Культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, статья

Описание работы

Христианство находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Католичество в средние века стремилось "уже не только к самостоятельности, а и к поглощению в себе государства, общества и культуры". (Карсавин Л.П.)

Работа содержит 1 файл

Культурология Средневнковье.docx

— 78.97 Кб (Скачать)

     Средневековый человек находил в литературе общепризнанный, традиционный образец, уже готовую универсальную формулу  описания героя, его чувств, внешности  и т.д. (красавицы всегда златоглавые  и голубоглазые, богачи скупые, святые обладают традиционным набором добродетелей и т.д.).

       Средневековые топосы, клише, каноны  сводили единичное к общему, типичному.  Отсюда и специфика авторства  в средневековой литературе (и  в целом в средневековом искусстве).

       Средневековое искусство не отрицало  оригинальность автора. Средневековый  читатель (и автор) усматривали  оригинальность автора не в  уникальном, индивидуальном (авторском)  осмыслении мира и человека, а  в мастерстве реализации общей  для всех авторов системы топики (в изобразительном искусстве  - канонов).

     На  формирование средневековой топики значительное влияние оказала литература античности. В епископских школах раннего средневековья ученики, в частности, читали "образцовые" произведения античных авторов (басни  Эзопа, сочинения Цицерона, Вергилия, Горация, Ювенала и др.), усваивали  античную топику и использовали ее в собственных сочинениях.

     Двойственное  отношение средневековья к античной культуре как прежде всего языческой  обусловило выборочное усвоение античных культурных традиций и приспособление их для выражения христианских духовных ценностей и идеалов. В литературе это выразилось в накладывании античной топики на топику Библии, главного источника  образной системы средневековой  литературы, освящавшей духовные ценности и идеалы средневекового общества.

       Вторая особенность средневековой  литературы (и клерикальной, и светской) - ее ярко выраженный морально-дидактический  характер. Средневековый человек  ожидал от литературы морали, вне морали для него утрачивался  весь смысл произведения.

     Третья  особенность - и клерикальная, и светская литература средневековья в одинаковой степени основаны на христианских идеалах  и ценностях и в равной мере стремились к эстетическому совершенству, разграничиваясь лишь тематически. Хотя, безусловно, само появление и  развитие светских начал в культуре имело принципиальное значение, отражая  ту линию в становлении духовной культуры средневекового общества, развитие которой позднее подготовит расцвет  ренессансной литературы.

     Клерикальная  литература с ее ярко выраженной дидактичностью, широко используя античную и библейскую топику, определяла смысловую направленность раннесредневековой литературы.

       На всем протяжении многовекового  развития средневековья особой  популярностью пользовалась агиография - церковная литература, описывающая  жития святых. К X в. сформировался  канон этого литературного жанра:  несокрушимый, твердый дух героя  (мученика, миссионера, борца за христианскую  веру), классический набор добродетелей, постоянные формулы восхваления.  Жизнь святого предлагала высший  нравственный урок, увлекала образцами  праведной жизни. Для житийной  литературы характерен мотив  чуда, отвечавший народным представлениям  о святости. Популярность житий  привела к тому, что отрывки  из них - "легенды" (например, известные легенды о святом  Франциске Ассизском /1181/1182 - 1226 гг./, основавшем нищенствующий орден  францисканцев) стали читать в  церкви, а сами жития - собирать  в обширнейшие сборники. Широкую  известность в средневековой  Европе приобрела "Золотая  легенда" Якова Ворагинского (XIII в.) - свод житий католических святых.

       Склонность средневековья к иносказанию,  аллегории выражал жанр видений.  Согласно средневековым представлениям  высший смысл открывается только  откровением - видением. В жанре  видений автору во сне открывалась  судьба людей и мира. Видения  часто рассказывали о реальных  исторических лицах, что способствовало  популярности жанра. Видения оказали  значительное влияние на развитие  позднейшей средневековой литературы, начиная со знаменитого французского "Романа о Розе" (XIII в.), в котором  ярко выражен мотив видений  ("откровений во сне"), до "Божественной  комедии" Данте. 

