Культура средневековья

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, статья

Описание работы

Христианство находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Католичество в средние века стремилось "уже не только к самостоятельности, а и к поглощению в себе государства, общества и культуры". (Карсавин Л.П.)

Работа содержит 1 файл

Культурология Средневнковье.docx

— 78.97 Кб (Скачать)

       В свободолюбивом и жизнерадостном  творчестве клириков XI - XIII вв. господствует  игра, условность, характерные для  светской средневековой литературы. Личное начало в их лирике  развито весьма слабо. Вершины  творчества вагантов - Гугон, прозванный "Примасом Орлеанским" (кон. XI - сер. XII в.), Вальтер Шатильонский (вторая  половина XII в). Антиаскетическая, антицерковная  литература вагантов, в основном  песенная, преследовалась католической  церковью.

       Куртуазная литература (и лирика, и роман) не только воплощала  рыцарский идеал, но и формировала  его. 

       В конце XI в. в Провансе возникает  лирическая рыцарская поэзия  трубадуров (приблизительный перевод  - "слагающие стихи"). Последующие  два столетия были временем  наивысшего расцвета поэзии трубадуров, ставшей первой светской лирикой  средневековья и ознаменовавшей  собой конец господства церковной  поэзии. Тематика поэтического творчества  трубадуров обширна - стихи посвящались  рыцарским доблестям, но главная  тема - куртуазная любовь (само понятие  "куртуазность", культ прекрасной  дамы как новый эстетический  идеал, были впервые разработаны  в поэзии трубадуров).

       У трубадуров лирические произведения  впервые зазвучали на народном  языке (до них западноевропейская  средневековая литература была  записана лишь на латыни, народная  же культура была бесписьменной). Впервые поэтическое творчество  стало творчеством мирян, а  не исключительно духовных лиц.  Лирика трубадуров вобрала в  себя литературные элементы церковной  латинской поэзии, фольклора, заметны  в ней и арабские влияния.  Трубадуры создали и новый  образ автора - человека, служащего  только Красоте. 

     Наиболее  известным куртуазным поэтом был  Бернард де Вентадорн (XII в.). Среди  трубадуров - Бертран де Борн (умер в 1210 г.), Пейре Видаль (XII в.), Гильом де Кабестань (конец XII в.), Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071 - 1127). Стихи  сочиняли и знатные женщины, самая  известная из них - герцогиня Аквитанская  Альенора.

     С возникновением рыцарской лирики связано  и формирование светской музыкальной  культуры. Истоки светской рыцарской  музыкальной культуры восходят к  народной музыке (хороводным песням лирического  содержания, народным танцевальным песням). Песни исполняли сами трубадуры, труверы, шпильманы, профессиональные музыканты - менестрели. Трубадуры и  миннезингеры сами сичиняли музыку к  своим произведениям. Музыкальные  произведения - сирвенты, баллаты, баллады  и др. - могли иметь аккомпанемент  на струнном или духовом инструменте (виоле, ротте или позже лютне), а могли исполняться и без  инструментального сопровождения. Только к XIV в. светская музыкальная  культура стала полифонической.

       Традиции провансальской лирики  продолжили немецкие поэты - миннезингеры ("певцы любви") - авторы немецкой  светской поэзии. Немецкая рыцарская  лирика - миннезанг - испытывала на  себе сильное влияние провансальской  лирики. Вместе с тем творчество  миннезингеров имеет ряд особенностей.

       Миннезингеры сами сочиняли музыку  к своим произведениям, но распространяли  их, как правило, странствующие  певцы - шпильманы. Хотя главной  темой творчества миннезингеров  было воспевание утонченных чувств  к прекрасной даме, как и у  их провансальских предшественников, поэзия их более сдержанна,  грустна, склонна к дидактизму, нередко окрашена в религиозные  тона (оставаясь в основном светской).

     Наиболее  выдающимися миннезингерами были Генрих фон Фельдеке, Фридрих фон Хаузен, Вольфрам фон Эшенбах и др.

