Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:29, статья
Христианство находилось в центре всего социокультурного процесса, подчиняя и контролируя основные области средневековой культуры. Клерикальная культура была универсальной, т.е. охватывала все стороны бытия, всю иерархию жизненных отношений. Католичество в средние века стремилось "уже не только к самостоятельности, а и к поглощению в себе государства, общества и культуры". (Карсавин Л.П.)
В свободолюбивом и
Куртуазная литература (и лирика,
и роман) не только воплощала
рыцарский идеал, но и
В конце XI в. в Провансе возникает
лирическая рыцарская поэзия
трубадуров (приблизительный перевод
- "слагающие стихи"). Последующие
два столетия были временем
наивысшего расцвета поэзии
У трубадуров лирические
Наиболее известным куртуазным поэтом был Бернард де Вентадорн (XII в.). Среди трубадуров - Бертран де Борн (умер в 1210 г.), Пейре Видаль (XII в.), Гильом де Кабестань (конец XII в.), Гильом IX, герцог Аквитанский, граф Пуатье (1071 - 1127). Стихи сочиняли и знатные женщины, самая известная из них - герцогиня Аквитанская Альенора.
С
возникновением рыцарской лирики связано
и формирование светской музыкальной
культуры. Истоки светской рыцарской
музыкальной культуры восходят к
народной музыке (хороводным песням лирического
содержания, народным танцевальным песням).
Песни исполняли сами трубадуры,
труверы, шпильманы, профессиональные
музыканты - менестрели. Трубадуры и
миннезингеры сами сичиняли музыку к
своим произведениям. Музыкальные
произведения - сирвенты, баллаты, баллады
и др. - могли иметь аккомпанемент
на струнном или духовом инструменте
(виоле, ротте или позже лютне),
а могли исполняться и без
инструментального
Традиции провансальской
Миннезингеры сами сочиняли
Наиболее выдающимися миннезингерами были Генрих фон Фельдеке, Фридрих фон Хаузен, Вольфрам фон Эшенбах и др.
Творчество миннезингеров XIII - XIV
вв. отражает начавшийся кризис
рыцарской культуры. Особенно это
заметно в поэзии Нейдхарта
фон Рейенталя, где нередки
бытовые зарисовки и сценки
простонародной жизни (чуждые
рыцарской лирике). Последователи
Нейдхарта фон Рейенталя
В XIV в. в идеологии рыцарства
начинает увеличиваться разрыв
между мечтой, идеалом и действительностью.
Рыцарская этика с ее
Вопреки религиозным произведениям, прославляющим аскетизм, рыцарская литература воспевала земные радости, выражала надежду на торжество справедливости уже в этой, земной жизни. Рыцарская литература не отражала действительность, а воплощала лишь идеальные представления о рыцаре. Образ рыцарского романа - герой, стремящийся к славе, совершающий чудесные подвиги (рыцари в них нередко сражались с драконами, колдунами). В романе широко представлена сложная символика и аллегории, хотя реалистический элемент также присутствует в нем. Сюжет нередко содержит реальные сведения по истории, географии и т.п. Автором куртуазного романа был чаще всего клирик, как правило, незнатного рода горожанин или бедный рыцарь.
Рыцарские романы впервые появились во Франции. Пожалуй, самым знаменитым автором их стал Кретьен де Труа (XII в)., использующий в своих произведениях античную традицию и кельтский героический эпос.
Одним из трех обширнейших эпический циклов, разработанных в средневековой литературе, был так называемый Артурианский цикл. Артур - фигура полумифическая, видимо, один из героев борьбы кельтов против англов, саксов и ютов. Хроника об Артуре была впервые записана в XII в. Артур и его двенадцать верных рыцарей разбивают во многих сражениях англо-саксов. С легендой о королевстве Артура тесно связана другая легенда - о святом Граале - чаше причастия, в которой была собрана кровь Христа. Грааль стал символом мистического рыцарского начала, олицетворением высшего этического совершенства.
Хотя переработки кельтских легенд о короле Артуре были широко распространенными темами многих рыцарских романов, Кретьен де Труа составил первые обработки этих известных сказаний. Сказочный король Артур и его двор стали образцом куртуазности. Среди 12 рыцарей Артура особенно выделялись своими подвигами Персиваль и Ланселот. Легенды артуровского цикла легли в основу романов Кретьена де Труа "Ланселот, или Рыцарь телеги", "Персиваль, или повесть о Граале" и др. В этот же период слагала свои песни Мария Французская. Кельтские легенды о короле Артуре вдохновили Вольфрама фон Эшенбаха (XII в.) на создание обширного романа "Парцифаль", воспевающего подлинное рыцарство, высокие этические идеалы.
Сказание о любви Тристана
и Изольды (XII в.) стало сюжетом
для многочисленных рыцарских
романов, от которых главным
образом до нас дошли лишь
фрагменты. Роман был
Легенда о Тристане и Изольде раскрывает трагическое противоречие между искренним чувством и долгом - вассальным, супружеским. Любовь героев, толкнувшая на нарушение норм рыцарского общества, приводит к трагическим страданиям и, в конце концов, к их гибели.
К XIV в. в связи с наступлением кризиса рыцарской идеологии куртуазный роман постепенно приходит в упадок, утрачивая связь с реальностью, все больше становясь объектом пародий.
Городская культура
В X-XI вв. в Западной Европе начинают
расти старые города и
Формирование новых социальных
слоев общества оказало
Вольнолюбивая направленность
В городской вольнолюбивой, антицерковной литературе формируется самостоятельный пласт, пародирующий основные моменты церковного культа и вероучения (как на латинском, так и на народных языках). Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, "Литургия пьяниц"), пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны.
В пародийной литературе на
народных языках главное место
занимают светские пародии,
Одним
из популярнейших жанров французской
городской средневековой
Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого - шутка) - жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Возникший в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса. Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже - новелла раннего Возрождения. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.
Городская литература XIV - XV вв. отразила
рост социального самосознания
горожан, которые все более
становились субъектом