     К видениям примыкает жанр дидактико-аллегорической поэмы (о Страшном суде, грехопадении и т.д.).

       К числу дидактических жанров  относятся также проповеди, разного  рода сентенции, заимствованные  как из Библии, так и у античных  поэтов-сатириков. Сентенции собирались  в специальные сборники, своеобразные  учебники житейской мудрости.

     Среди лирических жанров клерикальной литературы доминирующее положение занимали гимны, воспевающие святых покровителей монастырей, церковные праздники. Гимны имели  собственный канон. Композиция гимна  о святых, например, включала зачин, панегирик святому, описание его  подвигов, молитву к нему с просьбой о заступничестве и т.д.

     Литургия - главное христианское богослужение, известное со II века, носит строго канонический и символический характер. К эпохе раннего средневековья  относится зарождение литургической  драмы. Истоки ее - диалогические вставки  в канонический текст литургии, так  называемые тропы, возникли в конце IX - X вв. Первоначально эти диалоги  сопровождались пантомимой, постепенно переходя в сценки, а затем и  в небольшие пьесы на библейские сюжеты, разыгрывавшиеся священниками или певчими возле алтаря. Католическая церковь поддерживала литургическую  драму с ее ярко выраженной дидактичностью. К концу XI в. литургическая драма  потеряла связь с литургией. Помимо драматизации библейских эпизодов, она  начала разыгрывать жития святых, использовать элементы собственно театра - декорации. Усиление развлекательности  и зрелищности драмы, проникновение  в нее мирского начала вынудило церковь  вынести драматические представления  за пределы храма - сначала на паперть, а затем и на городскую площадь. Литургическая драма стала основой  для возникновения средневекового городского театра.

     Музыка  как составляющая церковного католического  бытия, духовности

     Хотя  уже в раннем средневековье начинает оформляться светская музыка, доминирующую роль в средневековой музыке играла духовная музыка, неразрывно связанная  с церковным богослужением и  прежде всего литургией (в католичестве - мессой). Различные церковные песнопения, являющиеся обязательным элементом  литургии, к VI в. были сведены воедино  и упорядочены (по преданию, эту реформу  осуществил папа Григорий I). К концу VI - началу VII вв. относится и складывание  основной разновидности западноевропейской церковной музыки - григорианского хорала. Григорианский хорал - одноголосное каноническое пение. Плавное, одноголосное развертывание единой мелодии символизировало  единство, "соборность" мирян. Мелодичное развертывание одноголосного григорианского хорала, сам его ритм, особая торжественность  погружали мирян в состояние  мистической отрешенности от грешного мира, вызывали чувство благоговения. Каноничность григорианского хорала выражалась в унификации текста, напевов и  самого характера исполнения. Вплоть до конца средневековья музыкальные  разделы мессы основывались на грегорианском  хорале. Они состояли из пения псалмов, исполнявшихся профессиональным хором  певчих и священниками, и гимнов. Первоначально гимны исполнялись  только мирянами, им были присущи черты  народной песни. Позже их стали исполнять  и профессиональные певчие.

     Формирование  светской культуры

     Хотя  средневековая культура обладала идейной, духовной и художественной целостностью, доминирование христианства не делало ее совершенно однородной. Одной из ее существенных черт являлось возникновение  в ней светской культуры, отразившей культурное самосознание и духовные идеалы военно-аристократического сословия средневекового общества - рыцарства  и возникшего в зрелом средневековье  нового социального слоя - горожан.

     Светская  культура, будучи одним из компонентов  западноевропейской средневековой  культуры, оставалась христианской по своему характеру. Вместе с тем сам  образ и стиль жизни рыцарства  и горожан предопределили их сосредоточенность  на земном, выработали особые воззрения, этические нормы, традиции, культурные ценности.

       Прежде чем сформировалась собственно  городская культура, светская духовность  стала утверждаться в рыцарской  культуре.

