Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:59, контрольная работа
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой». Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время. Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная. Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов. Современная
Введение
1.Понятие первобытности. Основные этапы становления первобытной культуры
2. Особенности первобытной культуры. Синкретический характер культуры первобытности
3. Религиозные представления в первобытном обществе. Роль мифологии в мировосприятии первобытного человека.
4. Искусство первобытного общества
Заключение
Список использованной литературы
Часть 2. Культура и революция
1. Революция 1917 года и культура
2. Социальная и культурная сущность революции 1917 года
3. Художественная культура в годы русских революций
Список использованной литературы
3. Художественная культура в годы русских революций
Отношение
к приближавшейся революции и
сама эпоха революций стали главным
историческим содержанием в первые десятилетия
ХХ века , а в культуре - основой поляризации
идейно-художественных сил. "Актом великого
культурного значения" назвал революцию
1905-1907 годов М. Горький.17 Революционные
события повлияли на творчество многих
русских писателей, композиторов, художников
России. Тема революции, впечатления, связанные
с ее восприятием, присутствуют во многих
художественных произведениях этих лет.
Революционный взрыв в России вызвал у
русской художественной интеллигенции
различные оценки, но при всей противоречивости
их нельзя не признать особого влияния
революции на русскую художественную
культуру. Художественная культура рубежа
веков - важная страница в культурном наследии
России. В ней отразилась социальная и
идейная острота эпохи, возросший интерес
к личности, ее духовному миру, снижение
интереса к проблеме социальности в искусстве.
Общественно-политическая обстановка
в стране, идейно-нравственная атмосфера
оказывали несомненное влияние на художественную
жизнь, творческие искания. Идейная противоречивость,
неоднозначность были присущи не только
художественным направлениям и течениям,
но и творчеству отдельных писателей,
художников, композиторов. Это был период
обновления разнообразных видов и жанров
художественного творчества, период переосмысления.
В русской художественной культуре конца
XIX - начала XX в. получило распространение
декадентство, обозначающее такие явления
в искусстве как отказ от гражданских
идеалов и веры в разум, погружение в сферу
индивидуалистических переживаний. Эти
идеи были выражением социальной позиции
части художественной интеллигенции,
которая пыталась уйти от сложностей жизни
в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики.
Подобным образом она отражала в своем
творчестве кризисные явления тогдашней
общественной жизни. Декадентские настроения
захватили деятелей различных художественных
направлений, в том числе и реалистического.
Однако чаще эти идеи были присущи модернистским
течениям. Понятие "модернизм"
включало многие явления литературы и
искусства XX века, рожденные в его начале,
новые по сравнению с реализмом предшествующего
столетия. Русский модернизм - явление
закономерное, вызванное глубинными процессами
русской культуры. В первые десятилетия
ХХ века зрели вопросы дальнейшего развития
русской литературы, принципиально сконцентрированные
на трех проблемах: отношение к традициям
русской литературы, определение новизны
содержания и формы, определение общего
эстетического мировоззрения. Формировалась
необходимость, говоря словами Валерия
Брюсова, "найти путеводную звезду в
тумане"18. Каждое из направлений
модернизма выдвигало свою эстетическую
программу, но все они сходились в главном
- в отрицании философско-эстетических
принципов реалистического искусства.
В этом смысле модернистское искусство
в целом всегда противостояло реализму.
В модернистских группах и направлениях
объединились писатели и поэты, разные
по своему идейно-художественному облику,
дальнейшей судьбе в литературе. Если
для одних (А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый,
В. В. Маяковский, А. А. Ахматова) принадлежность
к символизму, акмеизму, футуризму означала
лишь начало их творческих исканий и впоследствии
они нашли путь в литературу большого
общественного звучания, то для других
(Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. Крученых)
идеи модернистского искусства означали
суть их творчества. Символизм был закономерным
этапом художественного развития, через
который прошли и литература, и изобразительное
искусство, и театр. Для всех этих областей
культуры символизм стал мировоззренческой
основой. Он сформировался в 90-е годы и
получил преобладающее распространение
в первом десятилетии XX века. В это время
вышли книга Д. С. Мережковского "О причинах
упадка и о новых течениях современной
русской литературы" (1893), сборники "Русские
символисты" (1894-1895), в издании которых
активно участвовал В. Я. Брюсов, с первых
лет своей литературной деятельности
ставший главой русского символизма. Главную
причину упадка литературы Д.Мережковский
усматривал в преобладании реализма, будущее
же ее он связывал с "божественным идеализмом".
