Культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, статья

Описание работы

Христианство находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Католичество в средние века стремилось "уже не только к самостоятельности, а и к поглощению в себе государства, общества и культуры". (Карсавин Л.П.)

Работа содержит 1 файл

Культурология Средневнковье.docx

— 78.97 Кб (Скачать)

     В этот же период появляется новый жанр городской литературы - прозаическая новелла, в которой горожане предстают  людьми независимыми, сметливыми, ищущими  успеха, жизнелюбивыми.

       К XIII в. относится возникновение  городского театра.

     Народный  средневековый театр своими корнями  уходит в литургическую драму  католической церкви. Как уже отмечалось, ко времени позднего средневековья  в ней стали превалировать  развлекательность и зрелищность, и церковь была вынуждена перенести  драматические представления на городскую площадь, что еще более  усилило светский элемент в них.

     Приблизительно  в тот же период распространяются светские фарсы - юмористические сцены, в которых реалистически изображается жизнь горожан. Позднее фарсом стали  называть самостоятельную форму  средневекового спектакля - сатирического, нередко фривольного содержания, действующие лица которого представляли определенные социальные типы. Фарс стал главным народным жанром средневекового театра. В это время появляются народные пьесы и пасторали, преимущественно  анонимных авторов.

     С XIII в. широкое распространение получает особый жанр драмы в стихах - моралите - аллегорической пьесы, имеющей нравоучительный  характер. Персонажи пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели  и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими  драмами, исполняемыми профессиональными  актерами. Прямолинейность и назидательность  морали сохранились, но усиление комического  элемента, введение в представление  музыки создавало форму народной драмы.

      XIV-XV вв. - период расцвета городской  гражданской архитектуры. Богатые  горожане строят большие, красивые  дома. Феодальные замки постепенно  превращаются в загородные дома, утрачивая функцию военных крепостей.  Растет производство предметов  роскоши, более богатой и яркой  становится одежда знатных горожан.  По мере роста значения капитала  сословные различия между аристократами  и бюргерами начинают постепенно  стираться. В то же время  претерпевает изменения и социальное  положение третьего сословия. Средневековая  социальная структура общества  все более разрушается. Все  это отражает глубокий кризис  средневековья. Постепенно наступает  закат средневековой культуры.

       Народная культура  средневековой западной  Европы 

     На  протяжении всего средневековья  в народной культуре сохраняются  пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне  продолжали тайно молиться и приносить  жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие  божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались  в случае неурожая, засухи и т.п. Древние  верования в колдунов, оборотней  сохранялись в крестьянской среде  на всем протяжении средневековья. Для  борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно  было встретить колдунью, умеющую  не только навести порчу, но и лечить.

     Героический эпос

       Коллективной памятью народа  был героический эпос, в котором  нашли отражение его духовная  жизнь, идеалы и ценности. Истоки  западноевропейского героического  эпоса лежат в глубине варварской  эпохи. Лишь к VIII - IX вв. были  составлены первые записи эпических  произведений. Ранний этап эпической  поэзии, связанный с формированием  раннефеодальной военной поэзии - кельтской, англосаксонской, германской, древнескандинавской - дошел до  нас лишь фрагментарно.

     Ранний  эпос западноевропейских народов возник в результате взаимодействия богатырской  сказки-песни и первобытного мифологического  эпоса о первопредках - "культурных героях", считавшихся родоначальниками племени.

     Героический эпос дошел до нас в виде грандиозных  эпопей, песен, в смешанной, стихотворно-песенной форме, и реже - прозаической.

     Древнейшая  исландская литература по времени возникновения  включает поэзию скальдов, эддические песни и исландские саги (прозаические сказания). Наиболее древние песни  скальдов сохранились лишь в виде цитат из исландских саг XIII в. Согласно исландской традиции скальды обладали общественным и религиозным влиянием, были людьми смелыми и сильными. Поэзия скальдов посвящена восхвалению  какого-либо подвига и полученного  за него дара. Скальдической поэзии неизвестен лиризм, это героическая  поэзия в буквальном смысле слова. До настоящего времени дошли стихи  около 250 скальдов. Об одном из них - знаменитом поэте-воине - Эгиле Скаллагримсоне (X в.) повествует первая из исландских саг - "Сага об Эгиле".

