Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 11:59, контрольная работа
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Первобытность – детство человечества. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Американский этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации истории человечества («Древнее общество», 1877) период первобытности называет «дикостью». У К. Ясперса в схеме мировой истории период первобытности назван «доисторией», «прометеевской эпохой». Карл Ясперс (1883- 1969) – один из самых ярких представителей экзистенциализма. Он делает акцент на том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития, вводит понятие осевое время. Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная. Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят свое выражения в вопросе без ответов. Современная
Введение
1.Понятие первобытности. Основные этапы становления первобытной культуры
2. Особенности первобытной культуры. Синкретический характер культуры первобытности
3. Религиозные представления в первобытном обществе. Роль мифологии в мировосприятии первобытного человека.
4. Искусство первобытного общества
Заключение
Список использованной литературы
Часть 2. Культура и революция
1. Революция 1917 года и культура
2. Социальная и культурная сущность революции 1917 года
3. Художественная культура в годы русских революций
Список использованной литературы
План
Часть 1. Культура первобытности
Введение
1.Понятие первобытности.
Основные этапы становления
2. Особенности
первобытной культуры. Синкретический
характер культуры
3. Религиозные представления в первобытном обществе. Роль мифологии в мировосприятии первобытного человека.
4. Искусство первобытного общества
Заключение
Список использованной литературы
Часть 2. Культура и революция
1. Революция 1917 года и культура
2. Социальная и культурная сущность революции 1917 года
3. Художественная
культура в годы русских
Список использованной
литературы
Часть 1. Культура первобытности
Введение
Истоки
и корни нашей культуры находятся
в первобытности. Первобытность
– детство человечества.
Большая часть истории человечества
приходится на период первобытности. Американский
этнограф Л. Г. Морган (1818- 1881) в периодизации
истории человечества («Древнее
общество», 1877) период первобытности
называет «дикостью». У К. Ясперса
в схеме мировой истории
период первобытности назван «доисторией»,
«прометеевской эпохой». Карл Ясперс
(1883- 1969) – один из самых
ярких представителей экзистенциализма.
Он делает акцент на том, что человечество
имеет единое происхождение и единый
путь развития, вводит понятие осевое
время. Каково было становление
человека доисторической эпохи? Что он
пережил, открыл, совершил, изобрел до
начала передаваемой историй? Первое
становление человека – глубочайшая
тайна, до сих пор нам совершенно недоступная,
непонятная. Притязания, предъявляемые
нашему познанию доисторией,
находят свое выражения в вопросе без
ответов. Современная антропология
не дает окончательного и
достоверного представления о времени
и причинах перехода от человека умелого
к человеку разумному, равно как и об
отправной точки его эволюции. Очевидно
лишь, что человек прошел в своем биологическом
и социальном развитии долгий и весьма
извилистый путь. В недоступных
нашему определению временах
и эпохах происходило расселение людей
на Земном шаре. Оно шло внутри
ограниченных площадей, было бесконечно
разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще
единый характер. Наши предки в самый отдаленный
из доступных нам периодов
предстают перед нами группами, вокруг
огня. Использование огня и
орудий является существенным фактором
в превращении человека в человека.
«Живое существо, не имеющее ни того
не другого, мы вряд ли сочли бы человеком».
Радикальные отличия человека от животных
состоит в том, что окружающий предметный
мир является объектом его мышления и
речи. Образование групп и сообществ, осознание
его смыслового значения – еще одно
отличительное качество человека.
Только тогда, когда между
первобытными людьми начинает возникать
большая спаянность, вместо охотников
на лошадей и оленей появляется оседлое
и организованное человечество. Возникновение
искусства – закономерное следствие
развития трудовой деятельности и
техники палеолитических охотников,
неотделимые отложения родовой организации,
современного физического типа
человека. Увеличился объем его мозга,
появилось множество новых ассоциаций,
возросла потребность в новых формах общения.