       Творчество миннезингеров XIII - XIV вв. отражает начавшийся кризис  рыцарской культуры. Особенно это  заметно в поэзии Нейдхарта  фон Рейенталя, где нередки  бытовые зарисовки и сценки  простонародной жизни (чуждые  рыцарской лирике). Последователи  Нейдхарта фон Рейенталя тяготеют  к формам народной плясовой  песни, высмеивают "куртуазность" как стиль поведения и жизни.  В XIV - XV вв. наступает закат миннезанга, связанный с кризисом рыцарской  идеологии. Рыцарство начинает  терять значение основной военной  силы государства в связи с  формированием боеспособной пехоты.

       В XIV в. в идеологии рыцарства  начинает увеличиваться разрыв  между мечтой, идеалом и действительностью.  Рыцарская этика с ее принципами  верности долгу, сюзерену, даме  переживает глубокий кризис. В  новых условиях сама "куртуазность" становится анахронизмом, да и  сами рыцари в изменившихся  исторических условиях все реже  обращаются к поэзии. Куртуазная  поэзия уступает место литературе, становясь все больше объектом  насмешек и пародий. 

     Вопреки религиозным произведениям, прославляющим  аскетизм, рыцарская литература воспевала  земные радости, выражала надежду на торжество справедливости уже в  этой, земной жизни. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала  лишь идеальные представления о  рыцаре. Образ рыцарского романа - герой, стремящийся к славе, совершающий  чудесные подвиги (рыцари в них нередко  сражались с драконами, колдунами). В романе широко представлена сложная  символика и аллегории, хотя реалистический элемент также присутствует в  нем. Сюжет нередко содержит реальные сведения по истории, географии и  т.п. Автором куртуазного романа был чаще всего клирик, как правило, незнатного рода горожанин или бедный рыцарь.

     Рыцарские романы впервые появились во Франции. Пожалуй, самым знаменитым автором  их стал Кретьен де Труа (XII в)., использующий в своих произведениях античную традицию и кельтский героический  эпос.

     Одним из трех обширнейших эпический циклов, разработанных в средневековой  литературе, был так называемый Артурианский цикл. Артур - фигура полумифическая, видимо, один из героев борьбы кельтов против англов, саксов и ютов. Хроника об Артуре была впервые записана в XII в. Артур и его двенадцать верных рыцарей разбивают во многих сражениях  англо-саксов. С легендой о королевстве  Артура тесно связана другая легенда - о святом Граале - чаше причастия, в  которой была собрана кровь Христа. Грааль стал символом мистического рыцарского начала, олицетворением высшего этического совершенства.

     Хотя  переработки кельтских легенд о  короле Артуре были широко распространенными  темами многих рыцарских романов, Кретьен  де Труа составил первые обработки  этих известных сказаний. Сказочный  король Артур и его двор стали  образцом куртуазности. Среди 12 рыцарей  Артура особенно выделялись своими подвигами  Персиваль и Ланселот. Легенды  артуровского цикла легли в основу романов Кретьена де Труа "Ланселот, или Рыцарь телеги", "Персиваль, или повесть о Граале" и др. В этот же период слагала свои песни  Мария Французская. Кельтские легенды  о короле Артуре вдохновили Вольфрама  фон Эшенбаха (XII в.) на создание обширного  романа "Парцифаль", воспевающего подлинное рыцарство, высокие этические  идеалы.

       Сказание о любви Тристана  и Изольды (XII в.) стало сюжетом  для многочисленных рыцарских  романов, от которых главным  образом до нас дошли лишь  фрагменты. Роман был восстановлен  французским ученым Ж. Бедье  в начале XX в. Сюжет восходит  к ирландским сказаниям. Рыцарь  Тристан попадает в Ирландию  в поисках невесты для своего  родственника - короля Марка. В  дочери короля Изольде Златовласой  он узнает предназначенную Марку  невесту. На корабле Тристан  и Изольда случайно выпивают  любовный напиток, приготовленный  матерью Изольды и предназначенный  для Изольды и ее мужа. Между  Тристаном и Изольдой вспыхивает  любовь. Верный своему долгу, Тристан  уезжает в Бретань и там  женится. В конце романа смертельно  раненый герой просит о встрече  с любимой, которая одна может  его излечить. Он ждет корабль  с белым парусом - корабль Изольды.  Однако ревнивая жена сообщает  Тристану, что плывет корабль  с черным парусом. Тристан умирает.  Прибывшая к нему Изольда умирает  от отчаяния.