Основами нового искусства Мережковский
провозгласил "мистическое содержание",
"символы" и "расширение художественной
впечатлительности". Символизм получил
развитие в творчестве таких поэтов, как
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Соллогуб,
Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, А. Белый.
В кругу символистов начался творческий
путь А. А. Блока (1880-1921). Поэтов-символистов
объединяли общие черты миропонимания
и поэтического языка. Наряду с требованиями
"чистого", "свободного" искусства
символисты подчеркивали индивидуализм,
доходящий до самолюбования, воспевали
таинственный мир, им близка тема "стихийного
гения", близкого по духу к ницшеанскому
"сверхчеловеку".19 Образы маски,
маскарада постоянно мелькают в поэзии
и прозе символистов. Материальный мир
рисуется как нечто хаотическое, иллюзорное,
как низшая реальность по сравнению с
миром идей и сущностей. Символизм расширил,
обогатил поэтические возможности стиха,
что вызывалось стремлением поэтов передать
необычность своего мироощущения "одними
звуками, одними образами, одними рифмами"
(В. Брюсов). Несомненен вклад поэзии символизма
в развитие русского стихосложения. Последнее
предоктябрьское десятилетие было отмечено
дальнейшими исканиями в модернистском
искусстве. Происходившая в 1910 году в среде
художественной интеллигенции полемика
вокруг символизма выявила его кризис.
Как выразился в одной из своих статей
Н. С. Гумилев, "символизм закончил свой
круг развития и теперь падает". На смену
ему пришел акмеизм (от греч. "акме"
- высшая степень чего-либо, цветущая пора).20
Основоположниками акмеизма считаются
Н.С.Гумилев (1886-1921) и С. М. Городецкий (1884-1967).
В новую поэтическую группу вошли А. А.
Ахматова, О. Э. Мандельштам, М. А. Зенкевич,
М. А. Кузмин и другие. Акмеисты в отличие
от символистской туманности провозгласили
культ реального земного бытия, "мужественно
твердый и ясный взгляд на жизнь". Но
вместе с тем они пытались утвердить прежде
всего эстетико-гедонистическую функцию
искусства, уклоняясь от социальных проблем
в своей поэзии. В эстетике акмеизма отчетливо
выражались декадентские тенденции, а
теоретической основой его оставался
философский идеализм. Однако среди акмеистов
были поэты, которые в своем творчестве
смогли обрести новые идейно-художественные
качества (А. А. Ахматова, С. М. Городецкий,
М. А. Зенкевич). Одновременно с акмеизмом
в 1910-1912 годах возник футуризм. Как и другие
модернистские течения, он был внутренне
противоречивым. Наиболее значительная
из футуристических группировок, получившая
впоследствии название кубофутуризма,
объединяла таких поэтов как Д.Бурлюк,
В.Хлебников, В.Маяковский. Разновидностью
футуризма был эгофутуризм И.Северянина,
пропагандирующего "вселенский эгоизм"
как "единственную и правдивую жизненную
интуицию". Футуризм провозглашал революцию
формы, независимой от содержания, абсолютную
свободу поэтического слова. Футуристы
отказывались от литературных традиций.
Они разрушали границу между искусством
и жизнью, между образом и бытом, ориентировались
на язык улицы, лубок, рекламу, городской
фольклор и плакат. В изобразительном
искусстве предоктябрьских десятилетий
происходили аналогичные процессы. Появляются
новые объединения: "Голубая роза"
(1907), "Бубновый валет" (1911). Творчество
художников, участвовавших в этих группах,
несло в той или иной степени черты модернистского
искусства, близость к романтизму и символизму,
экспериментаторство в области цвета
и формы. К 1913 году относится возникновение
русского авангардизма, сыгравшего огромную
роль в развитии мировой живописи. К. Малевич
(1878-1935), создатель этого направления, определил
его как искусство чистых форм, беспредметности.