1.Понятие первобытности. Основные этапы становления первобытной культуры
Первобытнообщинный
строй – это эпоха, охватывающая
весь период существования человека
от его появления на Земле до становления
первых древнейших цивилизаций. Первобытность
является начальным этапом существования
человечества. Вопрос о времени начала
первобытности упирается в
2.Особенности первобытной культуры. Синкретический характер культуры первобытности
Одной
из особенностей первобытной культуры
является коллективизм. С самого зарождения
человеческого рода община была основой
его существования, именно в общине
и зародилась культура первобытности.
В эту эпоху не было места индивидуализму.
Человек мог существовать только
в коллективе, пользуясь с одной
стороны, его поддержкой, но с другой
стороны, будучи готовым в любое
время пожертвовать ради общины всем,
вплоть до жизни. Община рассматривалась
как некое единое существо, для
которого человек – не более чем
составной элемент, которым при
необходимости можно и должно
жертвовать во имя спасения всего
организма. Первобытная община строилась
на принципах кровного родства. Считается,
что первой формой фиксации родственных
связей было родство по материнской
линии. Соответственно женщина играла
ведущую роль в обществе, была его
главой. Такой общественный строй
называется, как известно, матриархатом.
Обычаи матриархата оказали влияние
на особенности искусства, породив
стиль искусства, призванный воспевать
женское начало в природе (его
выражением, в частности, являются многочисленные
скульптуры т.наз. палеолитических
Венер – женских статуэток
с выраженными признаками пола).
Одним из важнейших принципов
организации рода, который сохранялся
во все последующие эпохи, была экзогамия
– запрет на половые отношения
с представителями своего рода. Этот
обычай предписывал выбирать брачного
партнера непременно вне рода. Таким
образом удавалось избежать губительных
для общины последствий кровосмешения,
хотя реальная причина, по которой древние
люди пришли к выводу о недопущении
кровосмешения, неясна, поскольку современные
исследования показывают, что существующие
сейчас примитивные общества строго
соблюдают принцип экзогамии, но
нередко даже не осознают связи между
половым актом и рождением
ребенка. Еще одной особенностью первобытной
культуры является практический характер
всего, что было создано первобытным человеком
как в материальной, так и в духовной сфере.
Не только продукты материального производства,
но и религиозные и идеологические представления,
обряды и предания служили главной цели
– выживанию рода, сплачивая его и указывая
принципы, по которым он должен существовать
в окружающем мире. И эти принципы также
возникали не на пустом месте, они формировались
многовековым практическим опытом как
непременные условия нормального существования
человеческой общины. «Особенностью первобытной
культуры является прежде всего то, что
она, образно говоря, скроена по мерке
самого человека. У истоков материальной
культуры вещами командовал человек, а
не наоборот. Конечно, круг вещей был ограничен,
человек мог их непосредственно обозревать
и чувствовать, они служили продолжением
его собственных органов, в определенном
смысле были их вещественными копиями.
Но в центре этого круга стоял человек
– их создатель»3. В связи с этим
можно выделить такую важную особенность
первобытной культуры, как антропоморфизм
– перенесение присущих человеку свойств
и особенностей на внешние силы природы,
что в свою очередь порождало веру в одухотворенность
природы, лежавшую в основе всех древних
религиозных культов. На ранних этапах
культуры мышление было вплетено в деятельность,
оно само было деятельностью. Поэтому
и культура носила слитный, нерасчлененный
характер. Такую культуру называют синкретичной.
«Эмоциональность и уподобление вещи
себе, слитность образа вещи с самой вещью,
или синкретичность – это черты первобытного
мышления»4.