       Наряду с авторской поэзией  скальдов в Исландии в этот  же период были широко известны  и песни о богах и героях, которые представляли собой произведения  безличной традиции. Главное их  содержание - основные мифологические  сюжеты - подвиги богов и героев, сказания о происхождении мира, его конце и возрождении и  др. Эти песни были записаны  приблизительно в середине XIII в.  и условно объединены названием  "Старшая Эдда". Дата возникновения  той или иной из эддических  песен не установлена, часть  их восходит к эпохе викингов (IX - XI вв.).

       Исландские саги посвящены событиям, происходившим спустя век после  заселения Исландии норвежцами ("век  саг" - 930 - 1030 гг.). Составленные в  прозаической форме, они рассказывают  о наиболее известных представителях  отдельных родов, о родовой  вражде, военных походах, поединках  и т.д. Число героев саг очень  значительно, как значителен и  их объем. Огромный свод саг  представляет собой как бы  обширнейшую эпопею, герои которой  - тысячи исландцев, действующих  приблизительно в одно и то  же время. Безымянные авторы  исландских саг описывают не  только события, но и нравы,  психологию, веру своего времени,  выражая коллективное мнение  народа.

     Кельтский эпос является древнейшей европейской  литературой. Ирландские саги возникли в I в. н.э. и складывались на протяжении нескольких столетий. В письменном виде они существуют с VII в. - (дошли  до нас в записях XII в.). Ранние ирландские саги - мифологические и героические. Содержание их - языческие верования  древних кельтов, мифическая история  заселения Ирландии. В героических  сагах в главном герое Кухулине нашел отражение национальный идеал народа - бесстрашный воин, честный, сильный, великодушный. В героических сагах много места отведено описанию поединков Кухулина.

       Фенианский цикл относится к  XII в. Герой его Финн Мак-Куль, его сын певец Ойсин и их  воинство. Цикл этот существовал  во многих редакциях, в ряде  из них рассказывается о странствиях  Ойсина в чудесные страны и  о его возвращении в Ирландию  после ее христианизации. В диалогах  Ойсина и св. Патрика сопоставляется  жизнь народа до и после  христианизации.

     Хотя  древние ирландские саги и были записаны уже в XII в., вплоть до XVII в. они продолжали существовать и в форме устной традиции, со временем приняв форму  народной ирландской сказки и баллады.

       Англосаксонский эпос "Беовульф", относящийся к концу VII - началу VIII в., сформировался на основе  более ранних устных героических  песен. Герой эпопеи - отважный  витязь из южноскандинавского  племени гаутов, спасающий попавшего  в беду короля данов Хродгара. Герой совершает три чудесных  подвига. Он одерживает победу  над чудовищем Грендалем, истреблявшим  дружинников короля. Смертельно  ранив Грендаля и победив его  мать, мстившую за сына, Беовульф  становится королем гаутов. Будучи  уже старым, он совершает свой  последний подвиг - уничтожает страшного  дракона, мстящего гаутам за  похищенный у него золотой  кубок. В поединке с драконом  герой погибает.

      "Беовульф" - причудливое переплетение  мифологии, фольклора и исторических  событий. Змееборство, три чудесных  поединка - элементы народной сказки. Вместе с тем сам герой, борющийся  за интересы своего племени,  его трагическая смерть - характерные  черты героического эпоса, исторического  в своей основе (некоторые имена  и события, описанные в эпосе,  встречаются в истории древних  германцев). Так как формирование  эпоса относится к концу VII - началу VIII вв., т.е. спустя более  чем столетие после принятия  христианства англосаксами, в "Беовульфе"  обнаруживаются и христианские  элементы.

