Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, статья
Христианство находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Католичество в средние века стремилось "уже не только к самостоятельности, а и к поглощению в себе государства, общества и культуры". (Карсавин Л.П.)
В этот же период появляется новый жанр городской литературы - прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.
К XIII в. относится возникновение городского театра.
Народный
средневековый театр своими корнями
уходит в литургическую драму
католической церкви. Как уже отмечалось,
ко времени позднего средневековья
в ней стали превалировать
развлекательность и
Приблизительно
в тот же период распространяются
светские фарсы - юмористические сцены,
в которых реалистически
С
XIII в. широкое распространение
XIV-XV вв. - период расцвета городской
гражданской архитектуры.
Народная культура средневековой западной Европы
На протяжении всего средневековья в народной культуре сохраняются пережитки язычества, элементы народной религии. Спустя века после принятия христианства западноевропейские крестьяне продолжали тайно молиться и приносить жертвы старым языческим святыням. Под влиянием христианства многие языческие божества трансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершались в случае неурожая, засухи и т.п. Древние верования в колдунов, оборотней сохранялись в крестьянской среде на всем протяжении средневековья. Для борьбы с нечистой силой широко использовались различные обереги, как словесные (всевозможные заговоры), так и предметные (амулеты, талисманы). Едва ли не в каждой средневековой деревне можно было встретить колдунью, умеющую не только навести порчу, но и лечить.
Героический эпос
Коллективной памятью народа
был героический эпос, в котором
нашли отражение его духовная
жизнь, идеалы и ценности. Истоки
западноевропейского
Ранний эпос западноевропейских народов возник в результате взаимодействия богатырской сказки-песни и первобытного мифологического эпоса о первопредках - "культурных героях", считавшихся родоначальниками племени.
Героический эпос дошел до нас в виде грандиозных эпопей, песен, в смешанной, стихотворно-песенной форме, и реже - прозаической.
Древнейшая исландская литература по времени возникновения включает поэзию скальдов, эддические песни и исландские саги (прозаические сказания). Наиболее древние песни скальдов сохранились лишь в виде цитат из исландских саг XIII в. Согласно исландской традиции скальды обладали общественным и религиозным влиянием, были людьми смелыми и сильными. Поэзия скальдов посвящена восхвалению какого-либо подвига и полученного за него дара. Скальдической поэзии неизвестен лиризм, это героическая поэзия в буквальном смысле слова. До настоящего времени дошли стихи около 250 скальдов. Об одном из них - знаменитом поэте-воине - Эгиле Скаллагримсоне (X в.) повествует первая из исландских саг - "Сага об Эгиле".
Наряду с авторской поэзией
скальдов в Исландии в этот
же период были широко
Исландские саги посвящены
Кельтский эпос является древнейшей европейской литературой. Ирландские саги возникли в I в. н.э. и складывались на протяжении нескольких столетий. В письменном виде они существуют с VII в. - (дошли до нас в записях XII в.). Ранние ирландские саги - мифологические и героические. Содержание их - языческие верования древних кельтов, мифическая история заселения Ирландии. В героических сагах в главном герое Кухулине нашел отражение национальный идеал народа - бесстрашный воин, честный, сильный, великодушный. В героических сагах много места отведено описанию поединков Кухулина.
Фенианский цикл относится к
XII в. Герой его Финн Мак-Куль,
его сын певец Ойсин и их
воинство. Цикл этот существовал
во многих редакциях, в ряде
из них рассказывается о
Хотя древние ирландские саги и были записаны уже в XII в., вплоть до XVII в. они продолжали существовать и в форме устной традиции, со временем приняв форму народной ирландской сказки и баллады.
Англосаксонский эпос "Беовульф",
относящийся к концу VII - началу
VIII в., сформировался на основе
более ранних устных
"Беовульф" - причудливое переплетение
мифологии, фольклора и
В XII в. появляются первые письменные памятники средневекового героического эпоса в обработках. Будучи авторскими, в основе своей они опираются на народный героический эпос. Образы средневекового эпоса во многом подобны образам традиционных эпических героев - это бесстрашные воины, доблестно защищающие свою страну, храбрые, верные своему долгу.
Героический средневековый
Вместе с тем, поскольку
В средневековой литературе
В центре каролингского эпоса
находится война в Испании.
В отличие от короля Артура,
герой каролингского эпоса - реальное
историческое лицо - Карл Великий.
В центре эпоса об испанской
войне - воспевание подвига племянника
Карла Великого Роланда,
Герой поэмы - Роланд, племянник
Карла Великого, советует королю
послать для переговоров с
сарацинским царем Марсилием
своего отчима Ганелона. Однако
последний предает франков,
Неизвестные авторы "Песни"
создали образ, воплотивший
Испанский
эпос - "Песнь о моем Сиде" - был
сочинен в период "реконкисты"
(XII в.), время борьбы испанцев за возврат
захваченных маврами земель. Прототипом
героя поэмы послужило
В "Песне" повествуется о том, как Сид, изгнанный королем Альфонсом Кастильским, ведет отважную борьбу с маврами. В награду за победы Альфонс сватает дочерей Сида за знатных инфантов из Карриона. Вторая часть "Песни" рассказывает о коварстве зятьев Сида и его мщении за поруганную честь дочерей.