     Легенда о Тристане и Изольде раскрывает трагическое противоречие между  искренним чувством и долгом - вассальным, супружеским. Любовь героев, толкнувшая на нарушение норм рыцарского общества, приводит к трагическим страданиям и, в конце концов, к их гибели.

     К XIV в. в связи с наступлением кризиса  рыцарской идеологии куртуазный роман постепенно приходит в упадок, утрачивая связь с реальностью, все больше становясь объектом пародий.

       Городская культура

       В X-XI вв. в Западной Европе начинают  расти старые города и возникают  новые. В городах зарождался  новый образ жизни, новое видение  мира, новый тип людей. На основе  возникновения города оформляются  новые социальные слои средневекового  общества - горожане, цеховые ремесленники  и купцы. Они объединяются в  гильдии и цехи, защищающие интересы  своих членов. С возникновением  городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

       Формирование новых социальных  слоев общества оказало огромное  влияние на дальнейшее развитие  средневековой культуры, нации, становление  системы образования. 

       Вольнолюбивая направленность городской  культуры, ее связи с народным  творчеством наиболее ярко отразила  городская литература. Хотя на  раннем этапе развития городской  культуры спрос на клерикальную  литературу - жития святых, рассказы  о чудесах и т.д. - был все  еще велик, изменились сами  эти произведения: возрос психологизм,  усилились художественные элементы.

     В городской вольнолюбивой, антицерковной  литературе формируется самостоятельный  пласт, пародирующий основные моменты  церковного культа и вероучения (как  на латинском, так и на народных языках). Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, "Литургия пьяниц"), пародии на молитвы, псалмы, церковные  гимны.

       В пародийной литературе на  народных языках главное место  занимают светские пародии, осмеивающие  рыцарскую героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются  пародийные рыцарские романы, пародийные  эпосы средневековья - животные, плутовские, дурацкие. Так, в XIII в.  многочисленные рассказы о животных - хитроватом лисе Ренане, глупом  волке Изенгрине и простоватом  льве Нобле, в поведении которых  легко угадывались человеческие  черты, свели вместе и переложили  на стихи. Так появилась обширная  эпическая поэма "Роман о  Лисе".

     Одним из популярнейших жанров французской  городской средневековой литературы XII - XIV вв. были фаблио (от французского - фабльо - побасенка). Фаблио - это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы  и музыканты. Героем этих коротких рассказов  чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорных  мотивов, комичность и быстрота действия). Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Нередко  сюжетом фаблио были любовные истории. Фаблио отразили жизнелюбие горожан, их веру в торжество справедливости.

     Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого - шутка) - жанр немецкой городской средневековой  литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ  в стихах, позже в прозе. Возникший  в XIII в., шванк был очень любим  немецкими бюргерами не только в  средневековье, но и в эпоху Ренессанса. Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже - новелла раннего  Возрождения. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и  шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской  литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей  были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.

       Городская литература XIV - XV вв. отразила  рост социального самосознания  горожан, которые все более  становились субъектом духовной  жизни. В городской поэзии появились  немецкие поэты - певцы из ремесленно-цеховой  среды - мейстерзингеры (буквально  - мастер-певец). Они усваивали в  своих певческих школах каноническую  манеру исполнения песен миннезингеров,  на смену которым они пришли. Поэзии мейстерзингеров не были  полностью чужды и религиозно-дидактические  мотивы, хотя в основном творчество  их носило светский характер. Наиболее известными мейстерзингерами  были Г.Сакс, Х.Фольц, Г.Фогель  и др.

Информация о работе Культура средневековья