       Рыцарская культура  как компонент  светской культуры 

       Создателем и носителем рыцарской  культуры являлось военное сословие, зародившееся еще в VII - VIII вв., когда получили развитие условные  формы феодального землевладения.  Рыцарство, особый привилегированный  слой средневекового общества, на  протяжении веков выработало  собственные традиции и своеобразные  этические нормы, собственные  воззрения на все жизненные  отношения. Становлению идей, обычаев,  морали рыцарства способствовали  во многом Крестовые походы, его  знакомство с восточной традицией. 

       Расцвет рыцарской культуры приходится  на XII-XIII вв., что было обусловлено,  во-первых, окончательным его оформлением  в самостоятельное и могущественное  сословие, во-вторых, приобщением рыцарства  к образованию (в предшествующий  период большая его часть была  неграмотной).

     Если  в раннем средневековье рыцарские  ценности имели в основном военно-героический  характер, то к XII столетию формируется  специфически рыцарские идеалы.

     Одним из элементов светской культуры стала  рыцарская культура.

     В обязанности рыцаря входила не только защита чести и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следовать  определенным "правилам чести", так  называемому "кодексу рыцарской  чести". Основа кодекса - идея верности долгу, кодекс регулировал правила  ведения боя и т.д. К числу  рыцарских достоинств относились благородное  поведение в бою, поединке, щедрость, смелость. Традиция требовала от рыцаря знать правила придворного этикета, уметь вести себя в обществе, утонченно  ухаживать за дамой, благородно относиться к женщине, защищать униженных и  оскорбленных. В число "семи рыцарских  добродетелей", наряду с верховой ездой, фехтованием, плаванием, игрой  в шашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служение даме сердца, сочинение и пение  стихов в ее честь.

     Указанные идеалы составляли основу представления  о специфически рыцарском поведении - куртуазии (от французского court -двор). Куртуазия - особый ритуал отношений  и нравственных категорий, диктуемых  придворным этикетом.

     Таким образом, к XII в. рыцарские ценности подверглись систематизации и универсализации, им был придан широкий этический  смысл. Эти новые ценности легли  в основу светской, так называемой куртуазной литературы - рыцарской  лирики и рыцарского романа.

     Возникла  она в XII в. одновременно со средневековым  героическим эпосом. Однако, если последний  выражал общенародный идеал, то куртуазная литература ориентировалась на определенную сословную среду.

     Следует отметить, что в период высокого Средневековья наряду с отделением литературы от исторических, религиозных, научных и т.п. произведений, увеличивается  разрыв между народной культурой  и элитарной (в предшествующий период вся сфера поэтического творчества преимущественно отражала общенародный идеал). Классическое же Средневековье  противопоставляет народному героическому эпосу рыцарский роман, народной лирике - поэзию труверов, трубадуров и  миннизингеров.

       Уже музыка вагантов (от латинского - "странствующий") была адресована  духовной элите средневекового  общества - образованной его части,  умеющей ценить поэтическое творчество. Создателями лирики вагантов (XI - XIII вв.) были бродячие клирики,  главным образом, недоучившиеся  студенты, не нашедшие себе места  в церковной иерархии. Ваганты  были образованными люди, лично  независимыми, как бы "выпавшими"  из социальной структуры средневекового  общества, материально необеспеченными  - эти особенности их положения  способствовали выработке тематического  и стилистического единства их  лирики.

     Как и вся латинская литература этого  периода, лирика вагантов опирается  на античные и христианские традиции (источники сатиры вагантов - Ювенал и библейские пророки, эротических  тем - Овидий и "Песнь песней"). Поэтическое наследие вагантов широко и многообразно: это и стихи, воспевающие  чувственную любовь, и произведения, обличающие грехи монахов и священников, пародии на литургические тексты, льстивые и даже нахальные просительные стихи.Ваганты сочиняли и религиозные  песнопения, дидактические и аллегорические поэмы, но эта тематика занимала незначительное место в их творчестве.

Информация о работе Культура средневековья