3.Религиозные представления в первобытном обществе. Роль мифологии в мировосприятии первобытного человека
На протяжении всего доледникового периода люди жили небольшими группами из десяти двенадцати членов. Современные социологи назвали эти группы первобытной ордой и затем выделили две основные стадии ее существования состояние дикости и состояние варварства. Экономика орды складывалась исключительно из присвоения, а не из производства. Человек еще не был в состоянии осознать свои связи с другими людьми и с природой и не мог, следовательно, отразить эти связи в какой-либо форме религиозных представлений, хотя бы наиболее элементарной и примитивной. Представления первобытного человека о сне и сновидении, о смерти объясняют происхождение религиозных вымыслов, ранних представлений о душе. Но для того, чтобы эти представления могли возникнуть, потребовалось образование «первобытной общины», сменившей первоначальное полуживотное состояние. Этот переход характеризовался открытием ряда орудий труда. К случайному сбору пищи прибавилась организованная, хотя еще и примитивная форма охоты и рыболовства. Понадобилось, наконец, чтобы люди перешли к полуоседлой жизни в разного рода убежищах и пещерах, где они могли размышлять о являющихся в сновидениях животных и людях как о своих «двойниках» и задумываться над тайнами смерти. Мощные атмосферные и геологические потрясения ледникового периода загнали людей в пещеры и способствовали поискам новых средств защиты и поддержания жизни. Люди научились поддерживать случайно возникающий огонь, затем узнали, как высекать искры, чтобы самим зажечь его. Началась обработка камня для получения орудий охоты. По-прежнему сообща охотились на мамонтов, гигантских носорогов, доисторических оленей. Совместно захваченная добыча являлась общей собственностью. О существовании религиозной жизни в наиболее древние периоды истории нам свидетельствуют лишь немногие внешние признаки, которые подчас весьма трудно истолковать. Зародившиеся в первобытном обществе в силу определенных экономических и социальных условий многочисленные обряды перешли затем без изменений или с незначительными нововведениями в религию последующих эпох. Достаточно вспомнить обряды посвящения, которые «сохранились в форме христианских таинств, священную весеннюю трапезу мбанбъума, или интичиума, племени грунта в Центральной Австралии, имеющую все основные признаки причастия, назначение и церемонии похорон, сохранившиеся до наших дней, хотя и без своего прежнего магического, смысла, обычаи траура и т. п. Эпоха первобытного общества растянулась на многие десятки тысяч лет, начиная с первого периода каменного века, или раннего палеолита, когда жил человек, получивший имя неандертальца, и вплоть, до бронзового века, охватывающего второе тысячелетие до нашей эры. Следы первобытного общества сохранились у народов, еще живущих в полудиком состоянии, например у австралийцев. Следует, однако, учесть, что выводы нашей официальной этнографии, изучающей жизнь таких народов в современных условиях, нельзя принимать без оговорок, так как на ней слишком сказывается соприкосновение с более развитыми формами общества.
«Миф
– возникающее на ранних этапах истории
повествование, фантастические образы
которого (боги, легендарные герои, события
и т.п.) были попыткой обобщить и объяснить
различные явления природы и общества.
Мифология – это своеобразная форма проявления
мировоззрения древнего общества»5.
Несмотря на фантастичность с точки зрения
современного человека наивных представлений
первобытной эпохи о мире, для древнего
человека никогда не возникало даже вопроса
о том, насколько достоверно то, что сообщает
миф. «Для первобытного человека мифология
являлась объективной действительностью»6.
Другими словами, первобытный человек
искренне верил в правдивость того, что
сообщал ему миф, будь то сказание о богах
и древних героях или представления об
одухотворенности природы и его посмертном
перерождении в новую ипостась. Действительно,
мифология выступала не просто основой
мировоззрения первобытного человека,
она и была этим самым мировоззрением.
В таком виде миф стал началом человеческого
сознания, представлений человека о мире
и своем месте в нем. «Мифология – это
мир первообразов, которые были достоянием
рода и передавались из поколения в поколение.
Мы можем сказать о первообразе, что он
является копией чего-то, что находится
вне сознания. О первообразе мы так сказать
не можем. Первообраз – образ самого сознания.
От любого образа мы можем отделаться,
забыть его. А от первообраза нельзя отделаться,
хотя можно и не знать о нем, не испытывать
его влияния. Первообраз – это глаз» сознания.
