевропейской средневековой культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам образ и стиль жизни рыцарства и горожан предопределили их сосредоточенность на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.
      
Прежде чем сформировалась 
Рыцарская культура как компонент светской культуры
      
Создателем и носителем 
      
Расцвет рыцарской культуры 
Если в раннем средневековье рыцарские ценности имели в основном военно-героический характер, то к XII столетию формируется специфически рыцарские идеалы.
Одним из элементов светской культуры стала рыцарская культура.
     В 
обязанности рыцаря входила не только 
защита чести и достоинства сюзерена. 
Традиция требовала от рыцаря следовать 
определенным "правилам чести", так 
называемому "кодексу рыцарской 
чести". Основа кодекса - идея верности 
долгу, кодекс регулировал правила 
ведения боя и т.д. К числу 
рыцарских достоинств относились благородное 
поведение в бою, поединке, щедрость, 
смелость. Традиция требовала от рыцаря 
знать правила придворного 
Указанные идеалы составляли основу представления о специфически рыцарском поведении - куртуазии (от французского court -двор). Куртуазия - особый ритуал отношений и нравственных категорий, диктуемых придворным этикетом.
Таким образом, к XII в. рыцарские ценности подверглись систематизации и универсализации, им был придан широкий этический смысл. Эти новые ценности легли в основу светской, так называемой куртуазной литературы - рыцарской лирики и рыцарского романа.
Возникла она в XII в. одновременно со средневековым героическим эпосом. Однако, если последний выражал общенародный идеал, то куртуазная литература ориентировалась на определенную сословную среду.
     Следует 
отметить, что в период высокого 
Средневековья наряду с отделением 
литературы от исторических, религиозных, 
научных и т.п. произведений, увеличивается 
разрыв между народной культурой 
и элитарной (в предшествующий период 
вся сфера поэтического творчества 
преимущественно отражала общенародный 
идеал). Классическое же Средневековье 
противопоставляет народному 
      
Уже музыка вагантов (от латинского 
- "странствующий") была адресована 
духовной элите средневекового 
общества - образованной его части, 
умеющей ценить поэтическое 
Как и вся латинская литература этого периода, лирика вагантов опирается на античные и христианские традиции (источники сатиры вагантов - Ювенал и библейские пророки, эротических тем - Овидий и "Песнь песней"). Поэтическое наследие вагантов широко и многообразно: это и стихи, воспевающие чувственную любовь, и произведения, обличающие грехи монахов и священников, пародии на литургические тексты, льстивые и даже нахальные просительные стихи.Ваганты сочиняли и религиозные песнопения, дидактические и аллегорические поэмы, но эта тематика занимала незначительное место в их творчестве.