     В XII в. появляются первые письменные памятники  средневекового героического эпоса  в обработках. Будучи авторскими, в  основе своей они опираются на народный героический эпос. Образы средневекового эпоса во многом подобны  образам традиционных эпических  героев - это бесстрашные воины, доблестно  защищающие свою страну, храбрые, верные своему долгу.

       Героический средневековый эпос  в идеализированной форме отражает  народные нормы героического  поведения, в нем в синтезированном  виде нашли отражение представления  народа о королевской власти, дружине, о героях, он пронизан  духом народного патриотизма. 

       Вместе с тем, поскольку средневековый  героический эпос в обработках  создавался в период уже достаточно  развитой культуры своего времени,  в нем очевидны следы влияния  рыцарских и религиозных представлений  эпохи его создания. Герои средневекового  эпоса - верные защитники христианской  веры (Сид, Роланд), преданные своим  сеньорам вассалы. 

       В средневековой литературе было  разработано три обширных эпических  цикла - об Александре Македонском,  о короле Артуре и о Карле  Великом. Наибольшей популярностью  пользовались два последних, т.к.  Александр Македонский жил в  дохристианскую эпоху. 

       В центре каролингского эпоса  находится война в Испании.  В отличие от короля Артура, герой каролингского эпоса - реальное  историческое лицо - Карл Великий.  В центре эпоса об испанской  войне - воспевание подвига племянника  Карла Великого Роланда, послужившего  основой одного из ранних памятников  средневекового героического эпоса  - французской "Песни о Роланде". Поэма была сочинена в эпоху  крестовых походов. (В середине XI в. она была широко известна - ее распевали в войсках Вильгельма  Завоевателя перед сражением  при Гастингсе в 1066 г.) Самая  ранняя рукопись ее относится  к XII в. Историческую основу "Песни"  составляет поход Карла Великого  в Испанию в 778 г. с целью  силой насадить христианство  среди мавров. (Народное же сказание  связало события 778 г. с борьбой  франков против нашествия на  Европу арабов.) Однако попытка  Карла Великого оказалась неудачной  - мавры уничтожают отступающих  франков в Ронсевальском ущелье. Событие это и стало сюжетом  героической песни, а позже  было литературно обработано  и легло в основу "Песни о  Роланде" (хотя в основе поэмы  - исторические события и личности, в ней много вымышленного). Главный  герой "Песни" - лицо историческое, он упоминается в хронике Карла  Великого как знатный феодал.

       Герой поэмы - Роланд, племянник  Карла Великого, советует королю  послать для переговоров с  сарацинским царем Марсилием  своего отчима Ганелона. Однако  последний предает франков, заключив  тайное соглашение с Марсилием.  Стремясь отомстить своему пасынку  за рискованную миссию, Ганелон  советует Карлу уйти из Ронсевальского  ущелья, оставив там только воинов  Роланда. Мавры уничтожают отряд  героя, сам Роланд умирает последним,  вспоминая своих павших воинов. Предавший героя Ганелон осужден  на позорную смерть.

       Неизвестные авторы "Песни"  создали образ, воплотивший народный  идеал - отважного воина, патриота, прямодушного и честного человека. Эти черты превратили Роланда  в народного героя. 

     Испанский эпос - "Песнь о моем Сиде" - был  сочинен в период "реконкисты" (XII в.), время борьбы испанцев за возврат  захваченных маврами земель. Прототипом героя поэмы послужило историческое лицо - Родриго Диас де Вивар (мавры  называли его "Сидом", т.е. господином).

     В "Песне" повествуется о том, как  Сид, изгнанный королем Альфонсом  Кастильским, ведет отважную борьбу с маврами. В награду за победы Альфонс сватает дочерей Сида за знатных инфантов из Карриона. Вторая часть "Песни" рассказывает о коварстве  зятьев Сида и его мщении за поруганную честь дочерей.

Информация о работе Культура средневековья