Мы видим глазом, а самого глаза не видим.
Так и с первообразом: с его помощью мы
осознаем или мыслим, но помылить сам первообраз
так же трудно, как увидеть глаз»7.
Таким образом, можно сказать, что все
мышление первобытного человека было
мифологическим. Соответственно миф играл
роль основы всей духовной культуры первобытного
общества, соединяя прошлое и современность.
Мифология стала своеобразной идеологией
первобытного общества. «Она имела те
же особенности, что и первобытная культура
в целом: синкретизм, антропоморфизм, примитивный
коллективизм»8. Первичные религиозные
верования древних людей были разнообразны,
нередко переплетались и сосуществовали
и позднее нашли свое отражение в развитых
религиозных системах первых человеческих
цивилизаций. К ним относятся тотемизм
(вера в существование связи между родовой
группой и тотемом – видом животных, растений,
каких-либо предметов или явлений природы),
анимизм (вера в души, заключенные в какие-либо
тела, или в духов, действующих самостоятельно),
аниматизм (представления об одушевленности
всех предметов и явлений природы, их оживотворение),
фетишизм (вера в сверхъестественные свойства
отдельных предметов), магия (вера в способность
человека воздействовать на предметы
и явления природы сверхъестественным
способом)9. Как и все остальное,
что было в жизни первобытного человека,
религиозные представления должны были
служить задаче выживания рода. Они объясняли
явления окружающего мира, указывали способы
реагирования на те или иные события, происходящие
в нем, пути существования в гармонии с
окружающей природой. Эти воззрения были
весьма устойчивы и при отсутствии внешних
воздействий могли, не изменяясь, существовать
тысячелетиями. Так, образ жизни примитивных
племен центральной Африки, вероятно,
ничем не отличается от того, как жили
их предки тысячи лет назад, но можно с
уверенностью утверждать, что этот способ
построения существования является наиболее
оптимальным для данного региона с его
особенностями, и можно не сомневаться,
что при условии невмешательства внешнего
цивилизованного мира и природных катаклизмов
в жизнь этих людей их образ существования
не изменится еще неограниченно долгое
время. И религия играет важную роль в
формировании отношений человека и природы.
Миф – это не рассказ, это не повествование,
это форма культуры, это способ человеческого
бытия. Миф вечен, т.к. мифологическое представление
присутствует во всех культурах, включая
современную. Миф – это способ человеческого
бытия и мироощущения, целиком основанный
на смысловом породнении человека с миром;
человек переживает в мифе явления природы
как одушевленные существа и воспринимает
смыслы в качестве изначальных свойств
веществ, следовательно, миф есть проекция
человека в окружающий мир, где человек
всего лишь его часть, поэтому для того,
чтобы выжить человеку в этом мире ему
нужно найти себе могучих покровителей
(богов), которых он одновременно и боится
и надеется на них. И в роли таких богов
оказываются наиболее существенные для
конкретного племени силы и явления природы.
Миф не приносил человеку свободы, ибо
миф выражал не стремление к свободе, а
стремление к выживанию за счет подавлений
любых проявлений свободы. Миф был формой
запрета, который освящался именем бога,
любой шаг за пределы, предписанные священным
обычаем, рассматривался как нарушение
священной гармонии, подрыв союза человека
и бога, поэтому от тех, кто не вписывался
в тоталитарную структуру, миф, руками
вождей и старейшин, избавлялся (через
инициации, то есть обряд посвящения в
полноправные члены общества). Тотемизм
наиболее древняя форма религии, которую
мы знаем в истории человечества до эпохи
возникновения классов. Что в точности
означает «тотем»? Это слово, как мы уже
видели, первоначально означало родственную
связь между членами, определенной группы
людей и их предполагаемым или фактическим
родоначальником. Позже эта родственная
связь была распространена на животных
и растения, которые служат данной группе
для поддержания существования. Само это
расширение представлений является определенным
религиозным процессом. Из представления
о тотеме со временем разовьется культ
животных, растений и природных явлений,
которые определяют жизнь человека. Животное,
от которого зависит снабжение пищей клана,
в то же время рассматривается как родич
группы. Члены данного клана не едят его
мясо, точно так же как мужчины и женщины
одной группы не вступают друг с другом
в брак. Этот запрет выражен в слове полинезийского
происхождения «табу». Первоначальное
значение этого слова отделенный, удаленный
прочь. В первобытном обществе табу все,
что таит в себе, по представлению первобытного
человека, опасность. Табу налагается
на больных, на трупы, на чужеземцев, на
женщин в определенные периоды их физиологической
жизни и вообще на все предметы, которые,
как кажется первобытному человеку, имеют
необычайный характер. Позже в ту же категорию
войдут племенные вожди, монархи и жрецы.