В авангарде нашли выражение творческие
искания таких художников как Р. Фальк,
М. Шагал, К. Петров-Водкин, П. Филонов. Они
искали в окружающем мире воплощение идеи
мирового устройства. В искусстве авангарда
воплощалось смелое экспериментаторство,
раздвинувшее рамки традиционного понимания
живописи. В реализме этого времени также
появляются новые художественно-эстетические
качества: расширяются "рамки" реалистического
видения жизни, идет поиск путей самовыражения
личности в литературе и искусстве. Характерными
чертами искусства становятся синтез,
опосредованное отражение жизни в отличие
от критического реализма XIX столетия
с присущим ему конкретным отображением
действительности. С этой особенностью
искусства связаны широкое распространение
неоромантизма в литературе, живописи,
музыке, рождение нового сценического
реализма. Одним из новых явлений литературы
XX столетия была пролетарская поэзия,
в которой в полный голос зазвучала тема
борьбы рабочего класса. Особенностью
ее были социальный оптимизм и романтический
пафос. Это массовая поэзия, близкая городским
низам. Стихи понятны и конкретны - своеобразный
отклик на реальные события. Пролетарская
поэзия пронизана революционными призывами,
и это тоже соответствует духу русского
пролетариата. Стихи печатались во многих
журналах, в частности, в журнале легального
марксизма "Жизнь", который стал массовым
и достиг тринадцатитысячного тиража.
В русскую литературу приходит целая плеяда
крестьянских поэтов (С. Есенин, Н. Клюев
и др.). Таким образом, отечественная художественная
культура в эпоху революций в России отразила
всю сложность и противоречивость переживаемого
исторического периода. Россия пыталась
найти ответ на вопрос о судьбах своей
культуры. В этот период Россия обладала
богатейшим культурным наследием, культурными
ценностями мирового уровня. Но отсутствие
в российском обществе достаточно широкого
среднего культурного слоя, который являлся
основой многих цивилизационных процессов,
определило одну из серьезных особенностей
культурной ситуации в России начала XX
века. Она выражалась в существовавшем
разрыве между духовным ренессансом и
бушевавшей реальностью жизни, в которую
вовлекались широкие народные массы. Эта
особенность общественно-культурной жизни
России была одной из причин, определившей
отношение к культуре пролетарской власти
после Октября 1917 года. В качестве общего
вывода можно отметить, что период русских
революций в начале ХХ века кардинально
повлиял на судьбу страны и мира, явился
тем поворотным рубежом, который обозначил
новый исторический путь для России. Революционный
процесс, началом которого явилось падение
самодержавия, сложен, многогранен, включает
разные этапы. Здесь и мощные стихийные
движения, и верхушечная борьба за власть,
и тайные интриги, и перевороты, удавшиеся
и неудавшиеся. Есть все, как в любой другой
революции. Революция 1917 года была русской
революцией, революцией разных народов,
воспитанных в традициях русской культуры.
Она несет на себе яркий отпечаток менталитета
народа, демонстрирует трагическую роль
расколотости российского общества со
времен Петра I. Главное содержание революции
- стремление России к демократии, социальному
прогрессу. Страна в трудной борьбе искала
формы демократической организации. В
сложной и быстро меняющейся социокультурной
обстановке рубежа веков культурно исторический
процесс характеризовался сомнениями,
противоречивыми философскими и религиозно-мистическими
исканиями, борьбой в различных сферах
культуры, трагичными событиями.
Список использованной литературы:
1. Балакина Т.И. Мировая художественная культура./Т.И. Балакина — М.: АСТ, 2000. — 378 с.
2. Немировская Л.З. Культурология. История и теория культуры./Л.З. Немировская — М.: Наука, 1992. — 209 с.
3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций./ Л.И. Семенникова — М.: Наука, 1994. — 280 с.
4. Скворцова Е.М. Теория и история культуры./ Е.М. Скворцова — М.: АСТ, 1999. — 316 с.