Все то, что табу, неприкасаемо и несет
в себе заразу; впрочем, эти представления
породили некоторые оздоравливающие и
очищающие запреты. Все эти верования
находят объяснение в различных формах
реальной жизни и общественных отношений,
действие которых люди испытывали на себе.
Не религия породила идею чистого и нечистого,
святого и мирского, дозволенного и запрещенного,
а общественная практика, которая создала
отраженный мир легенд и обрядов, названных
священными. Но, появившись на свет, эти
представления проделали путь самостоятельного
развития. И тот вывод, что к тем или иным
представлениям привел образ жизни людей
и способ производства, а не их образ мыслей,
вовсе не означает пренебрежения конкретным
значением идеологии или объяснением
вопросов религии простыми экономическими
справками. Группа людей живет охотой,
которая повсеместно была обязательным
этапом развития общества. Но, чтобы настичь
добычу, необходимо владеть исключительно
сложным охотничьим искусством, отражение
которого можно видеть в так называемых
обрядах посвящения, к которым пока допускаются
только мужчины. Это очищение, посвящение
и введение юноши в число охотников (или
ловцов рыбы). В ходе обрядовых празднеств,
нередко длящихся неделями, посвященный
символически умирает, чтобы возродиться
к новой жизни и быть в состоянии выполнять
свои обязанности по отношению к обществу.
Мы еще далеки от представлений об искуплении
и спасении, возникающих только в эпоху
наивысшего развития рабовладения, когда
неосуществимое на земле спасение было
перенесено в сферу вымысла, в мир потустороннего.
Но переход юноши в более ответственную
категорию в связи с его возрастом или
приобретенными им навыками несет в себе
зародыш идеи тех обрядов, которые позже
разовьются в религии «мистерий» и в самое
христианство.10 Бессильный перед
лицом природы и коллектива, первобытный
человек отождествляет себя с животным-предком,
со своим тотемом, посредством сложных
и нередко мучительных церемоний, что
в конечном счете увеличивает его зависимость
от природы и общественного окружения.
Из обряда, из деталей культа возникает
мало-помалу стремление истолковывать
действительность с точки зрения мифа
и предания. Когда, например, мы говорим
о культе, мы вводим понятие, которое не
могло иметь смысла на древнейшей стадии
развития человеческого общества. Ведь
и этимологически идея культа связана
с практикой возделывания земли и предполагает
общество, в котором существует разделение
труда между старыми и молодыми, особенно
же между мужчинами и женщинами. Именно
женщинам племя поручало в этот период
помимо приготовления пищи полевые работы,
выращивание фруктов и растений, в то же
время мужчины по-прежнему занимались
охотой. К этому периоду истории первобытного
общества относится выдвижение женщины
в обществе, характеризующее эпоху матриархата.
Следы этой эпохи сохраняются не только
в религиозной жизни, в народных традициях
и в языке, но и в обычаях многих народностей
нашего времени: на Малаккском полуострове,
в Индии, на Суматре, в Новой Гвинее, у эскимосов,
среди нильских племен, в Конго, Танганьике,
Анголе и в Южной Америке. Эпоха матриархата
объясняет, почему известным нам наиболее
древним обрядам плодородия свойствен
прежде всего культ женщины или атрибутов
женщины (схематические изображения деталей
анатомии женщины, магические вульварные
культы и т. д.)11. Но прежде, чем принудить
землю покориться воле обрабатывающего
ее человека, общество пережило период
сбора средств существования, которым
все занимались на равных правах, период
охоты, скотоводства и пастушества. Пока
разделение труда совершалось в рамках
возрастных и родственных отношений, связь
между индивидом и тотемом не могла еще
приобрести характера подлинного культа.
Каждая группа людей в пределах более
крупного объединения термины клан и племя
предполагают уже достаточно развитую
социальную организацию специализируется
в охоте на определенное животное: вепря,
оленя, змей, медведя, кенгуру. Но в обществе,
где отдельный человек зависит от других
в добыче пропитания, это животное в конце
концов перестает отделяться от самой
группы оно становится его символом, его
покровителем, наконец, предком. Сложные
церемонии постепенно превращают представление
о биологической связи в связь воображаемую.
И мало-помалу из подобных представлений
возникает культ предков, который возможен
при значительно более высокой степени
социальной дифференциации и сохранился
у различных народностей Индии, Китая,
Африки и Полинезии. Человек определенной
тотемической группы обходится со своим
животным-предком с особенной почтительностью.
Те, к примеру, что охотятся на медведя,
избегают есть его мясо, по крайней мере
в период священного поста, но кормятся
дичиной, добытой охотниками других групп,
у которых другой тотем. Общность людей,
сформированная на месте распавшейся
первобытной орды, походит на обширный
кооператив, в котором каждый должен заботиться
о пище для других и в свою очередь зависит
от других в получении средств существования.
Вполне возможно, что особенные заботы
по отношению к животному-тотему способствовали
приручению и выращиванию отдельных животных.
В самом деле, для магических обрядов,
способствующих охоте, и для ритуальных
трапез, которые в конце концов превратились
в коллективное причастие верующих, для
всего этого необходимо было иметь под
рукой, в клетках или специальных загонах,
«священных» животных. Возникновение
земледелия, последовавшее вслед за открытием
первых грубых земледельческих орудий
для обработки земли, означало распад
и уничтожение культов, основанных на
тотемизме. На смену магическим танцам,
которые должны были способствовать успешной
охоте, пришли различные обряды плодородия,
вульварные и фаллические культы, которые
считались благоприятными для плодородия
полей. Поклонение животному-предку мало-помалу
растворяется в поклонении природе. Это
очень медленный процесс, в котором различаются
отдельные этапы. Не все тотемы были животными.
Бедность фауны в некоторых районах и
быстрое увеличение количества объединенных
между собой групп людей уже приводили
и ранее к использованию отдельных органов
или частей тела животных в качестве суррогатов
тотема. Таковы, например, ягодичные утолщения
кенгуру (в Австралии) или хвосты ряда
животных. В других случаях тотемом постепенно,
путем ассимиляции становились травы,
овощи, растения. Когда же мы обнаруживаем
использование в качестве тотемов неодушевленных
предметов или явлений природы, это означает,
что в недрах общества начались существенные
изменения. Возникает новая форма разделения
труда между группами охотников; появляется
специализация, лежащая в основе ремесла;
начинается возделывание земли, и солнце,
ветер, дождь, луна, облака приобретают
все большее значение в жизни общества.
Животное-предок, пока еще в свойственном
ему образе зверя, начинает приобретать
качества, характерные для явлений природы.
Превратившийся в пастуха и земледельца
человек чувствует себя в новых отношениях
с атмосферными явлениями, которые постоянно
воздействуют на его труд. Тотем все чаще
переносит свое местопребывание с земли
ввысь на небо, в горы, облака. Зарождаются
олицетворенные силы, которые, как кажется
человеку, главенствуют в развитии жизни
и общества.